Помехи13 октября 2009 года, Рами Шапиро Хасидская история Далее | |
На тему недельной главы. Берешит 111 октября 2009 года, Рав Арье Кацин, из цикла «На тему недельной главы» Если у человека есть все богатства мира, но он одинок, то у него нет ничего! Если у человека нет ничего, но, преодолевая страдания, он помнит, что он не один, то у него есть все, что нужно человеку для счастья. Далее | |
Скажи жизни — да! Предисловие7 октября 2009 года, Рав Эзриэль Таубер, из цикла «Скажи жизни — да» Чувство трепетной благодарности Далее | |
На тему недельной главы. Ки таво2 сентября 2009 года, Рав Арье Кацин, из цикла «На тему недельной главы» Коментарии к недельной главе Льва Кацина Далее | |
Недельная глава Ки теце26 августа 2009 года, Рав Реувен Пятигорский, из цикла «Очерки по недельной главе Торы» По материалам газеты «Исток» Далее | |
Экев, вопросы и ответы4 августа 2009 года, Рав Хаим Суницкий, из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе» Полный контроль Всевышнего над нашей историей Далее | |
Балак, вопросы и ответы30 июня 2009 года, Рав Хаим Суницкий, из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе» Вопросы и ответы по недельной главе Далее | |
Тьма перед рассветом 8. Заключение21 июня 2009 года, Рав Эзриэль Таубер, из цикла «Тьма перед рассветом» Как милосердный Б-г может допустить возможность зла? Далее | |
Тьма перед рассветом 4. Брачный союз между Ашемом и Израилем17 мая 2009 года, Рав Эзриэль Таубер, из цикла «Тьма перед рассветом» Катастрофа и возвышение через страдание Далее | |
На тему недельной главы, Эмор 37 мая 2009 года, Рав Арье Кацин, из цикла «На тему недельной главы» Коментарии к недельной главе Льва Кацина Далее | |
Грех - болезнь, раскаяние - лекарство23 сентября 2008 года, Рав Йосеф Б. Соловейчик Если грех можно сравнить с органической болезнью, значит, соответственно этому, должно проходить его лечение. Далее | |
Связь между раскаянием и свободным выбором16 сентября 2008 года, Рав Йосеф Б. Соловейчик Свобода воли порождает в человеке чувство ответственности, как говорил Гилель: «Если я здесь, то все здесь». Далее | |
Сотворение мира и наука. Человек как венец творения8 апреля 2008 года, Натан Авиэзер, из цикла «Сотворение мира и наука» Какое отношение к человеку могут иметь все эти бесчисленные звезды, рассыпанные по бесконечным далям внеземного пространства? Далее | |
«БШАЛАХ» («КОГДА ОТПУСТИЛ»)16 января 2008 года, Рав Бенцион Зильбер Глава рассказывает о событиях с момента, «когда фараон отпустил народ»: евреи чудом переходят Красное море, поют хвалебную песнь Всевышнему, получают небесную пищу — ман. Глава сообщает также о первом проявлении евреями недовольства условиями жизни в пустыне и о нападении на них Амалека. Далее | |
Есть ли свобода выбора?17 октября 2007 года, Мирьям Климовская Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему? Далее | |
Желание1 сентября 2007 года, Акива Татц, из цикла «Жить вдохновенно» | |
«Реэ». Благословение и проклятие8 августа 2007 года, Рав Бенцион Зильбер Глава начинается знаменитым стихом: «Смотри, я полагаю пред вами сегодня благословение и проклятие» (Дварим, 11:26). Моше излагает народу свыше пятидесяти заповедей, многие из которых связаны с пребыванием евреев на Святой Земле. Глава еще раз напоминает о видах животных, которые разрешены и которые запрещены евреям в пищу, и о законах шхиты (забоя скота). Среди прочего сказано: евреи не должны допускать, чтобы люди, живущие с ними рядом, бедствовали. Им надо помочь всем, чем можно, — это обязанность. Далее | |
Корень зла1 августа 2007 года, Акива Татц, из цикла «Жить вдохновенно» | |
Парадокс личности21 июня 2007 года, Акива Татц, из цикла «Маска Вселенной» Почему душа человека стремится к независимости, к утверждению своей свободы? Почему в нас заложена тяга к Творцу, но при этом мы боимся, что такое сближение лишит нас индивидуальности? Короче, почему мы так противоречиво устроены? Далее | |
Предопределение и свободная воля3 мая 2007 года, Акива Татц, из цикла «Маска Вселенной» Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли. Далее | |
«Ки тиса» («Когда будешь вести счет»). Долго ли усидишь на двух стульях?7 марта 2007 года, Рав Бенцион Зильбер Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе. Далее | |
Мидраш рассказывает. Недельная глава Реэ16 февраля 2007 года, Рав Моше Вейсман, из цикла «Мидраш рассказывает» Пересказ Мидрашей на недельную главу Торы. Далее | |
«Итро»8 февраля 2007 года, Рав Бенцион Зильбер | |
Ваэра. Чем фараон виноват?25 января 2007 года, Рав Бенцион Зильбер Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена. Далее | |
«Ваэра» («И я явился»)17 января 2007 года, Рав Бенцион Зильбер Десять ударов по Египту Далее | |
Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваэра14 января 2007 года, Рав Моше Вейсман, из цикла «Мидраш рассказывает» В вечер Песаха мы выпиваем четыре бокала вина, чтобы возблагодарить Ашема за освобождение Далее | |
«МИКЕЦ» («ПО ПРОШЕСТВИИ»). Все в руках Небес, кроме страха перед Небесами20 декабря 2006 года, Рав Бенцион Зильбер Материалы рассылки. Далее | |
Шабат Берейшит, точка выбора18 октября 2006 года, Рав Бенцион Зильбер В основу мира заложена свобода выбора Далее | |
Тора и заповеди.8 июня 2006 года, Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ (Рамхаль) Каким образом "работают" заповеди и для чего они? Далее | |
Река, текущая из Эдена24 мая 2006 года, Рав Арье Каплан Глубинный смысл духовной нечистоты и очищения в микве Далее | |
Наш праотец Авраам18 апреля 2006 года, Рав Моше Пантелят Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама? Далее | |
Как одолеть гнев. Часть 4. Четыре общих совета по обузданию гнева и всех дурных качеств характера30 декабря 2005 года, Рав Авраам Елин, из цикла «Как одолеть гнев» Есть четыре общих совета, помогающие бороться со злым началом. Далее | |
Ликутей Амарим — Тания, часть III. Глава 615 августа 2005 года, Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания, из цикла «Тания» Но так было в те времена, когда еврейский народ находился на высокой ступени, когда в Храме Шхина пребывала в народе. Тогда евреи получали жизненную силу тела только через Б-жественную душу, от внутренней части изобилия, уделяемого Эйн Софом, благословен Он, через имя Гавайе, благословен Он, как об этом говорилось выше Далее | |
Ликутей Амарим — Тания. Глава 3015 августа 2005 года, Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания, из цикла «Тания» Если тот, кто умеет изучать Тору, не борется с дурным влечением, вина его тяжелее, чем невежественного, легкомысленного человека. Каждый должен проверять себя, ведет ли он подлинную войну. Он должен делать больше, чем он к тому склонен. Далее | |
Ликутей Амарим — Тания. Глава 1415 августа 2005 года, Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания, из цикла «Тания» Каждый человек может и должен быть средним, то есть творить добро и избегать зла мыслью, речью и действием. Но на самом деле испытывать отвращение ко злу — в этом человек не столь властен над собою, но должен к этому себя приучать Далее | |
Ликутей Амарим — Тания. Глава 1615 августа 2005 года, Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания, из цикла «Тания» Великое правило в служении средних — владеть своей природой, и этому помогает размышление и осознание величия Всевышнего. Даже если разум не способен породить ощутимую любовь к Б-гу, есть скрытое внутреннее постижение сердца, и через Тору и заповеди оно возвышает душу так же, как ощутимая любовь Далее | |
Ликутей Амарим — Тания. Глава 1715 августа 2005 года, Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания, из цикла «Тания» Исполнить все веленное Торой очень легко и близко человеческому сердцу, так как в сердце еврея постоянно присутствует скрытая любовь к Б-гу, а мозгом человек владеет и может всегда размышлять о Всевышнем Далее | |
Законы раскаяния. Глава 615 мая 2005 года, Раби Моше бен Маймон РАМБАМ, из цикла «Законы раскаяния» Все предопределено, кроме поступков человека. В его силах решать и выбирать, поступить ли хорошо или плохо. Однако, иногда Всевышний закрывает человеку дорогу к раскаянию... Далее | |
Законы раскаяния. Глава 58 мая 2005 года, Раби Моше бен Маймон РАМБАМ, из цикла «Законы раскаяния» Что предопределено нам свыше, а что является результатом нашего личного выбора? Если Б-г знает все, а также и то, что будет со мною в будущем, то о какой свободе выбора может идти речь вообще? Как мы можем нести ответственность за то, что произошло с нами по предопределению? Далее | |
Иудаизм о сотворении мира5 апреля 2005 года, Рав Захария Матитьяу Какой мир реален - мир причин или мир следствий? Далее |