Темы: Недельная глава, Свобода выбора, Фараон, Ваэра, Рав Бенцион Зильбер, Десять казней
Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего.
За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.
В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен.
Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство.
При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.
В МИРЕ НЕТ НИЧЕГО, КРОМЕ Б-ГА
В чем заключался смысл действий Всевышнего, которые мы называем египетскими казнями? Если считать, что цель Всевышнего очевидна и прямо заявлена — освободить еврейский народ из рабства, то исхода можно было добиться более простыми методами, скажем, против воли фараона. Если же Всевышний желал сделать это только с согласия правителя Египта, зачем было «ожесточать сердце» фараона, т.е. вкладывать в него силы стоять на своем?
Основной смысл тех средств, которые Всевышний избрал для освобождения евреев, — продемонстрировать человечеству всесилие и могущество Б-га. Этой цели служат как сами чудеса, так и обстоятельства, в которых они происходили, т.е. то, что дело было в Египте.
Когда, явившись к фараону, Моше и Аарон продемонстрировали ему чудо с посохом, превратившимся в змею, фараон, рассказывает мидраш, просто покатился со смеху. Не только лучшие египетские чародеи, но его жена и дети без труда могли проделать такую вещь. Ты привозишь солому туда, где ее и так горы, — сказали Моше египетские маги, другими словами — у нас и без тебя чародеев больше чем достаточно. Овощи имеет смысл привозить туда, где выращивают овощи, — отвечал Моше. Другими словами — показывать что-то стоит как раз там, где в этом знают толк, где это сумеют оценить. Именно туда, где знают колдовство, сказал Моше, Б-г послал меня творить чудеса.
Действительно, маги — знатоки, специалисты, не могли не увидеть разницу в своих действиях и в том, что произошло с посохом Аарона. Он не только превратился в змею, но и, вновь став посохом, поглотил посохи магов. Но только после третьей казни маги признали в чудесах, совершаемых Моше и Аароном, перст Всевышнего. А фараону потребовались для этого все десять казней.
Всевышний хотел продемонстрировать Свои знамения в Египте, потому что Египет, как мы уже говорили когда-то, был не просто мировым культурным центром, но и крупнейшим центром чародейства. Может быть, это одна из причин, почему Всевышний поместил евреев именно в Египет. Произойди подобные чудеса в какой-то другой, менее развитой стране, люди сказали бы: вас, невежд, любым пустяком можно поразить. А признание египтян, способных понять, где колдовство, а где чудо, было убедительно для всех.
Противостояние фараона воле Всевышнего должно было только ярче проявить всесилие Б-га. Фараон, обладавший в глазах своих подданных неограниченным могуществом, упрямится до последней возможности, однако в конце концов не только сдается и уступает, но так торопит евреев уйти, что тесто, которое они замесили в дорогу, не успело взойти. В память об этом событии мы едим в Песах пресный хлеб — мацу. И не только едим. Рассказ о маце — обязательная часть пасхальной Агады. Почему? Чем так важна маца? Она напоминает нам о стремительном изгнании евреев из Египта, в сущности же — о всесилии Б-га.
Б-г играет упрямством и желаниями фараона. Фараон, говорит мидраш, в этой ситуации подобен приговоренному к наказанию, которому предложили на выбор либо съесть испорченную рыбу, либо получить определенное количество ударов, либо уплатить большую сумму денег. Он предпочел съесть рыбу, но, не доев ее до конца, решил, что пусть уж лучше его накажут палками. Не выдержав положенного числа ударов, он попросил пощады. Кончилось, как вы понимаете, тем, что он уплатил еще и требуемую сумму.
Человек испытывает желания и обладает свободой выбора. О фараоне сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» его сердце, т.е. укрепил его упрямство, сделал, так сказать, нечувствительным к ударам. Есть мнение, что таким образом Б-г лишил фараона свободы выбора, чего Он обычно не делает. Для чего? Для того, чтобы достичь Своей цели. Целью Всевышнего была не победа над фараоном. В «поединке» между Б-гом и фараоном фараон — не противник для Всевышнего, об этом просто смешно говорить. Но на арене цирка сильный борец никогда не укладывает слабого одним рывком, хотя мог бы. Он демонстрирует публике зрелище. Творец, разумеется, не имел намерения развлечь нас, но — со всей наглядностью продемонстрировать Свое могущество.
Впервые Творец мира проявился так открыто и так широко. В начале следующей недельной главы, которая продолжает рассказ о египетских казнях, Всевышний говорит: «Я отягчил (сделал неприступным) сердце фараона и сердце его рабов, чтобы Мне свершить эти Мои знамения в его среде. И чтобы ты рассказывал во услышание твоего сына и сына твоего сына о том, как Я глумился над Египтом, и о Моих знамениях, которые Я свершил среди них, — и [чтобы] вы знали, что Я Г‑сподь» (Шмот, 10: 1-2).
Это и было целью Всевышнего, когда Он вершил расправу над Египтом, — чтобы мы знали, что Он — Г-сподь. Это был момент, когда закладывались основы еврейского народа. Это момент строительства народа, и Всевышний со всей силой показывает, что такое Б-г и что такое человек.
Рав Хаим Фридландер говорит: человек может освятить Имя Всевышнего и по своей воле, и вопреки своему желанию. По своей воле — активно, вопреки своему желанию — пассивно. Можно освятить Имя Всевышнего так, как это делал Моше, а можно так, как это получилось у фараона. В жизнь претворяются только и исключительно цели и намерения Творца. В любых случаях. Свобода воли человека определяет лишь, в какой роли он в этой ситуации выступит.
Незабываемыми и величественными событиями в Египте Б-г открыто показал всему человечеству, что в мире нет никакой другой силы, кроме Него.
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.