Из цикла «Очерки по недельной главе Торы», темы: Дурное начало, Недельная глава, Свобода выбора, Ки теце, Свобода, Реувен Пятигорский
В недельной главе Ки Тэцэ приведены 74 заповеди (27 постанавляющих и 47 запрещающих), причем многие из них относятся к заповедям, регулирующим отношения между людьми. Обратите внимание, запретов почти вдвое больше чем постановлений.
Часто на уроках по иудаизму начинающие заявляют, что их, мягко скажем, настораживает наличие в Торе массы запрещений и ограничений. Что получается, восклицают они, раньше мы жили в стране всеобщих запретов, без которых нельзя было шагу ступить, а теперь попали в ситуацию, когда даже возвращение в лоно родной религии связано с принятием на себя таких же пут и цепей!
На эту тему можно провести целую дискуссию. Но пока обойдемся одним замечанием, позволив себе пару аналогий. Известно, что наука занимается изучением законов природы. Все законы носят чисто ограничительный характер. Например, на любое тело, свободно парящее в воздухе, действует сила тяготения и сила трения (о воздух). Несмотря на ограничительный характер, знание законов физики позволяет человеку построить аппарат, свободно летающий в атмосфере. Т.е. не будь законов, препятствующих полету, не было бы и самого полета…
И еще пример: парусник движется в море под силой ветра. Причем двигаться он может в любом направлении — даже против ветра; надо только уметь совершать определенные маневры и производить некоторую перестановку в парусах. Ветер — запрет, но он делает возможным плаванье. И только полный штиль — абсолютная свобода — делает корабль неподвижным.
Надо знать, как устроен наш мир. Только тогда обретаешь подлинную свободу. В неменьшей степени это касается иудаизма, ибо все его законы — носящие характер морального императива — это и есть законы мира, созданного Всевышним для человека…
Возвращаемся к нашей главе. Она начинается словами: «Ки тэцэ, Когда выйдешь на войну против своих врагов, и предаст его (твоего врага) Всевышний в твою руку...» Сказано «когда выйдешь на войну» — в единственном числе. Ты выйдешь, а не вы, евреи, выйдете. Почему?
Здесь скрыт намек на то, каким образом «предаст Всевышний врага в твою руку». Все дело в единстве. Когда все мы выходим на войну с нашими врагами «как одно сердце», «как один человек» — враги обречены. Отметили мудрецы в Иерусалимском Талмуде: в правление царя Ахава почти все евреи Северного царства, Израиля, были идолопоклонниками, и в то же время известно, что между ними царило согласие и единство; так вот, евреи того поколения вели многочисленные войны — и выходили победителями! Единство — в глазах Всевышнего — ценнее многих других качеств.
И еще один урок мы выводим из того, что приведенный стих дан в форме единственного числа. Да не скажет человек: кто я — и кто мои враги, вооруженные до зубов и преисполненные ненависти ко мне, слабому еврею! Разве могу я противостоять их натиску? Знай, что стоит собраться силами — и ты преодолеешь. Ибо так надо читать Тору: «Если выйдешь на войну, то предаст тебе Всевышний твоего врага». Только не сиди сложа руки.
Кстати, о каком враге здесь говорится? О любом. О том, кто виден, — о человеке во плоти; и о том, что не виден — о твоих собственных желаниях, которые, диктуя тебе, что делать и к чему стремиться, хотят сделать тебя своим рабом, — самое страшное в мире рабство. В «Пиркей Авот» сказано: «Кого можно назвать (самым) сильным? — Того, кто побеждает свои страсти».
Выходи на войну против этих врагов. Не говори, что устал на той войне, что опустились твои руки. Всевышний поможет. Как Он всегда помогает всем, идущим путями Торы.
Заговорив о страстях человека, нельзя не отметить разительное отличие взгляда Торы от распространенного повсеместно в наше время мнения, что страсти, желания и влечения, присущие внутреннему миру человека, не следует подавлять, им надо дать реализоваться, чтобы они не превратились в затаенные комплексы, отравляющие наше существование. В согласии с такой точкой зрения, желания человека и он сам — это одно целое, которое нельзя разделить, ибо путем подавления одного, пропадет и второе. Не так смотрит Тора на взаимоотношения человека и мира его страстей. Желания приобретаются, они культивируются внутри человека, с ними мирятся — или их преодолевают. Весь комплекс запретов Торы — не что иное, как способ борьбы с этим встроенным механизмом, который на иврите называется ецер ара, стремление к греху…
Кстати, иногда на это говорят: зачем Творец создал этот ецер? После того как Он наделил таким даром человека, нелогично и даже аморально спрашивать с него за совершенные грехи.
Напротив, только теперь и можно спрашивать! Без знания человеком того, что зовется злом, без внутреннего влечения к злу, человек стал бы безгрешным ангелом, который механически выполняет приказы Творца, не заслуживая при этом ни награды, ни любви. Великим человека делает именно знание плохих путей, по которым не следует идти, отказ от зла…
Одного хасидского цадика спросили: «Ребе, как нам избежать ецер ара, который постоянно нас преследует?» Ответил цадик: «Перестаньте гоняться за ним и услаждать его, и тогда он перестанет преследовать вас».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков был вынужден бежать от Эсава. В пророческом сне он увидел ангелов, которые поднимались на небо по лестнице. Что испугало праотца?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
Всякий, кто молится в этом месте, в Иерусалиме, как будто молится перед троном Славы,
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Цви Патлас,
из цикла «Дотронуться до наших корней»
Почему Сам Творец мира не открыл Ицхаку, что тот должен благословить Яакова, а не Эсава?