Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Каким образом "работают" заповеди и для чего они?

Основной целью создания было желание Бога сотворить человека, заданием которого было бы присоединиться к Богу, чтобы наслаждаться с ним истинной благодатью. При этом перед каждым человеком есть два пути: путь добра и путь зла; и у человека есть власть, чтобы выбрать тот путь, который он хочет. Когда он по своей доброй воле выбирает путь добра и отвергает зло, тогда ему дается истинная вечная благодать.

Все другие вещи были созданы только потому, что Высшая Мудрость посчитала, что они нужны для того, чтобы вселенная была полной, так чтобы человек мог существовать в вышеописанном состоянии, в котором он мог бы служить Богу и таким образом достичь истинной благодати. Конечно, мы не знаем, почему нужна каждая конкретная вещь на земле. Но от Мудрецов нам известно, что главная часть всего созданного — человек, и что все остальные вещи были созданы только ради него; более того, основной целью сотворения человека было достижение им истинной благодати. Тем не менее, Высшая Мудрость понимала, что для того, чтобы человек достиг этой истинной благодати, он должен благополучно пройти определенные испытания, проверку.

Таков физический мир, место, где существует и добро, и зло. И человек должен отвергнуть зло и выбрать добро.

Глубинная сущность добра и зла — это, соответственно, святость и нечистота, скверна (Тум'а), которыми Бог наполнил мир. Святость — это состояние близости к Богу, в то время, как скверна — состояние удаленности от Него. Святость — это Влияние, которым Бог жалует тех, кто достоин этого, это дар, который связывает с Ним. Скверна же — это состояние разделенности, когда Бог уходит от человека, состояние, когда Бог прячется и скрывает Себя. Духовность может трансформироваться в грех, тогда следует удалиться от нее для того, чтобы на нее же (при случае) и воздействовать.

В действительности, однако, Бог создал некие духовные силы специально для этой цели — для влияния тьмы и скверны. Где бы ни появилась эта скверна, оттуда уходит святость и скрывается Божественный Свет. Эти силы известны как силы нечистоты.

Бог дал человеку возможность воздействовать на высшие Корни через дела. Таким образом, поступки человека могут происходить от Божественной святости и Светоча Его благодати. С другой стороны, они также могут передавать скверну и нечистоту.

Бог определил те деяния, через которые передается святость, и приказал нам совершать их. Это и есть заповеди, которые мы должны соблюдать. С другой стороны, он также определил некие деяния, которые приносят скверну, и приказал воздерживаться от них. Эти деяния нам запрещены.

Существует, тем не менее, единственная истинная добродетель, это — присоединение к Богу. Мы уже объяснили, что заповеди — это средство передать Божественную святость и Светоч его благодати. Поэтому эти заповеди — путь к достижению истинной добродетели. Тот, кто полностью очищается, получая эманацию Божественной святости, становится достойным присоединиться к Нему и наслаждаться Его истинной добродетелью. С другой стороны, тот, кто развращен той порчей, которую мы уже обсудили, не достоин того, чтобы присоединиться к Богу и поэтому отдален от Него.

Тем не менее, существует несколько уровней эманации. Это касается и эманации святости, и эманации нечистоты, которые мы уже обсудили. И подобно тому, как истинное добро может быть достигнуто через добрые дела, так и состояние отдаленности от Бога — результат злых дел. Эти уровни отвечают за различия, которые существуют между разными личностями в соответствии с их истинными добродетелями. Это мы вкратце объясним далее.

Кроме того, очень важно понимать, что так же, как человеку была дана власть получать и святость, и нечистоту, так же он может передавать святость и порчу через свои деяния. Поэтому все созданное может быть человеком либо исправлено, либо испорчено в духовном смысле. Награда ожидает добродетельного человека, который улучшает созданное, и ответственность лежит на том, кто наносит ему вред. Это тоже будет обсуждаться в дальнейшем.

Способ, при помощи которого человеческие дела передают эти влияния, воздействует на описанную выше силу параллелизма, которая существует между нижними существами (в физическом мире) и высшими Силами. Когда бы ни переменилось что-то физическое, это изменение некоторым образом воздействует на его Силу-двойника в высшем мире. Эта Сила осуществляет перенос определенных влияний.

Если определенное действие включает в себя выполнение священной заповеди, это увеличивает Силу двойника, и в результате — влияние Священности будет передано от Бога, следуя природе этого конкретного воздействия. Если, с другой стороны, это определенное действие — одно из тех, которые следует избегать, оно нанесет вред Силе двойника наверху, согласно определенной природе этого дурного дела. Это, в свою очередь, может заставить Светоч Бога спрятаться и отойти от человека. Вместо него пробуждается одна из Сил вреда, прямо противоположная влиянию, которое скрылось. Так передается скверна и нечистота.

Раскаяние точно таким же образом смывает позор. Возможность совершать поступки отнимается от Силы Вреда (параллельной греху), и возвращается и должным образом передается влияние святости.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»