Из цикла «На тему недельной главы», темы: Недельная глава, Воспитание детей, Свобода выбора, Эмор, Личный пример, Общение с детьми, Любовь к ребенку, Лев Кацин
Многие родители хотят, чтобы их дети были послушными и ответственными, зачастую используя для достижения этой цели «силовые методы». Можно ли заставить ребенка подчиниться родительским приказам, угрозам, ультиматумам? Несомненно.
Но можно ли заставить ребенка вырасти достойным и благородным человеком?
«Родители часто спрашивают, как научить ответственности своих детей? — пишет американский психолог Хаим Гинот в книге “Между родителем и ребенком” (с. 79). — Многие полагают, что если обязать детей ежедневно выбрасывать мусор или мыть посуду, то это привьет им чувство ответственности. Исполнение этих функций необходимо для домашнего хозяйства, но в вопросах воспитания их эффективность сомнительна. Нередко споры об исполнении обязанностей приводят к баталиям между родителями и детьми, вызывая чувства гнева и взаимного раздражения. Жесткая требовательность может привести к послушанию и чистым кухням, но может также оказать отрицательное влияние на формирование характера детей.
Факт состоит в том, что чувство ответственности не может быть навязано извне. Оно должно развиваться изнутри, на основе впитанных в семье и общине ценностей.
Послушание, не основанное на позитивных ценностях, может быть опасно и разрушительно. Преступники нередко проявляют чувство ответственности по отношению друг к другу или к своей банде… Мафиози исполняют свои обязанности со всей серьезностью. (Нацисты оправдывали свои преступления тем, что они лишь “выполняли приказ”. — Л. К.)
Ребенок может быть вежливым, поддерживать чистоту в комнате, скрупулезно выполнять все свои обязанности, но, тем не менее, принимать безответственные решения. Это особенно верно относительно тех детей, которым всегда говорили что делать, лишая их возможности принимать самостоятельные решения и выработать свою систему ценностей.
Невозможно прямолинейно учить детей ценностям. Ребенок впитывает их, подражая тем людям, которые заслужили его уважение и любовь».
На протяжении тысячелетий изгнания перед евреями стояла сложная задача: как научить соблюдению законов Торы детей, которые росли в нееврейском окружении? Подобная задача стояла перед коганим, которые должны были учить своих детей исполнять законы службы в Храме, от которых были освобождены дети их еврейских соседей. То, как коганим учили своих детей, стало примером для подражания для всех еврейских родителей.
«И сказал Всевышний Моисею: Скажи коганим, сыновьям Аарона, и скажи им…» (Ваикра 21:1).
«Почему Всевышний обращается к Моисею с указанием “скажи”, тут же повторяя “скажи им”?» — спрашивает Раши и, отвечая, приводит слова Талмуда: «Если первое “скажи” обращено к самим служителям Храма, которые должны соблюдать законы ритуальной чистоты, то повторное “скажи им” “предостерегает взрослых”, чтобы родители научили своих детей соблюдать эти законы».
Рабби Моше Файнштейн отмечает: «Если первое “скажи” учит тому, что сказать, то второе “скажи им” указывает, как сказать!»
В Торе часто используется слово «дабэр» — «говори», что означает тяжелый, резкий разговор, в то время как слово «эмор» — скажи традиционно понимается как мягкое, деликатное обращение. Повторяя слово «скажи», Тора подчеркивает, что родители должны находить мягкую форму общения с детьми, не приказывая, а вдохновляя их соблюдать законы Торы.
Почему же Тора прямо не упоминает, что родители должны сказать это детям? Как бы важны ни были слова родителей, еще важнее их поступки! Важно, чтобы родители вели себя, как «коганим, сыновья Аарона». Если дети увидят родителей, с радостью живущих традициями своих отцов, тогда родители станут для них примером.
Способность человека подражать является ключом к пониманию его способности к обучению. Не только дети, но и взрослые, подражая окружающим, обретают новые знания и навыки. Возможно, даже не отдавая себе в этом отчета, мы выбираем героев для подражания. Это могут быть любимые родители или уважаемые учителя, хорошие друзья или вызывающие восхищение знаменитости, персонажи из любимых фильмов и книг.
Свобода выбора, как и любая свобода, обладает своей оборотной стороной. Мы вольны подражать также и недостойным людям. Выбирая героя для подражания, мы в действительности совершаем выбор нашего жизненного пути. Способность подражать выражает саму суть природы человека, сотворенного по «образу и подобию Всевышнего». Тора указывает человеку подражать Всевышнему, реализуя таким образом сокрытый в его душе потенциал духовности: «Люби Всевышнего, иди всеми Его путями и приблизься к Нему (Дварим 11:22).»
Как можно «идти всеми Его путями»? Подражая Всевышнему — «Он милосерден, и ты будь милосерден!» — приводит Раши слова мудрецов Талмуда. Как может человек «приблизиться к Нему»? — «Приближаясь к мудрецам!»
Очевидно, что человек не может приблизиться ко Всевышнему физически. Однако, подражая мудрецам, праведникам, благородным и добрым людям, он приближается ко Всевышнему, уподобляясь Ему.
Родители, которые хотят передать своим детям духовные ценности, должны помнить: как бы ни было важно то, что они говорят, еще важнее, как они говорят это своим детям. Лишь общаясь с детьми с уважением и любовью, родители станут примером для подражания, заслужив уважение и любовь своих детей.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»