Однажды ребе Нафтали из Ропшиц(1) поймал своего сына Элиэзера на какой-то шалости.
— Я не виноват, — заявил мальчишка. — Виноват Бог. Он дал мне йецер ха-ра , который только и делает, что толкает меня на всякие проказы. Так что ругай не меня, а Бога!
Ребе Нафтали нахмурился, затем улыбнулся и ответил сыну:
— Бог дал тебе йецер ха-ра(2) в качестве наставника.
— Наставника? И чему же я могу научиться у этого злодея?
— Стойкости и упорству, — сказал ребе Нафтали. — Посмотри, как прилежно делает свое дело йецерха-ра. Не зная ни скуки, ни усталости, исполняет миссию, возложенную на него Богом, — соблазнять людей на эгоистические действия. Ты тоже должен неустанно делать то, для чего тебя создал Бог, — преодолевать йецер ха-ра.
Элиэзер внимательно выслушал отца и, когда тот закончил, возразил:
— Но ты забыл одну очень важную вещь, папа.
— Что именно?
— Йецер ха-ра выполняет свою задачу безупречно, поскольку у него нет своего йецер ха-ра, который мешал бы ему делать порученное Богом. А у людей все совсем иначе, ибо «грех у дверей лежит»(3). Всякий, раз, когда мы открываем дверь нового опыта, нас за порогом ждет йецер ха-ра и подбивает на сомнительные проделки.
1.Ребе Нафтали Цви Горвиц родился в местечке Линек (Леско) Западной Галиции (Польша) в 1760 году.
2.Йецер ха-ра. — На человека действуют две природные силы: йецер ха-ра, то есть злые побуждения, и йецер ха-тов — добрые побуждения. Йецер ха-ра — не зло как таковое, но, скорее, склонность ко злу, если это побуждение не уравновешено йецер ха-тов. Поэтому Гиллель учит: «Если я не постою за себя, кто обо мне позаботится? А если я буду заботиться лишь о себе, какой от меня прок?» (Пиркей Авот 1:14). Более точный перевод названия этих побуждений: «эгоистическое побуждение» и «бескорыстное побуждение». Мудрецы учат, что без йецер ха-ра человек не смог бы построить дом, жениться и вырастить детей, ибо для всего этого необходимо ощущать свое «я» и желание реализовать себя (Брейшит Рабба 9:7). Эгоистическое побуждение становится «злом» только когда оно не уравновешено бескорыстным побуждением. Если человек руководствуется в своих действиях исключительно интересами эго, возникают предпосылки для зла: бизнес превращается в эксплуатацию, брак — в угнетение, секс — в насилие. Если же мы руководствуемся не только своими интересами, но и интересами других, йецер ха-ра входит в конструктивное русло. Тогда это побуждение ориентируется на добро, и его энергия привносится в благие деяния.
3. Бытие 4:7.
комментарий Рами Шапиро:
Каждая дверь таит за собой свои опасности. В каждую секунду нам приходится делать выбор, отдавая себе отчет, каким побуждением мы руководствуемся: йецер ха-ра — или йецер ха-тов? Или же нам удастся следовать и тому и другому? Мы следуем йецер ха-ра, когда удовлетворяем потребности своего эго, и следуем йецер ха-тов, учитывая и уважая права и интересы окружающих. Сумеешь ли ты реализовать обе склонности, уравновесив побуждения эго и интересы окружающих? Сумеешь ли ты жить полнокровной жизнью и при этом сознавать, что мир, в котором ты живешь, свят?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»