Из цикла «Законы раскаяния», темы: Раскаяние, Тшува, Свобода выбора, Фараон, Рамбам, Египетское рабство
§1. В Торе есть много высказываний, которые, казалось бы, противоречат сформулированному выше принципу. Это вводит в заблуждение многих людей, внушая им мысль, что Святой Творец, Благословен Он, решает за человека — будет ли тот поступать хорошо или дурно, и что человек не властен сделать свое сердце добрым или злым. Я объясню тебе важный принцип, на основании которого ты сможешь понять, как истолковать все эти высказывания. Если отдельный человек или население целой страны согрешили, и грех был совершен по доброй воле, — как мы объяснили выше, они заслуживают наказания. И Святой Творец, благословен Он, решает, как их следует покарать. Бывает, что грешника наказывают в этом мире, лишая его богатства или посылая страдания ему или его маленьким детям, ибо неразумные дети, которые еще не достигли возраста, когда они обязаны исполнять заповеди, являются как бы собственностью отца, а закон «Муж за свой грех умрет» (Дварим, 24:16) применяется лишь, когда ребенок станет мужем, то есть взрослым человеком. Есть грех, наказание за который постигает человека в грядущем мире, а в этом мире он наслаждается полным благополучием. Есть грехи, за которые человека наказывают и в этом мире, и в грядущем.
§2. Сказанное верно в том случае, если не было раскаяния. Если же человек раскаялся в своих грехах, раскаяние служит щитом, защищающим его от наказания. Так же, как человек грешит по своей воле и разумению, так и раскаяние он совершает по своей воле и разумению.
§3. Но бывает так, что кто-нибудь совершает такой великий грех или такое множество грехов, что Праведный Судья решает в наказание за грехи, совершенные человеком по своей воле и разумению, лишить его способности к раскаянию. И не будет такому человеку дано возможности оставить злодейство свое, и погибнет он за грехи, в которых повинен. Об этом говорят слова Святого Творца, благословен Он, переданные пророком Йешаяу: «Огрубей, сердце народа этого, отяжелейте уши его и глаза закройтесь, чтобы не мог он увидеть глазами своими, и услышать ушами, и сердцем уразуметь, и раскаяться, и исцелиться» (Йешаяу, 6:10). И также сказано: «Они оскорбляли Б-жьих посланников, поносили слова Его, издевались над Его пророками — до тех пор, пока не возгорелся гнев Г-спода на народ свой и не стало исцеления» (Диврей а-ямим II, 36:16) — то есть грешил народ по своей воле и умножал злодеяния свои до тех пор, пока не была отнята у него возможность раскаяния, которое именуется «исцелением». И поэтому написано в Торе: «И Я ожесточу сердце фараона» (Шмот, 4:21). За то, что он грешил прежде и делал зло Израилю, жившему в его стране, как написано: «Давайте применим против него хитрость» (Шмот, 1:10) — по приговору Всевышнего у него была отнята возможность раскаяться, чтобы наказать за все грехи. Потому-то и ожесточил Всевышний сердце фараона. А зачем же посылал Он к фараону Моше с требованием отпустить евреев и раскаяться? Ведь сказал ему уже Святой Творец, благословен Он: «Не отпустишь ты их», как написано: «И ты, и рабы твои, знаю Я, не убоитесь вы Г-спода Б-га» (Шмот, 9:30), «И ради этого Я дал тебе выстоять: чтобы показать тебе могущество Мое и чтобы прославить Имя Свое по всей земле» (Шмот, 9:16). Всевышний это сделал для того, чтобы все обитатели мира узнали, что если пожелает Святой Творец, благословен Он, лишить человека раскаяния — не сможет тот раскаяться и погибнет за свои злодеяния, которые совершил прежде. Так и Сихон — за грехи его была отнята у него возможность раскаяться, как сказано: «Ибо укрепил Г-сподь, Б-г твой, дух его и ожесточил его сердце» (Дварим. 2:30). Так и ханаанеяне — за их разврат лишены были возможности раскаяться и вышли на войну с евреями, как сказано: «От Г-спода было это, что ожесточилось их сердце и вышли они на войну с Израилем, чтобы быть уничтоженными» (Йеошуа, 11:20). Так и евреи во времена Элияу — за множество их злодеяний Всевышний отнял у тех, чья мера грехов переполнилась, способность к раскаянию, как сказано: «И Ты отвратил их сердце от Себя» (Млахим I, 18:37) — то есть, лишил их раскаяния. Итак, Б-г не заставлял фараона делать зло евреям и Сихона — грешить в своей земле, и ханаанеян — развратничать, и евреев — поклоняться идолам, но все они согрешили по своей воле и за это лишены были раскаяния.
§4. И поэтому просили Всевышнего пророки и праведники в своих молитвах о том, чтобы Он помог им идти по пути истины, как сказал Давид: «Научи меня, Г-споди, путям Своим, и я пойду дорогой истины Твоей» (Теилим, 86:11) — то есть, «да не закроют для меня грехи мои дороги к истине, к знанию путей Твоих и великого единства Твоего». И сказано: «Великодушием меня надели» (Теилим. 51:14) — то есть, «позволь духу моему исполнять волю Твою, и да не буду я лишен возможности раскаяться в грехах своих, но оставь мне свободу выбора, чтобы я вернулся к Тебе и постиг, и познал путь истины». Таким образом объясняются и другие стихи Танаха.
§5. Д что означают слова Давида: «Добр и справедлив Г-сподь и поэтому укажет Он грешникам путь истины. Поведет Он смиренных дорогой справедливости и научит кротких Своему пути» (Теилим, 25:8,9). Смысл их в том, что Всевышний пошлет к ним пророков, которые будут учить их путям Всевышнего и побуждать к раскаянию. А так же в том, что придаст смиренным сил, чтобы учиться и постигать. Ибо это свойственно каждому человеку — чем дальше он идет путем мудрости и справедливости, тем больше он жаждет их, как сказали мудрецы: тому, кто желает очиститься, помогают, то есть, (тот, кто вступает на путь праведности, ощущает, что его поддерживают в этом. {Но так как это не прямая помощь свыше, а свойство человеческой природы, такая поддержка не является нарушением принципа о свободе воли. Но ведь в Торе написано (о евреях в Египте): «И будут притеснять и мучить их» (Брейшит, 15:13). Значит (с самого начала было предопределено, что египтяне будут творить зло? И сказано: «Станет этот народ совратившись поклоняться богам народов той земли» (Дварим, 31:16) — значит, предопределил Всевышний, что Израиль будет поклоняться идолам? Почему же он был наказан? Потому что не было предопределено для каждого человека в отдельности, что он будет грешить. И каждый из идолопоклонников, если бы не захотел, — не стал бы служить идолам; Творец лишь рассказал Моше о ходе истории в целом. К примеру, если было бы сказано: «Среди этого народа будут праведники и грешники», не может сказать из-за этого грешник: «Я вынужден быть грешником, раз Святой Творец, благословен Он, сказал Моше, что будут среди Израиля грешники». Точно так же слова: «Не переведутся бедняки в стране» (Дварим, 15:11) не означают, что кому-то на роду написано быть бедняком. Так и египтяне, каждый из тех, кто притеснял евреев и причинял им зло, если бы не захотел — не стал бы делать бы этого. Ведь Всевышний не повелел притеснять евреев определенному человеку; он лишь сообщил Аврааму, что его потомству предстоит быть в рабстве в чужой земле. И как мы уже сказали выше, не может человек понять, каким образом Всевышнему ведомо будущее.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.