Как человек в современном мире может верить в кажущиеся невероятными вещи?15 января 2021 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте! Вопрос попросил меня задать мой еврейский друг, с которым мы постоянно спорим насчет иудаизма. Он не понимает, как человек в современном мире может верить в кажущиеся невероятными вещи, описанные в Торе? Привел он мне пример насчет лягушек из египетских казней. Ну, для него еще много таких вопросов, ему тяжело в это поверить, хотя одно время он соблюдал. Я, хоть и верю в это, не могу ему объяснить хорошо. Спасибо большое! Он действительно хочет это знать. В. Читать дальше |
|
Б-г поступил неэтично, обрекая некую группу людей на поклонение Себе?13 января 2021 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Здравствуйте, уважаемый рав! Интересуют два вопроса относительно исхода из Египта: 1. Книга Шмот (глава 10, стихи 24-26) рисует какую-то невероятную картину положения еврейских рабов в Египте: изнуряемые тяжелым трудом люди, занятые на производстве кирпичей и целенаправленно притесняемые ненавидящей их властью, обладают... собственными стадами мелкого и крупного скота, причем об этом факте известно фараону. Более того, глава 12 (стих 37), говорит о том, что стада эти были довольно внушительны. Не говоря уже о том, что из гл. 16 (стих 3) следует, что в рабстве они досыта питались мясом (для многих, даже свободных людей той и современной эпохи это непозволительная роскошь, не говоря уже о современных рабах, например узниках ГУЛАГа, которые были задействованы на не менее тяжких работах). Как можно объяснить эти факты? 2. Глава 32 той же книги Шмот рисует еще более непонятную картину. Аарон (человек, обладающий даром красноречия) не делает ни малейшей попытки успокоить народ, обеспокоенный отсутствием Моше, и создает им идола. По возращении Моше Аарон не берет на себя никакой ответственности и обвиняет во всем народ. Моше без указания Б-га убивает руками вооруженных мечами бывших рабов-левитов 3 тысячи своих собратьев. Сам Аарон между тем остается в живых, хотя часть его вины за содеянное — несомненна... Нет, вопрос не про пресловутую безнаказанность Аарона, а про события исхода в целом. Когда перечитываю книгу Шмот, у меня создается странное впечатление: обеспеченные скотоводы, не очень-то и желающие покидать Египет (и имевшие по этому поводу дискуссии с Моше еще там, см. гл. 14, стих 12), в сопровождении вооруженной мечами «армии» левитов под предводительством, видимо, малознакомых им Аарона и Моше покидают Египет. При этом Б-г намеренно считает нужным вести их окольным путем (см. гл. 13, стих 17), чтобы они не свернули на полпути, но не считает нужным если не предотвратить последующее поклонение тельцу, то хотя бы сообщить об этом Моше (поклонение, как известно, произошло не сразу же, а на следующий день). Более того, с той же легкостью с какой Он принял решение вывести народ из рабства, Он принимает впоследствии решение уничтожить его из-за поклонения тельцу. Из прочитанного я вижу намерение Моше руководить народом, причем не всегда по слову Б-га. (Аарон, избежавший в отличие от других смерти за содеянное, явно «равнее» остальных, и по сути его участь — пример неправедного суда). Я вижу намерение Б-га — сделать так, чтобы народ (выведенный ли из Египта или произведенный от Моше — видимо, не столь важно для Него) поклонялся Ему, и эта цель, видимо, оправдывает средства. Не кажется ли вам, что и подобный добровольно-принудительный исход, и фактически обречение некоей группы людей на поклонение Б-гу — ну, как минимум, не совсем, скажем так, этичны? С уважением. Читать дальше |
|
Почему Яаков был наказан за обман? Ведь Ривка обещала взять проклятье на себя!12 января 2021 года, отвечает Рав Менахем Эпель
Почему именно Иакову вернулся обман (дети подсунули одежду с кровью ягнёнка) — за его обман (шкура ягнёнка и одежда Исава)? Ведь Ривка (мама) говорила я возьму на себя проклятье за этот обман!!! Георгий Читать дальше |
|
Является ли женщина человеком с точки зрения религии?11 января 2021 года, отвечает Рав Элияу Левин Добрый день. Скажите, пожалуйста, с точки зрения религии женщина является человеком? Или же человек — это только мужчина, а женщина это, как написано, «помощник» (Берешит 2:18)? Спасибо... Читать дальше |
|
Откуда могло за 210 лет рабства расплодиться несколько миллионов евреев?8 января 2021 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Здравствуйте... Вопрос очень важен для меня. Как могли за 210 лет рабства 70 евреев размножиться и превратиться в 600 000 евреев, не включая детей и жен? По-моему, это нереально. Откуда могло за 210 лет расплодиться несколько миллионов евреев? Спасибо за ответ заранее... Читать дальше |
|
Евреям удалось избежать ассимиляции потому, что они сохраняли свой язык, имена и одежду?7 января 2021 года, отвечает Рав Александр Красильщиков Есть ли что-то ещё кроме языка, имен и одежды, благодаря чему евреям удалось избежать ассимиляции? Моше Читать дальше |
|
Что особенного в этом месте, которое называется пещера Махпела?5 января 2021 года, отвечает Рав Арье Гальчук Здравствуйте. Хочу понять, что особенного в этом месте, которое называется Меарат а-Махпела? Почему Аврааму было так важно похоронить Сару именно в этой пещере? Почему, скажем, не в Иерусалиме? Читал, что в этом месте похоронены Адам и Хава. Но тогда тот же вопрос — почему именно там? Спасибо. Борис Читать дальше |
|
Евреи выходят из Египта, становятся свободными. Почему же Тора сохраняет институт рабства?4 января 2021 года, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день! Из первых глав книги Шмот мы узнаем, что такое рабство и как тяжело египтяне угнетали евреев. Да и из общих соображений известно, что рабство — это плохо. Но вот евреи, слава Б-гу, выходят из Египта, становятся свободными людьми, но понятие рабства при этом никуда не исчезло! Ведь уже в главе Мишпатим (21:2) Тора подробно описывает, что нужно делать, «если купишь раба-иври». Вопрос: почему институт рабства не остался навеки в Египте? Почему и в дальнейшем сохранилась опция быть порабощенным? Спасибо! Тимофей Читать дальше |
|
Почему Яаков заповедал сразу похоронить его в Земле Кнаан, а Йосеф — нет?1 января 2021 года, отвечает Рав Менахем Эпель Шалом. У меня такой вопрос. В главе Ваехи мы читаем о смерти Яакова и Йосефа. Но Яаков заклял похоронить его в земле Кнаан, а Йосеф попросил забрать его останки, когда все будут выходить из Египта. Почему Йосеф должен был остаться в Египте, а Яакова вынесли из Египта сразу? Ведь если бы он попросил, чтобы его сразу похоронили в земле Кнаан, то братья исполнили бы его просьбу и ни одно войско не остановило бы их. Заранее спасибо за ответ. Моше Читать дальше |
|
Почему ставят коронки над буквами в свитке Торы?29 декабря 2020 года, отвечает Рав Моше Сытин Шалом, уважаемый рав. Почему стоят коронки над буквами в свитке Торы? Читать дальше |
|
После смерти нет ничего?28 декабря 2020 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Добрый день. Извиняюсь за, возможно, глупый вопрос, но на днях ко мне подошел один представитель христианской конфессии и начал рассказывать о Б-ге, затем он начал рассказывать о том, что происходит после смерти. И велико было мое удивление, когда он сказал о том, что после смерти нет ничего. Мол, это написано в еврейских Писаниях, и сослался на Коэлет 9:4-10. («Ибо тот, кто сопричастен жизни, имеет надежду, ведь живому псу лучше, чем мертвому льву; Ибо живые знают, что умрут, но мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, так как и память о них предана забвению; И любовь их, и ненависть их, и ревность их давно исчезли, и доли нет им более во веки ни в чем, что делается под солнцем. Поди же, ешь в радости хлеб свой и пей с веселым сердцем вино свое, ибо уже благоволит Б-г делам твоим. Во всякое время да будут белы одежды твои, и да не оскудеет елей на голове твоей. Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, все дни суетной жизни твоей, которую дал тебе (Б-г) твой под солнцем на все суетные дни твои, ибо это — доля твоя в жизни и в трудах твоих, над которыми трудишься под солнцем. Всё, что сможет рука твоя делать, в меру сил своих делай, ибо нет ни дела, ни замысла, ни знания, ни мудрости в преисподней, куда ты идешь»). Вопрос заключается в следующем: о чем именно говорят эти стихи? А также: есть ли в ТОРЕ прямые или косвенные намеки на загробную жизнь? С глубоким уважением, Владислав Читать дальше |
|
Почему Йосеф обманом вызывает к себе Биньямина, рискуя жизнью своего отца?27 декабря 2020 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! Вопросы: почему Яаков послал Йосефа одного в опасную землю Шхем к ненавидящим Йосефа братьям, не приставив даже никого из слуг для безопасности? Ведь даже если он считал Йосефа праведником, всё равно следовало соблюдать осторожность. Почему потом Яаков решил, что Йосефа растерзал зверь, а не убил человек? И почему не послал кого-нибудь хотя бы за телом, чтобы похоронить? Почему Йосеф в Египте говорит: «Дал забыть мне Б-г… всё (в) доме отца моего» (Берешит 41:51), а не только братьев? Наконец, почему Йосеф обманом выманивает к себе Биньямина, рискуя жизнью своего отца, который от известия о потере Биньямина может умереть? Если так он хотел добиться приезда отца, то ведь была опасность, что тот не добрался бы и умер от самого известия! Читать дальше |
|
Ждать ли нам, что Б-г накажет наших обидчиков?23 декабря 2020 года, отвечает Рав Нахум Желязник Шалом! Йосеф убегает, далее идёт обман жены Потифара, после чего праведник оказывается в тюрьме. Вопрос: что с этой женой? Наказал ли Б-г обидчика праведника? И как быстро он это сделал? Ждать ли нам чего-то от Б-га в отношении наших обидчиков? Тода (спасибо). Ивар Читать дальше |
|
Почему братьям не была прощена продажа Йосефа?23 декабря 2020 года, отвечает Рав Нахум Шатхин «В этот момент Реувен впервые узнал о том, что Йосеф не был пленен купцами, а братья сами продали его в рабство (Зоар 1, 185 б). Но, хотя Реувен и не был вместе с братьями при продаже Йосефа, всё же, поскольку он согласился скрыть от отца правду, вина легла также и на него. И в искупление этой вины много веков спустя, в период жестоких гонений после подавления римлянами восстания Бар-Кохбы, были казнены десять великих праведников Израиля — по числу десяти сыновей Яакова, включая и Реувена (Берешит рабати 178, Оцар ишей аТанах; пиют “Элэ эзкера”)» Шалом, уважаемый рав! Почему, несмотря на то, что все братья Йосефа осознали свой грех и раскаялись в нем, то есть совершили тешуву, гнев никуда не исчез, не «нейтрализовался», причинно-следственная связь продолжила работу, а атрибут справедливости Творца не был заменен атрибутом милосердия? С уважением, Лариса Читать дальше |
|
Киберзащита. Можно ли посылать вирусы потенциальным хакерам?3 декабря 2020 года, отвечает Рав Яков Шуб Наша фирма занимается разработкой технологий по кибербезопасности. Основная задача — это защитить сайты и программы пользователей от внешних атак и взломов. Недавно один из сотрудников предложил не только заниматься пассивной защитой, но и создать алгоритм, который бы посылал вирусы взломщикам, чтобы таким образом отбить у них желание заниматься подобной деятельностью. Читать дальше |
|
Мы должны думать о человеке только хорошее. Почему же комментаторы так плохо думают о Хаме?18 ноября 2020 года, отвечает Рав Арье Гальчук Мы должны о человеке думать только хорошее. Почему же комментарии в отношении Хама только негативные? Рассмотрим такой вариант того, что произошло с Ноахом после потопа: Ноах вырастил виноград, сделал вино, выпил лишнего и уснул в своём шатре. Чаще всего перепившие погибают, например, захлёбываясь собственными рвотными массами. Хам, заботясь об отце, решил проверить его состояние. Он зашел вперед спиной, спросил его о самочувствии, Ноах не отвечал. Хам вынужден был посмотреть на него, чтобы оценить его состояние и повернуть, если тот лежал на спине, чтобы отец не задохнулся. Затем вышел и рассказал братьям о его состоянии, сказал, чтобы они не заходили в шатер, так как отец обнажён. Он его не накрыл, но ведь место явно не холодное. Ведь мы знаем, что для оказания помощи можно нарушать запреты. Ноах, проснувшись, проклял Хама и его младшего сына (интересно, за что?). Но адекватность человека с похмелья хорошо известна. О Кнаане сказано в Берешит 10:15-18 как о прародителе Иевусеев (Иевус — это древнее название Иерусалима — Судей 19:10). Это те же самые йевуси из книги Дварим, недельный раздел Шофтим, глава 20: «16. Только из городов этих народов, которые Господь, Б-г твой, дает тебе в удел, не оставь в живых ни души; 17. Но на истребление обреки хити и эмори, кенаани и перизи, хиви и йевуси, как повелел тебе Господь, Б-г твой». Малки-Цедека называли царем Шалема, то есть того же Иерусалима. По одному еврейскому преданию, это был Шем, который мог жить еще 150 лет одновременно с Авраамом. По другому преданию, он принадлежит к семейству Хама и Иафета. Но ведь в те времена у каждого рода был свой надел. А это была земля Хама. Так что более вероятно, что Малки-Цедек был из рода Хама. И уже после завоевания обещанной Ашемом земли евреями Давид завоевал Иерусалим у иевусеев. Значит, они не были истреблены! Вопрос. Так в чём же вина Хама, если рассматривать этот вариант? И был ли Ашем согласен с проклятием Хама и Кнаана, ведь Ашем не дал его потомков в рабство евреям? С уважением, Ефим Читать дальше |
|
Могли ли жители Сдома рассчитывать на спасение?6 ноября 2020 года, отвечает Рав Даниель Маршальский Почему Авраам хотел удержать Вс-вышнего от уничтожения Сдома? Почему Б-г пообещал пощадить всех, если найдется немного праведников? Разве может грешник избежать гнева Вс-вышнего, если рядом с ним живет праведник? Читать дальше |
|
Лот стал судьей в Сдоме, Йосеф — управленцем в Египте. Как такое возможно?!5 ноября 2020 года, отвечает Рав Александр Красильщиков Здравствуйте. Известно, что Лот поселился в Сдоме и сделался судьей. Хоть он и не был праведником, но все же был по своим этическим качествам выше жителей той земли. А праведный Иосиф в Египте стал управленцем. Хотя нравы египтян были тоже не самыми лучшими. Скажите, как такое возможно? Если мы имеем советский опыт, в котором процветало кумовство и выборка соотносительная лояльности партии? Федор Читать дальше |
|
Какие три вещи искусили Еву (Хаву)?28 октября 2020 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Мир и благословение народу, хранящему Тору! Вопросы к раву Э. Залкинду. Первому человеку было дано повеление «возделывать и хранить» сад (Берешит 2:15). Не о прекрасном ли саде души это сказано? Как написано: «вся слава дочери Царя — внутри» (Теилим 45:14). Душа, дочь Царя, должна исполнять: «ле-авда» (возделывать) — повелительные заповеди и «ле-шамра» (хранить) — заповеди запретительные. Также написано, что из Сада «выходила река для орошения; и потом разделялась на четыре потока». Не символ ли это основных человеческих помыслов и устремлений? Пишон — «желание обогащаться»; земля Хавила, «там, где золото» Гихон — «плотские удовольствия»; земля Куш (потомки Хама) Хиддекель — властолюбие; земля Ашшур, агрессивная военная держава. Евфрат — благочестие, от глагола «пара» — «приносить (добрые) плоды» (см. Берешит 2:10-14). Как сказано раби Нахманом из Браслава: «Необходимо оберегать свой разум от всякой нечистой мысли, потому что мысль порождает всякое действие. Так же, как грехи проистекают из дурных мыслей, так и их исправление заключается в том, чтобы отвлекаться от дурных мыслей. Тот, кто начал следить за своими мыслями, исправляет зло, которое совершил. Это усилие не такое уж и невероятное, поскольку только одна мысль может занимать наш ум в данный момент! Когда дурная мысль придет нам в голову, тут же заменим ее хорошей, как возвращают лошадь на правильный путь, слегка дергая поводьями». «Ки им бэ-Торат Адо-най хефцо, у-вэ-Торато йеhге йомам ва-лайла» (Теилим 1:2: «Только к Торе Б-га влечение его, и Тору Его изучает он днем и ночью»). Хотелось бы задать следующие вопросы: 1) Что скрыто за тремя вещами, которыми совратилась Ева? «Тов ле-маахаль таава ла-эйнаим нехмад ле-аскиль» — Берешит 3:6: «(И увидела жена, что дерево) хорошо для еды, и что оно услада для глаз и вожделенно дерево для познания…»). Что обозначают эти основы падения Адама, учитывая, что в «кожаные одежды» (Берешит 3:21) души облеклись позднее? 2) 2) Верно ли, что 42 стоянки сынов Исраэля на пути из Египта в Землю Обетованную символизируют ступени духовного восхождения, которые должен пройти каждый человек? Заранее благодарю за ответы. Руслан Читать дальше |
|
Я не просил Б-га меня создавать, не просил о проблемах… Так теперь я еще и уйти не могу?!26 октября 2020 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Добрый день, дорогие раввины. У меня сейчас очень непростая ситуация в личной жизни и в профессиональной, я прикладывал очень много усилий на протяжении ряда лет, сейчас чувствую себя измотанным, и результат меня КАТЕГОРИЧЕСКИ не устраивает... И вот, вольно или невольно, мне приходят мысли уйти из этого мира. Но я помню, что согласно иудаизму так поступать нельзя, якобы, не по нашей воле мы тут появились... Но простите, если я не просил Его о жизни тут и уж тем более — о таких проблемах (которые меня категорически не устраивают!), то я что — еще и уйти не могу?! Что за «счастье» этот мир?! Заранее, как всегда, спасибо вам. N. Читать дальше |
|
Кто был предком китайцев — Шем, Хам или Йефет? А индейцев майя?23 октября 2020 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом, здравствуйте. У меня вопрос, касающийся предыдущей недельной главы. У Ноаха было три сына, прародители всех будущих народов: Хам, Шем и Иефет, а также еще упоминается Шемхазаэль — один из трех ангелов, что до Потопа опустились на землю, чтобы жить на ней подобно людям. Упоминается о трех основных началах возникновения народов: Хам — негроидные расы, Шем — еврейский народ и Иефет. Вопрос: кто из них был предком китайцев (да и японцев), а кто был прародителем народов латинской Америки (индейцев Майя). Когда листаешь историю, может сложиться ощущение, что их Потоп либо не коснулся, либо скорость строительства их древних городов и воспроизведения потомства превосходит все рамки воображения… Олег Читать дальше |
|
Как научиться довольствоваться малым?21 октября 2020 года, отвечает Рав Арье Гальчук Шалом. «Истапкут», как я знаю, — это довольствование малым. И как научиться этому? Это наша личная интеллектуальная работа или подарок и чувство Свыше? Или и то, и другое? Это ведь очень нужное качество, и это один из путей для уверенности в Творце. Заранее большое спасибо. И спасибо огромное за ваш прекрасный и полный информации сайт! Это для меня очень ценно. Читать дальше |
|
Почему Творец решил создать мир именно около шести тысяч лет назад?19 октября 2020 года, отвечает Рав Менахем Эпель Добрый день, уважаемые раввины. А есть ли какое-то объяснение тому, почему именно около 6 тысяч лет назад Творец решил создать небо, землю и людей? Ведь Он был, есть и будет и Он вне времени. Тогда почему, к примеру, не 100 тысяч лет назад, а именно 6? Читать дальше |
|
Главная задача неевреев — не разрушать мир?18 октября 2020 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! Услышал от одного раввина, что главная задача нееврея в мире — это мир «не разрушать». И заповеди, данные Ноаху, направлены только на то чтобы не разрушать мир. Я просто начал своё путешествие в мир еврейской культуры именно с Вашего сайта, поэтому мне Ваше мнение дороже и ближе. Поэтому хочу спросить и у Вас. Получается, если моя задача — мир не разрушать, то чтение благословений перед едой, перед сном и т. д., которые принимают на себя некоторые из ноахидов, и другие мицвот (заповеди), которые носят «созидательный» характер, не имеют смысла для мироздания? Получается, что огромное большинство людей, которые вообще не задумываются о благословениях и благодарении Всевышнего и где-то «в сердце» верят в Него, по сути, праведники — ведь не разрушают? Или всё-таки вера должна в чём-то выражаться? То, что я, допустим, утром и вечером читаю первую часть Шма, Всевышнему и не нужно, а нужно мне? Допустим, нееврею достаточно признавать еврейскую традицию, относиться хорошо к евреям (не как верующие православные), верить в Б-га и не нарушать запрет богохульства, к примеру, жалуясь на «жизнь и обстоятельства». Не поклоняться идолам, в том числе современным (деньги, карьера, почести). Правильно строить семью (не нарушать запрета разврата), не причинять боль людям (убийство, воровство) и животным (не есть часть от живого), судить других, ища оправдания их поступкам. Этого будет достаточно? Нужно ли исправлять качества характера? И, кстати, понимаю, что это уже другой вопрос, но всё же: может ли вообще не потомок Авраама, Ицхака и Яакова а результате работы над собой выдержать «среднюю линию» своих качеств, как описано в «Орхот Цадиким»? Такое возможно? Заранее спасибо за ответ, с любовью, Дима Читать дальше |
|
Почему имя человек «Адам» связано с происхождением его тела (от адама — земля), а не с его душой?16 октября 2020 года, отвечает Рав Натан Агрес «И создал Господь Б-г человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Берешит 2:7). Если я правильно понимаю имя первого человека Адам (а отсюда и общее название всего человеческого рода) происходит от корня адама — земля, из которой было сотворено его тело. Но тогда возникает вопрос: почему имя человека связано с его телом, а не с душой (той самой, что Творец вдохнул в его ноздри), ведь человек по сути, это душа, а тело — лишь временное материальное одеяние? И еще, как это имя выделяло его среди всех остальных животных, ведь они тоже были созданы из земли, как сказано: «И создал Господь Б-г из земли всякое животное полевое и всякую птицу небесную» (там же 2:19)? И последний вопрос, красный цвет на иврите «адом» тоже однокоренное с адама — земля, исходя из этого, можем ли мы утверждать, что кожа у Адама была красного цвета. Заранее благодарю за ответ. Читать дальше |
|
Неужели Тора существовала до Б-га?13 октября 2020 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом! Есть такое утверждение: Творец «смотрел в Тору и творил мир». Это — согласно Мидрашу. Неужели Тора существовала до Б-га? Если она существовала с Б-гом, то могла быть только частью Б-га. Зачем тогда в нее смотреть, если Б-г уже всё знал и не было Ему нужды, чтобы кто-то Ему подсказывал? Да и не было кому? Что означает это выражение? Спасибо! Читать дальше |
|
В чем провинились колена, которым выпало произносить проклятия на горе Эйваль?4 сентября 2020 года, отвечает Рав Меир Мучник Не так давно мы читали в Торе главу Ки таво. Если можете, то помогите растолковать эту интересную (так мне кажется) проблему: 1. Какая символика скрыта в горах Гризим и Эйваль? 2. Какая символика в расстановке колен Израиля по этим горам? За какие «заслуги» коленам Реувена, Гада, Ашера, Звулуна, Дана и Нафтали выпало произносить проклятия? Чем они так провинились? Что за тяжелая доля им выпала? Ведь в напутствиях, которые дал коленам Израиля наш праотец Яаков, а позже и Моше, эти их грехи не прослеживаются! Читать дальше |
|
В Торе сказано, зачем нужен космос?2 сентября 2020 года, отвечает Рав Менахем Эпель Где в Торе написано про космос: зачем он нужен в этом мире? И что о нем там написано? Натаниэль Читать дальше |
|
Правда, что дети расплачиваются за грехи родителей?30 августа 2020 года, отвечает Рав Арье Гальчук Ув. рав, правда, что за грехи родителей расплачиваются дети? Галина Читать дальше |
|
Чем ростовщичество отличается от любого другого бизнеса?19 августа 2020 года, отвечает Рав Менахем Эпель Шалом! Наши мудрецы объясняют: «Каждый, кто принимает на себя ярмо (законов) о проценте, — принимает на себя Ярмо Небес, а каждый, снимающий с себя (это ярмо), снимает с себя и Ярмо Небес». Почему же именно запрет давать в долг под процент избран Торой как символ «принятия Ярма Небес»? Чем он так выделяется из остальных заповедей, что исполнение его отражает сущность связей между человеком и Всевышним? Чем так плохо ростовщичество? Чем оно отличается от любого другого «бизнеса», других коммерческих отношений между людьми? Владимир Читать дальше |
|
Евреям лучше не выделяться, раз так участились случаи антисемитизма в Европе?16 августа 2020 года, отвечает Рав Меир Мучник Прочитал новость про лидеров литовского направления в иудаизме. Наверное, они правы, что евреям стоит не выделяться, раз так участились случаи антисемитизма в Европе. Но, тем не менее, как-то это все-таки неприятно. Я думаю, что это может негативно сказаться, внушить чувство неполноценности, например. На евреев часто и нападают, т.к. знают, что они не мусульмане и не дадут отпора. И от этого тоже очень грустно. Мусульмане могут себя защитить, а мы нет. Интересно мнение уважаемых раввинов на данный счет. С уважением, Александр Читать дальше |
|
Мы своими грехами отодвигаем приход Машиаха. Может, из-за них он вообще не придет?12 августа 2020 года, отвечает Рав Давид Рахлис Здравствуйте. Я слышала, что на существование нашего мира в том виде, какой он сейчас, дано определённое время. А потом он будет уничтожен/изменён. Также дано определённое время на приход Машиаха и его период. Но мы своими действиями и грехами это время отодвигаем. А почему тогда мы знаем, что когда-то он точно придёт? Почему не может быть такого, что люди будут настолько много делать плохого, что не заслужат этого? N. Читать дальше |
|
Что такое «мысли сердца»?10 августа 2020 года, отвечает Рав Менахем Эпель Доброго времени суток. Возник вопрос касательно понятия «мысли сердца», как, например, в стихе: «И увидел Господь, что велико зло человека на земле, и что вся склонность мыслей сердца его только зло во всякое время» (Бытие 6:5). Как я понимаю, про сердце говорится, что это обитель духа/руах, и понятие «руах» связано с понятием «чувственность». Помогите понять, что такое мысли сердца, если можно, дайте отсылку на доступный материал. Если я что-то неправильно понимаю, подскажите. Спасибо Вам за ваши труды! Павел Читать дальше |
|
Чем Ицхаку были неугодны дочери Кнаана?6 августа 2020 года, отвечает Рав Давид Рахлис Чем были неугодны Ицхаку дочери Кнаана, что он отправил Яакова искать жену в Хеврон? Читать дальше |
|
Перевод Торы на греческий — это точно печальное событие?2 августа 2020 года, отвечает Рав Меир Мучник Прочитал, что в месяце Тевет нет ни одного хорошего дня в еврейской истории, в этом месяце вспоминают о печальных её событиях. Одно из таких событий — это перевод Торы, который сделали 70 (или 72) переводчика. Но также прочитал, что в «Дварим» написано: Моше начал объяснять Учение по ту сторону Иордана, в земле Моав. И Раши объясняет, что Моше перевёл Тору на 70 языков. Почему же перевод на один язык 70-ти переводчиков — это печальное событие, а перевод Моше на 70 языков — не печальное событие? Спасибо, Владимир Читать дальше |
|
Почему Моше так страстно желал войти в Эрец-Исраэль?31 июля 2020 года, отвечает Рав Берл Набутовский Почему Моше так страстно желал войти в Эрец Исраэль, и почему Б-г отказал ему в этом? Читать дальше |
|
Почему у великих праведниц нашего народа были проблемы с зачатием и рождением детей?21 июля 2020 года, отвечает Рав Давид Рахлис |
|
Во всем мире — кризис руководства… Иудаизм говорит о том, каким должен быть руководитель?20 июля 2020 года, отвечает Рав Яков Шуб Недавно прочитал о мировом кризисе руководства. Из-за неразберихи и неопределенности во время коронавируса люди повсеместно перестали доверять своим руководителям, причем не только на государственном уровне, но и на предприятиях, частных фирмах и даже в учебных заведениях. А иудаизм говорит что-то о том, каким должен быть руководитель? Читать дальше |
|
Почему Тора заканчивается на моменте, когда еврейский народ только собирается войти в Землю Кнаан?16 июля 2020 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Добрый день. Спасибо раву Бенциону Зильберу за интересные лекции по недельным главам Торы. Уже много лекций прослушал и не перестаю удивляться, как много мудрости в этой Книге. Хочу задать раву вопрос: Вы неоднократно подчеркиваете, что многие события Торы — это прообразы будущих исторических событий с еврейским народом. Меня давно интересовала мысль: почему Тора заканчивается на моменте, когда еврейский народ только собирается войти в землю Кнаан, а не уже вошел в нее? Ведь это было бы еще несколько дополнительных глав, но повествование выглядело бы более законченным. И еще более странный факт, что сам Моше в землю Кнаан не входит, а передает эту почетную миссию Йеошуа бин-Нуну. При чем здесь вообще Йеошуа бин-Нун? Если бы Тору писал человек, то «логичней» было бы ее завершить именно вхождением еврейского народа в обещанную землю под предводительством Моше (который это заслужил). А так Б-г передает эту миссию какому-то новому человеку, и даже на просьбы Моше не реагирует (т. е. для Б-га это принципиально). У меня возникла мысль: не является ли Йеошуа бин-Нун прообразом Машиаха, а Эрец-Исраэль — прообразом Грядущего мира или тысячелетнего царства Машиаха, куда Машиах и введет еврейский народ и всё человечество в конце истории (начав этим как бы новый этап духовной истории мира)? Тем более, имя Йеошуа бин-Нуна как-то странно выделяется своим «бин» (с йуд), возможно, намекая на то, что он чем-то особенный? Спасибо. Роман Читать дальше |
|
Нельзя полагаться на свой разум?15 июля 2020 года, отвечает Рав Менахем Эпель Добрый день! Объясните мне, пожалуйста, если сочтёте нужным, что означают слова: «Надейся на Господа всем сердцем своим и не полагайся на разум твой» (Мишлей 3:5). Ведь разум играет главную роль в борьбе с Ецер Ара (дурным началом)? Спасибо. Сергей Читать дальше |