Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Потоп

Всемирный Потоп описан в Торе в недельной главе Ноах. От вод Потопа спаслись лишь обитатели Ноева Ковчега. Причины этого великого бедствия — грехи поколения Потопа.

Оглавление

Поколение Потопа [↑]

В недельной главе Ноах повествуется о Всемирном Потопе, который обрушил Б-г на землю за грехи того поколения.

Поколение потопа совершало как мелкие, так и крупные грехи. Но Всевышний, обладая долготерпением, прощал им прегрешения… до определенного момента.

БОГ СКАЗАЛ НОАХУ: КОНЕЦ ВСЯКОЙ ПЛОТИ НАСТУПИЛ ПРЕДО МНОЙ, ИБО НАПОЛНИЛАСЬ ЗЕМЛЯ ГРАБЕЖОМ (Берешит, 6:13)

Раби Йоханан сказал: «Приди и увидишь силу грабежа. Поколение Потопа нарушало все, но решение об их конце не было подписано, пока не провинились в воровстве» (Санѓедрин).

Мы должны осознать, как серьезно преступление украсть даже самую малую сумму, и удалиться от этого греха.

В этом поколении, когда кто-нибудь выставлял для продажи бобы, прохожие брали их без спроса на сумму меньше пруты (самая мелкая монета), тогда суд не мог заставить вора это вернуть. И один за другим обирали продавца, пока не оставалось ни боба. А он не мог потребовать наказать воров и вернуть имущество (мидраш Берешит раба).

Р. Зеэв Эйнѓорн в комментарии добавляет, что люди этого поколения, безусловно, воровали и по-крупному. Втайне каждый крал, сколько мог. А меньше пруты крали публично, и с этим мирились (Пируш махарзу).

Р. Шалом Швадрон заметил: «Не раз я видел, как люди входят в лавку, берут немного еды и не платят. Часто хозяин хотел бы, чтобы заплатили, да неудобно просить деньги за такое количество. Это надо осудить. Так поступали в поколении Потопа».

Поколение развратилось, и Б-г уничтожил его Потопом, но спас Ноаха и его семью.

По свидетельству Торы, нравственное разложение началось с того, что «сыновья властелинов …брали себе женщин, всех, кого выбирали» (Берешит 6:2, Раши). «Любая брешь начинается с лидеров поколения», и тогда сыновья царей и вельмож стали силой забирать себе чужих жен. Они блудили также с мужчинами и со скотом (Берешит раба 26:5, Маарзо) — нечестивцы «скрещивали домашний скот с дикими зверьми и зверей со скотом, и всех животных с людьми, а людей со всеми животными» (Санхедрин 108а). Многие женщины в том поколении ходили, открыв свою плоть и подкрасив глаза, подобно блудницам, а мужчины осквернялись всеми видами разврата — открыто и прямо на улице, вступая в связь даже со своими матерями и дочерьми (Пиркей дераби Элиэзер 22). И особенно бесчинствовали именно те, кто был призван следить за соблюдением закона, — и остановить их было некому (Рамбан, Берешит 6:2).

В Талмуде указано, что, хотя поколение потопа преступило все мыслимые запреты, их приговор был скреплен печатью именно за грабеж (Санхедрин 108а). В самой Торе основное преступление этого поколения названо словом хамас («разбой»; см. Берешит 6:13), и комментаторы поясняют, что понятие хамас включает в себя также кражи по мелочам, при которых невозможно обратиться в суд для восстановления справедливости. Именно такой вид преступлений был особенно распространен в поколении перед потопом: этот «разбой» (хамас) совершался открыто, при свете дня, с общего согласия (Берешит раба 31:5, Нехмад лемаръэ). По определению р. Овадьи Сефорно, разбой принял тотальный характер, и люди перестали видеть в нем зло: ведь «все воровали друг у друга» (Сефорно, Берешит 6:13). А автор книги Ор Ахаим — раби Хаим ибн Атар — добавляет: «В поколении потопа воровали каждый, что мог, …а если ситуация складывалась так, что невозможно было ограбить или украсть, они прибегали к мошенничеству и обману» (Ор Ахаим, Берешит 6:13).

Вместе с тем, согласно более широкому определению, понятие хамас включает в себя не только грабеж, но и «все виды мерзостей» (Маарзо, Берешит раба 31:1) — включая идолопоклонство, кровопролитие и разврат. По свидетельству мидрашей, обитатели земли буквально «погрязли в разврате», а «разврат (знут) неизбежно приводит цивилизацию к всеобщему уничтожению» (Берешит раба 26:5, 31:6).

И все же «поколение потопа не было стерто с лица земли до тех пор, пока они не стали составлять брачные договоры между мужчинами и между людьми и скотом» (Берешит раба 26:5; Раши,Хулин 23а, «Ки ишхит»). А поскольку люди того поколения не просто раз от разу поддавались своим страстям, но разврат приобрел у них силу закона, — раскаяние стало практически невозможным (Маарзо на Берешит раба 26:5).

Потоп уничтожил все живое на земле. Спаслись только Ноах и те, кто был с ним в Ковчеге.

Ноах — праведник в своем поколении [↑]

Ноах (Ной) родился в 1056 году, когда его отцу Лемеху было 182 года (Берешит 5:28). Появился на свет без крайней плоти — «обрезанным» (Авот дераби Натан 2:5; Шохер тов 9).

Являлся правнуком Ханоха и внуком Метушелаха. Его мать Эшмоа, дочь Элишуа, сына Ханоха, вступила в брак с Лемехом в 1055 году /2705 до н.э./ (Сефер аяшар; Седер адорот).

Метушелах назвал его именем Ноах, а отец дал ему дополнительное имя Менахем, сказав: «Этот принесет нам утешение (йенахмейну)» (Берешит 5:29; Сефер аяшар; Ялкут Шимони, Берешит 42).

Учился у своего деда Метушелаха, который был правителем всего человечества (Седер адорот).

В течение долгих лет Ноах жил в уединении, стремясь уберечься от влияния нечестивцев своего поколения. Он сосредоточенно изучал книги Адама и Ханоха, чтобы познать пути служения Творцу (Зоар 1, 58б), — и в Торе сказано, что «Ноах снискал приязнь в глазах Г-спода» (Берешит 6:8).

В 1536 году /2224 г. до н.э./ Ноах удостоился пророчества: Всевышний открыл ему, что, если человечество не раскается в своих преступлениях и не вернется к праведному образу жизни, то спустя 120 лет оно будет уничтожено водами потопа (Берешит 6:3, Раши; Сефер аяшар). Ведь Творец «никогда не вершит в мире суд до тех пор, пока не объявит о нем и не известит подсудимых», как Он «известил поколение потопа через Ноаха» (Зоар 1, 58а).

В Талмуде сказано, что «приговор был вынесен и в отношении Ноаха», — ведь, поскольку мир судится по большинству, а большинство его современников было нечестивцами, приговор распространялся на всё человечество (Санхедрин 108а, Яд рама и Маарша), — но он и его семья были помилованы (Санхедрин 108а, Яд рама и Маарша). И хотя в Торе сказано: «Ноах — праведный муж» (Берешит 6:9) и «Тебя Я увидел праведным в этом поколении» (там же 7:1), тем не менее, его праведности оказалось недостаточно, чтобы защитить от гибели его современников (Зоар 1, 67б-68а).

А, по мнению некоторых мудрецов Талмуда, Ноах был «праведником» именно в своем поколении: по сравнению с окружающими его законченными нечестивцами. Но другие полагают, что, если Ноах сумел остаться праведным среди законченных нечестивцев, то, тем более, он бы стал великим праведником в другом, не столь испорченном поколении (Санхедрин 108а; Раши, Берешит 6:9; Зоар 1, 67б). Во всяком случае, он был спасен от вод потопа не за свои заслуги, а потому что в будущем от него должен был произойти Моше Рабейну (пророк Моисей), через которого еврейскому народу будет дана Тора (Берешит раба 26:6).

В тот же год Всевышний повелел Ноаху построить большой корабль — ковчег, на котором он сможет спастись в день всемирной катастрофы (Берешит 6:14, Раши; Седер адорот).

Всевышний сказав Ноаху:

СДЕЛАЙ СЕБЕ КОВЧЕГ ИЗ ДЕРЕВА ГОФЕР (Берешит, 6:14)

Бог мог спасти Ноаха разными способами. Почему Он заставил его строить ковчег?

Раши объясняет: чтобы пробудить у людей любопытство. Наблюдая, как Ноах сто двадцать лет подряд строит ковчег, люди станут удивляться и спрашивать: «Зачем ты это делаешь?». А Ноах будет отвечать: «Святой, благословен Он, скоро наведет на мир Потоп», — может быть, они тогда раскаются (Санѓедрин).

Вызванный интерес дает шанс найти путь к сердцу.

Но люди поколения Ноаха не раскаивались в своих злодеяниях. И Потоп уничтожил их.

Ноаху, который должен был пережить Потоп в ковчеге, Бог сказал:

ВОЗЬМИ С СОБОЙ ВСЯКУЮ ПИЩУ, КОТОРУЮ ОНИ ЕДЯТ, И ХРАНИ. И БУДЕТ ПИЩЕЙ ДЛЯ ТЕБЯ И ДЛЯ НИХ (Берешит, 6:21)

На первый взгляд, слова «и будет пищей для тебя и для них» лишние.

Р. Эльханан Вассерман предлагает объяснение: Описывая климат и плодородие на земле до Потопа, мидраш рассказывает, что тогда земля рождала несравненно больше, чем теперь. Ноах, который был пророком, знал, что после Потопа земля уже не будет такой плодородной. Но получил указание взять ровно столько, сколько необходимо, чтобы прокормить себя и семью во время Потопа. — Когда страдают другие, мы не должны искать наслаждений.

Всемирный Потоп [↑]

Следуя прямому повелению Всевышнего, Ноах (Ной) соорудил ковчег, сложил в него большие запасы пищи для своей семьи и тех животных и птиц, которых предстояло собрать в ковчеге. Кроме того, он внес в ковчег саженцы плодовых растений, чтобы высадить их после потопа (там же 31:14, 36:3).

На семнадцатый день месяца Хешван 1656 года /2104 г. до н.э./ Ноах и его семья вошли в ковчег. А вслед за ними, повинуясь безмолвному приказу Творца, в ковчеге собрались пары всех животных и птиц, предназначенных для спасения (Берешит 7:7—11, 13—16; Седер олам раба 4).

В тот день по всей земле начался сильный дождь, и вода значительно поднялась, затопляя низкие места. Перепуганные люди сбегались к ковчегу Ноаха, и постепенно там собралось около семисот тысяч человек. Они требовали: «Открой нам ковчег, и мы спасемся с тобой. Почему мы должны погибнуть?!»

«Вы все восстали против Творца и утверждали, что Его не существует, — напомнил им Ноах. — И вот теперь Он воздает вам за ваше зло, сметая вас с лица земли. Сейчас наступает то, о чем я предупреждал вас в течение ста двадцати лет, — но вы не слушали. А теперь вы хотите уцелеть на земле?!».

И люди ответили Ноаху: «Теперь мы все раскаиваемся и возвращаемся к Творцу. Открой нам ковчег, чтобы мы не погибли!» «Только теперь, увидев в лицо беду, вы готовы раскаяться, — говорил им Ноах. — Но почему вы не возвращались к Всевышнему на протяжении тех ста двадцати лет, которые Он вам дал для раскаяния. А в этот день Б-г не станет внимать вам, и сегодня ваши слова уже не помогут».

И тогда люди подступили, чтобы силой открыть ковчег и, расправившись с Ноахом, спрятаться от надвигающейся воды. Но Творец наслал на них диких зверей, которые тоже пытались спастись у ковчега от вод потопа. Хищники пожирали людей, и те разбежались в разные стороны (Сефер аяшар; Танхума, Ноах 7; Ялкут Шимони 57).

В течение сорока дней дождь усиливался. К нему присоединились хлынувшие на поверхность подземные потоки, и «ковчег поплыл по воде» (Берешит 7:18). Воды поднялись на пятнадцать локтей выше самых высоких гор — и «погибла всякая плоть: …от человека до животного, до пресмыкающегося и до птицы небесной, …и остался (в живых) лишь Ноах и те, кто был с ним в ковчеге» (там же 7:20-23).

Все эти дни буря швыряла ковчег, как щепку, угрожая разбить его. Звери выли и рычали в своих отсеках, а Ноах и его сыновья в трепете и страхе молили Творца об избавлении от верной гибели (Седер адорот).

Сорок дней спустя, 27 Кислева 1656 года, дожди прекратились, но только через пять месяцев воды, впитываясь в землю, начали медленно опускаться. Семнадцатого Сивана «ковчег опустился …на горы Арарат» (Берешит 7:12, 24, 8:3—4, Раши; Седер олам раба 4). Все дни и ночи, проведенные в ковчеге, Ноах и члены его семьи, не зная отдыха, ухаживали за животными и кормили их: ведь одни звери питаются только днем, а другие — именно ночью. Однажды Ноах запоздал с кормлением льва, и разъяренный зверь серьезно поранил его ногу (Танхума, Ноах 9).

В первый день месяца Ав, на десятый месяц от начала потопа, из окна ковчега «стали видны вершины гор» (Берешит 8:5, Раши; Седер олам раба 4).

Затем Ноах выпустил голубя, чтобы он посмотрел, сошла ли вода:

НО НЕ НАШЕЛ ГОЛУБЬ МЕСТА, ЧТОБЫ ОТДОХНУЛА ЕГО НОГА, И ВЕРНУЛСЯ К НОАХУ В КОВЧЕГ, ИБО БЫЛИ ВОДЫ НА ПОВЕРХНОСТИ ВСЕЙ ЗЕМЛИ; И ПРОТЯНУЛ ОН РУКУ, ВЗЯЛ И ВНЕС ЕГО К СЕБЕ В КОВЧЕГ (Берешит, 8:9)

Раби Нафтали Цви Йеѓуда Берлин, глава ешивы Воложин, отмечает, что голубь не влетел в ковчег. Только подлетел к нему. Когда он вернулся, во рту у него ничего не было, и он боялся, что хозяин не пустит его назад. Но Ноах умел сострадать, протянул руку и забрал голубя в Ковчег, чтобы тот отдохнул после тяжелого пути.

Раби Берлин добавляет: мы должны учиться у Ноаха. Если человек не выполнил поручение по независящим от него обстоятельствам, благодарите его, будто выполнил.

Еще через два месяца, в первый день месяца Тишрей нового, 1657 года, «Ноах снял крышку с ковчега и увидел, что поверхность земли начала высыхать» (Берешит 8:13).

И, наконец, на 27 день месяца Хешван, через полный солнечный год от начала потопа, Ноах и его семья покинули ковчег (там же 8:14—18, Раши; Седер олам раба 4).

Мир после Потопа [↑]

Когда Ноах вышел из ковчега и увидел разрушенный водами мир, он, рыдая, упрекнул Бога: «Ты, которого называли Милосердным, должен был сжалиться над Своими созданиями!» «Безумный пастырь, — возразил ему Б-г, — сейчас ты говоришь Мне об этом?! Почему же ты молчал, когда Я предупреждал тебя о потопе? Ведь Я называл тебя “праведным” именно для того, чтобы ты попросил о милосердии для всего человечества. Но ты услышал, что спасешься в ковчеге, и не стал просить за других, — а построил ковчег и спасся! И теперь ты упрекаешь Меня?!» (Зоар хадаш, Ноах 23а). И поскольку Ноах, получив пророчество о том, что Творец уничтожит человечество, даже не просил о помиловании, Всевышний называет истребляющие воды потопа «водами Ноаха» (Йешая 54:9) — так, как будто именно Ноах затопил мир (Зоар 1, 67б).

Спустившись с гор Арарата, Ноах и его семья проделали путь в юго-западном направлении, достигнув страны, в который жили и были похоронены первые люди — Адам и Хава. В дни потопа только над этой землей не было дождей, и там не вырывались на поверхность мощные подземные воды. И хотя и эту землю залила вода, проникшая из окружающих стран, все же там уцелели деревья. Во всем же остальном мире не только деревья были сломаны и выкорчеваны, — но даже каменные мельничные жернова были раздроблены потопом (Пиркей дераби Элиэзер 23; Ваикра раба 31:10; Рамбан, Берешит 8:11).

После потопа Ноаху и его потомкам была разрешена не только растительная, но и мясная пища. Поэтому к шести заповедям, данным Адаму, была добавлена седьмая: запрет есть мясо, оторванное от еще живого животного — «эвер мин ахай»(там же 9:3—4; Рамбам, Мелахим 9:1). Таким образом, всем его потомкам — всему человечеству — даны семь заповедей (7 законов Ноаха).

В последующие годы Ноах поселился в стране, которая позднее получила название «Италия». Там он посвятил все свое время постижению мудрости (Седер адорот). В частности, он составил книгу по медицине, в которую включил методы исцеления и рецепты лекарственных снадобий, полученные им от ангела Рефаэля (Оцар ишей аТанах, Ноах).

От потомков трех сыновей Ноаха в дальнейшем произошли семьдесят основных народов: 14 — от Йефета, 30 — от Хама и 26 народов — от Шема (Берешит 10:1—32; Седер олам раба 1; Седер адорот).

Ноах умер в 2006 году /1754 г. до н.э./ в возрасте 950 лет (Берешит 9:29; Седер адорот).

Согласно многочисленным данным, остатки ковчега Ноаха сохранились до наших дней. Всевышний уберег их, чтобы на земле осталось свидетельство о всемирном потопе (Ялкут Шимони, Бешалах 256).

В исторической хронике «Седер адорот» указано, что «горы Арарат», о которых говорится в стихе Торы, представляют собой четыре вершины, расположенные двумя парами. Горный массив, на который опустился ковчег по завершении потопа, назывался в древности Кадрон, а крупнейшие горы — Кардения и Армения. Недалеко от них был расположен столичный город Армении (Таргум Йонатан, Берешит 8:4).

Выводить материалы