Темы: Зоар, Страдания, Наказание, Пророчество, Яаков, Ицхак, Обман, Благословения, Эсав, Праведники, Ривка
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, Георгий!
Спасибо за интересный вопрос.
Источник параллели, которую Вы проводите, — это Книга Зоар (Ваешев 185 б-186а). Приведу цитату оттуда (в приблизительном переводе и без каббалистической терминологии):
«Даже если дело совершается подобающим образом, Всевышний спрашивает с праведников даже (за промах величиной) с волосинку. Яаков поступил подобающим образом. Но из-за того, что он принес отцу козленка… он был наказан с помощью другого козленка, кровь которого принесли ему его сыновья.
О нем сказано: “Шкурки же козлят надела на руки его и на гладкую шею его” (Берешит 27:16). Поэтому — “(И взяли они одежду Йосефа, и зарезали козленка), и обмакнули одежду в кровь” (там же 37:31), и доставили к нему. И всё — одно напротив другого (т. е. мера за меру). Яаков стал причиной того, что “ вострепетал Ицхак трепетом весьма великим” (там же 27:33), потому и ему позже причинили великий трепет: “…узнай же, сына ли твоего это одежда или нет” (там же 37:32).
Раби Хия сказал: о нем (Яакове) сказано: “(И сказал Ицхак Яакову: подойди же, и я ощупаю тебя, сын мой,) ты ли сын мой Эсав, или нет?” (там же, 27:21) — и ему (сказали): “сына ли твоего это одежда или нет”. Так Всевышний спрашивает с праведников за всё, что они делают».
Отсюда мы видим: Яаков был наказан за то, что обманул своего отца Ицхака при получении благословений. И тут возникает тот вопрос, который задали Вы: ведь Яаков выразил матери опасение: «Может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком, и наведу на себя проклятие, а не благословение» (Берешит 27:12). И Ривка успокоила его: «И сказала ему мать его: на мне проклятие твое, сын мой…» (там же, 13).
Если так, то наказана должна была быть Ривка, а не Яаков?
Чтобы ответить на Ваш вопрос, следует сначала разобраться, какой смысл заключен в словах: «На мне проклятие твое, сын мой!» Ответ на этот вопрос на самом деле не однозначный. Существует два основных подхода:
1) Первый подход: самое простое объяснение приводит Таргум Йонатан: Яаков боялся, что, если откроется обман, Ицхак, вместо того чтобы благословить его, ещё может его и проклясть. И Ривка, успокаивая сына, говорит: если Ицхак проклянет Яакова, то это проклятие падёт на голову самой Ривки.
А Таргум Онкелос приводит другое объяснение: Ривка сказала, что ей известно благодаря пророчеству: Яакова не постигнет проклятие. Мидраш говорит: обычно, когда один человек гневается на другого и хочет его проклясть, он проклинает мать, родившую такого сына, и это смысл сказанного: «На мне проклятие твое, сын мой».
2) Второй подход: некоторые комментаторы говорят: Яаков сомневался, стоит ли ему слушать Ривку. Ведь есть большая вероятность, что обман откроется — и тогда он, без сомнения, будет проклят. А если даже он получит благословение, то неизвестно, сможет ли им «воспользоваться» — ведь оно будет дано ему «по ошибке».
На это Ривка ответила: если он не послушается ее, то будет проклят (и в этом смысл ее слов «На мне проклятие твое, сын мой»). Если же послушается, то получит благословение, в чем у нее нет никакого сомнения. А если Ицхак и разгневается, Ривка его умиротворит и всё ему объяснит.
Теперь вернёмся к нашему вопросу. Согласно второму подходу, Ривка на себя ничего не брала, и, соответственно, вопрос, на кого падет проклятие, даже не возникает.
Но даже согласно первому подходу, Ривка взяла на себя только гипотетическое проклятие, которое Ицхак мог бы обрушить на Яакова, и не более того. Если бы Ривка сказала, что берет на себя все неблагоприятные последствия обмана, тогда, возможно, обман действительно «вернулся» бы к ней.
Хотя я и в этом сильно сомневаюсь. Тут надо ещё понять, почему Яаков вообще был наказан. Ведь и сама Книга Зоар сначала констатирует, что Яаков поступил подобающим образом.
Более того, рав Элияу-Элиэзер Деслер («Михтав ме-Элияу», ч. 5, стр. 71; перевод на русский называется «Стремись к истине») добавляет: согласно тому, что сказано в Таргуме Онкелоса, см. выше, слова Ривки были пророческими и, значит, Яаков был обязан послушаться Ривку.
Кроме того, рав Деслер пишет, что Яаков должен был помолиться за Ицхака и за Эсава. И, разумеется, Яаков был наказан, как говорит Зоар, только потому, что «Всевышний спрашивает с праведников даже (за промах величиной) с волосинку». В таком случае, по-видимому, это — сфера отношений самого Яакова с Творцом, а к Ривке отношения не имеет, даже если бы она взяла на себя все негативные последствия обмана.
Вероятно, можно дать и другое объяснение наказанию Яакова. Раби Хаим Шмулевич («Сихот Мусар», очерк 105, «Йом а-Кипурим», 5732 г.) пишет: к нарушению законов, которые регламентируют отношения между человеком и его ближними (бейн адам ле-хаверо) относятся на Небесах с особой строгостью. Так что, если один человек заставил другого страдать, он будет тяжело наказан и его не спасет даже то, что он действовал во имя Небес…
Рав Шмулевич объясняет: это — как если бы человек поместил руку в огонь. Рука сгорит, несмотря на самые праведные намерения этого человека. Таково наказание и за нарушение законов «между человеком и его ближним», за причинение страданий ближнему.
Так и в нашем случае: Яаков обязан был послушаться Ривку и получить благословение, обманув Ицхака. Но это неизбежно привело к тому, что «вострепетал Ицхак трепетом весьма великим». И, так как Яаков был великим праведником, а «Всевышний спрашивает с праведников даже (за промах величиной) с волосинку», Яаков был наказан.
И, опять-таки, Ривка не могла взять его наказание на себя. Воспользуемся тем же сравнением: если бы Яаков поместил руку в огонь, пострадала бы именно его рука…
Отсюда — важные выводы и для нас, потомков праотцев: стараться никогда не причинять даже малейшего страдания ближнему. Даже когда мы действуем во имя Небес. И не забывать молиться не только за себя, но и за окружающих.
С уважением, Менахем Эпель
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.
Рав Реувен Куклин
В последнее время меня очень волнует тема лжи.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Берл Набутовский
Рав Овадья Климовский
Почему иногда одно, а иногда другое?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»
Праотец обращается к Элиэзеру и требует, чтобы тот поклялся ему. Б-г велел Аврааму и потомству служить Ему в конкретном месте.
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Шломо Гольдман
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?