Темы: Земля Израиля, Яаков, Заповеди, Благословения, Проклятие, Колена Израиля, Комментарии
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНе так давно мы читали в Торе главу Ки таво. Если можете, то помогите растолковать эту интересную (так мне кажется) проблему:
1. Какая символика скрыта в горах Гризим и Эйваль?
2. Какая символика в расстановке колен Израиля по этим горам? За какие «заслуги» коленам Реувена, Гада, Ашера, Звулуна, Дана и Нафтали выпало произносить проклятия? Чем они так провинились? Что за тяжелая доля им выпала?
Ведь в напутствиях, которые дал коленам Израиля наш праотец Яаков, а позже и Моше, эти их грехи не прослеживаются!
Здравствуйте!
Вы задаете важный вопрос. А отвечает на него рав Шимшон Рефаэль Гирш.
Эти две горы, Гризим и Эйваль, были совершенно различны по своему виду: Гризим — вся заросшая зеленью, Эйваль — бесплодный камень, без растительности. Но стояли они рядом, поэтому невозможно было объяснить их различия климатом. Та же температура, те же дожди — или их отсутствие. Так что дело не во внешних факторах, а в том, что Б-г решил: одна будет цвести, а другая не будет.
Поэтому они символизируют соответственно благословения и проклятья. Вне зависимости от внешних факторов, тот, кто благословен Б-гом, будет процветать, а тот, кто проклят, не будет.
А благословения и проклятья, в свою очередь, зависят от выполнения заповедей. Сами-то горы неодушевленные и не могут быть ни благословенны, ни прокляты. Они просто служат наглядной иллюстрацией, «картинкой»: вот так выглядит благословение, а вот так проклятье, и зависят они не от внешних факторов, а от самих людей, от соблюдения ими заповедей.
Такая иллюстрация была дана всему народу при вступлении в Землю Израиля, чтобы все помнили, на каком условии она им дана, и усвоили, какие благословения и проклятия могут их ждать в зависимости от качества служения Б-гу.
Теперь о размещении колен по этим горам.
Прежде всего, то, что определенные колена поставили на горе Эйваль, конечно, не означает, что они каким-то образом заслужили проклятья. Ведь согласитесь, даже простой смысл текста этого не подразумевает: то, что они произносят проклятья, еще не означает, что они их и заслуживают. Заслуживает их тот, о ком они говорят: «Проклят тот, кто сделает изваяние» и т. д. Они же просто провозглашают.
Более того, произносят не только эти колена, но и весь народ, стоящий на обеих горах. Именно так сказано в мишне (трактат Сота 7:5), приведенной Раши (комментарий к Дварим 27:12): сначала левиты поворачивались к горе Гризим и произносили благословения: «Благословен тот, кто не сделает изваяние» и т. д. И весь народ говорил «Амен», таким образом, как бы тоже это произнося. Весь народ: колена, стоявшие на обеих горах. А затем левиты поворачивались к горе Эйваль и произносили: «Проклят тот, кто сделает изваяние» — и опять весь народ отвечал «Амен», включая тех, кто стоял на горе Гризим.
Далее опять объясняет рав Шимшон Рефаэль Гирш: колена разместили именно так, чтобы не создавать впечатление, что те, кто стоит на горе Эйваль, каким-то образом «хуже» и больше заслуживают проклятье, чем другие.
Если среди колен и были когда-либо ошибочные чувства, что одни из них «хуже» других, то их питали сыновья праматери Леи в отношении сыновей служанок Билы и Зильпы. Потому что последние, хотя и были сыновьями Яакова, не были «напрямую» сыновьями праматерей Рахели и Леи.
А полноценными членами еврейского народа они были потому, что их биологические матери — служанки праматерей — отказались от своего «я» и превратили себя в «продолжение» праматерей: полностью переняли их характер, со всеми достоинствами. Поэтому и сыновья, которых они родили и воспитали, стали полноценными родоначальниками колен: пусть не биологически, но в духовном плане Рахель и Лея были их матерями.
Поэтому после смерти Рахели Яаков стал предпочитать Билу, которая во всем напоминала ему Рахель: уж если нет «оригинала», то хотя бы «копию». И ей же доверил воспитание сына Рахели Йосефа (Раши к Берешит 37:10), которого на тот момент больше всех любил и считал своим самым обещающим и перспективным потомком.
Поэтому Йосеф, хотя и был биологическим сыном одной из праматерей, хорошо знал, насколько высок духовный уровень служанок, и с их биологическими детьми дружил (Берешит 37:2). А вот сыновья Леи порой смотрели на детей служанок свысока и называли их «слугами», о чем Йосеф с возмущением доносил отцу (Раши, там же). Насколько правильно поступал Йосеф, донося на них, — другой разговор. Но факт пренебрежения к сыновьям служанок был.
Поэтому при размещении колен на горах вместе с коленами Гада, Ашера, Дана и Нафтали, ведущими свое происхождение от сыновей служанок, были поставлены колена Реувена и Звулуна. Которые происходили, соответственно, от самого старшего и самого младшего сыновей Леи. Этим подчеркивалось: сыновья служанок ничем не хуже сыновей Леи, от старшего до младшего. А сыновья Рахели и так знали, что сыновья служанок не хуже их, и им не нужна была особая демонстрация.
С уважением, Меир Мучник
Рав Яков Доктор
Статья р. Яакова Доктора о религиозном отношении к Эрец Исраэль
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Зеев Урман
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Хава Куперман
Молитва о защите от проклятия
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Даже самые простые будничные дела приобретают важный смысл благодаря особой атмосфере святости. Поэтому жители Эрец Исраэль должны очень серьезно и ответственно относиться к каждому своему поступку.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Мендель Агранович
Камни, которые находились на одеянии первосвященника, были выбраны не случайно
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его