Темы: Предназначение, Свобода, Смерть, Жизнь, Египетское рабство, Исход из Египта, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! Из первых глав книги Шмот мы узнаем, что такое рабство и как тяжело египтяне угнетали евреев. Да и из общих соображений известно, что рабство — это плохо.
Но вот евреи, слава Б-гу, выходят из Египта, становятся свободными людьми, но понятие рабства при этом никуда не исчезло! Ведь уже в главе Мишпатим (21:2) Тора подробно описывает, что нужно делать, «если купишь раба-иври».
Вопрос: почему институт рабства не остался навеки в Египте? Почему и в дальнейшем сохранилась опция быть порабощенным? Спасибо! Тимофей
Здравствуйте, Тимофей!
Вы задаете хороший вопрос.
Действительно, почему, освободив евреев из рабства — и сделав это событие краеугольным камнем всей нашей религии, — Тора сохраняет этот институт?
Уникальность Торы, среди прочего, заключается в том, что она дана на все времена. А времена бывают разные. Б-г создал людей разными потому, что у каждого своя роль. И целые поколения и эпохи Он тоже создал разными — по той же причине. Поэтому бывают обычаи и нормы, общепринятые в одну эпоху, но не в другую. И людям разных эпох бывает трудно друг друга понять. Ведь даже живущие одновременно «отцы и дети» часто друг друга не понимают, что уж говорить о представителях эпох, разделенных тысячелетиями.
Так оно и с рабством. Для современного мира оно неприемлемо. Но в античном мире, как Вам наверняка известно, рабство было нормой повсюду. Значит ли это, что рабство может быть в чем-то благом?
Зависит, о каком рабстве идет речь.
Если о нашем рабстве в Египте, то, как Вы справедливо замечаете, благом считается именно освобождение из него.
Но интересно: даже после обретения свободы праведный еврей называется тем же словом, которое ранее обозначало «раба», — эвед (от слова авода — «работа»). Только теперь он эвед а-Шем, что можно перевести как «раб Б-га» — а можно и как «служитель Б-га». Ведь свобода не противоречит идее служения кому-то кроме себя.
Но в чем тогда разница между рабством и свободой?
В том, что в рабстве человека заставляют заниматься не своим делом. Тем, что не поможет ему развить свой потенциал и самореализоваться, ограничит его. Как в Египте, когда евреев заставляли класть кирпичи на стройках, когда мужчин заставляли заниматься женским делом, а женщин — мужским.
А на свободе человек может заниматься своим делом и его возможности в этой сфере не ограничивают, может развивать заложенный в нем потенциал, расправить крылья. Даже если его заставляют это делать и этим он кому-то служит.
Подобно тому, как прирожденный воин, сильный и мужественный, исполняя приказ, служит родине и добивается тех побед, на которые способен. Так еврей служит Б-гу, изучая Тору, занимаясь интеллектуальным анализом, развивает духовную сферу и совершает предписанные действия. В этом он способен достичь небывалых высот. Поэтому возможность отправиться в этот полет называется свободой, хотя ему предписал это Б-г, Которому он служит.
Поэтому в Торе также есть понятие рабства и подчинения другому человеку, которое считается полезным для подчиненного. Согласно Торе, Ноах постановил, что его потомок Кнаан проклят и будет рабом других людей (Берешит 9:25).
Хотя это называется «проклятьем», на практике таким потомком Кнаана был Элиэзер, слуга Авраама — и его жизнь и деятельность явно описываются как успех. Он пользовался полным доверием Авраама и блестяще справлялся с важнейшими миссиями, такими, как сватовство Ицхака.
Так проклятье это или успех?
Ключ к разгадке лежит в толковании мудрецами имени-прозвища, которым Авраам называл Элиэзера: «Дамэсэк» (Берешит 15:2). Простой смысл — «Дамаск», т. е. город, из которого Элиэзер был родом. Но мудрецы толкуют: доле у-машкэ ми-торато шель рабо — он «черпал и поил [других] из [колодца] Торы своего господина». То есть он перенимал Тору у Авраама и разъяснял ее другим.
Элиэзеру можно было доверить не только различные миссии в «светской» жизни, но и преподавание Торы (учения) Авраама. Но — только «Торы господина». «Своей Торы», своего учения Элиэзер произвести не мог. Он был не в состоянии сам ее изучать, сам пролагать путь. Он мог лишь учиться у Авраама, перенимать его мудрость.
Человеку с такой природой лучше быть «служителем»: сам по себе он несамостоятелен, у него нет своего пути. Но он может весьма преуспеть, сопровождая другого в его пути. Стать его «правой рукой» во всех отношениях.
Отказавшись «выдвигать» собственное учение, не только служить господину «физически», отдать в его распоряжение свое время, но и отдать ему на воспитание свою душу, стать его «продолжением». И так перенять все достоинства господина: его мудрость, его веру, его характер в целом.
Поэтому Мидраш (Берешит Рабба 60:2) называет Элиэзера эвед маскиль — «просвещенным», «мудрым рабом». Как объясняет Сфат Эмет, его мудрость заключалась в том, что он осознавал свое место и свою роль в жизни и использовал по максимуму те возможности, которые были ему даны, а не пытался «выйти на свободу» и «пользоваться» теми возможностями, которых у него не было.
Такое рабство не только полезно, но и на самом деле мало чем отличается от «свободы». Ведь если «свобода» — это возможность полностью развить свой потенциал, даже если к этому кто-то обязывает, то и у такого раба, как Элиэзер, подобная возможность есть.
В прошлом явно были такие люди, для которых рабство было полезным. Поэтому Тора может говорить о «кнаанском рабе» (эвед кнаани), и в этом нет ничего ужасного.
Нынешняя эпоха, среди прочего, отличается тем, что у людей значительно сильнее развит индивидуализм. Поэтому к настоящему времени идея формального рабства стала считаться неприемлемой. Но, если призадуматься, нетрудно осознать, что на практике и сегодня полной свободы нет ни у кого.
Если человек сам не является начальником (а у начальника — свои проблемы и ограничители), он формально подчинен начальнику на работе, и его свобода действий так или иначе ограничена. Многие решения принимают за него другие, а он вынужден подчиняться и проводить чью-то линию, с которой может быть не согласен.
И полной свободы передвижения у подчиненного нет: он обязан быть на работе и может получить отпуск только с ведома начальства. А даже если и получит, вовсе не обязательно сможет поехать, куда угодно: и семью бросить невозможно, и денег на все поездки не хватит.
В целом, человек, который служит чьим-то секретарем, помощником, «правой рукой» и постоянно должен быть при начальнике, на практике мало чем отличается от раба.
Так что на самом деле полной свободы нет ни у кого, все в той или иной мере «рабы», и главный тут секрет — не тосковать слишком много о тех возможностях, которых нет, а использовать те, которые есть, и развивать свой потенциал.
И помнить, что даже если бы человеку была дана та свобода, которой у него нет, это вовсе не обязательно пошло бы ему на пользу. Он может быть неприспособлен к тому «свободному плаванию», а может использовать возможности не только во благо, но и злоупотребить ими. Поможет ли это ему развить свой потенциал?
И даже необратимый исторический процесс перехода от рабства к нынешнему положению дел не является безусловным благом, если осуществлять его революционными методами и разрушать «весь мир насилья» одним махом.
Так, общество американского Юга 19 века не было по-настоящему готово к освобождению рабов: ни рабовладельцы, ни сами рабы. Поэтому истинная история тех времен выглядит не так радужно, как написали победители-северяне.
Бывшие рабы не были приспособлены к самостоятельной жизни в обществе, у них не было необходимых для этого знаний, умений и навыков. Огромное их число умерло от болезней. А бывшие рабовладельцы не смирились с идеей равноправия бывших рабов и взамен рабству быстро учредили систему сегрегации, которая просуществовала еще целый век.
Поэтому Торе не было бы смысла отменять рабство тогда и там, где оно еще было общепринято. Это было немыслимо, и общество этого бы не приняло. Людей просто так не переделаешь. Поэтому Тора не запрещает рабство там, где оно общепринято, — а делает его гуманным.
Это не значит, что надо смиряться с любой ситуацией. Как показывает тот же Исход из Египта, бывает рабство, от которого в конечном итоге надо избавляться, даже если изначально через него надо было пройти.
Но надо понимать, что обычно «освобождение» означает переход из одного подчинения в другое, и поэтому добиваться его имеет смысл лишь в том случае, если в новом подчинении человек на практике сумеет лучше реализовать свой потенциал и исполнить свою роль в жизни — что и было при Исходе.
Наконец, о той разновидности «раба», о которой Вы спрашиваете: эвед иври — «еврейский раб». Выше мы упоминали «кнаанейского раба», а здесь идет речь о еврее, который не удержался на высоком духовном уровне и проворовался. Если у него нет денег, чтобы возместить нанесенный ущерб, он «продается в рабство». Не навсегда — на шесть лет.
Но это весьма своеобразное «рабство». Тора дает целый ряд законов, регулирующих обращение с таким рабом: например, если у господина есть только одна подушка, он обязан дать ее рабу. Как говорит Талмуд: в конечном счете, получается, что «тот, кто купил себе раба, на практике купил себе господина» (Кидушин 20а). Какой же смысл в таком «рабстве»?
А вот какой: оно заменяет «исправительную колонию». Вора заставляют трудиться, только не в обществе подобных ему проблемных людей и уголовников, а в еврейской религиозной семье, где с ним обращаются как с человеком. Так есть реальный шанс его перевоспитания: он может приучиться к труду и, в то же время, к нормальным человеческим отношениям.
Ведь стоит обратить внимание: в отличие от большинства уголовных кодексов мира, Тора не предусматривает в качестве наказания тюремное заключение. Либо смертная казнь, либо бичевание, либо денежный штраф, либо принесение жертвы (опять же, денежные расходы). Но не лишение свободы в виде тюремного заключения, трудовой колонии и т. п.
Почему? Потому что это — и не смерть, и не жизнь. Если человек за свой грех заслуживает смерти, то его надо казнить. А если не заслуживает, ему надо дать продолжать жить.
А жить — значит развивать свой потенциал и выполнять свою роль, что невозможно при лишении свободы. И потому, что нет возможности делать свое дело, и потому, что, как известно, в местах лишения свободы преступники чаще не исправляются, а наоборот, находясь в компании других уголовников, всё больше становятся частью того мира — и, выйдя на свободу, продолжают в том же духе.
Поэтому большинство наказаний Торы означают: один раз ответить за свое нарушение, а затем получить возможность вернуться к полноценной жизни и стать здоровым членом общества: «После того, как претерпел это унижение, он снова брат твой» (Макот 23а).
И единственный вариант наказания в форме «лишения свободы» — это описанное «рабство», т.е. жизнь в хорошей семье, где человеку на практике дается возможность «вырасти», приобрести необходимые для нормальной жизни привычки и навыки, исправиться.
Вот почему Тора это допускает — как видим, это «рабство» совершенно непохоже на египетское, из которого мы освободились. А к настоящему времени мир дозрел и до всеобщей отмены рабства. Хотя остается возможность других типов подчинения, например, начальнику на работе.
Ведь, в конечном счете, главное — чтобы у каждого человека в отдельности и у общества в целом была возможность в полной мере развить свой потенциал. Если такая возможность существует, это и есть истинная свобода.
С уважением, Меир Мучник
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ефим Свирский
В Израиле весна. Небо без облаков, теплая погода, кружево цветущих деревьев… В это чудесное время приходит к нам Песах , праздник свободы.
Рав Овадья Климовский
Какие годы правильные?
Рав Реувен Куклин
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «После смерти»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
«И расскажи своему сыну» об Исходе за праздничным Седером
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Бенцион Зильбер
Продлить жизнь на час?
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его