Сначала Рош а-Шана, а потом Йом Кипур, логичнее было сделать наоборот?27 сентября, отвечает Рав Зеев Урман Шалом! Если элул — месяц раскаяния и подготовки к Рош Ашана — дню Суда, то почему мы не отмечаем в этом месяце Йом Кипур? Ведь получается, что мы входим в новый год со всеми прошлогодними проступками, которые стираются только через 10 дней после Рош Ашана. Разве не логичнее было бы, чтобы Всевышний сначала простил нам грехи, а только потом судил нас? Элимелех Читать дальше |
|
От того, что какой-то раввин скажет, моя душа попадет в ад или в рай?2 августа, отвечает Рав Зеев Урман Прочитал у вас на сайте: «Всевышний сообщил Моше, что Закон устанавливается не на Небесах, а на земле — мудрецами Торы». Мне непонятно, откуда делается такой вывод. Разве от того, что какой-то раввин (мудрец) скажет, что нужно обязательно носить бороду (как хасиды) или ее можно стричь, то от этого моя душа попадет в ад или рай? Влияет ли соблюдение этого закона на попадание в рай или ад, или это просто средство идентификации порядка на земле? Спасибо. Читать дальше |
|
Почему Б-г вообще имел общение с таким человеком, как Билам?19 июля, отвечает Рав Зеев Урман Шалом! Вопрос о Биламе. Скажите, почему Б-г вообще имел хоть какое-то общение с таким человеком, как Билам (пусть даже под именем Элоким)? Или давал Биламу такую возможность — обращаться к Нему? С уважением, Дмитрий Читать дальше |
|
Соблюдал ли Авраам законы Торы?27 октября 2023 года, отвечает Рав Зеев Урман Шалом! Мидраш сообщает нам, что Авраам и Ноах знали все законы Торы и выполняли их. Несмотря на то, что до получения Торы на Синае не обязаны были их соблюдать… Как это понять? Если Вс-вышний даёт нам Закон, то этот закон подлежит исполнению. Не вижу логики в том, чтобы давать Закон и не требовать его соблюдения или получить Закон, но ограничивать себя в его исполнении, когда знаешь, что в нём воля Вс-вышнего, что его соблюдение сильнее приближает человека к Б-гу и делает его совершеннее. Ведь мудрецы Торы, наоборот, часто устрожали Закон, чтобы и в малом его не нарушить, и от себя добавить большего рвения. Может быть, Аврааму и Ноаху не было дано знание Закона (его основ) в том виде, каким его получил Моше, потому что Вс-вышний запланировал дать Закон в полном виде только после чудесного освобождения из египетского рабства? Дать «конституцию» не отдельным людям, а уже образовавшемуся народу? Читать дальше |
|
Когда даю цдаку, у меня, говорят, такое лицо, как будто меня без ножа режут... Прекратить пока давать?13 мая 2022 года, отвечает Рав Зеев Урман Шалом, дорогие равы! Не буду ходить вокруг да около — проблема у меня с цдакой. Я честно пытаюсь делать всё как нужно: вежливо, с улыбкой, хорошим настроением, но получается как-то не очень. Моя жена мне говорит: «Овадья, не мучай себя и людей! Когда ты цдаку даёшь, у тебя лицо такое, как будто тебя без ножа режут». И это замечает не только она. Я вроде как пытаюсь создать нужный внутренний настрой, убедить себя, что эти деньги пойдут на благое дело и я таким образом выполняю заповеди, но… Поэтому я и хочу, чтоб Вы мне сказали, как быть: или пока прекратить давать цдаку до тех пор, пока я не улучшу себя духовно, или же всё-таки продолжать в надежде на постепенное «привыкание» к цдаке? С уважением, Овадья Читать дальше |
|
Почему Б-г хочет, чтобы мы, люди, строили с Ним отношения?16 января 2020 года, отвечает Рав Зеев Урман Почему Б-г хочет, чтобы мы, люди, обращались к Нему, строили с Ним отношения? Читать дальше |
|
Почему мы не выполняем повеление владычествовать над животными?26 ноября 2019 года, отвечает Рав Зеев Урман Шалом Вам, уважаемые раввины. Давно мучит вопрос по этому тексту: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28). Почему повеление «плодитесь и размножайтесь» мы исполняем, хотя не у всех есть желание рожать, пока рожается, а вот «владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» — не исполняем? Я нигде не слышал, чтобы учили этому, типа того, что вот, Б-г повелел и нам надо владычествовать. Я живу на севере Красноярского края, и к нам в село периодически заходят то медведи, то волки. И, конечно, очень хочется в таких случаях владычествовать над ними. Но вот они так не думают и не хотят, а ведут себя, как пожелают. Как правило, помогает только ружьё. Так как нам исполнить повеление Б-га о владычестве? Из этого вытекает другой вопрос: если мы не выполняем это повеление, то какое будет наказание за невыполнение? Читать дальше |
|
За что страдают дети?19 сентября 2019 года, отвечает Рав Зеев Урман Шалом, уважаемые раввины. Сижу дома с ребёнком и задаюсь вопросом: вот такой маленький человечек, а такие муки — 1) рождаться больно; 2) потом колики; 3) зубы тоже больно; 4) учишься ходить — шишки собираешь... За что им, маленьким, такие страдания? Для чего? Про мам как-то понятно, «нам прописано», но ведь мама может страдать и без того, чтобы ребёнок болел. Анна Читать дальше |
|
Кто такие «никогда не грешившие праведники»? Ведь сказано, что таких не бывает!30 августа 2017 года, отвечает Рав Зеев Урман «Раскаявшиеся, перенесшие тяжелую внутреннюю борьбу, ближе к Богу, нежели никогда не грешившие праведники» (Берах., 34 б) Вопрос: кто такие «никогда не грешившие праведники»? Написано: «Ибо нет на земле такого праведника, который творил бы благо и не погрешил бы» (Когелет 7:20). И еще сказано: «От рождения мысли человека — зло!». Шмуэль-Александр Читать дальше |
|
Если ум и чувства «расходятся во мнениях», чему следует доверять?6 января 2016 года, отвечает Рав Зеев Урман Добрый день! Когда по какому-то вопросу ум и чувства «расходятся во мнениях», чему следует доверять? Уму или чувству? Спасибо. Читать дальше |
|
Можно ли евреям верить в фен-шуй?29 апреля 2015 года, отвечает Рав Зеев Урман Можно ли евреям верить в фэн-шуй? Спасибо. Анастасия. Читать дальше |
|
У моей дочери синдром Дауна. Есть ли у нее надежда на мир Грядущий?7 декабря 2014 года, отвечает Рав Зеев Урман У моей дочери синдром Дауна. Есть ли у нее надежда на мир грядущий? Читать дальше |
|
Надо произносить благословения на дурную и добрую весть. Но ведь мы оцениваем вести субъективно!27 октября 2014 года, отвечает Рав Зеев Урман Шалом, уважаемый Раввин! У меня возник следующий вопрос относительно благословения на добрую и плохую весть. Все, что с нами происходит в жизни, — происходит по воле Творца, и любые события, происходящие с нами, являются частью Б-жественного замысла и мудро вплетены в общую структуру мироздания. В свете этого наши сегодняшние суждения о плохой или хорошей новости представляются субъективными, поскольку мы не всегда знаем, проявляется ли в них Мера суда или Мера милосердия Вс-вышнего. Можно привести множество примеров того, как человек воспринимает новость как плохую, а уже через некоторое время понимает, что то, что случилось, — к добру, и наоборот. Мой вопрос в следующем: почему мы произносим браху (благословение) в соответствии с нашей субъективной оценкой новости как хорошей или плохой, а не одну браху на любую новость (например, благодарение за то, что Творец дает нам знак или направляет нас)? Заранее благодарен Вам за помощь. С уважением, Юрий Читать дальше |
|
Разные люди очень по-разному используют заслуги предков...3 июля 2014 года, отвечает Рав Зеев Урман У меня такой вопрос. Причину благоденствия злодеев объясняют так, что злодею Творец «на месте» выдает плату за заповеди и добрые дела, чтобы истребить его из Мира Грядущего. Рамбан приводит и иные причины, и среди них возможность появления у злодея кошерного потомства, а также заслуги предков. Мы видим, что разные люди очень по-разному используют эти заслуги: одни (как, например, рав Ицхак Зильбер, благословенна память праведника) соблюдают и приводят к Творцу других евреев. Другие — просто соблюдают, используя эти заслуги для улучшения своей нынешней жизни в духовном и материальном. Третьи нарушают сами, а эти заслуги используют как щит от требований Небесного Суда, а последние не только нарушают сами, но и вовлекают других евреев в нарушения Торы или проводят действия, направленные на искоренение еврейской жизни и еврейского присутствия в Израиле. Получается, что заслуги отцов не всегда могут играть позитивную роль? Спасибо. Зеев-Вольф Шафранов Читать дальше |
|
Что за «сонм богов»?9 июня 2014 года, отвечает Рав Зеев Урман Шалом. В псалме 81:1 написано: «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд». Вопрос: на кого произнесён этот суд? На ангелов или людей? Или на тех и других? Спасибо. Читать дальше |
|
Почему всегда нужно уважать отца?28 мая 2014 года, отвечает Рав Зеев Урман Почему всегда нужно уважать отца? Пример — у мужчины и женщины была близость, сразу после который мужчина покинул женщину. А женщина осталась с плодом. За что же тут уважать? За то, что мужчина скрылся, как только получил удовольствие?? Читать дальше |
|
Надо проявлять милосердие к врагу? Почему же Давид завещал убить Шими, сына Гэйры?20 мая 2014 года, отвечает Рав Зеев Урман Шалом, квод рабаним. Изучая книгу Пеле Иоэц, я увидел такую фразу: «Но чтобы уподобиться Ему, Благословен Он, необходимо проявлять милосердие и жалость даже к врагу, желающему тебе зла. Даже если он человек, дурно поступающий, который ведёт себя вызывающе по отношению к тебе, не отстраняйся от проявления доброты, сострадания и милосердия, даже если он использует твоё благодеяние во зло тебе, так же, как Всевышний, Благословен Он, поступает со своими творениями». С другой стороны, в книге Млахим написано про то, как царь Давид завещает перед смертью: «И вот (еще) у тебя Шими, сын Гэйры, Бинйаминянина из Бахурима; он злословил меня тяжким злословием в день, когда я шел в Маханаим, но сошел навстречу мне к Ярдэйну, и я поклялся ему Господом, сказав: “Я не умерщвлю тебя мечом”. А ныне ты (не считай) его невиновным, так как ты человек умный и знаешь, как тебе поступить с ним, и сведи седину его в крови в преисподнюю». Как можно разрешить кажущееся противоречие между этими двумя вещами? Или это рекомендация, которой не обязательно следовать, и можно быть абсолютно праведным и близким к Творцу человеком, как был царь Давид, и не следовать этому принципу? Зеев Читать дальше |
|
Человек собирал дрова, чтобы его семья могла согреться. А Всевышний приказал побить его камнями...14 мая 2014 года, отвечает Рав Зеев Урман Уважаемый раввин, меня мучает картина из книги Бемидбар (15; 32-36), где Моше слышит от Всевышнего приговор человеку, который нарушил субботу. Нарушитель работал; собирал палки на костёр для семьи, чтоб согреться. Моше приказал народу побить того еврея камнями до смерти. Может, это было испытание и сам Сатан приказал совершить это убийство? А Моше должен был начать спорить с ним, требуя не делать из них убийц, как это делают другие народы. Нарушитель должен умереть? Хорошо… Пошли ангела, пусть тот возьмет его душу как есть. А мы сядем вокруг оплакивать смерть соплеменника. И все народы увидят, как освятится имя Всевышнего, что евреи добры и милостивы, как и сам Творец! Но ведь не сказал так Моше. Спасибо. Люба Читать дальше |
|
Должен ли человек принимать милостыню, если его заработка не хватает на пропитание?13 февраля 2014 года, отвечает Рав Зеев Урман Здравствуйте. Большое спасибо Вам за Ваши ответы. Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. В Мишне, трактат Пеа (Пеа, гл.8, мишна 9), сказано про милостыню: «ВСЯКИЙ ЖЕ, КТО ДОЛЖЕН ВЗЯТЬ И НЕ БЕРЕТ, НЕ УМИРАЕТ ОТ СТАРОСТИ ПРЕЖДЕ, ЧЕМ БУДЕТ ДАВАТЬ ПРОПИТАНИЕ ДРУГИМ ИЗ СВОЕГО кармана. И О НЕМ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ (Ирмеягу 17:7): “БЛАГОСЛОВЕН МУЖ, УПОВАЮЩИЙ НА ГОСПОДА, ЧЬИМ ОПЛОТОМ СТАЛ ГОСПОДЬ”». Однако я помню, что читал, только вот забыл где, что человек, испытывающий нужду в деньгах, но не берущий милостыню, проявляет гордыню и делает неугодное перед Вс-вышним, благословенно Имя Его. Возникает кажущееся противоречие. Помогите, пожалуйста, разобраться. Спасибо. Игорь Читать дальше |
|
Всевышний — Один или Един?24 января 2014 года, отвечает Рав Зеев Урман Шалом! В первом стихе криат Шма одна из главных идей — это признание Единства Творца. Почему используется слово «Один», а не слово «Един»? Шавуа тов, с уважением, Аарон Читать дальше |
|
Мертвые ничего не знают?29 августа 2013 года, отвечает Рав Зеев Урман Добрый день! Хотел бы получить ответ на вопрос касательно жизни после смерти и осмысленного существования души в загробном мире. В процессе прочтения Священного Писания наткнулся на некоторые тексты, которые я не могу понять в свете позиции иудаизма на эти вопросы. Приведу краткий перечень: Собственно вопрос: как эти тексты согласуются с понятиями иудаизма о загробной жизни умерших, тем более осмысленной? Заранее спасибо за ответ. Эдуард Читать дальше |
|
Неужели человек может снова вернуться в этот мир?1 августа 2013 года, отвечает Рав Зеев Урман Меня очень интересует тема о переселении души. Неужели человек может снова вернуться в этот мир? А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя? Ведь какая мне разница, что будет с какой-то частичкой меня, которая была сформирована из душ моих родителей, прошлой жизни какого-то человека, которая даже не будет ощущаться другим человеком. Мне важно понять: где буду я? Читать дальше |
|
Есть ли какая-то специальная молитва или сгула против лени?9 июля 2013 года, отвечает Рав Зеев Урман Шалом, уважаемый рав! Мой вопрос может показаться глупым, но существует ли какая-нибудь специальная молитва или сгула против лени? Спасибо! Читать дальше |
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?