Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Шем бен Ноах (שם; 1558—2158 гг. /2202—1602 гг. до н.э./) — пророк и мудрец, наставник наших праотцев Авраама, Ицхака и Яакова.

Младший из трех сыновей Ноаха. Родился в 1558 году /2202 до н.э./, когда его отцу было 502 года (Берешит 5:32; Раши, Берешит 10:21; Седер адорот). Родился обрезанным (Авот дераби Натан 2:5; Берешит раба 26:3).

Учился у своего прадеда Метушелаха и у Ноаха, которые передали ему сокровенные знания, полученные ими от Адама и Ханоха (Седер олам раба 1; Зоар хадаш 22).

В начале 1656 году /2104 г. до н.э./ женился на дочери Эльякима, сына Метушелаха (см. Берешит 6:18; Сефер аяшар; Седер адорот).

В год всемирного потопа Шем был спасен в ковчеге вместе со своими родителями и братьями (Берешит 7:13, 23, 8:18). После потопа они проделали путь от гор Арарата, куда опустился ковчег, до страны, в которой когда-то жили Адам и Хава. Там, на горе Мория, они восстановили жертвенник, сложенный еще Адамом, и Шем принес на нем многочисленные жертвы всесожжения (см. Берешит 8:20; Берешит раба 30:6, 34:9; Зоар хадаш 22б). После этого Творец благословил Ноаха и его сыновей, сказав им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Берешит 9:1)

В 1658 году /2102 г. до н.э./ у Шема родился сын-первенец Арпахшад (Берешит 11:10), а затем еще сыновья: Эйлам, Ашур, Луд и Арам (там же 10:22).

В этот период Шем жил уединенно, изучая в своем бейт-мидраше (доме учения) книги, полученные от Метушелаха и Ноаха. Он занимался со своим старшим братом Йефетом. Особенно глубоко исследовались законы, связанные с семью заповедями, которым обязаны следовать потомки Ноаха (Зоар хадаш 22).

В 1723 году /2037 г. до н.э./ у Арпахшада родился внук Эвер (Берешит 10:24), ставший впоследствии ближайшим учеником Шема.

Постепенно потомки Шема — всего около 370 человек — заселили вместе с потомством его братьев, Йефета и Хама, плодородную долину Шинар, расположенную между реками Евфрат и Хидекель (Тигр) (Берешит 11:2; Сефер аяшар).

В 1788 году /1972 г. до н.э./ над всеми людьми воцарился внук Хама Нимрод, а в 1791 году /1969 г. до н.э./ он основал город Шинар (впоследствии Вавилон) и начал в нем строительство колоссальной башни (Берешит 11:4; Сефер аяшар; Седер адорот).

Некоторые мыслители нового поколения полагали, что всемирный потоп вовсе не был карой Всевышнего, а просто катастрофическим природным явлением, которое повторяется с периодичностью в 1656 лет, и поэтому необходимо заранее подготовиться к новому затоплению. Но другие признавали, что потоп, действительно, стал возмездием за грехи, как и утверждали Ноах и Шем. Эти стремились, построив башню, вырваться из-под власти Б-га (Санхедрин 109а, Раши). Строители вавилонской башни питали иллюзорную надежду на то, что, овладев глубокими тайнами природы, человечество способно освободиться от власти Творца — от Его запретов и повелений. Как указано в кабалистической книге Зоар, строители башню говорили на святом языке, и этот язык давал им доступ к корням всех вещей и явлений. Ведь слова святого языка отражают подлинную сущность вещей и предоставляют ключи к управлению миром (Зоар 1, 75а, Сулам; Мимаамаким 1). С помощью магии и оккультных наук люди пытались использовать силы высшего мира для удовлетворения своих вожделений и страстей, противоречащих воле Б-га (Рабейну Бхайе, Берешит 11:4). В книгах кабалы объяснено, что «они знали имена ангелов различных уровней и с помощью имен высших ангелов управляли ангелами-служителями», занимающими в Небесном Воинстве подчиненное положение. Более того, «им были известны сокровенные Имена Бога, которые они использовали для своей практической выгоды». Нимрод был самым выдающимся знатоком магии, и именно поэтому он сумел объединить и возглавить новое поколение, взбунтовавшееся против воли Творца (р. Хаим Виталь, Ликутей Тора). В своем ослеплении последователи Нимрода полагали, что, построив «башню вершиной до Небес», они кардинальным образом изменят свой статус и будут относиться уже не к нижнему, а к высшим мирам (Маараль, Санхедрин 109а). На вершине построенной ими башни они собирались возвести еще одну небольшую башню, внутри которой будут высечены обладающие особой силой магические формулы, призванные защитить их как от нового потопа, так и от любой другой беды, предопределенной расположением звезд и планет (Эц Йосеф, Берешит раба 38:8).

Во всем этом поколении только четыре благочестивых человека сохранили верность Творцу: Ноах, Шем, его правнук Эвер и потомок Эвера — Аврам (Сефер аяшар; Рамбам, Авода зара 1:2; Оцар ишей аТанах, Шем). С 1958 по 1997 год /с 1802 по 1763 до н.э./ Аврам жил в доме Ноаха и Шема, перенимая их сокровенные познания (Сефер аяшар; Зоар хадаш 22; Седер адорот).

В течение долгих лет, следуя прямому повелению Творца, Шем проповедовал перед идолопоклонниками, призывая их к раскаянию и предостерегая их. «Против кого вы пытаетесь восставать? — спрашивал он своих детей и внуков. — Против Того, Кто создал высшие и нижние миры?!». Но ему не внимали (Тана девей Элияу 28; Берешит раба 52:11; Оцар ишей аТанах, Шем). И лишь его сын Ашур под влиянием его слов отделился от строителей башни и, уйдя со своим родом на север, построил на противоположном берегу реки Тигр город Ниневия, ставший впоследствии столицей государства Ашур (Ассирия) (Берешит 10:11—12, Раши и Рамбан; Берешит раба 37:4; Седер адорот).

В 1996 году /1764 г. до н.э./ подданные Нимрода были вынуждены прекратить строительство вавилонской башни, и рассеялись по земле (Берешит 11:8—9). От них происходят семьдесят основных народов:26 из них — от потомков Шема (Берешит 10:21—31; Седер олам раба 1; Седер адорот). От его первенца Арпахшада произошли халдеи, заселившие впоследствии Вавилон (Седер адорот).

В 2006 году /1754 г. до н.э./ умер Ноах (Берешит 9:29), предварительно разделив всю землю между тремя своими сыновьями. Шему была отдана страна, в которой расположена гора Мория (Раши, Берешит 12:6, Сифтей хахамим; Оцар ишей аТанах, Шем). Он стал царем города Шалем (другое название — Цедек; впоследствии Иерусалим); в этот период Шема называли титулом «Малки-Цедек» (Царь Цедека) (Берешит 14:18, Раши). При нем вокруг города начали возводить крепостные стены (Седер адорот).

Наряду с этим, Шем был первосвященником и приносил на горе Мория жертвы Всевышнему от имени всего человечества (Берешит 14:18, Таргум Йонатан и Раши; Берешит раба 26:3, 43:6; Зоар хадаш 22).

В 2047 году /1713 г. до н.э./, когда Творец повелел ученику Шема Аврааму совершить обрезание, Шем обрезал и его, и его тринадцатилетнего сына Ишмаэля (Ялкут Шимони, Лех 80, Зайт раанан).

Начиная с 2085 года (1675 г. до н.э.), в бейт-мидраше Шема в течение трех лет обучался сын Авраама Ицхак (Таргум Йонатан, Берешит 22:19).

В 2108 году /1652 г. до н.э./, когда жена Ицхака Ривка переживала трудную беременность, она пришла за советом к Шему. И он, опираясь на полученное им пророчество, объяснил, что у нее родятся два сына, от которых произойдут два великих народа. И в положенный срок у нее родились близнецы Яаков и Эсав (Берешит 25:22—26, Таргум Йонатан и Раши; Берешит раба 63:6—7).

Впоследствии Яаков в течение долгих лет учился в бейт-мидраше Шема (Берешит раба 63:10, 84:8; Седер адорот).

В 2123 году /1637 г. до н.э./, когда умер Авраам, Шем вел траурную церемонию у пещеры Махпела (Берешит раба 62:3).

Шем, сын Ноаха, умер в 2158 году /1602 до н.э./, прожив шестьсот лет (Берешит 11:11; Седер адорот).

По свидетельству кабалистов новым воплощением его души стал судья Шимшон (Седер адорот).

с разрешения издательства Швут Ами


Способность с легкостью прощать свидетельствует о скромности человека, а строгость и злопамятство — о неконструктивной гордости и высокомерии Читать дальше

15 Ава — праздник любви?

Рав Исроэль-Меир Лау

«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»

Простить и забыть?

Переводчик Виктория Ходосевич

Можно ли прощать террористов? К годовщине теракта 11 сентября 2001 года

Пути мира и добра 4. Запрет мстить и хранить злобу

Рав Ицхак Сильвер,
из цикла «Пути мира и добра»

Тора запрещает мстить, потому что месть ошибочно воспринимается жертвой как компенсация за перенесенные страдания. На самом деле, всё в этом мире предусмотрено Творцом.

Ликутей Амарим — Тания, часть III. Глава 11

Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»

О том, что смирение в сердце — это нижнее покаяние, как было сказано выше, а также и радость во Всевышнем, и то и другое вместе, уже говорилось в первой части книги «Тания», в конце главы 34. И написано в священной книге «Зогар»: «Радость в сердце, с одной стороны, и т. д».