Хеврон — один из четырех священных городов Израиля и один из древнейших городов мира. Сердце Хеврона — это Пещера Праотцев, где похоронены Адам, Хава, Авраам, Ицхак, Яаков, Сара, Ривка и Лея. Во времена царя Давида Хеврон был столицей еврейского государства, и с тех пор в городе почти непрерывно существует еврейская община. На сегодня Хеврон — второе по святости после Иерусалима священное место для евреев. Десятки тысяч евреев со всех концов мира ежегодно приезжают сюда, чтобы помолиться у могил наших Праотцев
Оглавление
Библейский Хеврон [↑]
Первым евреем, поселившимся в Хевроне, был наш праотец Авраам. Он прожил 25 лет в шатрах под дубами рощи Мамре (Элоней-Мамре). Согласно Устной Торе, «мамрийский дуб», под которым Авраам и Сара принимали трех путников — посланников Вс-вышнего, — рос в Хевроне с Сотворения Мира.
Вид на город Хеврон
После смерти Сары Авраам, оказавшись в пещере Махпела, обнаружил там захоронения Адама и Хавы и увидел, что именно здесь находится вход в Эдемский Сад. Для того, чтобы похоронить Сару в этом особенном месте, Авраам выкупил пещеру и землю вокруг нее у хитийца Эфрона за огромные деньги — 400 шекелей серебра.
Прежде Хеврон назывался «Кирьят-Арба» — по имени одного из великанов, населявших землю до Потопа. Более глубокое толкование открывает, что слово «четыре» (арба) относится к четырем парам праотцев и праматерей, захороненным в Пещере Махпела: Адам и Хава, Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, Яаков и Леа.
Во времена Йеошуа бин-Нуна Хеврон стал одним из городов-убежищ для непреднамеренных убийц. Таких городов в Стране Израиля было всего шесть — по три на каждом берегу реки Иордан. В эти города бежали люди, совершившие убийство по неосторожности, чтобы переждать там время до суда, не опасаясь кровной мести. На левом берегу это были Кадеш, Шхем и Хеврон. Города-убежища населялись левитами. Это колено было избрано для служения в Храме, а значит — обладало особым духовным величием.
Раскопки древних стен Хеврона
Хеврон был первой столицей еврейского царства. Сюда Давид поднялся по приказанию Всевышнего, здесь он был помазан на царство и царствовал первые семь с половиной лет, и здесь у Давида родилось шесть сыновей.
Гробница Патриархов [↑]
Пещера Махпела, или Гробница Патриархов, является вторым по святости местом для евреев после Храмовой горы в Иерусалиме. Ирод Великий на стыке старой и новой эры надстроил над Пещерой здание. Это единственное сооружение Ирода, сохранившееся до наших дней в почти первозданном виде.
Массивное здание в центре кадра — иродианская постройка над пещерой Махпела
В годы мусульманского правления здание над Гробницей Патриархов расширили, внутреннюю часть перестроили и объявили это сооружение мечетью. С 13-го по 20-й века евреям было запрещено приближаться к одной из наших важнейших духовных святынь. Нам разрешалось подниматься только до седьмой ступени лестницы снаружи здания.
Внутри Пещера Махпела разделена на три зала: Охель Авраам, Охель Ицхак и Охель Яаков. В самый большой зал евреи и в наши дни могут входить только несколько раз в году — в остальное время он занят арабами. Хотя в 1967 году Израиль восстановил контроль над Хевроном, Гробница Праотцев до сих пор остается в ведении мусульманской общины, которая продолжает ограничивать доступ евреев.
Раскопки в Тель-Хеврон [↑]
Евреи жили в Хевроне почти непрерывно — начиная с праотца Авраама. Раскопки в Тель-Хевроне в 2014 и 2017 годах выявили 80-метровую непрерывную высокую крепостную стену толщиной более четырех метров, а кроме того — жилой и промышленный кварталы периода Второго Храма. В полупраздничные дни Суккота и Песаха сюда можно прийти с экскурсией и своими глазами увидеть мощеную улицу, развалины двух жилых домов по обеим ее сторонам, гончарной мастерской и маслодавильни.
Раскопки в Тель Хеврон, предполагаемом месте древнего города библейской эпохи
Принадлежность всех этих сооружений не вызывает сомнений. Ведь только в еврейских городах и поселках были и есть миквы — ритуальные бассейны. И только в еврейском быту времен Храма использовалась посуда из мелового известняка. Каменная посуда не воспринимает ритуальную нечистоту, в отличие от керамической, которую приходилось разбивать, если в неё попадало мертвое насекомое. Каменную посуду производить намного дороже и сложнее, поэтому в древности евреи были единственным народом, который ею так широко пользовался.
Древняя миква в Тель Хеврон
Кроме Гробницы Патриархов, в Хевроне есть и другие святые для евреев места: гробницы первого судьи Израиля — Отниэля, доверенного лица царей Шауля и Давида — Авнера, а также прабабушки царя Давида, принявшей еврейство моавитянки Рут и Ишая, его отца.
Могилы Ишая и Рут
Город Авраама в годы Изгнания [↑]
Корень слова «Хеврон» (х.б.р) указывает на связь, дружбу, союз. Хеврон всегда был тем местом, где обретается связь, духовное единение с Всевышним.
Евреи в Хевроне жили и при Первом Храме, и во времена Вавилонского изгнания, и при Втором Храме, и при римском владычестве, и при византийском, арабском, мамлюкском, османском… Но имя праотца Авраама никогда не исчезало из названия Хеврона. Римляне переименовали его в «Аврамиус», крестоносцы — в «Президиум ад санктум Авраам» (пребывание святого Авраама). Арабское название Хеврона и сегодня — Халиль аль-Рахман или аль-Халиль, друг Вс-вышнего, — так называют Авраама в мусульманской традиции. Были периоды, когда евреи изгонялись или бежали из города — но через несколько десятилетий хотя бы часть изгнанных возвращалась.
После разрушения Второго Храма почти все евреи Хеврона были изгнаны или проданы в рабство. Почти — но не все. В 12-м веке крестоносцы на месте хевронских мечетей и синагог поставили церкви — и в этот период евреев в городе не осталось вовсе.
В 16-м веке в Хевроне начали селиться еврейские изгнанники из Испании. В 1540 году была построена синагога «Авраам-Авину», а вокруг неё — еврейский квартал.
В конце 16-го — начале 17-го веков в Хеврон переселились из Цфата некоторые крупные каббалисты, знатоки Тайной Торы, и среди них — ученик рабби Моше Кордоверо, рабби Элияу ди-Видас, автор книги «Решит хохма». В 1659 году рабби Авраам Перейра из Амстердама основал в Хевроне ешиву «Хесед ле-Авраам». Хеврон превращался в духовный центр, и его стали называть святым городом, как Иерусалим, Тверию и Цфат.
Погром 1929 года [↑]
Последний период запустения в Хевроне наступил в 1929 году. К тому времени евреи и арабы города уже несколько десятилетий жили как добрые соседи. В хевронской больнице Бейт-Адасса еврейские врачи лечили всех, независимо от национальности. Директор банка Элиэзер-Дан Слоним давал арабам ссуды на выгодных условиях. Аптекарь Бен-Цион Гершон бедным арабам выдавал лекарства бесплатно. Никого из них не пощадили.
По команде муфтия Иерусалима Амина аль Хусейни, бывшие добрые знакомые пошли резать, убивать, пытать и калечить своих еврейских соседей. Трое суток они орудовали топорами, отвертками, ножами, стальными прутьями. 67 евреев были зверски убиты, еще 53 — ранены. Остаться в живых можно было только убежав из города. В том числе, пришлось эвакуироваться и ешивам «Слободка» и «Торат Эмет». Ешива «Слободка» восстановилась в Иерусалиме под новым именем — «Хеврон», в память о 24-х учениках ешивы, погибших в погроме 1929 года.
В годы оккупации Хеврона Иорданией, с 1948-го по 1967-й год, местные жители совместно с властями сравняли с землей еврейский квартал и осквернили еврейское кладбище. Легендарную синагогу Авраам-Авину арабы целиком утопили в нечистотах: на одной половине они устроили скотный двор, на другой — общественную уборную.
Современный еврейский Хеврон [↑]
Евреи начали возвращаться в Хеврон после Шестидневной войны. Благодаря стараниям выходца из Советского Союза профессора физики Бенциона Тавгера и небольшой группы подвижников в 1970-х годах удалось обнаружить место синагоги «Авраам-Авину», организовать раскопки, очистить и восстановить древнюю синагогу, а также еврейское кладбище. (Увлекательную книгу профессора Тавгера «Мой Хеврон» можно прочитать у нас на сайте.)
Улица Хеврона
С 1979-го года в Хевроне постепенно стала возрождаться постоянная еврейская община. Город Хеврон в 21-м веке — всё еще населён арабами, их порядка 200 000. Но евреев уже около 1000 человек, и это число с каждым годом растёт. В еврейских кварталах города есть синагоги, школы, детские сады, клубы, музеи. Основная часть евреев (более 7 тысяч человек) живет неподалеку — в городском поселении Кирьят-Арба, которое фактически является самым большим еврейским кварталом Хеврона. На праздники Суккот и Песах в Хеврон приезжают десятки тысяч туристов из разных городов Израиля и из-за границы, для того чтобы помолиться в Гробнице Патриархов.