Как понимать, что Всевышний создал человека «по Своему образу и подобию»?2 апреля 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин «И создал Всевышний человека по Своему образу и подобию». Как можно понять смысл этого текста Торы, если я знаю, что Всевышний вне времени и пространства и что Он бестелесный? Авраам, Волгоград Читать дальше |
|
На чьи деньги строился Второй Храм?19 марта 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! На чьи деньги строился Второй храм, и кто его строил? Читать дальше |
|
Что хорошо, а что — очень хорошо?16 марта 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, в Хумаше в начале главы Берешит несколько раз написано «ваярэ Эл-ким эт аор ки тов» — переводят как «И УВИДЕЛ ВС-СИЛЬНЫЙ СВЕТ, ЧТО ОН ХОРОШ». Но тогда следовало бы написать «ваярэ Эл-ким эт аор шэгу тов». Если же переводить дословно, получается «И увидел Вс-сильный свет, потому что он хорош». Но как такое может быть? Что это — заложенный глубокий смысл или форма древниего правописания иврита? И если так, то почему в шестом дне творения сказано «ваярэ Эл-ким эт коль ашер аса ВЭИНЭ (а не КИ) тов мэод»? Заранее благодарен за ответ. Михаэль Читать дальше |
|
Царь Соломон — пророк?15 марта 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Здравствуйте уважаемый рав! Скажите, пожалуйста, является ли Шломо А-мелех пророком? В книге Диврей-а-ямим 2 сказано: «Мудрость и знание даны тебе…». Значит ли это, что притчи Шломо получены им непосредственно от Б-га, являясь руководством к правильному поведению? Иными словами, имеет ли книга Мишлей такой же статус, как книги других пророков? Большое спасибо! Алексей, Беэр-Шева Читать дальше |
|
Где была Тора до Синая?22 февраля 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Доброго времени суток. При прочтении главы Итро озадачился. Ну, на то она и Тора, чтобы ставить нам вопросы. Моше разъяснял народу законы Бога. Хм, сказал себе я, но ведь еще не было громыхания молний на Синае? Собственно, это и есть вопрос. А., Егупец Читать дальше |
|
Почему такое странное угощение?16 февраля 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Бэрейшит 18: Авраам принимает гостей (ангелов). Стихи 7—8: «И к скоту побежал Авраам, и взял телёнка нежного и хорошего, и дал отроку, и (тот) поспешил приготовить его. И взял масла и молока, и телёнка, которого приготовил, и поставил перед ними; а сам стоял подле них под деревом. И они ели». Почему он их угощает и мясом, и молоком? З., Украина Читать дальше |
|
Сколько было ангелов?15 февраля 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Бэрейшит 18: ангелы приходят к Аврааму. В стихе 2 сказано: «И он возвёл очи свои и увидел: и вот, три мужа стоят возле него…». А в стихе 3 говорится: «И сказал: Владыка! Если я обрёл благоволение в очах Твоих, не пройди мимо раба Твоего». В стихах 4 и 5 — опять множественное число. Почему здесь чередуются множественное и единственное число? З., Украина Читать дальше |
|
Можно ли приносить людей в жертву?12 февраля 2010 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом! В Книге Судей Израилевых эпизод с дочерью Иеффайя:11:30 «И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, 11:31 То, по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего на встречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение»… 11:39 «По прошествии двух месяцев, она возвратилась к отцу своему, и он соврешил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа. И вошло в обычай у Израиля»… Объясните поподробней, что же все таки произошло, почему он дал такой обет? И почему написано, что он его совершил? ведь людей нельзя приносить в жертву!… Тода, Леhитраот Ронинсон Ярослав, Петрозаводск Читать дальше |
|
Что известно о судьбе сосудов с маном?7 февраля 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Что известно о судьбе сосудов с маном, которые было заповедано хранить «в роды ваши»? Спасибо. В., Израиль Читать дальше |
|
Это о ком?1 февраля 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Йешайагу 9:5 «…сар шалом». О Машиахе? Либо о Вс-вышнем? Читать дальше |
|
Поступки Авраама похожи на мошенничество!31 января 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемые Раввины. Продолжаю изучать Тору, и вот заинтересовала трактовка Вами такой ситуации:1) Берешит Глава 12—13. Аврам представляет в Египте Сарай в качестве своей сестры, а не жены. Когда фараон забрал Сарай к себе, он облагодетельствовал Аврама, но Господь поразил фараона (не Аврама за то, что он отдал свою законную жену Фараону, а фактически продал ее) язвами. Далее фараон изгоняет Аврама из Египта в Негев (причем изгоняет богатым с имуществом и стадами). В чем, собственно, вина фараона??? 2) Проходит некоторое время. Берешит Глава 20-я. Аврам опять представляет свою жену Сару (Сарай) в качестве сестры, и Сара подтверждает это. Авимелех забирает ее к себе. Ночью Господь приходит и обещает покарать Авимелеха. Авимелех, как и фараон, откупается овцами, коровами рабами. В чем, собственно, вина Авимелеха??? 3) Далее уже Ицхак представил Ривку как свою сестру (Берешит Глава 26). Авимелех это заметил и пожурил Ицхака, так как из-за этого кто-то мог опять прогневать Господа. Авемелех предоставил Ицхаку защиту, и тот впоследствии разбогател. Собственно вопрос в том, насколько данный приём морально этичен в принципе. Почему Аврагам так поступает, ведь за ним Господь, а так со стороны похоже на какое-то мошенничество??? С., Москва Читать дальше |
|
Мидраш шутит?29 января 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Мне говорят, мидраш шутит и преувеличивает? Верно ли это? Аарон, Нью-Йорк Читать дальше |
|
Прошу разъяснить действия Ципоры28 января 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемій рав. Прошу разъяснить действие Ципоры и ее слова в Шмот гл. 4 ст. 24—26. Булак Зухра, Свалява, Украина Читать дальше |
|
Моше всегда говорил с народом через Аарона?24 января 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Всегда ли Моше передавал слова Б-га через Аарона или только во время исхода евреев из Египта? И., Израиль Читать дальше |
|
Разве Тора была изначально разделена на книги?17 января 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Когда и почему появились названия книг Письменной Торы? Разве Тора была изначально разделена на книги? Текст Торы в свитках, хранящихся в синагогах, тоже разделён на книги? В., Израиль Читать дальше |
|
Принес ли Ифтах свою дочь в жертву?15 января 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Принес ли буквально Иеффай свою единственную дочь в Жертву, согласно своего обета Г-споду? Что об этом говорят Мудрецы? А. Читать дальше |
|
Что означают колонны Храма царя Соломона?14 января 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Что означают колонны Храма царя Соломона «Боаз и Яхин»? Заранее спасибо! Е. Читать дальше |
|
Сколько весил Ковчег Завета?11 января 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, вопрос: сколько весил ковчег завета? Виталий, Краснодар Читать дальше |
|
Чему подобны уста пророка Йешаягу?10 января 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Ув. рав, объясните, пожалуйста, текст: «и соделал уста мои, как острый меч» (Йешайя 49:2). Спасибо. С., Украина Читать дальше |
|
Чему это нас может научить?4 января 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Какой духовный смысл для современного читателя Священного Писания в истории про Самсона и Далилу? N., Москва Читать дальше |
|
Перекос в раю?30 декабря 2009 года, отвечает Рав Реувен Куклин Здравствуйте. Я очень благодарен Вам за ответ. Больше всего я удивился своей реакции на него — я принял его полностью. Я не знаю, могу ли я задать Вам еще несколько вопросов, но попробую. Сколько времени Адам и Хава прожили в Эдене? Этот вопрос меня волнует с точки зрения семейных отношений. Хава еще как-то, хоть и безуспешно, пыталась спорить со змеем, а Адам безропотно подчинился Хаве, почему? По-видимому, между ними уже успели сложиться какие-то отношения, тогда какова роль каждого в этих отношениях? По-моему налицо какой-то перекос, но это же происходит в Эдене, до грехопадения. С глубоким уважением, Геннадий, Одесса Читать дальше |
|
Почему Яаков после встречи с Эсавом не пошёл прямо к отцу?29 декабря 2009 года, отвечает Рав Овадья Климовский Сначала сказано, что Эсов приходит с Сеира и приглашает в Сеир, а в конце главы — что он ушел в Сеир, чтобы и т.д. … И РАШИ здесь молчит? Непонятно, почему Яаков Овину после встречи с Эсовом задерживается на 18 месяцев, а не идет прямо к отцу? В. Читать дальше |
|
Дайте удобовразумительный ответ!21 декабря 2009 года, отвечает Рав Реувен Куклин Здравствуйте. Я христианин, но вопрос мой о том, на что в Христианстве я удобовразумительного ответа так и не нашел. В 20-ой главе Шмот, стих 6, написано о милости до тысячных (до тысячи) родов. Христиане говорят о последнем времени, и в Иудаизме, насколько я знаю, Земле (в том виде, как она есть) отведено тоже 6 тысяч лет. Однако несложный расчет показывает, что при самом смелом предположении (регулярное рождение детей у женщины??? в 12 лет) дает лишь 8—9 поколений за 100 лет, то есть для 1000 родов, необходимо 12000 лет, а значит, человечество еще даже не приблизилось к середине своего существования. Если рассматривать это место Торы в общем контексте главы, можно с уверенностью, так как там даются вполне конкретные повеления и предсказания, сказать, что ни о каком символизме или иносказании, типа день — как 1000 лет и т.д., Творец не говорит. Мой вопрос: где ошибка — в летоисчислении или в утверждении о близком конце этого мира? С глубоким уважением и благодарностью за Ваш сайт. Геннадий, Одесса Читать дальше |
|
Что жители Сдома хотели сделать с гостями Лота?17 декабря 2009 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый раввин. У меня есть вопрос про историю с Лотом в Сдоме и Аморе. Когда к нему пришли ангелы, чтобы вывести его из города, то люди собрались вокруг дома Лота и требовали от Лота выдать ему его гостей, чтобы «познать» их. Вопрос: хотели ли они познать его гостей в сексуальном смысле или же просто хотели их узнать?? Т.к. да, я понимаю, что в Сдоме существовала содомия (просто сексуальные отношения между подобными полами), но в случае с гостями Лота это уже похоже на запланированное изнасилование, т.к. люди не спрашивали самих гостей… Дмитрий Читать дальше |
|
Потомство — как песок морской или как прах земли?13 декабря 2009 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. У меня возник вопрос по Бэрэшит 32, 13. Яков говорит Б-гу — Ты обещал, что потомство твое будет как песок моря. Когда Йаакову Вс-вышн-й такое благословение дал? Ведь в Бэрэшис 28,14 Он сказал: И будет потомство твое как прах земли? Объясните, бэвакаша. Йааков, Москва Читать дальше |
|
Как Агарь несла Ишмаэля, ведь ему было 18 лет?29 ноября 2009 года, отвечает Рав Овадья Климовский Огор была изгнана, когда Ишмоэлу было 18, то есть он весил не меньше нее. Она несла его на плече? Почему без верблюда? В. Читать дальше |
|
Каин был наказан за то, что принёс плохой подарок?11 ноября 2009 года, отвечает Рав Овадья Климовский В главе Берешит сказано (4): «…И было по прошествии дней, и принес Каин от плодов земли дар Господу. И Эвель, принес также и он от первородных стада своего и от их туков. И призрел Господь на Эвеля и на его дар. А на Каина и на его дар не призрел». О прошествии каких дней говорится? Дар — это инициатива Каина или Эвеля? Если это «дар», то почему так строго с них спросилось? А., USA Читать дальше |
|
Где родина Каина?10 ноября 2009 года, отвечает Рав Овадья Климовский «И человек познал Хаву, свою жену; и она зачала и родила Каина» Берейшит 4.1. Из комментария Раши на это место главы Берейшит выходит, что первый рожденный людьми человек был зачат и рожден в Эденском саду? Пожалуйста, помогите понять правильно. А., USA Читать дальше |
|
Что означает слово «сэла» из Тегилим?9 ноября 2009 года, отвечает Рав Овадья Климовский Что означает слово «сэла» из Тегилима? Наташа, Украина Читать дальше |
|
Почему царь Шауль преследовал Давида?30 октября 2009 года, отвечает Рав Овадья Климовский Почему царь Шауль преследовал царя Давида, если знал, что Шхина отошла от него, и царство передано царю Давиду? М. Читать дальше |
|
Разве можно заклинать змей?20 октября 2009 года, отвечает Рав Овадья Климовский В Йирмейа 8/17 сказано: «Ибо Я насылаю на вас змеев-василисков, против которых нет заклинания; и они будут жалить вас, — сказал Г-сподь». Из текста получается, что отсутствие заклинания приравнивается к проклятию, разве допустимо использовать заклинание? О каком заклинании идет речь? Спасибо. Вячеслав Францев, Калининград Читать дальше |
|
Кто был царём города Шалема?19 октября 2009 года, отвечает Рав Овадья Климовский Кто такой Мелхесидек? Виталий, Россия Читать дальше |
|
Запрещено описывать ситуацию?14 октября 2009 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Из статей на вашем сайте о «лашон а-ра» я понял, что сплетни строжайше запрещены. И запрещено даже говорить что-то хорошее о другом человеке, потому что неизвестно, как наш рассказ отразится на человеке, в хорошую или плохую сторону. Берешит 18:13: Б-г говорит мысли Сары Аврахаму. Это НЕ сплетни! Б-г описывает ситуацию. Значит, вполне возможно говорить о ситуации, как ее видит кто-либо? Александр, Таллин Читать дальше |
|
Что говорит Тора о Гоге и Магоге?13 октября 2009 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый Рав! Я окончательно запуталась в истории Гога и Магога, как она связана с иудейской религией и что о ней, если говорит, говорит Тора. Читать дальше |
|
Почему Б-г хотел умертвить Моше?7 октября 2009 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом. С новым Годом. Скажите, пожалуйста. Вот в Торе я прочитал следующее: И был (Моше) в пути на ночлеге, и встретил его (посланец) Господа и хотел умертвить его. И взяла Ципора кремень, и обрезала крайнюю плоть своего сына, и положила к его (Моше) ногам, и сказала: Истинно, (в) крови суженый — ты мне. И оставил его. Тогда она сказала: (В) крови суженый — за обрезание. Вопрос: почему Б-г послал посланца умертвить Моше? Ведь тот отправился выполнять Его поручение. Александр, Москва Читать дальше |
|
Почему обращение к Б-гу — в женском роде?13 сентября 2009 года, отвечает Рав Реувен Куклин Здравствуйте! В некоторых молитвах, например, «Модим» в тфилат Амида говорится «модим анахну лах…» («Благодарим Тебя»). Почему обращение в женском роде («лах», а не «лэха»)? Спасибо! Тоня, Хайфа Читать дальше |
|
Где ты?8 сентября 2009 года, отвечает Рав Овадья Климовский Доброго дня! Я хотела спросить, можно ли так рассуждать, или у меня фантазия слишком буйная — вроде бы, очевидно, но я не встречала такого варианта, может, путаю что-то… Когда Адам с женой, одевшись в листья, скрылись среди деревьев, это же не значит, что они прижимались к стволам в пяти метрах от натоптанной тропинки. Они уподобились деревьям, приняли растительную философию, гласящую, что они не могут отвечать за свои поступки, что во всем виноваты обстоятельства, дурные влияния, тяжелое детство и родовая травма. И когда Всевышний спрашивал человека «Где ты?», Он прямо указал на то, что замысел человека Ему понятен, но это плохая идея, потому что с деревом, которое всегда не причем, Он говорить не будет. И ещё два вопроса. В лекциях пока не встречала, а интересно. У Каина и Эвеля финальный конфликт произошел в поле. Что в поле делал Каин понятно, он земледелец. А Эвелю что там понадобилось? Каин в итоге был приговорен к изгнанию. Значит ли это, что убийство было неумышленным? Благодарю Вас, что уделяете мне время. И., Россия Читать дальше |
|
Кто родил Метушаэля?7 сентября 2009 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, написано в Торе: «И родился у Ханоха Ирад, а Ирад родил Мехуяэля, а Мехияэль родил Метушаэля…» (Бэрейшит 4, 18). Почему изменилась буква в имени Мехуяэля, или это разные люди Мехуяэль и Мехияэль? Заранее большое спасибо за ответ. Михаэль Читать дальше |
|
Что известно про Машиаха на данный момент?20 августа 2009 года, отвечает Рав Реувен Куклин Уважаемые Раввины, не могли бы вы ответить на вопрос: что на данный момент известно о приходе Машияха и где про это написано? Заранее большое спасибо! Л. Читать дальше |
|
При чём здесь собака?6 августа 2009 года, отвечает Рав Реувен Куклин А при чем здесь собака? Сотая заповедь — запрещение приносить в жертву животное, которым были оплачены услуги блудницы, или животное, полученное в обмен за собаку. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: «Не вноси платы блудницы и выручки за пса в дом Ашема, своего Б-га» (Дварим 23:19). А. Читать дальше |