Почему когда нет достаточно времени помолиться, первым делом пропускают Шират а-Ям (Песнь на море)?4 января 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте, уважаемый рав! Известно, что если опаздываешь на молитву, следует пропустить некоторые отрывки из Псукей де-Зимра (утренних песнопений, предваряющих молитву Шахарит), чтобы успеть помолиться Шмоне-Эсре (основную часть молитвы) в миньяне — вместе с десятью евреями. Сначала пропускают менее важные отрывки, а если уж совсем нет времени, то и более важные. Насколько я выяснял, первым делом пропускают Шират а-Ям (хвалебную Песнь, которую воспели евреи после чудесного перехода через море), т. е. этот отрывок наименее важен из всех остальных. Но как это может быть, если именно Шират а-Ям — это отрывок из Пятикнижия, а все остальные — из Псалмов царя Давида и других мест Танаха, уступающих по своей святости свитку Торы! Более того, сама Песнь на море имеет особую важность, как я читал в разных источниках. Так как же случилось, что именно ее пропускают в первую очередь?! Заранее благодарю за ответ, Даниэль. Читать дальше |
|
Вопрос про Шхем, Шимона и Леви. Подвиг или геноцид?16 декабря 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Вопрос про Шхем, Шимона и Леви. Заставив сделать им обрезание, они сделали их слабыми, неспособными воевать, и пустились убивать их всех. Это больше похоже на геноцид, а не подвиг. D. Читать дальше |
|
Авраам и Лот. «Налево и направо» или «на север и на юг»?4 декабря 2016 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте! У меня вопрос по недельной главе Лех Леха. При разлуке Авраама и его племянника Лота, сказано (Берешит, 13:9): «И сказал Аврам Лоту: “Вся страна пред тобою, отделись от меня, если ты налево, я направо, а если ты направо, я налево”.» Вопрос, почему Авраам упоминает «направо и налево», не было бы более уместно говорить о «севере и юге», или «востоке и западе»? Ведь речь идет об отделении, когда каждый из них будет жить обособленно в другой части страны, что реально и произошло. Заранее спасибо, Саша Читать дальше |
|
В главе «Ноах» сказано: «И вспомнил Б-г…» Как Он вспомнил, если Он и так знал?30 ноября 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом. У меня к Вам такой вопрос. В главе Ноах есть стих (8, 1), который начинается со слов «И вспомнил Б-г». Как Б-г вспомнил, если Он и так знал, как понимать эти слова? Заранее спасибо за ответ. N. Читать дальше |
|
Как в Торе указывается возраст?25 ноября 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Несколько недель назад мы с парой человек из общины разбирали комментарии на главу Хаей Сара. В частности, известное толкование возраста Сары: «Сто лет, и двадцать лет, и семь лет». Нам стало интересно, а как возраст писался в других местах Торы. Полистав, мы обнаружили, что у всех число лет записывалось через «и» (поэтому мне до сих пор не понятно, почему у Сары такую манеру написания выделяют, а у других нет?). Но вскоре заметили, что разница всё же есть. У допотопного поколения возраст записывается от меньшего к большему, т.е. сначала единицы, потом десятки, потом сотни. Последний раз такое написание возраста встречается в главе Лех Леха 12:4, где сказано, что Авраму при выходе из Харана было пять и семьдесят лет. А уже в 16:16 этой же главы говорится, что Авраму было восемьдесят и шесть лет при рождении Ишмаэля. То есть запись идёт от большего к меньшему (сначала сотни, потом десятки, потом единицы). Далее такая запись продолжается. Мы, конечно, не проверили всю Тору, но все выбранные наугад места имели вышеописанный порядок написания (например, Берейшис 5:3 для допотопных и Везот Габраха 34:7 для остальной части Торы). Единственное исключение, которое лично я увидел, — это Берейшис 5:5, когда написано, что все дни Адама были девятьсот и тридцать. Так как самостоятельно ответов мы не нашли, решил переадресовать наши вопросы вашему сайту. Итак:1. Что означает разный порядок написания возрастов? 2. Действительно ли правило таково, как я описал, или на самом деле исключений много и никакого правила нет? 3. Если всё же есть, то почему написание возраста изменяется именно в Лех Леха 16:16 (а не, например, в 17:24, когда Авраам делает обрезание)? Аарон-Исроэль Читать дальше |
|
Я слышал, что первый человек был сотворен двуполым. Это правда?15 ноября 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Я слышал, что первый человек был сотворен двуполым. Правда это или нет? Р. Читать дальше |
|
Почему Б-г создал день и ночь в первый день, а светила — только на четвертый?13 ноября 2016 года, отвечает Рав Яков Гельфман Шалом. У меня такой вопрос. Почему Б-г создал день и ночь в первый день, а светила только на четвертый? Заранее спасибо за ответ. N. Читать дальше |
|
Кто-то, кроме тех, кто был в Ковчеге, уцелел во время Потопа? Это же противоречит Писанию!7 ноября 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемый Рав! Уважаемый р. Овадья Климовский, отвечая на один из вопросов, сказал, что во время потопа, возможно, уцелели ещё люди, кроме Ноаха. Не противоречит ли это Писанию, где в Берейшит 7.23 сказано: «…И стер Он все сущее, что на поверхности земли, от человека до скота, до ползучего и до птицы небесной: и были стерты они с земли». То есть, Писание говорит, что всё живое — погибло. Может, уважаемый Рав ошибся? Спасибо. С уважением, Анатолий Голяченко Читать дальше |
|
Как мог Ог уцелеть во время Потопа? Динозавры, и те не спаслись!3 ноября 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Вопрос предназначается раву Овадье Климовскому. Шалом ве браха, уважаемый рав! Простите меня, что уже второй раз вмешиваюсь в Ваши ответы. На этот раз я насчёт ответа про Ога, потомка Рефаимов. Как мог он спастись, если Всевышний сказал, что истребит всё живущее, у которого есть дух жизни (Берейшит 6:17; 7:22—23). И 24 пасук повествует: «и остался только Ноах и что с ним в ковчеге» по одной простой причине «Ноах же понравился очам Ашема» (6:8), «ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в этом поколении» (7:1). Потоп длился почти год. Как мог спастись человек в таком катаклизме, притом и без еды? Такие мощные животные, как динозавры, и то скончались. В Берейшит 14:13 сказано о спасшемся. Но разве здесь речь о спасшемся от потопа? Речь идёт о человеке, спасшемся от плена. Даже имя его здесь не упоминается. Рефаимы упоминаются даже и в 2Шмуэля 21:16. Да и сейчас немало таких огромных людей. К примеру, баскетболисты. В пример можно взять бывшего российского игрока баскетбольной команды, которому (если мне не изменяет память) уже около пятидесяти, но он продолжает расти. Диагноз заболевания — гиперфункция гипофиза. Прошу прощения, если я чем-то Вас обидел. С уважением, Николай Читать дальше |
|
Для чего Хава подвела под грех своего мужа?28 октября 2016 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. Все знают историю о том что Хава и Адам согрешили в Эдемском саду, вкусив запретный плод. Если я не ошибаюсь, согласно одному из комментариев наших мудрецов, ясно что вкусив тот плод, Хава сразу же поняла что согрешила, а Адам в свою очередь, посмотрев на свою жену, понял что произошло, но сознательно нарушил запрет из любви к ней, так как хотел и дальше находиться вместе с Хавой. У меня такой вопрос, почему же Хава зная что поступила неправильно подвела к этому же греху и своего мужа? На первый взгляд мне показалось, что у неё были те же мотивы что и у Адама, но мне интересно какого было её намерение, каков духовный корень этого проступка. Большое спасибо за внимание. С уважением, Лия. Читать дальше |
|
Почему Ханох и Элиягу были взяты в Ган-Эден живыми?26 октября 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник «Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусаила. 22 И ходил Енох пред Б-гом, по рождении Мафусаила, триста лет и родил сынов и дочерей. 23 Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. 24 И ходил Енох пред Б-гом; и не стало его, потому что Б-г взял его». Следует ли это понимать, что Енох не видел смерти и был переселен на небо живым? Если да, то у меня вопрос, почему именно два пророка, Енох и Илия, удостоились этого? Они были праведнее других пророков? Артур Читать дальше |
|
Имел ли в виду пророк Йешаягу Иисуса?22 августа 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. Меня интересует книга пророка Исаии 9:1-7, потому что христиане утверждают, что это об Иисусе из «Нового завета» и приводят это и другие места из пророков. Лично я не верю в «Новый завет», но такие места меня вводят в недоумение. С ув.,Серж Читать дальше |
|
Кого выгнал Эзра, только жен или детей?18 августа 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Я спрашивала об установлении еврейства по матери. Мудрецы выводят это из Дварим, Ваэтханан, псуким (стихи) 3, 4. В книге Эзры написано, что пророк велел выгнать чужеземных жен с детьми, которых они родили, поскольку они не являлись евреями (глава 10, пасук 3). Но в пасуке 11 о детях уже не говорится. Поэтому можно сделать вывод, что жен-то выгнали, а детей нет. Тогда получается, что дети евреи, раз их не выгнали. И в 19 пасуке написано, что обязались они выдворить жен своих. О детях опять не сказано ни слова. Получается, что дети, рожденные гойками от евреев, евреи? Ася Читать дальше |
|
Всевышний хотел, чтобы царь Хизкияу умер, не успев совершить греха?16 августа 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день, Квод ха Рав. Спасибо огромное за то, что вы делаете. Этот сайт стал для меня неким руководством по исправлению своих путей и, дай Б-г, ещё для многих людей кроме меня. У меня вопрос следующего характера: царь Хизкияху должен был умереть. Однако, когда он помолился, Б-г даровал ему дополнительные годы жизни. А Хизкияху, в свою очередь, согрешил, выставив напоказ все свое богатство. Может ли быть такое, что Б-г, зная наперед о прегрешении праведника, забирает его, дабы сохранить его душу и его потомство от греха? И не является ли грехом то, что Хизкияху обрадовался тому, что беда настигнет его потомство, а не его самого? С уважением, Евгений Читать дальше |
|
Почему слова Моше в Дварим не совпадают со сказанным в Бемидбар?12 августа 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом. В первой главе книги Дварим Моше рассказывает об истории с разведчиками. «Но вы все подошли ко мне и сказали: “Пошлем людей пред собою, чтоб они разведали нам землю эту, и расскажут нам о дороге, по которой выходить нам, и о городах, в которые мы войдем”» (Дварим 1:22). Но в Бемидбар 13:1—2 говорится: «1. И говорил Господь Моше так:2. Пошли от себя мужей, чтобы высмотрели землю Кнаана, которую Я даю сынам Исраэля. По одному мужу от колена его отцов пошлите, каждый знатен среди них». Там же Моше говорил, что из-за случая с разведчиками он получил в качестве наказания запрет войти в Эрец Исраэль («37.Также и на меня прогневался Господь из-за вас, говоря: И ты не придешь туда»). Но в Бемидбар 20:12 сказано, что это наказание Моше получил в результате событий в Кадеше («И сказал Господь Моше и Аарону: за то, что вы не дали Мне веры, чтобы явить Мою Святость на глазах у сынов Исраэля, Потому не приведете вы это общество на землю, которую Я дал»). Почему слова Моше в Дварим не совпадают со сказанным в Бемидбар? Спасибо. Ицхак Читать дальше |
|
Каковы причины Холокоста?8 августа 2016 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Говорят что Холокост стал следствием того что евреи отошли от заповедей.позабыли своего Создателя.Насколько отличается сегодняшнее духовное состояние израильтян от того что было перед второй мировой войной? Читать дальше |
|
Какими словами ругались евреи во времена Танаха?20 июля 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте, уважаемые раввины. Недавно на одной лекции я услышал интересный момент: оказывается, на лашон а-кодеш нет ругательных слов. Все ругательства и ненормативная лексика, присутствующая в современном иврите, — либо заимствование из арабского языка, либо наследие галута (изгнания). Возникает вопрос: как Танахические евреи ругались? Ну, в отношении праотцов можно допустить такой уровень духовности и бесконфликтности, когда нет надобности в ссорах… Но простые евреи, находящиеся в Египетском рабстве (то есть на 49 ступени тумы — духовной нечистоты), — неужели на досуге не ругались с соседями-женами или детьми? Читать дальше |
|
Почему Всевышний разгневался на Билама? Ведь тот действовал с Его разрешения!15 июля 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемый раввин. Тора — воистину удивительная книга! Каждый раз открываю для себя нечто новое. Мой вопрос таков: Книга Бамидбар, раздел Балак. Как понимать строки: с 20-й по 22-ю. Б-г разрешил ему идти, но и разгневался на него?! Как это понимать? Читать дальше |
|
Кто такой Б-жий Дух?13 июля 2016 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте. Хотелось бы прояснить, кто такой Божий Дух. Как Тора и Иудаизм определяет это понятие? Это Ангел или некая безличная сила? Или это сущность Самого Всевышнего? Имануэль Читать дальше |
|
Почему праведник Лот предлагал своих дочерей на поругание толпе развратников?22 мая 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Уважаемый раввин, мне очень понравилось, как ортодоксальные евреи понимают предназначение женщины и ее роль в семье. Разъясните мне, пожалуйста, почему же праведник Лот предлагал своих дочерей на поругание толпе развратников? Какой глубинный смысл в этом заключен? Я верую в единого Творца, восхищаюсь тем, что Он создал, но не придерживаюсь ни одной из религий. В силу этого мне сложно понимать тексты Ветхого завета. Надежда Читать дальше |
|
Как выглядели Скрижали Завета?17 мая 2016 года, отвечает Рав Мендель Агранович Как выглядели Лухот а-Брит — скрижали Завета? Откуда эта арочная форма, известная сейчас? Спасибо, Я.М. Читать дальше |
|
Что нужно знать о Пророках, входящих в Танах?16 мая 2016 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте, уважаемый рав! Хотелось бы побольше узнать о книгах Пророков, входящих в состав Танаха. Где можно почитать об этом на русском языке? Заранее благодарю, Владимир Читать дальше |
|
Змей был наказан за то, что подвел первого человека. Выходит, у змея была свобода выбора?10 апреля 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте, уважаемые раввины! У меня такой вопрос: в главе Берейшит Торы сказано, что змей Нахаш был наказан за то, что подвёл первого человека к ошибке. Так, получается, у него была свобода выбора, раз его наказали? Ведь, если он в точности исполнял волю Творца, был «роботом», то за что его было наказывать? Но как может быть, что у него была свобода выбора, если известно, что свобода выбора есть только у человека? Так кем же был и кто есть этот Нахаш? С уважением, А. Читать дальше |
|
Почему, когда евреи захотели поставить над собой царя, Б-г сказал, что народ отверг Его?15 марта 2016 года, отвечает Рав Яков Гельфман Здравствуйте! Почему, когда Израиль просил царя как у прочих народов, Бог сказал Самуилу, что народ отверг Его? Что под этим подразумевалось? Читать дальше |
|
Почему женщина была создана из ребра Адама?8 марта 2016 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте! Меня интересует такой вопрос. Как можно интерпретировать то, что Б-г создал женщину из ребра Адама, а не как самого Адама? Есть ли в этом какой-то особый скрытый смысл, который раскрывает значение женщины для Б-га? Заранее спасибо. Читать дальше |
|
Почему создание золотого тельца — идолопоклонство? Ведь народ искал замену Моше, а не Б-гу?7 марта 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Согласно многим комментаторам, во время Синайского Откровения народ достиг уровня Адама — до того, как он стал смертным. Как получилось, что смогли убить Хура? Ведь это произошло до создания золотого тельца. Почему Тора умалчивает о последствиях нарушения одной из 10-ти заповедей — «Не убей», которую все слышали? И в то же время обвиняет народ в идолопоклонстве, которого не было? Ведь народ искал замену Моше, а не Всевышнему, и Он сам прощает народ по слову Моше. Если бы идолопоклонство было на самом деле, Он бы их не простил! Кальман Читать дальше |
|
Почему такое странное название — «хлебы предложения»? Что значит «предложение»?26 февраля 2016 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом! Скажите, пожалуйста, почему хлебы в скинии называются «хлебы предложения»? Как я понимаю, буквально с Иврита переводится это как «хлеб лица»? Вообще, откуда взялось слово «предложения» в данном вопросе? Тода раба. Оксана Читать дальше |
|
Хотелось бы знать происхождение алфавита «стам»…24 февраля 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом. Хотелось бы знать происхождение алфавита «стам», который дошёл до нас через устную традицию… Есть ли о нём упоминания в Талмуде? Есть масса алфавитов-письменностей, которые приводятся в разных учёных источниках, но мне интересна исконность первородства иврита (лешон а-кодеш). Благодарю, Шабтай Читать дальше |
|
От Всевышнего можно скрыться?10 февраля 2016 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте! В Торе (Бытие) говорится: «…и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле» (Брейшит 4, 14). Разве это не противоречит догмату иудаизма о том, что Всевышний вездесущ и невозможно скрыться от глаз Его, и что слышит Он мысли наши? Мария Читать дальше |
|
Убил ли Авель животное, когда приносил его в дар Б-гу?7 февраля 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте, уважаемые раввины. Меня интересует, убил ли Авель животное, когда приносил его в дар Богу. Как я понимаю, до Ноя люди были вегетарианцами и не убивали животных. Поэтому, если все-таки он убил, какие на это должны у него были быть основания? Спасибо. Читать дальше |
|
Праотцы не знали четырехбуквенного Имени Б-га?31 января 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом. Согласно мидрашу, отправляя Оснат, дочь Дины, в Египет, Яаков повесил ей на шею табличку с именем Б-га. Из раздела Ваэра мы знаем, что Ашем не открывался Яакову с четырехбуквенным Именем. Какое из других Имен можно вешать на табличке на шею, чтобы оно охраняло? Спасибо. Читать дальше |
|
Моше и Яаков видели Всевышнего лицом к лицу?21 января 2016 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Написано, что Моисей видел Всевышнего лицом к лицу, и также Яков назвал место борьбы с ангелом — Пенуэл, ибо видел Всевышнего лицом к лицу и не умер. Но ведь написано, что Всевышнего никто никогда не видел. И если увидеть Его лицо — смерть. У меня на этот счет есть свое мнение, но хотел бы услышать толкование раввинов, и может, вы сможете объяснить с точки зрения иудаизма, как можно это понять. С. Читать дальше |
|
Что написано в Тэилим 110? И как правильно звучит имя Бога?20 января 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! В псалмах царя Давида — Теилим 110 — написано следующее: «Слово Йеговы к Адонаю моему: сиди справа от Меня, доколе не сделаю врагов твоих подножием ног твоих… Клялся Йегова и не раскается: ты священник вовеки, по слову Моему, — (как) Малкицэдэк». Кого царь Давид назвал Адонаем, которого Йегова сделал священником навеки, как Малкицэдэк? Речь явно не о самом Давиде, ведь он не был священником. Е. Читать дальше |
|
Почему Паро не попытался «ликвидировать» Моше?17 января 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский День добрый! Вопрос в связи с прошедшим Песахом: почему Паро никак не попытался «ликвидировать» или сослать куда подальше Мойше рабейну? Даже если учесть, что один раз уже его казнить не вышло, можно было попытаться вырвать язык, выслать за город, ну и т.д. Почему Паро всё это спокойно слушал и терпел, видя, что ничего не может противопоставить самим казням? Ishayahu Читать дальше |
|
Почему Йосеф так вёл экономику в Египте?..20 декабря 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемый раввин! У меня вопросы о Якове и Йосефе. 1) Почему Йосеф так вел экономику в Египте, что разорял жителей и, в конце концов, сделал их даже рабами. Но тот хлеб, который они просили в голодные годы, был ими же выращен, а затем у них отобран с помощью новых введенных законов? Таким образом, Йосеф обогащал фараона и, возможно, выслуживался перед ним? 2) На ком женился Йосеф в Египте, и были ли его сыновья Эфраим и Менаше евреями? Понятн, что должны были быть, но каким образом? 3) Почему Яков сказал Йосефу, что Эфраим и Менаше пусть будут его, Якова, а остальные дети, которые родятся у Йосефа, будут уже Йосефа? Для чего это нужно было, и зачем самому Якову еще два сына? 4) Почему Яков выбрал для благословения именно детей Йосефа, ведь у других сыновей тоже были дети и в формировании еврейского народа они все имели равное значение? 5) Имеют ли сейчас имена сыновей Якова и предсказанная им судьба влияние на тех мужчин, которых сегодня называют их именами? Если есть связь, то стоит ли называть некоторыми из имен (например, Биньямин, которому предсказано, что забудет наставления отца, хищным волком будет рыскать по земле)? 6) Йосеф был одним из младших братьев. Почему сказано, что умирая (в 110 лет), дал завещание братьям? Или имеется в виду уже молодое поколение, которое называется «братьями», т.е., родственниками? 7) Почему Яков не захоронил Рахель в пещере Махпела? Там находились все его предки и вторая жена, почему так случилось, почему так нужно было, чтобы Рахель там не было? 8) Сказано, что у Якова родилось 12 сыновей и дочь Дина. У него рождались только сыновья или и дочери тоже, но о них ничего не говорится, кроме Дины, которая упоминается из-за истории, повлиявшей на судьбу семьи? Спасибо. Елена, Киев Читать дальше |
|
Почему слово «Создатель» употреблено в форме множественного числа?13 декабря 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! В отрывке Коэлет 12, 1 Всевышний упомянут во множественном числе в слове «Создатель», то есть буквально «Создатели». Но Тора учит, что Создатель один, как это объяснить? Спасибо. Р. Читать дальше |
|
Как звали мать Авраама?19 ноября 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский В Письменной Торе сообщено, кто является отцом Авраама, но ничего не сказано про его мать, даже имени. Почему? Вообще, что известно из Устной Торы или других источников о матери Авраама? А. Читать дальше |
|
Что означает имя, приводимое в книге пророка Йешаяу (9, 5)?10 ноября 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте! У пророка Йешаяу (9:5) написано: «и наречено имя ему Пэле-йоэйц-эйль-гиббор-авиад-сар-шалом». Скажите, пожалуйста, как это имя будет по-русски. Что оно означает? Н.? Читать дальше |
|
У меня вопрос о значениях слов, которые в Священном Писании обозначают понятие «грех»6 ноября 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Уважаемые равы, у меня вопрос по значению слов, относящихся к понятию греха в Священном Писании. Приведу некоторые из них (возможно, есть и другие): хет [חטא], хаттаа [חטאה], авон [עוון], пеша [פשע], ашам [אשם], ашма [אשמה], шегага [שגגה], реша [רשע], авера [עבירה]. Хотелось бы узнать, какие смысловые различия кроются за этими терминами? Заранее спасибо. Р. Читать дальше |
|
Была рядом с терактом и спаслась. Как благодарить Вс-вышнего?20 октября 2015 года, отвечает Рав Яков Шуб Шалом. Сегодня я с двумя сыновьями находились в месте теракта на центральной станции в Иерусалиме. Была паника, мы слышали стрельбу и видели стреляющих в масках (выяснилось потом, что это были наши солдаты), мы бежали, прятались в ближайшей гостинице около часа (было подозрение, что еще один террорист прячется в той же гостинице), полиция не разрешала выходить. Дети пережили очень нелегкий вечер. Нужно ли нам читать Биркат ха-гомель или что-то еще в связи с ситуацией в благодарность за спасение? Спасибо. А. Читать дальше |