Из цикла «Пламя не спалит тебя...», темы: Ненависть, Шмита, Рав Ицхак Зильбер, Идолопоклонство, Галут, Земля Израиля, Пророчество, История еврейского народа, Разврат, Рим, Вавилонское изгнание
Изгнание наступает за идолопоклонство, за разврат, за кровопролитие и за [нарушение закона о] седьмом годе.
Пиркей Авот, 5:9
Сказал Абайе: «Иерусалим был разрушен из-за нарушения субботы».
Талмуд, Шабат, 119Б
Когда пришла пора евреям перейти Иордан и войти в Эрец-Исраэль, повелел им Г-сподь истребить в этой стране идолопоклонство: уничтожить изображения языческих богов, разбить жертвенники, сжечь «священные» деревья, которым поклонялось местное население.
Вождь народа, ученик Моше-рабейну Йегошуа бин Нин, предложил народам, населявшим Эрец Исраэль, следующие условия: тот, кто желает покинуть страну добровольно, может это сделать беспрепятственно; тот, кто хочет остаться, обязан принять на себя исполнение семи заповедей сыновей Ноаха, данных Всевышним всему человечеству: не убивать; не грабить; не вступать в половые связи с близкими родственниками и замужней женщиной; не заниматься мужеложством и скотоложством; не есть мяса, отрезанного от животного, которое еще дышит; не служить идолам (Во многих случаях служение идолам было связано с принесением человеческих жертв. Ханаанеи (таково и собирательное название всех народов, живших в Эрец-Исраэль до прихода туда евреев) «для укрепления дома» замуровывали в его фундамент собственных первенцев или пленных врагов. Подобное варварство существует в мире и сегодня. Еще совсем недавно, например, в Бразилии «в честь богов» утопили в море восьмерых детей. В Индии поклонялись идолу, в честь которого следовало умерщвлять жертву путем удушения. Один из ревностных служителей этого идола сидел при англичанах в тюрьме — он удушил 900 человек и сожалел, что не довел эту цифру до тысячи. В той же Индии полагалось заживо сжигать жену умершего); не проклинать Имя Б-га; судить тех, кто нарушает все эти законы.
Принявшего эти семь заповедей (на иврите такого человека называли гер тошав) оставляли в стране, и евреи обязаны были ему помогать: «Если обеднеет твой брат и опустится его рука, то поддержи его — пришелец (То есть принявший иудаизм) ли он или поселенец (То есть гер тошав) — и пусть живет (рядом) с тобой» (Вайикра,. 25:35).
Тем же, кто не захочет уйти по своей воле, и не примет на себя исполнение семи заповедей детей Ноаха, и будет продолжать служить идолам, была объявлена война на уничтожение. Как сказано в Торе:
«… не оставляй в живых ни души» (Дварим, 20:16).
«Не заключай ни с ними, ни с их богами союза… Да не будут жить они в твоей стране, чтобы не ввели тебя в грех предо Мною; ибо если будешь служить их богам — это станет для тебя ловушкой» (Шмот, 23:32, 33).
«Ибо даже сыновей и дочерей своих они сжигают в огне — богам своим» (Дварим, 12:31).
«Если же вы не прогоните жителей той страны, то будут те, кого вы оставите… колючками в глазах ваших и занозами в ваших боках, и будут притеснять они вас в той стране, где вы поселитесь. И будет: как Я хотел сделать им ~ сделаю вам» (Бемидбар, 33:55, 56).
Согрешили наши праотцы, нарушили этот завет — оставили в Эрец Исраэль многих язычников, а потом и сами привыкли к их образу жизни, переняли их обычаи…
Впоследствии, когда Израиль разделился на два государства, Яровам — первый царь десяти колен — стал отвращать народ от веры в единого Б-га: он опасался, что израильтяне станут, как им положено, трижды в году посещать Иерусалимский Храм — это вновь могло привести весь еврейский народ к объединению под властью Давида. Но и цари Иудеи Ахаз и Менаше строили жертвенники Ваалу, развращая народ, многие иерусалимские евреи не соблюдали законы Торы, царские министры брали взятки.,.
«Твои министры — отступники и пособники воров; все они любят взятки и гонятся за мздою; сироту не судят они [по справедливости], и тяжба вдовы не доходит до них» (Йешаягу, 1:23).
«Как развратен стал город верный! Исполнен был правосудия, ночевала в нем справедливость, а теперь [живут в нем] убийцы» (ЙешаяТу,1:2
В молитве «Шма», которую религиозный еврей читает дважды в день. говорится: «Берегите ваши сердца от соблазна, чтобы не развратились вы и не стали служить другим богам и поклоняться им, [иначе] разгневается на вас Г-сподь и замкнет небеса, и не будет дождя, и земля не принесет своих плодов, И исчезнете вы вскоре с лица благодатной земли, которую Г-сподь дает вам…» (Дварим, 11:16,17). Сказано абсолютно ясно: если перестанете жить по законам Торы, начнутся неурожаи, засуха, наступят голодные годы. В результате — не хватит вам сил, чтобы защитить себя от захватчиков, и «исчезнете вы вскоре с лица благодатной земли». Так и случилось дважды: в первый раз евреев покорили и изгнали из страны вавилоняне, во второй раз — римляне.
Любопытно следующее: веавадэтэм (через букву «аин») означает на иврите «станете служить», а «веавадтем» (через букву «алеф») — «исчезнете». Оба слова произносятся почти одинаково, что весьма символично: если станете служить идолам — исчезнете…
Возникает вопрос: почему именно евреев наказывает Всевышний смертью, изгнанием; почему именно их карает так жестоко? Разве остальные племена менее грешны? Тора дает на это простой ответ: израильтяне призваны быть народом святым, несущим всему человечеству веру в единого Б-га, правду и справедливость. Г-сподь называет Израиль Своей армией: «И выведу войска Мои, Мой народ из Египта…» (Шмот, 7:4), «В тот самый день вышли все войска Б-га из страны Египет» (Шмот, 12:41). А уж если написано тебе на роду быть солдатом — служи как положено, чувствуй свою ответственность; днем и ночью, в жару и в метель — если услышишь приказ, не говори: «Я устал, я замерз, я боюсь», отвечай одно: «Будет исполнено!» Таким должен быть, по замыслу Всевышнего, каждый еврей. И точно так же, как наказывают солдат и офицеров за невыполнение приказа, наказывает Г-сподь Свой народ.
Вот что сказал пророк Амос, обращаясь от имени Б-га к евреям: «Только вас Я полюбил из всех земных племен, поэтому и взыщу с вас за все ваши грехи» (Амос, 3:2). Именно поэтому евреи наказываются на этом свете чаще, чем другие народы; но наказание смывает с них грех, потомство Израиля существует вечно. А все остальные племена приходят в этот мир и уходят; они смертны, как смертен и любой человек. Когда переполняется чаша грехов — народ исчезает; так сгинули с лица земли жители Сдома, вавилоняне и многие другие.
Трижды клялись евреи быть верными Б-гу — и за самих себя, и за все их грядущие поколения: у горы Синай, где был заключен союз со Всевышним; перед смертью Моше, когда народ готовился войти в Эрец-Исраэль; в стране Израиля — в Шхеме, между горами Гризим и Эйваль. Исполняют евреи свою клятву — посылает им Г-сподь Свое благословение, нарушают — строго карает их: А если. скажут: «За что Г-сподь, Б-г наш сделал нам все это?» — ответишь им: «За то, что вы оставили Меня и стали служить другим богам в вашей собственной стране, будете прислуживать чужим в стране не вашей» (Ирмеягу, 5:19).
И все же не похожа наша судьба на участь других народов: хоть и крепко наказывает нас Творец, но — не истребляет: «… и накажу тебя по суду (Своему), но уничтожить — не уничтожу тебя» — снова вспоминаем мы слова пророка Ирмеягу.
После перечисления законов о запретных половых связях: мужеложстве, скотоложстве, сожительстве с близкими родственниками, с чужими женами, с собственной женой с момента начала у нее менструации и до очищения женщины в микве — в Торе сказано: «Не оскверняйтесь всем этим, ибо всем этим осквернялись народы, которые Я изгоняю пред вами. И осквернилась земля, и Я взыскал с нее за вину ее, и изрыгнула земля своих жителей… Да не изрыгнет земля вас, если вы ее оскверните, как изрыгнула народ, бывший до вас». (Вайикра, 18:24,25,28).
Раши (р. Шломо Ицхаки, 1040-1105), выдающийся комментатор Торы, говорил об Эрец Исраэль, святой земле, предназначенной для святого народа, что она подобна царевичу, не привыкшему к плохой пище: от несвежей еды его начинает тошнить. Эта страна не терпит развратных жителей, поступающих вопреки воле Всевышнего.
Отчего, спрашивается, были уничтожены, стерты с лица земли Сдом и Амора и на месте, где стояли эти города, разлито Мертвое море, лишенное какой бы то ни было биологической жизни? Оттого, что жители этих мест были большими грешниками. Основным их грехом было жестокое обращение с путниками, проходившими через город: запрещалось давать им ночлег, кормить их и поить; горожанин, нарушивший этот запрет, считался преступником. В числе иных пороков, свойственных этому народу, был и самый отвратительный разврат. Известно, однако, что подобные грехи были характерны и для многих других племен. Почему же лишь эти города были сокрушены Б-жьей яростью?
Говорит по этому поводу другой наш великий ученый, Толковавший Тору, Рамбан (раби Моше бен Нахман, 1194—1270): «Знай,. Что наказание постигло Сдом из-за особой роли Эрец-Исраэль (в мире): эта страна не терпит гадких людей, их она и изрыгнула — грешных пред Б-гом и людьми. Всевышнему было угодно, чтобы те места, (где находились эти города), служили напоминанием евреям — будущим жителям Эрец-Исраэль: если они согрешат, то станет земля Израиля такой, как будто засыпало ее серой и солью, будто вся она сожжена подобно Сдому и Аморе… которые поверг Г-сподь в гневе Своем. И в других краях есть народы плохие и грешные, на с ними Б-г не поступил так, как с жителями Сдома». На эту же тему Рамбан говорит и в другом месте: «Были народы не менее развратные, чем ханаанеи, но их земля не изрыгнула, в отличие от тех, кто жил в Эрец-Исраэль».
А рав Саадья-гаон (882—942) в книге «Сефер гаэмунот вегадеот» объясняет, что всякое доброе дело и любой грех меряются в соответствии с временем и местом их совершения: если ли кто свинину в обычный день или в Йом-Кипур, дома ли, в синагоге или у Стены плача.
Все эти высказывания сводятся к одному: каждый поступок, хороший или дурной, совершенный в Эрец-Исраэль, оценивается Всевышним по особо строгим меркам — особенно в том случае, когда речь идет о евреях.
Приходится признать, что общение с ханаанеями не пошло евреям на пользу и в том, что касалось отношений между полами.
«…Страна полна прелюбодеев…» — сокрушался пророк Ирмеягу, обличая грехи своего народа (23:10).
«… Разврат творили среди тебя… Наготу отца у тебя обнажали, нечистую ниду (нида — женщина в период от начала менструации и до погружения в микву — бассейн для ритуального очищения) бесчестили… Иной с женой ближнего своего творил гнусность, иной осквернял развратом свою невестку, а иной сестру свою, дочь отца своего, бесчестил…» (Йехезкель, 22:9—11).
Дорого заплатили евреи за грехи тех, кто решил жить не по законам Торы, а по велению собственных животных инстинктов: изгнанием всего народа из Эрец-Исраэль…
Пролитие крови — убийство — особо тяжкий грех, но евреи, увы, переняли и его от своих соседей.
«Так сказал Г-сподь Б-г: город, проливающий кровь в среде своей… в крови твоей, которую ты пролил, провинился ты… Посему отдал Я тебя на поругание народам и на осквернение всем странам!» (Йехезкель, 22:3,4).
Всегда находились такие, кто считал, что достаточна нам, евреям, соблюдать необременительные заповеди, появляться иногда на Б-гослужениях — и за это Всевышний простит нам все остальное. Глубокое заблуждение!» На том свете или на этом, но последует наказание за каждый грех, и предотвратить кару человек моет лишь искренним раскаянием и переходом к праведному образу жизни.
Как! — говорит Всевышний. — Красть, убивать, прелюбодействовать, преступать клятву и служить Баалу… А (потом) приходить, чтобы предстать предо Мною в Храме этом, названном Именем Моим, и говорить: «Мы спасены!», чтобы [опять] совершать все эти мерзости?! (Ирмеягу, 7:9,10).
Кровопролитие было одним из тех тяжких грехов, из-за которых Г-сподь допустил разрушение Храма, и Шхина (Б-жественное присутствие) покинула народ Израиля. В народе, среди которого есть убийцы, нет места для Б-га. Как сказано:
«…ибо кровь оскверняет землю… и не оскверняй землю, на которой вы живете и в которой Я нахожусь, ибо Я, Г-сподь, нахожусь среди сынов Израиля» (Бемидбар, 35:33, 34).
Сказал [Всевышний]: «Сейте шесть лет и отдыхайте год, чтобы показать, что земля — Моя. А вы так не делали. Уходите из нее, и она отдохнет в течение стольких лет, сколько вы должны Мне».
Сифра, Бехукотай, 7
Говорит пророк Ирмеягу: Так сказал мне Г-сподь: пойди и встань в воротах сынов народа (Израиля), через которые входят и выходят цари иудейские, и во всех воротах Иерусалима. И скажешь ты им: слушайте слово Г-спода, цари иудейские, и вся Иудея, и все жители Иерусалима, входящие в эти ворота — так сказал Б-г: берегите души свои и не носите ношу в день субботний, и не вносите [ее] в ворота Иерусалима и не выносите ноши из домов ваших в день субботний, и не делайте никакой работы, и будете освящать день субботний, как заповедал Я отцам вашим… и войдут в ворота этого города цари и князья, сидящие на престоле Давида… и город этот будет обитаем вечно. И будут приходить из городов Иудеи, и из окрестностей Иерусалима, и из земли Биньямина, и из долины, и с гор, и из Негева — приносить всесожжения и (другие) жертвы, и хлебное приношение, и ладан, и благодарственные жертвы в дом. Г-спода. А если, не послушаетесь Меня… то зажгу Я огонь в воротах… и пожрет он дворцы Иерусалима, и не погаснет» (Ирмеягу, 17:19—22, 25—27).
Как выполняли иерусалимцы повеление Всевышнего, видно из слов пророка Йехезкеля, обличавшего царивший в еврейской столице разврат, взяточничество, идолопоклонство, неуважение к родителям, забвение законов субботы: «Святыни Мои презирал ты и субботы Мои осквернял» (Йехезкель, 22:8).
Тора запрещает обработку земли в год шмита — последний год семилетнего цикла: «И так сказал Г-сподь Моше на горе Синай: «…когда придете в землю, которую я даю вам, будет отдыхать земля в субботний год Г-спода. Шесть лет засевай свое поле и шесть лет подрезай [лозу] своего виноградника и собирай урожай… А седьмой год субботой покоя да будет для земли, субботой Г-спода: поле свое не засевай и не подрезай лозу свою; что само вырастет на поле твоем, не сжинай (как хозяин] и винограда с предназначенных [для себя] (Все, что выросло на земле в седьмой год, не принадлежит хозяину участка. Он вправе лишь, как и любой прохожий, взять для своей семьи столько плодов, сколько необходимо для трех трапез. Запрещено снимать плоды для продажи или для использования их в каких-либо технических целях) лоз твоих не снимай — годом покоя да будет [этот год] для земли. И да будет [урожай] субботнего года вам в пищу — тебе, и рабу твоему, и рабыне твоей, и наемному [работнику] твоему, и поселенцу… И отсчитай себе… семь раз по семь… сорок девять лет… и освятите пятидесятый год… йовель — так будет [называться] у вас этот пятидесятый год; и не сейте, и не жните то, что само вырастет на земле, и не снимайте [урожай] с лоз, предназначенных [вами для себя]» (Вайикра, 25:1—6,8,10,11).
В главе 26-й книги Вайикра говорится о первом изгнании евреев из Эрец-Исраэль. Среди прочего сказано там, что пока евреи будут жить на чужбине земля Израиля отдохнет за все те годы, что не давали ей отдохнуть в Шмита и Йовель.
А теперь обратите внимание на цифры: за 85 лет своего пребывания в Эрец-Исраэль евреи в нарушение закона обрабатывали землю в годы шмита и йовель в течение 436 лет:390 лет грешил Израиль и 40 лет — Иудея (см. Йехезкелъ,4) итого — 430 лет. К ним следует прибавить еще 6 лет, прошедших со времени пророчества Йехезкеля до изгнания, итого ~ 436 лет. За эти 436 лет 70 раз была обработана земля в годы шмита йовель. И ровно 70 лет продолжалось Вавилонское изгнание, как и было обещано Б-гом через Его пророка: «Когда исполнится семьдесят лет Вавилону, вспомню Я о вас и сдержу для вас доброе слово Мое о возвращении вас на это место» (Ирмеягу,29:10).
Не раз во времена Первого Храма предупреждал Всевышний евреев устами Своих пророков — Гошеа, Йешаягу, Ирмеягу, Йехезкеля и других, предсказывал, что произойдет с народом, если не прекратится в его среде б-гохульство, разврат, взяточничество, осквернение субботы и шмиты, кровопролитие, но не внял народ увещеваниям пророков.
«И посылал им Г-сподь, Б-г отцов их, через посланников Своих [предупреждения] постоянно, потому что жалел Он Свой народ и Свою обитель. Но оскорбляли они посланников Б-га и не обращали внимания на слова Его, и издевались над Его пророками, пока не поднялся гнев Г-спода на народ Свой; так (разгневался Всевышний), что не дал Он (им) прощения. И привел Он на них царя Халдеи, и убивал тот мечом своим их юношей в Храме их, и не пощадил ни юноши, ни девушки, ни пожилого, ни старика» (Диврей гаямим, 36.15—17)
А оставшиеся в живых были изгнаны из Святой Земли в точном соответствии с пророчествами.
Во времена Второго Храма не было среди евреев ни идолопоклонства, ни разврата, не грешили они кровопролитием, не были повинны в нарушении субботы и законов шмиты — другой болезнью заразились евреи: беспричинной враждой друг к другу. Распри в народе достигли особого накала перед штурмом римлянами Иерусалима. Одни считали, что следует бороться против захватчиков до последней капли крови — — и будь что будет, другие утверждали, что сопротивление бесполезно и может привести к уничтожению большей части народа и изгнанию уцелевших. Сторонники войны считали приверженцев противоположной точки зрения предателями и изменниками; злокачественная опухоль вражды пустила свои метастазы в еврейском народе.
Талмуд говорит: «Но Второй Храм — когда учили Тору, и выполняли заповеди, и делали добро друг другу — за что был разрушен? За напрасную вражду. Это говорит о том, что напрасная вражда весит больше, чем три греха вместе: идолопоклонство, разврат и кровопролитие» (Йома, 96).
Именно этот грех привел к разрушению Второго Храма, истреблению римскими захватчиками как сторонников вооруженного сопротивления, так и их противников и к почти двухтысячелетнему изгнанию остатков еврейского народа из Эрец-Исраэль.
* * *
В каждом слове Торы, в каждой ее букве заключен смысл, и сравнительный анализ текста помогает нам лучше понять суть сказанного.
Возникает вопрос: почему предсказание об изгнании евреев из Эрец-Исраэль содержится двух местах Торы — в 26-й главе книги Вайикра и в 28-й главе книги Дварим? Рамбам отвечает на этот вопрос так: речь идет о двух изгнания. Вайикра предсказывает изгнание евреев вавилонянами, а Дварим — римлянами.
Интересно, что число слов, повествующих о первом изгнании в книге Вайикра, — 390 (начиная со слов веим ло тишмеу ли и до веэт хукотай гала нафшам — Вайикра, 26:14—43). 390 лет, как мы помним, грешил Израиль, за что и был наказан. В Торе упоминается о служении идолам: «…и разрушу солнечные кумирни ваши…» (Вайикра, 26:30). Во времена Второго Храма, как нам известно, идолопоклонства среди евреев не было.
А вот как описывает Тора грядущее завоевание Страны Израиля римлянами: «Пришелец, который [поселится] среди вас, будет возвышаться над тобою [все] выше и выше, а ты станешь опускаться [все] ниже и ниже» (Дварим, 28:43). И что же? Римские чиновники, поселившиеся в Эрец-Исраэль, постепенно захватили все ключевые позиции в стране, вытеснив с них евреев. Подобно всем другим пророчествам исполнилось и это.
«Поднимет Г-сподь на тебя народ издалека, от края земли; как орел, налетит [этот] народ, языка которого ты не поймешь» (Дварим, 28:49). И тут речь идет о римлянах — народе, жившем далеко от Эрец-Исраэль, народе, чьим символом был орел, народе, языка которого евреи не знали. Изгнание же десяти колен Израиля Ассирией и евреев Иудеи Вавилоном было осуществлено народами, близкими географически, народами, чьи языки были знакомы нашим предкам. Здесь же творится о народе «…наглом, который не уважит старика и юношу не пощадит. И съест он приплод скота твоего и плоды земли твоей, пока не разорит тебя и не оставит тебе ни зерна, ни вина, ни оливкового масла, ни приплода овец твоих, — пока не погубит тебя [окончательно]. И вытеснит он тебя из всех городов твоих по всей твоей стране, которую даст тебе Г-сподь, Б-г твой…» (Дварим, 28:50—52).
«Уведет Г-сподь тебя и твоего царя, которого поставишь над собой, к народу, не знакомому ни тебе, ни отцам твоим» (Дварим, 28:36). Прежде всего в этом пророчестве бросаются в глаза не понятные слова: «…которого поставишь над собой». Евреям не надо было никого над co6oй «ставить»: все цари Иудеи происходили из рода, Давида, помазанного на царство пророком Шмуэлем по приказу Б-га, и потомству его Всевышний дал власть над народом Израиля навечно. Смысл этого выражения станет ясен, если мы вспомним, что Агриппа, правитель Иудеи во времена Второго Храма, не был потомком Давида, происходил из прозелитов и не был достоин быть царем. Евреи «поставили»» его над собой в нарушение закона Торы.
Диву даешься, с какой точностью все предсказанное в Торе исполнилось и продолжает исполняться до сих пор; и длится это не год, не десять лет и даже не столетие (что можно было бы попытаться объяснить случайным совпадением), 1900 лет!
«И рассеет тебя Г-сподь среди всех народов, от края земли и до края земли», и предсказывает Тора (Дварим, 28—64). До самого последнего времени это пророчество исполнялось лишь частично: в основной своей массе евреи жили в странах Африки, Азии и Европы. И лишь в XX веке, спасаясь от фашизма, евреи проникли в самые отдаленные уголки планеты: в Австралию, Новую Зеландию, Океанию…
Исследователи, занимающиеся «критикой» Библии (то есть Танаха), пытались доказать, что Тора написана уже после изгнания евреев из Эрец-Исраэль, что уже совершившиеся исторические факты выдаются в ней за предвидение будущего пророками древности. Приверженцам этой теории достаточно было бы взять в руки Септуагинту — перевод Торы на греческий язык, выполненный семьюдесятью еврейскими мудрецами во время правления греков, задолго до прихода римлян в Эрец-Исраэль, — чтобы убедиться в ошибочности своей концепции. Находки последних десятилетий: свитка Торы из Масады, кумранские рукописи — неопровержимые доказательства древности и истинности Письменного Закона.
Исторический опыт нашего народа свидетельствует о том, что в те периоды, когда евреи жили по законам Торы, они с честью выходили из любых испытаний, поскольку с ними была милость Всевышнего. Достаточно вспомнить годы правления Давида, в течение которых Израиль вел победоносные войны, и последовавшие за этим сорок лет мира и процветания при царе Шломо.
После смерти Шломо власть перешла к его сыну Рехаваму, и тот «…оставил Тору Г-сподню и весь Израиль — с ним [вместе]» (Диврей гаямим II, 12:1). Вторгся тогда в страну египетский царь Шишак с огромным войском и осадил Иерусалим.
«А Шмая, пророк, явился к Рехаваму и князьям Иудеи, которые собрались в Иерусалиме [спасаясь] от Шишака, и сказал им: «Так сказал Г-сподь: вы оставили Меня, за это и Я оставил вас, [отдав] в руки Шишака». И смирились князья Израиля и царь, и сказали: «Праведен Г-сподь!» И когда увидел Г-сподь, что они покорились, было слово Г-спода к Шмае: «Они смирились, [поэтому] не истреблю их…» (Диврей гаямим II, 12:5—7).
В периоды правления царей Йегошафата, Хизкиягу, Йотама, Уэиягу народ возвращался к своему Б-гу, и это были годы мира и процветания.
Когда же к власти приходили цари-идолопоклонники, начинались войны и голод. Ярким примером тому является история десяти северных колен Израиля: династии в их государстве непрерывно сменялись, народ не знал покоя от постоянных войн.
Иудейский царь Ахаз насаждал в еврейском народе идолопоклонство, запретил изучение Закона. Великому Йешаягу, спасавшемуся от властей, приходилось обучать детей Торе тайно. И что же? История правления Ахаза — история неудачных войн, которые он вел. Лишь в одной из них было убито сто двадцать тысяч евреев, в том числе один из сыновей самого Ахаза.
Но вот умер царь, и другой его сын, Хизкиягу, наследовал отцу. Новый правитель немедленно ввел всеобщее обучение Торе в разрушенной стране. Результат возвращения раскаявшегося народа к своему Б-гу не замедлил сказаться — вспомните хотя бы историю Санхерива, вторгшегося в Эрец-Исраэль и потерявшего в итоге всю свою многотысячную армию. После освобождения от ассирийских захватчиков вновь наступили для еврейского народа годы покоя и процветания.
* * *
Каждому из людей воздается за его поступки, как правило, лишь после того, как душа его покидает этот мир. Именно этим объясняется, например, тот факт, что злодеи зачастую благоденствуют при жизни, а хорошие люди подчас страдают. И все же детям Израиля, живущим в Эрец-Исраэль, Всевышний дал обещание воздать добром на этом свете за соблюдение ими заповедей Торы, и расплата за нарушение Его воли не заставляла себя ждать. Рамбан говорит, что и благословения, и проклятия еврейскому народу, живущему на своей земле, — из области скрытых чудес, ибо в законах природы нет прямой зависимости между следованием заповедям Торы, и, скажем, пролившимся в срок дождем, благодаря которому человеку удается снять с поля богатый урожай. Следовали евреи Торе — исполнялось пророчество «и увидят все народы мира, что Имя Г-спода изречено над тобой, и устрашатся тебя» (Дварим, 28:10), сходили с ее путей — сбывалось предсказанное: будут [проклятия] на тебе, как знак и как чудо, и на потомстве твоем [будут они] вовек (Дварим, 28:46).
Особое, пристрастное отношение Всевышнего к избранному Им народу, с которым Он заключил Свой союз, явилось причиной и невиданных милостей, которыми Он осыпал нас в награду за послушание, и особо суровых кар, которые Он обрушивал на наши головы в наказание за грехи.
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Меир Левин,
из цикла «Коммандировка в Египет»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Лех Леха
Рав Реувен Пятигорский
Десять испытаний
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Ради помощи путникам Авраам прерывает беседу с Творцом. Потомки патриарха унаследовали способность любить всех людей. Раввин Гирш о справедливости и человечности.
Рав Элияу Левин
Обрезание крайней плоти является одной из «непонятных» заповедей. Даже тот факт, что это полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Цви Вассерман
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.