Как понимать слова Коэлета: «Время разбрасывать камни и время собирать камни»?18 октября, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом! Как понимать слова Коэлета: «Время разбрасывать камни и время собирать камни?» Спасибо. Читать дальше |
|
Всевышний предложил Тору народам мира так, что они отказались?5 июня, отвечает Рав Нахум Шатхин Здравствуйте, уважаемые раввины! Прежде всего, хотел бы вас поблагодарить за материалы этого сайта. Много раз я находил здесь исчерпывающие ответы и указания на источники интересующих меня вопросов. Спасибо за вашу работу! Я не смог разобраться и найти ответы на некоторые вопросы по одному эпизоду, помогите, пожалуйста. Известно, что, прежде чем предложить Учение сынам Исраэля, Господь предложил Тору сынам Эйсава и Ишмаэля. 1. Как именно Господь предложил им Тору? У тех народов не было своего Моше, значит, их способность воспринимать слова Господа была намного ниже. Известно ли, что именно и как было предложено народам Эйсава и Ишмаэля? 2. Как они могли отказаться? В точности ли они понимали условия принятия Торы? Или же они понимали, но боялись не выполнить свои обязательства и погибнуть из-за этого? Я понимаю, что этот договор сейчас доступен любому нееврею и далеко не все спешат его принимать, даже понимая условия, но я не понимаю явный и окончательный отказ от возможности принять Тору. 3. Почему народам Эйсава и Ишмаэля Господь вообще предлагал Тору? И почему именно в такой последовательности? Читать дальше |
|
Как Моше позволил себе в гневе кинуть Скрижали оземь, ведь они обладали святостью!?1 марта, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом! Как Моше позволил себе в гневе кинуть скрижали оземь, ведь это святая вещь!? Даже если в синагоге падает свиток Торы, вся община постится. Владимир Читать дальше |
|
Кто эти таинственные «сыны понимания», которые постановили праздновать Хануку?14 декабря 2023 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Здравствуйте! Вот приближается праздник Хануки, и вновь будем петь гимн Маоз Цур. Давно хотел выяснить, кто такие БНЭЙ БИНА («сыны понимания», мудрецы), которые ввели закон о праздновании восьми дней Хануки? Заранее благодарен! Читать дальше |
|
Секрет убийства царя Шауля. Он был убит за то, что обратился к гадалке?18 августа 2023 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом-шалом! В Диврэй а-Йамим 10:13-14 сказано, что царь Шауль был убит за то, что обратился к гадалке с вопросом, а не взыскал Творца. Но ведь Шауль всячески искал этот ответ именно от Творца и всеми доступными Ему способами искал Его воли в данном вопросе? Читать дальше |
|
Яаков привез в Египет акации, чтобы их потом использовали для строительства Переносного Храма?17 марта 2023 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом! Почему же Яков привез в Египет именно деревья акации для будущего Переносного Храма и для Ковчега Завета? Читать дальше |
|
Какие качества, поступки Моше доказывают, что он лидер?13 января 2023 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Моше как лидер еврейского народа, его качества, поступки, доказывающие, что он лидер. Спасибо заранее! Читать дальше |
|
Как пророчество Зехарии о таинственном светильнике связано с Ханукой?25 декабря 2022 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Здравствуйте, рав! Хотел задать следующий вопрос: наши мудрецы часто усматривают связь между событиями разных эпох. Так, например, есть связь между зажиганием Меноры в Храме и ханукальными свечами. А есть ли что-то, что указывает на связь между светильником из книги пророка Зехарии и праздником Хануки? Заранее благодарен! Алексей Читать дальше |
|
Почему второй поход на Ай Йеошуа осуществил при участии всей своей армии?18 января 2022 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом, ув. равы! Вопрос по книге Йеошуа, глава 8, стих 1: «И сказал Господь Йеошуа: “Не бойся и не страшись, возьми с собой весь народ войны и встань, поднимись к Аю; смотри: отдал Я в твои руки царя Ая, и народ его, и город его, и страну его”». Комментаторы дают два объяснения тому, почему второй свой поход на Ай Йеошуа осуществил при участии всей своей армии, хотя, судя по донесениям разведки, для этого было достаточно 3,000 человек (глава 7, стих 3). По мнению «Мецудат Давид»[i], Б-г приказал Йеошуа собирать в поход всю свою армию для того, чтобы жители Ая решили, что евреи выигрывают войны не с Б-жьей помощью, а численным превосходством. Поэтому для того, чтобы противостоять Йеошуа, они должны были собрать в Ае все свои силы, которые Йеошуа разобьет одним ударом. И после этого ему не надо будет ходить от города к городу, чтобы добивать остатки вражеской армии. Ральбаг[ii] считает, что Б-г не совершает чудеса, если можно достигнуть желаемого, оставаясь в рамках законов природы (см. комментарий к главе 3, стих 17). Он говорит, что в силах Йеошуа было подавить армию Ая, если бы он использовал всю мощь своей армии и воинское искусство, так как воины Ая наверняка совершат еще одну вылазку за пределы городских укреплений, раз первая вылазка оказалась победоносной. (Взято с сайта «Танах на русском языке с комментариями»). Я не понимаю, зачем такие сложности? Ответ на вопрос, почему Йеошуа взял всех, находится в главе 7, стих 5: «И убили люди Ая из них около тридцати шести человек, и преследовали их перед воротами до Шварим, и разбили их на склоне, и растаяло сердце народа, и стало водой». Сердце народа растаяло. Всего народа. И поэтому надо было взять с собой весь народ, чтобы он увидел, как Б-г поразит жителей города Ай, чтобы у всего народа сердце снова укрепилось, вот и всё. Скажите, пожалуйста, что вы думаете о моем комментарии? Есть ли у кого-то из хахамим (мудрецов, комментаторов) такое же объяснение, как у меня? Большое спасибо! С ув., Юра [i] Раби Давид бар Арье-Лейб Альтшуллер (Мецудат Давид) — один из самых популярных комментаторов Танаха. Прага, 18 век. [ii] Раби Леви бар Гершом (5048-5130 /1288-1370/ гг.) — выдающийся философ и комментатор Писания. |
|
Есть ли в Торе намек на праздник Ханука?3 декабря 2021 года, отвечает Рав Нахум Шатхин |
|
В чем отличие Элияу от других пророков?2 июля 2021 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Уважаемый Раввин. В чем была особенность пророка Элийяху, что Всевышний решил восхитить его к Себе? Читая Книгу Царств из ТАНАХА, нигде не нашел упоминания, в чем же отличие его от других пророков: «1. В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала… 11. Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо». Читать дальше |
|
Почему одни книги вошли в канон, а другие — нет?18 февраля 2021 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом! Подскажите, пожалуйста, как устанавливался канон Писания? Какие критерии принимались во внимание? Почему одни книги вошли в канон, а другие нет? Заранее благодарю! Да благословит вас Всевышний благословением, которое обогащает и печали с собою не приносит! Читать дальше |
|
Есть ли духовный подтекст в том, что рабам прокалывали ухо?11 февраля 2021 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, есть ли духовный подтекст в том, что рабам прокалывали ухо? Читать дальше |
|
Что может помочь выйти замуж?24 января 2021 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Скажите, пожалуйста, какие есть сгулот, которые могут помочь выйти замуж? N. Читать дальше |
|
Б-г поступил неэтично, обрекая некую группу людей на поклонение Себе?13 января 2021 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Здравствуйте, уважаемый рав! Интересуют два вопроса относительно исхода из Египта: 1. Книга Шмот (глава 10, стихи 24-26) рисует какую-то невероятную картину положения еврейских рабов в Египте: изнуряемые тяжелым трудом люди, занятые на производстве кирпичей и целенаправленно притесняемые ненавидящей их властью, обладают... собственными стадами мелкого и крупного скота, причем об этом факте известно фараону. Более того, глава 12 (стих 37), говорит о том, что стада эти были довольно внушительны. Не говоря уже о том, что из гл. 16 (стих 3) следует, что в рабстве они досыта питались мясом (для многих, даже свободных людей той и современной эпохи это непозволительная роскошь, не говоря уже о современных рабах, например узниках ГУЛАГа, которые были задействованы на не менее тяжких работах). Как можно объяснить эти факты? 2. Глава 32 той же книги Шмот рисует еще более непонятную картину. Аарон (человек, обладающий даром красноречия) не делает ни малейшей попытки успокоить народ, обеспокоенный отсутствием Моше, и создает им идола. По возращении Моше Аарон не берет на себя никакой ответственности и обвиняет во всем народ. Моше без указания Б-га убивает руками вооруженных мечами бывших рабов-левитов 3 тысячи своих собратьев. Сам Аарон между тем остается в живых, хотя часть его вины за содеянное — несомненна... Нет, вопрос не про пресловутую безнаказанность Аарона, а про события исхода в целом. Когда перечитываю книгу Шмот, у меня создается странное впечатление: обеспеченные скотоводы, не очень-то и желающие покидать Египет (и имевшие по этому поводу дискуссии с Моше еще там, см. гл. 14, стих 12), в сопровождении вооруженной мечами «армии» левитов под предводительством, видимо, малознакомых им Аарона и Моше покидают Египет. При этом Б-г намеренно считает нужным вести их окольным путем (см. гл. 13, стих 17), чтобы они не свернули на полпути, но не считает нужным если не предотвратить последующее поклонение тельцу, то хотя бы сообщить об этом Моше (поклонение, как известно, произошло не сразу же, а на следующий день). Более того, с той же легкостью с какой Он принял решение вывести народ из рабства, Он принимает впоследствии решение уничтожить его из-за поклонения тельцу. Из прочитанного я вижу намерение Моше руководить народом, причем не всегда по слову Б-га. (Аарон, избежавший в отличие от других смерти за содеянное, явно «равнее» остальных, и по сути его участь — пример неправедного суда). Я вижу намерение Б-га — сделать так, чтобы народ (выведенный ли из Египта или произведенный от Моше — видимо, не столь важно для Него) поклонялся Ему, и эта цель, видимо, оправдывает средства. Не кажется ли вам, что и подобный добровольно-принудительный исход, и фактически обречение некоей группы людей на поклонение Б-гу — ну, как минимум, не совсем, скажем так, этичны? С уважением. Читать дальше |
|
Откуда могло за 210 лет рабства расплодиться несколько миллионов евреев?8 января 2021 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Здравствуйте... Вопрос очень важен для меня. Как могли за 210 лет рабства 70 евреев размножиться и превратиться в 600 000 евреев, не включая детей и жен? По-моему, это нереально. Откуда могло за 210 лет расплодиться несколько миллионов евреев? Спасибо за ответ заранее... Читать дальше |
|
После смерти нет ничего?28 декабря 2020 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Добрый день. Извиняюсь за, возможно, глупый вопрос, но на днях ко мне подошел один представитель христианской конфессии и начал рассказывать о Б-ге, затем он начал рассказывать о том, что происходит после смерти. И велико было мое удивление, когда он сказал о том, что после смерти нет ничего. Мол, это написано в еврейских Писаниях, и сослался на Коэлет 9:4-10. («Ибо тот, кто сопричастен жизни, имеет надежду, ведь живому псу лучше, чем мертвому льву; Ибо живые знают, что умрут, но мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, так как и память о них предана забвению; И любовь их, и ненависть их, и ревность их давно исчезли, и доли нет им более во веки ни в чем, что делается под солнцем. Поди же, ешь в радости хлеб свой и пей с веселым сердцем вино свое, ибо уже благоволит Б-г делам твоим. Во всякое время да будут белы одежды твои, и да не оскудеет елей на голове твоей. Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, все дни суетной жизни твоей, которую дал тебе (Б-г) твой под солнцем на все суетные дни твои, ибо это — доля твоя в жизни и в трудах твоих, над которыми трудишься под солнцем. Всё, что сможет рука твоя делать, в меру сил своих делай, ибо нет ни дела, ни замысла, ни знания, ни мудрости в преисподней, куда ты идешь»). Вопрос заключается в следующем: о чем именно говорят эти стихи? А также: есть ли в ТОРЕ прямые или косвенные намеки на загробную жизнь? С глубоким уважением, Владислав Читать дальше |
|
Почему братьям не была прощена продажа Йосефа?23 декабря 2020 года, отвечает Рав Нахум Шатхин «В этот момент Реувен впервые узнал о том, что Йосеф не был пленен купцами, а братья сами продали его в рабство (Зоар 1, 185 б). Но, хотя Реувен и не был вместе с братьями при продаже Йосефа, всё же, поскольку он согласился скрыть от отца правду, вина легла также и на него. И в искупление этой вины много веков спустя, в период жестоких гонений после подавления римлянами восстания Бар-Кохбы, были казнены десять великих праведников Израиля — по числу десяти сыновей Яакова, включая и Реувена (Берешит рабати 178, Оцар ишей аТанах; пиют “Элэ эзкера”)» Шалом, уважаемый рав! Почему, несмотря на то, что все братья Йосефа осознали свой грех и раскаялись в нем, то есть совершили тешуву, гнев никуда не исчез, не «нейтрализовался», причинно-следственная связь продолжила работу, а атрибут справедливости Творца не был заменен атрибутом милосердия? С уважением, Лариса Читать дальше |
|
Давид намеренно бездействовал или просто не мог унять своих сыновей?6 июля 2020 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Это новостью для Давида было, когда Авшалом убил Амнона? Или Давид действовал так не сознательно, а просто не мог унять своих сыновей? N. Читать дальше |
|
Человек может управлять небесными процессами?2 июля 2020 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Тора говорит, что Билам знал момент, когда нужно проклинать. Означает ли это, что человек может управлять Всевышним? Ответ, конечно, нет. Как тогда объяснить эти слова? Читать дальше |
|
Что всё-таки точно было написано на перстне царя Шломо?10 июня 2020 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом. Хотелось бы узнать немного о перстне царя Шломо бен-Давида. Где-то вычитала информацию, что на перстне была какая-то надпись, бытует много мнений и версий. Одна из них: на перстне значилось всего два слова: «Всё пройдет». Нашлись и такие, кто утверждал, что на перстне было написано какое-то необычайно мудрое слово или изречение, смысл которого состоял примерно в следующем: «Все прелести этой жизни — всего на час, и посвятить ее необходимо поклонению Ашему». А также есть несколько мнений насчёт драгоценности этого перстня. Одни говорили, что этот перстень сделан из чистого золота. Другие утверждали, что, напротив, перстень выполнен из благородного серебра. Некоторые очевидцы утверждали, что его украшал изумительный по своей красоте и великолепию драгоценный камень, а были и такие, кто настаивал, мол, перстень искусно сработан из обычной глины. И что перстень берёт своё начало от самого Адама и передавался из поколения в поколение вплоть до царя Шломо бен-Давида. Читать дальше |
|
Кто вошел в рай при жизни?20 мая 2020 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом! Кто были те, кто по традиции (традиция насчитывает девять таких) вошли в рай при жизни? Как я помню, среди них — дочь фараона, которая спасла Моше. А кто были остальные? Читать дальше |
|
Если я до сих пор жив, то как понять, что Творец от меня хочет?23 апреля 2020 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Уважаемые раввины! Прошу помочь советом. Сейчас прохожу «кризис среднего возраста». Прохожу тяжело. Не жалуюсь, просто факт. В жизни у меня было много тяжелых ситуаций. Тонул, заболевал, падал на дно почти нищеты и т. п. (не говоря уже, что родился на 2 мес. раньше срока). Но Творец чудом помогал мне. Оцениваю это в ретроспективе. Если я до сих пор жив, то — как понять, что Творец от меня хочет? Какова моя роль? Зачем-то Он меня спасал до сих пор? Нужно молиться, чтобы дал понимание? Или что? С уважением, Серж Читать дальше |
|
Почему царь Шломо обратился к царю демонов, а не к Всевышнему?13 февраля 2020 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом! Почему царь Шломо не побоялся обратиться к царю демонов? Почему царь Шломо при всей своей мудрости не побоялся обратиться к Ашмедаю (царю демонов) за помощью найти Шамира? Попросил ли царь Шломо коэнов, чтоб они молили Самого Творца найти Шамира? Царь Шломо считал себя неуязвимым? Если Ашем сделал для евреев столько великих чудес, неужели Ашему трудно было бы научить своих служителей, как найти Шамир для обработки камней Храма? И, вообще, Шамир — это ангел или демон? Или нечто нейтральное? Читать дальше |
|
Что за свиток Торы нашел царь Йошияу?4 февраля 2020 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом! Прочитал, как царь Йошиягу нашёл Тору и отпраздновал Песах. Какой именно свиток он обнаружил? До того времени Песах не отмечался вообще в течение ряда лет? Если в то время так сильно старались уничтожить Письменную Тору цари-идолопоклонники, то что было с Устной? Кто ее передал? Получается ли, что евреи на время забыли Устный Закон? Читать дальше |
|
Кто разделил Танах на главы и стихи?28 января 2020 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Кто разделил Тору на главы и стихи? И какая причина была? Читать дальше |
|
С точки зрения ислама человек — раб Всевышнего. А с точки зрения иудаизма?22 января 2020 года, отвечает Рав Нахум Шатхин С точки зрения Ислама человек — раб Всевышнего. А с точки зрения иудаизма кто человек? Он раб Творца, который должен быть покорен Его воле? Или просто творение, без упоминания рабства? Читать дальше |
|
Почему Тора называет Моше — трехмесячного младенца — юношей?17 января 2020 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом, уважаемые раввины! У меня вопрос по стиху из главы Шмот: «И открыла она, и увидела его, младенца (йелэд); и вот, дитя (наар) плачет» (2:6). О младенце Моше здесь сказано, что он наар — юноша (хотя это слово переведено как «дитя»). Как можно разрешить это явное противоречие? Спасибо! Читать дальше |
|
Евреи — или гениальные, или полные дураки, дающие советы?2 января 2020 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Это правда, что евреи или гениальные (стремятся к обучению и т.д.), или полные дураки (работают посудомойщиками и дают всем советы)? Читать дальше |
|
Почему Йосеф не получил свою награду за стойкость, а ждал ее много лет, да еще и в тюрьме?19 декабря 2019 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом. У меня такой вопрос. Если награда Йосефа — за то, что он устоял перед женой Потифара, то почему он не получил свою награду сразу, а должен был ждать ее много лет, да еще и в тюрьме? Заранее спасибо за ответ. Читать дальше |
|
Йешаяу пророчествует, что Египет будет «народом Б-га?»18 ноября 2019 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом, уважаемый раввин. В Книге пророка Йешаягу, глава 19, есть пророчество о Египте. А в стихе 24 говорится, что «…Йисраэйль будет третьим Египту и Ашшуру…» Затем в стихе 25: «…благословен народ Мой — Египтяне и дело рук Моих — Ашшур, и наследие Мое — Йисраэйль». О каком времени это говорится? И, если египтяне, когда они обратились к Б-гу, были названы Им «народ Мой», может ли это также относиться к любому современному народу, прекратившему идолопоклонство? Читать дальше |
|
Предписано ненавидеть гордость и высокомерие, но ведь ненависть — это и есть зло?4 ноября 2019 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом! Царь Соломон пишет в 8-ом отрывке в притчах: «Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие, и злой путь, и коварные уста я ненавижу». Возникают вопросы: ведь ненависть сама по себе — это и есть зло? Тора, насколько мне известно, плохо относится к агрессии в любом виде. Ведь как мы можем знать, зло это или нет? Например, человек ушел с лекции. По идее, могут возникнуть мысли: 1) он проявил неуважение, 2) он сильно гордый, чтобы признать, что чего-то не знает. А по факту ведь может оказаться так, что он просто вспомнил, что у него дома включен утюг. И, если при этом мы будем «ненавидеть гордость и высокомерие» и заявим человеку, что он неправ, то окажемся неправы сами и ложно обвиним. И произнесем лашон а-ра «коварными устами», что, опять же, отражено в этом отрывке. И это действие влечёт за собой уже более тяжелые последствия, и можно из-за подобных вещей потерять хорошие отношения с человеком, даже если он простит на словах, не скажет, внутренне, возможно запомнит это ложное обвинение, особенно, если поступок был публичным. Не могу назвать точных деталей, но я слышал о том, как один мудрец сорвал с женщины платье публично потому, что выглядела она вульгарно. Потом оказалось, что она иностранка, она подала на него в суд, который он проиграл. Суд постановил заплатить штраф, и его пришлось выплатить. Таким образом, стремление к идеалу подтолкнуло его к поступку, который является одним из серьёзных грехов. Парадокс. Помогите мне, пожалуйста, сложить этот пазл. Каким должен быть образ мышления и само поведение, чтобы избежать греха в данном случае и, в тоже время, соблюсти предписания Соломона? Спасибо. Читать дальше |
|
Тора запрещает добавлять новые заповеди к тем, что уже даны. Почему же мудрецы добавляют?9 сентября 2019 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Здравствуйте, уважаемый раввин. В Торе написано, что запрещено прибавлять новые заповеди к заповедям, которые дал Всевышний в Торе, и отменять заповеди из Торы. Но ведь существуют заповеди, которые дали мудрецы, и этих заповедей нет в Торе. Например, заповедь зажигать в Хануку ханукию или пить много вина в Пурим и читать свиток Эстер. Также заповедь о нетилат ядаим и другие. Как это объясняется? Читать дальше |
|
Почему Скрижали Завета были из камня?2 сентября 2019 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом! Почему Бог даровал Свои основные десять заповедей (на самом деле заповедей 613) именно на каменных скрижалях? Итак, почему же заповеди не были написаны, а были прожжены Богом насквозь? Владимир Читать дальше |
|
Если у рыбы есть чешуя, значит, есть плавники. Зачем тогда нужно упоминать о плавниках отдельно?19 августа 2019 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Здравствуйте! Хотел задать вопрос: слышал, что есть правило — если у рыбы есть чешуя, то есть и плавники. Но тогда зачем писать о плавниках? Ведь для того, чтобы не нарушить законы кашрута, достаточно наличия только чешуи? Заранее благодарен! Читать дальше |
|
Если в иудаизме нет идеи жизни после смерти, то как же царь вызывал дух пророка Шмуэля?2 августа 2019 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Здравствуйте! Общеизвестно, что иудаизм не поддерживает идею существования жизни после смерти. Тем не менее, в Библии описывается, как царь Давид обратился к гадалке, которые, кстати, тоже запрещены, и она вызвала дух Самуила для беседы. Как такое возможно? И какие причины таких противоречий? Спасибо. Читать дальше |
|
Почему, чтобы убийца мог покинуть город-убежище, нужна была смерть первосвященника?22 июля 2019 года, отвечает Рав Нахум Шатхин В книге Левит прочитал о том, что не было искупительной жертвы за неумышленное убийство. А прощалось человеку, и он мог выйти из города-убежища только после смерти первосвященника. Объясните, пожалуйста, что это значит. Почему был определен срок «заключения» продолжительностью жизни первосвященника? Или необходима была именно его смерть? Спасибо. С уважением, Дмитрий Читать дальше |
|
Кому покровительствует Овен — Египту или Риму?16 июля 2019 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Здравствуйте, всех благ и баланса этих благ. Такой вопрос: созвездие Овна согласно Торе соответствует Египту, согласно Манилию — Риму. В чем причина разногласия: меняются со временем сочетания созвездий и определенных стран, разногласие римской и еврейской традиции, что-то иное? С уважением, Александр Читать дальше |
|
Что означает: И будет волк жить в мире с ягненком...?8 июля 2019 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Добрый вечер, уважаемые раввины. Разъясните, пожалуйста, 11 главу пророка Исаия: о ком в ней сказано, в какое время это всё будет происходить: «Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их»? С уважением, Александр Читать дальше |
|
Чем выше святость при жизни — тем больше нечистота после смерти?3 июля 2019 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Уважаемые раввины, мой вопрос связан с главой Хукат. Мы учим, что тело еврея после смерти передает туму (ритуальную нечистоту) внутри всего шатра, где лежит, а тело нееврея — только при прикосновении. И различие между, как говорят наши учителя, в знании Торы (Ор а-Хаим, Бемидбар 19:14). Другими словами, более высокий уровень тумы после смерти является следствием большей святости при жизни. Но, с другой стороны, в другом месте мы учим прямо противоположное. Написано в комментариях, которые собрал рав Цви Патлас в своем издании Хумаша с комментариями Рамбана: « В Мидраше (Ялкут Шимони, Мишлей 9) переданы слова пророка Элиягу: нет тумы в телах (умерших) мудрецов Торы…. А в Тосафот эти слова переданы так же, как их приводит Рамбан: (умершие) праведники не оскверняют…(Тосафот на Йевамот 61а)». То есть, тут мы учим: чем выше святость при жизни, тем ниже нечистота после смерти. Шавуа тов (хорошей недели). Читать дальше |
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков был вынужден бежать от Эсава. В пророческом сне он увидел ангелов, которые поднимались на небо по лестнице. Что испугало праотца?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Эльяким Залкинд
Почему Яаков побоялся подниматься по лестнице?
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Леви Гдалевич
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»