Десятого нисана 2488 /1272/ года сыны Израиля перешли Иордан и вступили в землю, дарованную им Б-гом.
Семь лет продолжалось завоевание страны и семь лет — заселение наделов, доставшихся по жребию каждому из колен.
Но большие участки страны оставались не завоеванными. И даже из завоеванных земель были изгнаны далеко не все прежние обитатели — вопреки ясному предостережению Торы: «Если же не изгоните жителей этой страны от себя, то будут те из них, кого вы оставите, колючками в глазах ваших и шипами в боках ваших, и преследовать они будут вас в стране, в которой вы поселитесь» (Бемидбар 33:55). Многие из прежних обитателей Кнаана расселилась прямо среди сыновей Израиля.
Это и стало корнем будущих бед.
Йеошуа бин Нун (יהושע בן נון; 2406—2516 гг. /1354—1244 гг. до н.э./) — ученик Моше (см.), глава народа Израиля в период завоевания Святой Земли.
Родился в 2406 году /1354 до н.э/ в Египте (Седер адорот; Ягель либейну). При рождении получил имя הוֹשֵׁעַ — Ошеа (Бемидбар 13:8, 13:16, Рашбам). По свидетельству кабалистов, был новым воплощением души праведного Йосефа (см.), сына праотца Яакова (см.) (Седер адорот).
Происходил из колена Эфраима (Бемидбар 13:8). Его дед Элишама, сын Амиуда, являлся вождем этого колена (там же 2:18, 10:22), а прадед Амиуд был праправнуком первенца Эфраима (см.), Шутелаха (I Диврей аямим 7:22—27, Мальбим).
В 2418 году /1342 г. до н.э./ значительная часть потомков Эфраима под предводительством вождя по имени Игнон (или Гнон) бежала из египетского рабства (Сефер аяшар, Шмот; Пиркей дераби Элиэзер 48; Седер адорот). Существуют свидетельства того, что Игнон и был Нуном — отцом Ошеи (Ялкут Шимони, Диврей аямим 1077; Оцар ишей аТанах, Нун). И в древней хронике это имя читается не Нун, а Нон (см. I Диврей аямим 7:27). А в Талмуде рассказывается, что «сыны Эфраима высчитали конец (египетского изгнания), но ошиблись» (Санхедрин 92б). Часть беглецов уничтожили нагнавшие их египтяне (Оцар ишей аТанах, Нун), а остальные, хотя и достигли земли Кнаан, но были истреблены филистимлянами у города Гата (I Диврей аямим 7:20-21, Таргум; Сефер аяшар, Шмот).
В 2447 году /1313 г. до н.э./, когда Ошее был 41 год, в Египет пришел пророк Моше (см.), чтобы вывести евреев из рабства. 14 нисана 2448 года /1312 г. до н.э./, за день до исхода, Ошеа помог Моше и его брату Аарону (см.) сделать обрезание всем сынам Израиля, ведь в годы рабства евреи перестали выполнять эту заповедь (Шмот раба 19:5; Бемидбар раба 11:3; Седер олам раба 5). А 15 нисана сыны Израиля вышли из Египта и направились в сторону Синайской пустыни (Шмот 12:37—38; Бемидбар 33:3; Седер олам раба 5). К этому моменту в колене Эфраима, одним из вождей которого был Ошеа бин Нун, насчитывалось сорок тысяч пятьсот мужчин от двадцати лет и старше (Бемидбар 1:32—33).
В дни перехода по пустыне Ошеа стал служителем и учеником Моше (Шмот 24:13). Моше изменил его имя, добавив к нему букву י (йюд) из святого имени Б-га, и стал называть его יְהוֹשֻׁעַ — Йеошуа (Бемидбар 13:16, Рашбам).
Через пять недель странствий по пустыне, 22 ияра, сыны Израиля разбили стан в Рефидиме (Шмот 17:1; Седер олам раба 5, Беур Агро). А 28 ияра на стан напало войско амалекитян, и Моше назначил полководцем Йеошуа, повелев ему: «Выбери нам мужей и выходи на войну с Амалеком!» (Шмот 17:8—9; Ягель либейну). В мидраше объяснено, что Моше поставил во главе войска именно Йеошуа, следуя прямому повелению Творца, — ведь, поскольку в будущем ему предстояло завоевать для сынов Израиля страну Кнаан, он нуждался в приобретении военного опыты (Шмот раба 26:3; Эц Йосеф). А в святой книге Зоар добавлено: Моше увидел, что Йеошуа бин Нун находился в тот момент на самом высоком духовном уровне из всех сыновей Израиля — и только он мог справиться с таким могучим врагом (Зоар 2, 65б). В завязавшейся схватке Йеошуа «ослабил Амалека и его народ мечом» (Шмот 17:13).
Через неделю, 6 сивана 2448 года, Йеошуа пережил вместе со всем народом откровение у горы Синай. 7 сивана, следуя повелению Б-га, Моше поднялся на гору, чтобы получить там Тору, а Йеошуа проводил его до границы, проведенной вокруг горы (Шмот 24:12—13). Он раскинул там свой шатер и оставался в нем все сорок дней, пока Моше был наверху (Раши, Шмот 24:13).
После этого Моше вновь поднялся на гору, чтобы вымолить прощение для сынов Израиля, и пробыл там в общей сложности еще 80 дней. 10 тишрея 2449 года, окончательно спустившись с горы Моше поселился в особом шатре, который разбил вне стана, и Йеошуа постоянно находился там со своим учителем (Шмот 33:7—11).
20 ияра 2449 года, после одиннадцати месяцев и двадцати дней пребывания у горы Синай, сыны Израиля вновь отправились в путь — к стране Кнаан (Бемидбар 10:11—12). В помощь Моше, измученному постоянными жалобами и прихотями евреев, Б-г повелел избрать семьдесят старейшин и наделил их духом пророчества, чтобы они несли груз управления вместе с Моше. Но двое из старейшин, Эльдад (см.) и Мейдад (см.), стали пророчествовать прямо в стане, говоря: «Моше умрет, а Йеошуа введет народ в землю». Тогда Йеошуа попросил учителя: «Господин мой, Моше, останови их!» Но Моше ответил: «Не ревнуешь ли ты за меня?! Пусть бы весь народ стал пророками, если Б-г осенит их Своим духом!» (там же 11:11—29, Раши; Санхедрин 17а).
28 сивана сыны Израиля подошли к границе святой земли, в месте, называемом Кадеш-Барнеа или Ритма (Бемидбар 33:18; Дварим 1:19; Седер олам раба 8). С этого рубежа Моше направил в Кнаан двенадцать разведчиков, по одному от колена, — и от колена Эфраима был выбран Йеошуа бин Нун (Бемидбар 13:1—16). 29 сивана разведчики отправились в путь, а возвратились через сорок дней, вечером 9 ава, принеся с собой огромные плоды Кнаана (там же 13:17—26; Таанит 29а; Седер адорот).
Отчитываясь перед Моше и народом, Калев, говоривший также и от имени Йеошуа, постарался вселить в сердца людей уверенность: «Мы взойдем и наверняка овладеем страной, ибо это в наших силах!» Однако другие разведчики возразили: «Мы не можем идти против того народа, ибо он сильнее нас». Эти десять разведчиков до того запугали людей, что те плакали от страха, а затем взбунтовались: «Назначим себе нового вождя и возвратимся в Египет!» Тогда Йеошуа и Калев разорвали свои одежды, сказав: «Страна, которую мы прошли, очень и очень хороша! Если благоволит к нам Б-г, то Он приведет нас в эту страну, которая течет молоком и медом, и отдаст ее нам. Не восставайте же против Б-га и не бойтесь того народа, ведь ушло их благословение, а с нами Б-г! Не бойтесь их!» И когда народ попытался забросать Йеошуа и Калева камнями, Б-г открылся Моше, объявив ему Свой приговор: никто из этого поколения не войдет в страну Кнаан — кроме Йеошуа и Калева. Сыны Израиля будут скитаться по пустыне в течение сорока лет, пока не умрут все, кому сейчас больше двадцати лет, — и только новое поколение войдет в страну (Бемидбар 13:30-14:35). И еще Всевышний сказал Моше: «Ты тоже не войдешь туда. Йеошуа бин Нун войдет туда, и он передаст землю сынам Израиля» (Дварим 1:37—38). А вскоре все разведчики, кроме Йеошуа и Калева, погибли от мора (Бемидбар 14:37—38).
Во все сорок лет странствий Йеошуа постоянно был рядом со своим учителем, прислуживая ему и постигая от него тайны Торы. Постепенно удостоился высочайшего уровня — «духа святости» (руах а-кодеш) (Бемидбар раба 12:9, 21:14). И хотя Моше обучал Торе и своего брата Аарона, и его сыновей, и весь народ Израиля, все же в мишне, воссоздающей цепь передачи традиции, указано, что Моше передал Тору именно Йеошуа (Авот 1:1). Ведь только ему Моше открыл такие глубинные пласты устной Торы, как методы толкования Пятикнижия и сокровенный смысл заповедей (таамей а-мицвот) (Маараль из Праги, Дерех хаим 1:1; Шиурим бе-агадот хазаль, Эрувин 54б).
Через сорок лет странствий, в начале 2488 года /1272 г. до н.э./, сыны Израиля разбили лагерь на восточном берегу Иордана, у реки Шитим, — напротив Иерихона (Бемидбар 22:1). Здесь Всевышний повелел Моше: «Дай наставления Йеошуа и укрепи его, ибо он встанет во главе этого народа и он завоюет для них страну, которую ты видишь» (Дварим 3:28).
А 6 адара 2488 года Творец предупредил Моше, что приблизился день его смерти, и повелел: «Возьми себе Йеошуа бин Нуна, человека, сильного духом, и возложи на него руку твою. …И дай ему от твоего величия, чтобы слушалась его вся община Израиля — …по его слову будут выходить (на войну) и по его слову будут возвращаться, и все сыны Израиля будут с ним» (Бемидбар 27:18—21). Йеошуа был избран вождем Израиля, в частности, потому, что умел противостоять негативному влиянию других людей, и даже если их было больше и они пользовались высоким авторитетом, как в случае с десятью разведчиками, — и в этом проявилась его сила духа, о которой Всевышний сказал Моше (см. Сифри, Пинхас 140).
При церемонии посвящения Йеошуа встал в Шатре перед всем народом, а Моше возложил руки ему на голову и напутствовав его теми словами, которые внушил ему Б-г (Бемидбар 27:22—23; Седер адорот). Йеошуа получил от Моше также свиток с подробным описанием Храма, который предстояло воздвигнуть в святой земле (Оцар Ишей аТанах, Йеошуа бин Нун). Нового вождя увенчали царским венцом, облачили в пурпурные одежды и принесли для него золотой трон. Моше возвел своего ученика на трон, объявив: «Слушайте речения нового пророка, который сегодня станет во главе нас». И пока Йеошуа толковал перед народом слова Торы, Моше стоял рядом с ним, как ученик рядом с наставником (Бейт а-мидраш 1, 122; Оцар ишей аТанах, Моше 48). В мидраше об этом написано: «Прежде чем зашло солнце Моше, взошло солнце Йеошуа» (Берешит раба 58:2).
В полночь на седьмое адара Моше пришел к шатру Йеошуа, чтобы в качестве ученика прислуживать новому главе народа (Бейт а-мидраш 1, 123; Оцар ишей аТанах, Моше 48). Увидев, что Моше стоит перед ним в позе ученика, Йеошуа разорвал на себе одежды в знак скорби и зарыдал: «Раби, раби! Ави, ави ве-адони! — Мой наставник! Мой отец и мой господин!» А когда наутро народ как обычно пришел к Моше, чтобы изучать Тору, то он ответил: «У меня нет права» — и урок вел Йеошуа, а Моше и сыновья Аарона сидели, как ученики, справа и слева от него (Танхума, Ваэтханан 6). Затем Моше и Йеошуа отправились в Шатер Откровения, но там между ними встал облачный столп, и речения Творца были обращены только к Йеошуа, а Моше их не слышал. А когда облачный столп исчез, Моше спросил у Йеошуа: «Что сказал тебе Б-г?». Но Йеошуа отклонил его вопрос: «Когда Б-г говорил с тобой, разве у тебя было право открывать мне все тайны, переданные тебе?» (Дварим раба 9:9, Эц Йосеф).
В свои последние часы Моше вновь обратился к Йеошуа: «Спроси у меня всё, что тебе неясно». Но Йеошуа ответил: «Разве был один час, чтобы я оставлял тебя и уходил в другое место?! Ведь ты сам написал в Торе (Шмот 33:11): А служитель его, Йеошуа бин Нун, никогда не отлучался из шатра». Этот ответ очень расстроил наставника — ведь, поскольку у Йеошуа не было никаких неясностей и вопросов, получалось, что Моше ему больше не нужен. И сразу после смерти учителя Йеошуа, пораженный горем, забыл 300 законодательных положений, переданных только ему, и вследствие этого у него появилось 700 неясностей — в наказание за ту душевную боль, которую он причинил учителю в последние минуты его жизни (Тмура 16а, Раши). Из 49 уровней познания, открытых Моше на горе Синай, Йеошуа сохранил после смерти учителя лишь 48, — высший уровень был утерян (Оцар Ишей аТанах, Йеошуа бин Нун).
А поскольку спросить на земле уже было некого, мудрецы потребовали, чтобы ради разрешения этих сомнений Йеошуа воспользовался дарованным ему пророческим даром. Но Йеошуа ответил: «Она не на Небесах» (Тмура 16а) — т.е. после того, как Тора была передана народу Израиля на Синае, к ней невозможно ничего добавить с Небес, а разрешение всех сомнений возложено на знатоков Торы. И хотя Йеошуа мог бы вывести забытые законы с помощью методов толкования Торы, как и поступил впоследствии его ученик Отниэль бен Кеназ (см.), — он воздержался от этого, чтобы люди ошибочно не подумали, будто он восстановил законы силой пророческого дара (р. Р. Маргалиот, Введение в книгу Шеилот утшувот мин ашамаим, стр.5).
После смерти учителя Йеошуа разделил на слова последние строки Торы, которые Моше записал сплошным текстом, — и проявилась фраза: «И умер там Моше, раб Б-га, в стране Моав, по слову Б-га» (Бава батра 14б-15а; Сефер аТодаа).
В течение многих дней Йеошуа скорбел и оплакивал учителя (Сифри, Ницавим 305). В это горестное время Творец обратился к Йеошуа, сказав: «Моше, раб Мой, умер; теперь встань, перейди через Иордан, ты и весь этот народ, в землю, которую Я даю им, сынам Израиля. …Не устоит никто перед тобой во все дни твоей жизни; как был Я с Моше, так буду и с тобой — не отступлю от тебя и не оставлю тебя. …Только тверд будь и очень мужествен, чтобы бережно соблюдать всю Тору, которую завещал тебе Мой раб Моше; не уклоняйся от нее ни вправо, ни влево. …Да не отходит эта книга Торы от твоих уст, и размышляй о ней днем и ночью, чтобы в точности исполнять всё, написанное в ней, — тогда успешен будешь на пути твоем и постигнешь (мудрость)» (Йеошуа 1:1—9).
Шестого нисана, в последний день тридцатидневного траура по Моше, Йеошуа послал через Иордан двух разведчиков — своего друга Калева и Пинхаса (см.), внука Аарона, — в ближайший кнаанский город Иерихон. На третий день разведчики возвратились и доложили Йеошуа, что их укрыла в своем доме женщина по имени Рахав, от которой они узнали, что сердца жителей города охвачены страхом перед евреями, победившими на восточном берегу Иордана двух могучих царей Сихона и Ога. Эта женщина сказала им: «Ни в ком уже не стало духу противостоять вам, ибо ваш Б-г — Владыка на небе, вверху, и на земле, внизу». В благодарность за свою помощь она попросила, чтобы, захватив город, евреи пощадили ее семью (там же 2:1—24; Седер адорот акацар).
Десятого нисана Йеошуа перевел сынов Израиля через Иордан, и они расположились станом в Гилгале, у восточной окраины Иерихона (Йеошуа 4:19). 11 нисана Йеошуа совершил обрезание всем тем, кто не был обрезан во время странствий по пустыне. В ночь с 14 на 15 нисана сыны Израиля отпраздновали Песах — в память об исходе из Египта. А 16 нисана прекратил выпадать ман, и евреи начали питаться плодами страны Кнаан (там же 5:2—12; Седер олам раба 10-11; Седер адорот акацар). В те дни Йеошуа добавил к послетрапезной молитве Биркат амазон второе благословение, выражающее благодарность «за землю и пищу» (аль аарец веаль амазон) (Брахот 48б; Зоар 3, 274а).
Выполняя повеление Торы, Йеошуа направил послания к жителям Иерихона и других городов Кнаана. Тем, кто был готов уйти из этой страны, он предлагал уйти. Тем, кто желал остаться, отказавшись от идолопоклонства, он предлагал мир. А тех, кто не желал ни отказаться от идолопоклонства, ни уходить, он вызывал на войну. Одно из кнаанских племен — гиргаши, получив послание от Йеошуа, ушло в Африку. Но царь Иерихона, как и большинство других правителей Кнаана, избрал войну (Дварим раба 5:14; Рамбам, Мелахим 6:5).
Некоторое время спустя Йеошуа взял принявшую еврейство Рахав в жены, и впоследствии у них родилось несколько дочерей (Мегила 14б). Знатоки кабалы указывают, что Рахав была новым воплощением души Зелихи, жены Потифара, добивавшейся любви праведника Йосефа, новым воплощением души которого и был Йеошуа бин Нун (Седер адорот).
Вслед за Иерихоном сыны Израиля под руководством Йеошуа завоевали город Ай (Йеошуа 8:1—28). После этого, выполняя повеление Торы (Дварим 27:4—8), Йеошуа приказал построить жертвенник на горе Эйваль и принести на нем жертвы. На двенадцати установленных там каменных стелах он написал слова Торы, а затем прочитал Тору всему народу (Йеошуа 8:30-35, Мальбим). Йеошуа был подобен царю (Берешит раба 59:6) — его более чем двухметровая фигура возвышалась над сынами Израиля, на его голове сиял царский венец, дарованный ему в канун смерти Моше; на венце было высечено сокровенное Имя Б-га (Оцар мидрашим 21; Оцар Ишей аТанах, Йеошуа бин Нун).
Два месяца спустя, 3 тамуза, возле города Гивон сыны Израиля сразились с объединенным войском пяти царей Кнаана, возглавляемых царем Иерусалима Адони-Цедэком. И когда враги в панике побежали от Йеошуа через горное ущелье, на них обрушился камнепад, уничтоживший большую часть их армии. Но Йеошуа стремился довершить разгром врага и, поскольку тот день был кануном Субботы, он поднял руку к небесам и, произнеся сокровенное Имя Творца, повелел светилам: «Солнце — стой у Гивона и Луна — у долины Аялон!» Солнце и Луна приостановили свой ход на 36 часов до полного истребления кнаанского войска — «и не было такого (длинного) дня ни прежде, ни после него, …ибо Б-г сражался за Израиль» (Йеошуа 10:3—14; Седер олам раба 11; Пиркей де раби Элиэзер 52).
В течение семи последующих лет продолжался захват земли (Седер олам раба 11; Седер адорот). Под руководством Йеошуа сыны Израиля победили армии 31 царя Кнаана и завоевали такие крупные города, как Хеврон, Лахиш, Арад, Хацор, Мегидо и др. Но многие участки святой земли оставались непокоренными — в частности, важные приморские города Газа, Ашдод, Ашкелон, Гат и др., где по-прежнему правили филистимляне, а также весь Ливан (Йеошуа 12:9—13:5).
В 2496 году /1264 г. до н.э./, следуя повелению Б-га, Йеошуа выделил по жребию наделы потомкам Йеуды и Йосефа. В течение последующих семи лет эти колена расселились по своим наделам — они сделали кнаанцев данниками, но не изгнали их (там же 13:6—17:18; Седер олам раба 11; Седер адорот).
В 2503 году /1257 г. до н.э./ Йеошуа собрал все колена в Шило, куда был перенесен Шатер Откровения (Йеошуа 18:1; Седер олам раба 11). Здесь он разделил по жребию землю для оставшихся семи колен — как уже захваченную, так и всё еще принадлежащую кнаанцам, чтобы побудить каждое из колен самостоятельно освободить свой надел (Йеошуа 18:10; Бава батра 122а). После этого он отпустил колена Гада, Реувена и половину колена Менаше, помогавшие всему народу при захвате земли, на восточную сторону Иордана, где они получили свои наделы (Йеошуа 22:1—9; Седер олам раба 11).
В тот период Йеошуа установил определенные правила землепользования и ведения общественного хозяйства, предписав, где разрешено пасти скот и собирать хворост, где дозволяется ловить рыбу неводом, а где только удочкой и т.п. (Йеошуа 24:25, Мальбим; Бава кама 80б-81а; Рамбам, Низкей мамон 5:3). Под его руководством было выложено много новых улиц и площадей в городах, а также дорог, соединяющих города (Эрувин 22б).
В 2514 году /1246 г. до н.э./, в возрасте 108 лет, Йеошуа вновь созвал всех сынов Израиля в городе Шхеме, чтобы напутствовать их перед своей смертью. Сыны Израиля поклялись перед ним, что будут верно служить Всевышнему, не перенимая обычаев племен Кнаана (Йеошуа 23:1—24:28; Сефер аяшар, Йеошуа).
В те же дни Йеошуа повелел перезахоронить родоначальников колен Израиля, останки которых были вывезены при исходе из Египта, на участке каждого из колен (Сефер аяшар, Йеошуа). А прах своего отца Нуна он перезахоронил к юго-востоку от Шхема, в горах Эфраима, у подножия горы Гааш, в месте, называемом Тимнат-Серах или Тимнат-Херес (Седер адорот).
До глубокой старости Йеошуа занимался изучением и преподаванием Торы, передавая свои знания старейшинам народа — в первую очередь Калеву и Пинхасу (Авот 1:1; Тана девей Элияу зута 13; Седер адорот). Йеошуа написал также книгу, в которой запечатлел основные события, связанные с завоеванием и заселением святой земли (Йеошуа 24:26, Мальбим; Бава батра 14б-15а).
Йеошуа бин Нун умер в 2516 году /1244 г. до н.э./, в возрасте 110 лет (Йеошуа 24:29; Седер адорот). В книге Зоар сказано, что он умер без греха, а лишь потому, что человек смертен (Зоар 2, 194б; Гилайон аШас, Шабат 55б).
Похоронен в горах Эфраима, в Тимнат-Херес (Йеошуа 24:30, Раши; Шофтим 2:9), рядом с могилой своего отца. У одной из этих двух могил было посажено рожковое дерево, а у другой — смоковница (Седер адорот). На его могиле было изображено солнце — в память о битве у Гивона (Раши, Йеошуа 24:30).
Позднее первосвященник Элазар (см.) добавил к книге Йеошуа еще несколько строк, в которых говорится о его смерти и погребении (Бава батра 15а). Эта книга открывает вторую часть Танаха — «Книги Пророков» (Сифри Невиим).
Среди потомков Йеошуа и Рахав были пророк Йирмеяу (см.) и его ученик Барух бен Нерия (см.) (Мегила 14б).
с разрешения издательства Швут Ами