Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Творец решил создать мир именно около шести тысяч лет назад?

Темы: Аризаль, Смысл творения, Сотворение мира, Каббала, Время, Рамбам

Отложить Отложено

Добрый день, уважаемые раввины. А есть ли какое-то объяснение тому, почему именно около 6 тысяч лет назад Творец решил создать небо, землю и людей? Ведь Он был, есть и будет и Он вне времени. Тогда почему, к примеру, не 100 тысяч лет назад, а именно 6?

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте!

Спасибо за интересный вопрос. С подобного вопроса начинается одна из основополагающих книг Каббалы«Эц Хаим» Аризаля.

Но сначала небольшое предисловие. В Талмуде (Хагига 11 б) сказано: всякому, кто пытается постичь четыре вещи, лучше было бы не приходить в этот мир: что сверху и что снизу, что впереди и что позади. Одно из толкований говорит, что «впереди» и «позади» означает «до сотворения мира» и «после его конца».

Смысл сказанного в том, что эти вопросы непостижимы для человеческого разума, поэтому, пытаясь их постичь, человек может прийти к ошибкам и заблуждениям в вопросах веры.

Рамбам в книге «Морэ нэвухим» (1, 32) поясняет это таким примером: человек, который заставит себя читать очень мелко написанный текст, такой, что глазу невозможно его разобрать, не только напрасно потратит время, но еще и ослабит свое зрение. Так, что после этого ему будет трудно разобрать даже более крупный шрифт, который раньше он читал с лёгкостью. Так и тот, кто пытается понять что-либо, находящееся за пределами его постижения, не только не достигнет желаемого, но и пострадает: его мысли искривятся и он перестанет понимать даже то, что понимал раньше.

Так вот, Аризаль говорит, что вопрос, почему этот мир был сотворен тогда, когда он был сотворен, а не раньше и не позже, близок по смыслу к упомянутому вопросу из Талмуда (что было до сотворения мира?). И, так как это очень глубокий вопрос, человек, который неотступно ищет на него ответ, «почти подвергает себя опасности». Поэтому, продолжает Аризаль, мы не сможем углубленно и подробно обсудить этот вопрос, а только остановимся вкратце на основных моментах.

Затем он начинает свой ответ (перевод мой, близко к тексту): «Известно, что Всевышний — Свет, Который возвышен до бесконечности (понятно, что речь не идёт об астрономии; имеется в виду, что этот Свет выходит за границы любого постижения — М. Э.), Который называют Эйн Соф (Бесконечность). И это наименование говорит само за себя: что Ему нет никакого постижения и Он абстрагирован и отдален от всякой мысли, и Он предшествовал всем эманированным и сотворенным. И не было у Него исходной точки, ибо Он существует всегда и навсегда, и никоим образом нет у Него ни начала, ни конца. Он эманировал (сотворил, “излучил”) действительность, называемую Адам Кадмон».

Далее Аризаль описывает «цепочку» всех миров от Адам Кадмон до нашего материального мира. И подводит итог: из этого видно, что наш мир не мог быть сотворен ни раньше, ни позже, ибо его сотворению должна была предшествовать вся предыдущая «цепочка». И заканчивает так: «И хватит об этом говорить, ибо мы не можем расширить и углубить объяснение этого вопроса в полной мере: как, сколько и когда».

Комментаторы, с одной стороны, отмечают, что Аризаль ответил на поставленный им самим вопрос, так как вопрос был именно о времени сотворения этого — то есть нашего, материального, мира. Но затем они говорят: Аризаль только объяснил, почему этот мир был сотворен именно тогда, когда был сотворен, относительно первого эманированного мира (Адам Кадмон). А на вопрос, почему вообще всё Творение было сотворено тогда, когда было сотворено, он не ответил.

И комментаторы отвечают на свой вопрос: Аризаль даёт нам понять, что нам никоим образом не следует обдумывать вопрос, почему Всевышний не начал Творение раньше, чем начал. Ибо, обдумывая это, придется попытаться понять Его замысел, Его волю. А это, разумеется, невозможно и бессмысленно.

Кроме того, есть ещё объяснение, которое приводит рав Иргас, автор книги «Шомер эмуним а-кадмон»: понятие «время» существует только для творений, время ограничивает только их, так как само оно тоже сотворено. Но по отношению к Творцу понятие времени не имеет смысла. И соответственно, нет места вопросам «когда?» или «что было до того, как … ?» и т. п. Так как до сотворения первого мира время не существовало, обсуждение вопросов времени «до сотворения» не имеет смысла.

С уважением, Менахем Эпель

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его