Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Б-г поступил неэтично, обрекая некую группу людей на поклонение Себе?

Темы: Аарон, Моше, Египет, Фараон, Пасхальная Агада, Казни Египетские, Левиты, Египетское рабство

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый рав! Интересуют два вопроса относительно исхода из Египта:

1. Книга Шмот (глава 10, стихи 24-26) рисует какую-то невероятную картину положения еврейских рабов в Египте: изнуряемые тяжелым трудом люди, занятые на производстве кирпичей и целенаправленно притесняемые ненавидящей их властью, обладают... собственными стадами мелкого и крупного скота, причем об этом факте известно фараону.

Более того, глава 12 (стих 37), говорит о том, что стада эти были довольно внушительны. Не говоря уже о том, что из гл. 16 (стих 3) следует, что в рабстве они досыта питались мясом (для многих, даже свободных людей той и современной эпохи это непозволительная роскошь, не говоря уже о современных рабах, например узниках ГУЛАГа, которые были задействованы на не менее тяжких работах).

Как можно объяснить эти факты?

2. Глава 32 той же книги Шмот рисует еще более непонятную картину. Аарон (человек, обладающий даром красноречия) не делает ни малейшей попытки успокоить народ, обеспокоенный отсутствием Моше, и создает им идола. По возращении Моше Аарон не берет на себя никакой ответственности и обвиняет во всем народ. Моше без указания Б-га убивает руками вооруженных мечами бывших рабов-левитов 3 тысячи своих собратьев. Сам Аарон между тем остается в живых, хотя часть его вины за содеянное — несомненна...

Нет, вопрос не про пресловутую безнаказанность Аарона, а про события исхода в целом.

Когда перечитываю книгу Шмот, у меня создается странное впечатление: обеспеченные скотоводы, не очень-то и желающие покидать Египет (и имевшие по этому поводу дискуссии с Моше еще там, см. гл. 14, стих 12), в сопровождении вооруженной мечами «армии» левитов под предводительством, видимо, малознакомых им Аарона и Моше покидают Египет.

При этом Б-г намеренно считает нужным вести их окольным путем (см. гл. 13, стих 17), чтобы они не свернули на полпути, но не считает нужным если не предотвратить последующее поклонение тельцу, то хотя бы сообщить об этом Моше (поклонение, как известно, произошло не сразу же, а на следующий день).

Более того, с той же легкостью с какой Он принял решение вывести народ из рабства, Он принимает впоследствии решение уничтожить его из-за поклонения тельцу.

Из прочитанного я вижу намерение Моше руководить народом, причем не всегда по слову Б-га. (Аарон, избежавший в отличие от других смерти за содеянное, явно «равнее» остальных, и по сути его участь — пример неправедного суда).

Я вижу намерение Б-га — сделать так, чтобы народ (выведенный ли из Египта или произведенный от Моше — видимо, не столь важно для Него) поклонялся Ему, и эта цель, видимо, оправдывает средства.

Не кажется ли вам, что и подобный добровольно-принудительный исход, и фактически обречение некоей группы людей на поклонение Б-гу — ну, как минимум, не совсем, скажем так, этичны?

С уважением.

Отвечает рав Нахум Шатхин

Здравствуйте.

Поскольку Вы задаете множество вопросов, то и ответить ссылкой на один источник не представляется возможным. Давайте сделаем так. Рассмотрим каждое из предположений: верно оно или не совсем. А после, если останутся или возникнут новые вопросы, Вы сможете их задать.

Рабы-левиты, рабы-скотоводы…

Тут сколько угодно вариантов.

а) Известно, что Паро не смог обратить в рабство колено Леви из-за их приверженности изучению Торы.

б) Есть мнение, что еще два колена оставались свободными: колено Реувена и Шимона. Их Всевышний избавил от гнета не за заслуги, а, наоборот, за грехи.

В главе Ваехи Яаков призывает сыновей перед смертью, чтобы произнести им пророческие напутствия. Напутствия Реувену и Шимону мало похожи на благословения. Возможно, представители этих колен, не имея достаточной мотивации, не выдержали бы египетского рабства и ассимилировались, поэтому Всевышний избавил их от гнета. Соответственно, у них также могли быть и средства, и большие стада.

(Египетское порабощение очистило и укрепило народ, а приобретенная в муках твердость, среди прочего, позволила народу Израиля противостоять ассимиляции на протяжении двух тысяч лет, не имея собственного государства. То, что Реувен и Шимон не прошли в свое время «закалку» порабощением, впоследствии привело к многочисленным проблемам — Мешех Хохма).

в) Десять казней длились около года (неделя — предупреждение, неделя — казнь, неделя «на отдых» и т. д.). Уже после первых казней порабощение прекратилось полностью. Деньги приходили в несколько этапов. Например, во время казни кровью вся вода в Египте превратилась в кровь. Единственная возможность напиться и не умереть была — купить воду у евреев. Только оплаченная вода не превращалась в кровь. Дальше, например, — имущество, полученное во время казни тьмой. На имеющиеся средства евреи приобрели многочисленные стада для жертвоприношений в пустыне (Ор а-Хаим).

Несомненная вина Аарона…

Хотя почти все грехи можно искупить, могут складываться и необратимые ситуации. Одна из таких ситуаций — когда нечестивцы убивают в один день пророка и первосвященника. Это правило озвучивают наши мудрецы, и об этом сказал пророк Ирмияу: «Разве (бывало), чтобы женщины ели плод (чрева) своего, детей, взлелеянных (ими), разве (бывало), чтобы убит был священник и пророк в святилище Господнем?» (Эйха 2:20).

Так было, когда был убит первосвященник Зехария, сын первосвященника Йеояды, который упоминается в книге «Диврэй а-Йамим» (II 24:20). Его забили камнями по приказу царя Йоаша, которого когда-то спас Йеояда, отец Зехарии. И кровь Зехарии кипела во дворе Храма двести пятьдесят два года, от времен царя Йоаша до правления царя Цидкияу.

К всеобщему бедствию, Зехария был не только первосвященником, но и пророком, что и привело к страшному наказанию за его смерть. В эпоху Первого Храма Навузарадан обнаружил кипящую кровь Зехарии и, чтобы успокоить ее, убил два миллиона сто тысяч евреев (940.000 на одном камне в Иерусалиме). Таково было следствие убийства пророка и первосвященника (Гитин 57 б).

Во время бунта, предшествующего созданию золотого тельца, один из праведников — Хур — был убит при попытке остановить толпу. Он был пророком. Ааарон понимал, что если он попытается остановить толпу, он также будет убит: т. е. первосвященник будет убит вместе с пророком. А это уже может привести к полному уничтожению народа. (Навузарадан рубил и рубил, а кровь все продолжала кипеть. Глава палачей обратился к Небесам: «Ты хочешь, чтобы я убил их всех?» И только тогда кровь Зехарии прекратила кипеть).

Левиты с мечами…

Как мы упоминали, колено Леви, не отрывавшееся от изучения Торы, менее всего было подвержено египетскому влиянию. Это объясняет, почему именно они откликнулись на призыв Моше. Когда они взялись за мечи, никто не был уверен, что миссия будет завершена успешно. Ведь никто не сидел, сложа руки. Бунтовщики сражались, а то, что бунт удалось подавить и никто из левитов не погиб, было милостью Всевышнего.

По этой же «схеме» происходили события, в честь которых был установлен праздник Ханука. Как только Макабим провозгласили: «Кто за Господа — ко мне!» (из Шмот 32:26), тут же началось восстание, оказавшееся победоносным — вопреки логике и военной науке.

Общие проблемы с народом

Вообще-то, инициативу создания тельца, требование мяса и т. д. комментаторы приписывают эрев рав — египтянам, которым Моше разрешил присоединиться к евреям, выходящим из Египта. Эти люди, не прошедшие «закалку» порабощением, хоть и поверили тогда во Всевышнего, не были способны долго выносить лишения.

Трон Всевышнего зиждется на четырех основах: Авраам, Ицхак, Яаков и… народы мира. Их представителями являются праведные герим, и Моше, ошибочно полагая, что эти египтяне такими и являются, позволил им присоединиться к народу Израиля. «Исправить» ошибку Моше удалось царю Шломо: в строительстве Первого Храма участвовали сто пятьдесят тысяч герим-добровольцев.

Соответственно, на отсутствие вкусной еды роптали египтяне, у которых в Египте было вдоволь мяса, не в последнюю очередь — благодаря рабскому труду евреев. А если не хочется «валить всю вину» на эрев рав, то перечитайте внимательнее тот стих в книге Шмот, который Вы упоминаете (16:3): «…о, кто дал бы нам умереть от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у горшка с мясом, когда мы ели хлеб досыта!» Здесь не сказано, что они ели вдоволь мяса. Сказано, что они сидели возле горшка с мясом (которое ели их хозяева-египтяне), а вот досыта они наедались хлебом.

Окольные пути…

Триста тысяч человек из колена Эфраима смогли выйти из Египта раньше установленного срока, и их перебили плиштим (филистимляне). Их костями была усыпана прямая дорога в Землю Израиля, вдоль моря. Чтобы евреи не испугались, что их ожидает та же участь, Всевышний повел их окольным путем.

Тупиковый маневр у Красного моря имел множество целей — от укрепления веры (именно там сказано, что народ поверил Всевышнему и Моше, рабу Его, Шмот 14:31) до завершения суда над египтянами. Кстати. Поутру евреи вышли не на берег Синая, а на тот же египетский берег в нескольких километрах от места, где вошли, проделав дугу по дну моря.

Но, в любом случае, если бы не грех разведчиков, им не пришлось бы пробыть долго в пустынях Синая.

Добровольно-принудительно…

После того, как на протяжении года на глазах евреев происходили великие чудеса, будет некорректно утверждать, что хоть кто-то хотел остаться в Египте. Вон сколько египтян-прозелитов, которым точно неплохо жилось до казней, захотели выйти с евреями в пустыню.

Также происходило много событий, о которых Тора даже не упоминает. Например, гражданская война.

В Пасхальной Агаде сказано так: «И вывел нас Господь из Египта рукою сильною и мышцею простертой… Рукою сильной — это казнь мором. И мышцей простертой — это (казнь) мечом».

Непонятно: о какой казни мечом идет речь?

Мидраш рассказывает: после предупреждения о казни первенцев все первенцы Египта, понимая, что жить им осталось недолго, пришли к Паро с требованием отпустить евреев. Получив отказ, первенцы создали свою повстанческую армию (наверняка назвали ее «Шалом ахшав») и подняли вооруженное восстание против Паро. Восстание было жестоко подавлено, были большие людские потери с обеих сторон. На эти события и намекает Агада, упоминая «казнь мечом».

Оставаться в Египте не имело смысла не только с идеологической точки зрения, но и просто с житейской. Экономика подорвана, государство не функционирует. Огромные людские потери в гражданской войне и Десяти казнях. (У египтян первенцем считался первый сын у отца. А идолопоклонство обычно связано с общепринятым и поощряемым развратом. Соответственно, в каждой египетской семье был не один, а несколько первенцев: от мужа, от соседа, от сотрудника. Представляете, сколько людей погибло?)

В море за евреями вошли, как минимум, девять миллионов египтян. Ради мотивации на колесницы водрузили весь золотой запас империи. Или победа, или нет смысла возвращаться домой. Стране больше не подняться (известно, что «богатства, взятые на море» были больше, чем «богатства, взятые в Египте»). Поэтому понятен мидраш, рассказывающий, что единственным выжившим в море египтянином был Паро. Он понял, что нет смысла возвращаться в уничтоженную им же империю, и… решил вернуться на свою родину в Междуречье.

Так что вряд ли был кто-то, кто хотел остаться в погибающем Египте.

И, наконец: зачем выводить народ из Египта, чтобы тут же уничтожить?

Очень часто в Танахе приводятся рассказы о великих людях нашего народа и об их жизни, которая была очень непростой. Испытания и суровый спрос за малейший проступок. Как пишет Раши: хотел Яаков жить спокойно (после спасения от Лавана и Эйсава), но выпало ему (Всевышний послал ему) несчастье с продажей Йосефа.

Все праматери были долгие годы бездетны.

Хана, мать Шмуэля, одного из величайших пророков Израиля, была бездетна 20 лет.

Давид сам выпросил испытание (с Бат-Шевой) у Всевышнего, чтобы сравняться в святости с праотцами, и не выдержал этого испытания. Бат-Шева была на тот момент разведена (все солдаты армии Давида, уходившие на войну, давали женам развод). Вступив в связь с Бат-Шевой, Давид не нарушил ни одного пункта уголовного кодекса Торы. Он вступил в отношения с незамужней женщиной, это не «статья».

Но это было аморально. С обычного человека никто не взыскал бы так строго, но посмотрите, как расплатился за это Давид! Фактически, потерял четырех детей. За что? За то, что с великих людей взыскивают по-особому, ведь от их праведности зависят будущие пути всего народа.

Народ Израиля к тому моменту поднялся на очень высокий духовный уровень. Каждое действие того поколения пролагало пути не только для евреев, но и для всего человечества на тысячи лет вперед. И любой проступок стоил очень дорого. Но то, что со всего народа спрашивали так строго за малейший проступок, показывает, насколько эти люди были великими. К каждому из трех миллионов Всевышний относился так, как будто это праотцы или царь Давид.

С уважением, Нахум Шатхин

Материалы по теме


Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением Шабата зажигают свечи. Читать дальше