Оглавление
Адам и Хава— первые люди [↑]
Адам — первый человек, прародитель всего человечества. Обладал величайшим духовным уровнем, знанием сокровенной мудрости и даром пророчества. Адам и его жена Хава (Ева) были созданы Всевышним на шестой день Творения. Еврейская традиция считает днем сотворения человека первое Тишрея — день Рош аШана, еврейское Новолетие (Новый год). Слово «адам» стало нарицательным и означает в иврите само понятие «человек». А, например, слово «люди» в иврите произносится как «бней адам», буквально — «дети адама/человека». С другой стороны, «адам» — того же корня, что и «адама» — земля, почва. Ведь, согласно мидрашу, тело первого человека было сотворено Всевышним из элементов земли, а вот душу в человека Творец «вдохнул», как образно пишет Тора.
Адам и его жена были помещены в Ган Эден — райский сад, «сад Эдемский». Однако, ослушавшись воли Творца, Адам и его жена были изгнаны оттуда. После первого греха Адам стал называть свою жену именем Хава («Дающая жизнь»), потому что она была матерью всего человечества. В Писании сказано, что Адам прожил 930 лет. Там же упомянуты 3 сына Адама и Хавы: Каин, Авель (был убит Каином) и Шет.
Сотворение первого человека [↑]
Как уже было указано выше, Адам и его жена Хава (Ева) созданы Всевышним на шестой день Творения, в Рош аШана — первый день месяца Тишрей (Берешит 1:27, 31; Рош ашана 10б; Зоар 1, 37а).
И день (светлое время суток), и ночь (темное время суток) содержат по 12 часов. В третьем часу того дня Всевышний «изготовил человека из земного праха» (Берешит 2:7), сформировав соответствующие органы, полости и конечности (Санхедрин 38б; Седер адорот). А на четвертый час Творец «вдохнул в его ноздри животворящую душу, и человек ожил» (Берешит 2:7; Санхедрин 38б).
Тело Адама было «изготовлено» из тех же природных элементов, что и тела животных. Поэтому он подобен им по строению органов. Но высшая душа (нешама), благодаря которой человек обрел мышление и речь, сродни обитателям высших миров, не имеющим материального тела и не подверженным смерти (Рамбан, Берешит 1:26). В высшей душе заключалась основная суть человека, и именно к ней относится слово «сотворил» бара и выражение «по Своему образу» (Берешит 1:27). Но тело называется лишь «плотью человека», а не самим «человеком» (Виленский Гаон, Адерет Элияу 1:27).
Адам был сотворен на горе Мория, на месте, где впоследствии был возведен Иерусалимский Храм (Пиркей дераби Элиэзер 11:20). Он появился на свет взрослым (как двадцатилетний) (Берешит раба 14:7) и обрезанным (Авот дераби Натан 2:5). Его кожные покровы состояли из «тонкой материи», подобной свету, и его лицо излучало сияние (Зоар 1, 36б, 3:261б; Эц Йосеф, Берешит раба 8:10).
Тело первого человека было огромным: когда он лежал, его голова находилась далеко на востоке земли, а ноги достигали крайнего запада (Санхедрин 38б, Раши). Некоторые комментаторы полагают, что указания Талмуда на то, что Адам был ростом «от земли до неба» и «от одного конца мира до другого» (Хагига 12а), являются лишь образными сравнениями, подобно тому, как в Торе сказано: «Города большие и крепости до небес» (Дварим 1:28). Просто он был очень высокого по человеческим меркам роста (Яд рама, Санхедрин 38б). А есть толкователи, относящие указания Талмуда вообще не к росту, а к мудрости, которой наделил Адама Творец: постижение первого человека охватывало все «от земли до неба» и «от одного конца мира до другого» (Шиурим беагадот хазаль, Хагига 12а).
Сотворив Адама, Всевышний показал ему всех людей, которым еще предстоит прийти в мир до эпохи воскрешения мертвых: «каждое поколение и его вождей, каждое поколение и его мудрецов, каждое поколение и его пророков» (Берешит раба 24:2, Эц Йосеф; Шохер тов 139). Адам особенно обрадовался, когда дошел до времени раби Акивы: его восхитили мудрость и праведность этого человека. Но затем он был поражен его мученической смертью (Санхедрин 38б).
На пятый час дня Адам «встал на ноги» — и его голова уходила высоко в небеса (Санхедрин 38б, Раши). Когда все прочие создания увидели человека, сотворенного «по образу Б-га» (Берешит 1:27), они решили, что это и есть их Творец, и склонились перед ним в трепете. И тогда Адам указал им на истинного Владыку Вселенной, которому, действительно, следует поклоняться (Пиркей дераби Элиэзер 11).
На шестой час Всевышний провел перед Адамом всех созданных животных и птиц, и Адам «нарек им имена» (Берешит 2:19—20): одно из животных он назвал шор (бык), другое — хамор (осел), третье — сус (конь), четвертое — гамаль (верблюд) и т.д. (Берешит раба 17:4). Каждое живое существо он назвал в соответствии с его природой, разделил их по видам, внутри которых возможно размножение (Рамбан, Берешит 2:20). И имя, данное им на святом языке, точно соответствовало духовному корню каждого из живых существ. Поэтому-то в Торе сказано: «И как Адам назовет каждое живое существо — таково его имя» (Берешит 2:19) — т.е. «таково его подлинное имя, отражающее его духовный источник в высших мирах» (Эц Йосеф, Берешит раба 17:4).
Когда ангелы-служители впервые увидели человека, они тоже впали в заблуждение, решив, что перед ними — Шхина (проявление Творца в сотворенном мире), и они стали прославлять его как Творца: «Кадош, кадош, кадош!». Чтобы указать ангелам на их ошибку, Всевышний «навел на человека глубокий сон» (Берешит 2:21), и обитатели небес сразу поняли, что увидели всего лишь Адама (Берешит раба 8:10, Раши).
Сотворение Евы (Хавы) [↑]
На седьмой час дня Всевышний «взял одну из частей» спящего человека и «преобразовал эту часть… в женщину» (Берешит 2:21—22). Первоначально человек был создан двуполым — «с двумя ликами» (Брахот 61а; Берешит раба 8:1). И об этом сказано: «Мужчиной и женщиной Он их сотворил и назвал их именем Адам (Человек)» (Берешит 1:27). Его тело было создано так, что семя передавалось от его мужской половины к женской, и таким образом одна половина «помогала» другой при размножении. Но затем Творец отделил эту «помощницу» от Адама, чтобы она была «напротив него» (кенегдо) и он мог бы соединяться с ней по своему желанию (Рамбан, Берешит 2:18). Мудрецы интерпретируют слово Кенегдо как «оппонент». Как ни велика общность между мужем и женой, все равно они остаются двумя отдельными личностями. Можно полностью открыть себя мужу или жене, но в конечном счете «Я» остается нераскрытым. Несмотря на существующее напряжение между этими двумя «Я», они таинственным образом находят друг в друге поддержку.
Обычно полагают, что Хава была создана из ребра потому, что на иврите слово цела означает и «сторона», как, например, в стихе Шмот 26:20: «И для другой стороны (цела) скинии, к стороне северной — двадцать брусьев», и «ребро», например «переломано большинство её рёбер (цильотэа)» (Мишна Хулин 3:1). Женщина была сотворена из цела — ребра Адама — потому, что она была прежде всего одной из сторон, или одним из двух аспектов, первоначального человека, который, таким образом, стал двумя разными личностями.
Виленский Гаон в книге Имрэй Ноам объясняет: Всевышний создал вначале мужчину и женщину едиными, чтобы была у них сильная любовь друг к другу и чтобы ощущали они себя единым целым. И об этом говорят мудрецы (трактат Брахот 24а): «Его жена — как он сам (буквально “как его тело”)».
А мидраш (Танхума Ва-йешев 6) говорит, что Вс-вышний создал Хаву именно из ребра — чтобы мы знали: скромность — одно из самых важных достоинств женщины.
Когда женщина была приведена Богом к Адаму, тот немедленно узнал в ней неотъемлемую часть своего существа, «кость от костей моих и плоть от плоти моей», и нарек ей имя иша (женщина, жена), «ибо взята от мужа» — иш (Берешит 2:23). Опыт первого человека трактуется как универсальная норма для всего человеческого рода: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Берешит 2:24).
На восьмой час дня Адам и его жена вступили в близость (Санхедрин 38б). Они не скрывали своей близости и «не стыдились» (Берешит 2:25), поскольку выполняли повеление Творца: «Плодитесь и размножайтесь» (там же 1:28). Поэтому соитие «было для них подобно еде и питью, а органы близости — рту, лицу и рукам» (Сфорно и Альшейх, Берешит 2:25).
Адам и Иша «взошли на ложе вдвоем, а сошли с него вчетвером» (Санхедрин 38б) — в результате близости у них в тот же час родились близнецы: мальчик, получивший имя Каин (Берешит 4:1), и девочка (Раши, Берешит 4:1). Несколько позднее женщина родила еще троих близнецов: мальчика, названного Эвель (Берешит 4:2), и двух его сестер (Берешит раба 22:2—3; Раши, Берешит 4:1; Тосафот, Санхедрин 38б). Имя «Каин» — от слова ликнот, «приобретать», как сказала Хава: «обрела я человека Всевышнему». Второй же сын был назван Эвель — «дымка», и это тоже со слов Хавы, сказавшей: как дым пришли мы на эту землю, и как дым её покинем.
Сад Эдена [↑]
На девятый час дня Всевышний поместил Адама и его семью в саду Эдена (Берешит 2:8; Брахот 34б; Пиркей дераби Натан 1:7). В этом месте, обладающем наивысшей на земле святостью, человек способен пророческим путем «постигать основы всего Творения» и «все тайны высших миров» (Рамбан, Шаар агмуль 81).
В саду Эдена Адам обладал абсолютным ясновидением: он воспринимал все, что происходит «от конца до конца Вселенной» (Берешит раба 12:6). Ему были открыты имена всех ангелов, серафимов и других обитателей высших миров, и он также знал, какую функцию во Вселенной выполняет каждый из них (Тикуней Зоар 57, 91б). Ангелы прислуживали ему в саду и готовили для него пищу (Санхедрин 59б).
Древо Познания и первый Грех [↑]
Поместив первого человека в саду Эдена, Творец повелел ему под страхом смерти «не есть от Древа Познания добра и зла», растущего посередине сада (Берешит 2:17, 3:3; Санхедрин 38б). Помимо этого, Он дал ему еще шесть заповедей: запрет идолослужения, запрет проклинать Творца, запреты убивать, развратничать и грабить, а также повеление установить правосудие (Берешит раба 16:6; Дварим раба 2:25; Рамбам, Мелахим 9:1).
Однако, передавая женщине запрет относительно плодов Древа Познания, Адам, стремясь отдалить ее от греха, сделал «ограду закону»: он сказал ей от имени Творца, что запрещено даже прикасаться к этому Древу (Берешит 3:3; Авот дераби Натан 1:5). Это и привело к греху: когда женщина прикоснулась к Древу и увидела, что ничего страшного не произошло, она решила, что запрет не так уж серьезен, — и съела плод (Берешит 3:6; Авот дераби Натан 1:7; Берешит раба 19:3, Эц Йосеф).
Традиция донесла до нас несколько мнений мудрецов о том, что же представляло собою Древо Познания Добра и Зла. Возможно, это было пшеничное дерево или виноград, а может быть, этрог или инжир. Также вероятно, что нам не дано знать, каким было это дерево, потому что для нас имеет значение другое.
Мишна рассказывает, как Нахаш (Змей) заговорил с Хавой и как она рассказала ему о запрете Вс-вышнего прикасаться к дереву. Нахаш прикоснулся к дереву и сказал Хаве: «Видишь! Как прикоснувшийся — не умирает, так и съевший от этого дерева — не умрёт!». Так ему удалось перехитрить жену Адама, внушив, что всё, сказанное Адамом, — ложь.
Добавляет мишна: «Отсюда учат: пусть не добавляет человек к услышанному!»
Сказано в Торе (Берейшит 3:6) «И увидела Женщина, что дерево хорошо для еды и услада для глаз, и вожделенно для развития ума, и взяла от плодов его и вкусила, и дала также мужу своему с собою, и ел». Поясняет Раши: в первой части предложения описано, как женщина искусилась и доверилась словам Змея (упомянутыми Торой выше), что откусив от дерева, люди уподобятся Творцу и смогут созидать целые миры как Он Сам, т.е. женщиной двигала жажда духовного подъема и дополнительных возможностей служения Творцу. Но сразу же после грехопадения ситуация резко изменилась «и дала так же мужу своему с собою», то, что сказано «с собою», раскрывает Ее намерение — чтобы не умерла она одна, а он остался в живых и взял себе другую! Т.е. уже осознав свою ошибку, вместо того, чтобы искать пути исправления, она намеренно потянула за собой своего мужа, исходя из эгоистического желания не умереть одной.
Раби Овадия из Бартануры объясняет поведение женщины по-другому (а также пишет, что именно это и имел в виду Раши). Понимая, что она обречена на смерть, Хава хотела исправить положение и именно поэтому дала отведать от плода своему мужу. Логика ее была такова: если согрешила только она одна, у Всевышнего нет причины ее помиловать, ведь, несмотря на то, что Адаму необходимо родить детей, Б-г может создать для этого другую жену, подобно тому, как создал ее, и цель творения в любом случае будет достигнута. Но если вместе с ней согрешит и Адам, тогда угроза смерти нависнет над ними обоими, и это поставит под вопрос всю суть и цель творения и может послужить смягчающим аргументом в их пользу.
На десятый час дня, когда до наступления первого Шабата оставалось всего два часа, женщина дала плод от Древа Познания Адаму, и он тоже ел от него (Берешит 3:6; Санхедрин 38б).
И как только он вкусил этот плод, в его сердце вошло дурное влечение (Раши, Берешит 2:25). Прежде он действовал в соответствии со своей природой и предназначением — подобно небесным светилам, которые выполняют волю Всевышнего, не руководствуясь в своих «поступках» любовью или ненавистью. Но у отведавшего плод Древа Познания пробуждалось стремление к выбору того или иного действия, которое представляется ему добром или злом. Теперь Адам мог по своей воле приносить зло и благо — как себе, так и другим (Рамбан, Берешит 2:9).
В Талмуде сказано, что в момент греха Адам «стал еретиком» и «вероотступником» (Санхедрин 38б, Раши и Эц Йосеф), поскольку «нарушил волю Творца» (Берешит раба 16:1). Однако некоторые комментаторы говорят в его оправдание, что женщина дала ему плод в момент близости, когда он утратил контроль над собой; лишь поэтому уступил ее настояниям (Сфорно, Берешит 3:6).
Осознав свое новое духовное состояние, Адам и его жена попытались укрыться от Всевышнего среди деревьев Сада (Берешит 3:8). А на одиннадцатый час дня Всевышний подверг Адама и его жену суду (Санхедрин 38б). И с тех пор первый день месяца Тишрей, Рош аШана, стал днем Б-жественного суда для всех поколений.
На суде Адам не только не раскаялся (Шохер тов 100), но и назвал косвенным виновником своего греха самого Творца, сказав Ему: «Женщина, которую Ты даровал мне, дала мне от этого дерева, а я съел» (Берешит 3:12, Радак; Авода зара 5б, Раши). Но, согласно другой интерпретации, сначала Адам даже не подозревал, что плод, которым угостила его жена, был от Древа Познания: ведь он не обязан спрашивать, откуда жена взяла то, чем его угощает. И поэтому, оправдываясь перед Б-гом, Адам подчеркнул: «Жена, которую Ты даровал мне» — т.е., поскольку Ты дал мне ее для помощи и для пользы, а «с Небес не исходит зло», я не должен проверять каждый ее шаг. А, следовательно, согласно этой интерпретации, Адам совершил не намеренный, а невольный грех (Ор ахаим, Берешит 3:12).
Всевышний объявил приговор: теперь Адам будет зарабатывать свой хлеб «в скорби» и «в поте лица» — пока не «возвратится в прах» (Берешит 3:17, 19). Ведь даже если Адам, действительно, не знал, что этот плод — от Древа Познания, и преступил запрет неумышленно, — все же, как только он отведал запретный плод, «в него вошло дурное влечение, и он ел уже сознательно», понимая, что тем самым нарушает волю Творца. И поэтому он был наказан (Китвей Аризаль; Пардес Йосеф, Берешит 3:12, 76).
Хава же была наказана тем, что будет отныне в муках рожать детей и будет подчиняться мужу. Сказали наши мудрецы, что грех Хавы дано исправить женщинам. Зажиганием субботних свечей: она «погасила свечу мира» — свет души и жизни Адама, первого человека, и было это перед наступлением субботы, — а они зажигают свечи перед наступлением субботы. Отделением халы от теста: она привела к исчезновению «халы мира» (первый человек назван «халой мира», потому что Творец создал его из праха земного, подобно тому, как отделяют халу от теста), — а они отделяют халу.
Последствия Греха [↑]
После греха Всевышний уменьшил рост Адама до ста амот (около 50 метров) (Санхедрин 38б; Бава батра 75а; Берешит раба 12:6). По другой версии, согласно которой Адам был просто высоким человеком, но не гигантом, — из-за греха была «уменьшена» его мудрость (Шиурим беагадот хазаль, Хагига 12а).
Вследствие греха, совершенного первым человеком, была упущена возможность иного развития истории. Первоначально Адам был достоин того, чтобы Тора была передана человечеству через него. Но, когда он согрешил, Всевышний сказал: «Если он не смог даже в течение одного часа устоять перед тем запретом, который Я ему заповедал, то как же Я дам ему 613 заповедей?!» (Берешит раба 24:5; Седер адорот). Но если бы Адам устоял в испытании с Древом Познания, мир сразу бы достиг конечной точки развития: и он, и его потомки удостоились бы вечной жизни в саду Эдена (Зоар 1, 61а; Китвей Аризаль, Теилим 79).
На двенадцатый, последний, час того дня Творец принял решение изгнать Адама из сада Эдена (Санхедрин 38б). Ведь, поскольку первый человек по-прежнему не раскаялся в совершенном грехе, он мог «протянуть руку и к Древу Жизни» (Берешит 3:22), плоды которого наделяют бессмертием, и тогда смертный приговор оказался бы неисполнимым (Берешит раба 21:6; Рамбан, Берешит 3:22).
Но уже наступал первый Шабат Вселенной, и изгнание было отложено на одни сутки. И всю субботнюю ночь небо над садом Эдена было озарено первозданным светом, который сиял лишь в первые семь дней Вселенной (Пиркей дераби Элиэзер 19; Берешит раба 12:6).
На исходе Шабата Творец изгнал Адама из сада (Берешит 3:23—24). При этом Всевышний заменил световую оболочку тела Адама и его жены покровом кожи (Зоар 3, 261б), исчезло также сияние, окружающее лицо Адама (Берешит раба 12:6, 16:1, Эц Йосеф). Они были изгнаны на гору Мория, так как врата сада Эдена расположены вблизи нее (Пиркей дераби Элиэзер 20; Шохер тов 92).
Когда Адам увидел, что наступает полная тьма, он испугался и сказал: «Горе мне! Это за то, что я согрешил!». Он еще не знал, что таков порядок, установленный на земле. Но затем он нашел два камня-кремня и, ударяя один о другой, сумел разжечь огонь. Адам произнес благословение: «…Борэ меорей аэш (Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Владыка Вселенной, создавший свет огня» (Авода зара 8а; Берешит раба 11:2, 12:6; Шохер тов 92), — и к этому восходит обычай благословлять на свет огня в знак отделения Шабата от будней (Йерушалми, Брахот 8:5).
Всю ночь Адам и его жена постились и плакали. А утром, когда вновь рассвело, Адам возблагодарил Творца и, сложив на горе Мория жертвенник, принес Ему быка в жертву (Авода зара 8а). Начиная с этого дня, Адам постился в течение семи недель, умоляя Всевышнего принять его раскаяние. И был прощен (Пиркей дераби Элиэзер 20). В дни покаяния Адам подобрал для себя погребальную пещеру у самого входа в сад Эдена, к югу от горы Мория (ныне район Хеврона) и углубил ее (Пиркей дераби Элиэзер 20; Зоар 1, 57б).
И в дальнейшем, на протяжении ста тридцати лет, он пребывал в постах и раскаянии, воздерживаясь от близости со своей женой (Эрувин 18б). Адам надеялся искупить смертный приговор, вынесенный ему и его потомкам. Но исправить совершенное им было невозможно даже полным раскаянием, потому что его грех уже привел к необратимым изменениям в духовном состоянии Вселенной (Михтав меЭлияу 2, стр. 85).
Дети Адама [↑]
Каин возделывал землю, а Эвель пас стада (Берешит 4:2).
На сороковом году от Сотворения мира, на пятнадцатый день месяца Нисан, сыновья Адама, следуя его совету, принесли жертвоприношения Всевышнему: Каин возложил на жертвенник льняное зерно, а Эвель — лучших овец из своего стада. Творец принял только жертвоприношение Эвеля, а «к Каину и его дару не соблаговолил» (Берешит 4:5; Танхума, Берешит 9; Пиркей дераби Элиэзер 21; Ялкут Шимони, Берешит 35).
Затаив обиду, Каин нанес Эвелю смертельный удар (Берешит 4:8) — и Адам оплакал своего сына (Пиркей дераби Элиэзер 21).
Со смертью Эвеля была упущена еще одна историческая возможность: ведь Адам был достоин того, чтобы от него произошло двенадцать колен Израиля, но после гибели Эвеля Всевышний сказал: «Я дал ему всего двух сыновей, и один из них убил другого, — как же Я смогу произвести от него двенадцать колен?!» (Берешит раба 24:5).
У Каина родилось множество детей, и земля начала постепенно заселяться (Берешит 4:17—22). На сто тридцатом году от Сотворения мира Каин был убит своим потомком Лемехом, который по ошибке принял его в лесу за зверя (Берешит 4:23, Раши; Ягель либейну 11).
После смерти своего второго сына Адам «вновь познал свою жену» (Берешит 4:25), и у них родился сын Шет. И после Шета у них родилось еще много детей (Берешит 5:4; Седер адорот). Адам стал называть свою жену именем Хава («Дающая жизнь»), потому что она была матерью всего человечества (Берешит 3:20, Раши).
Адам — в числе величайших праведников [↑]
Адам стал патриархом и старейшиной юного человечества. В мидраше он назван в числе трех величайших праведников, заложивших «основу мира» — Адам, Ноах и Авраам (Шохер тов 34).
Его ум обладал совершенством, предельно возможным для человека (Кузари 1:95), и он превосходил в познании и мудрости не только своих современников, но и всех будущих людей (Рамбан, Шаар агмуль 81).
Тайные познания Адама собраны в книге, названной «Сефер Разиэль амалах» (Книга ангела Разиэля). Эти сокровенные знания, связанные с тайной Б-жественного управления Вселенной (Маасе Меркава), были переданы Адаму еще в саду Эдена ангелом по имени Разиэль. После греха и изгнания эти знания были утрачены, но затем — в ответ на молитвы и покаянные мольбы Адама — книга была вновь восстановлена в его памяти и записана (Зоар 1, 37б; Зоар хадаш 57, 91б).
Впоследствии Адам передал свои тайные познания Шету и Ханоху, прадеду Ноаха, а затем по цепи традиции они дошли до царя Шломо. Рукопись книги Разиэль аМалах передавалась от учителя к ученику и была впервые напечатана в еврейской типографии Амстердама в 5461 (1701) году.
К Адаму восходит также ряд псалмов, включенных в книгу царя Давида [см. книгу Теиллим на нашем сайте] (Бава батра 14б). Это: «Мизмор шир лейом аШабат» (Песня на день Субботний), сложенная Адамом в первый Шабат в саду Эдена. В последующих поколениях она забылась, но затем Моше Рабейну обновил ее (Пиркей дераби Элиэзер 19; Берешит раба 22:13) — а царь Давид включил ее в свою антологию (см. Теилим 92). Адаму принадлежат и некоторые фрагменты псалма «Хакартани ватеда» («Ты изучил и познал меня») (Шохер тов 139; Раши, Бава батра 14б; см. Теилим 139).
В последний период жизни Адама самым близким к нему учеником был сын Ханоха Метушелах, который представлял уже седьмое поколение от Шета (Седер олам раба 1).
Адам умер в 930 году от Сотворения мира (Берешит 5:5).
Еще в саду Эдена, повелевая Адаму не есть от Древа Познания, Творец предупредил его, что он умрет «в день, когда поест от плода» (Берешит 2:17). Однако Творец не уточнил, имеется ли в виду «день Б-га», который равен тысяче лет, или обыкновенный день человека. И Адам, прожив 930 человеческих лет, умер в тот же «день Б-га», когда и был сотворен (Бемидбар раба 14:12; Раши, Теилим 90:4).
Когда Всевышний показывал Адаму все грядущие поколения, тот увидел, что прекрасной душе царя Давида вообще не отпущено жизни — этот младенец должен был умереть на третьем часу от рождения. Адам пришел в смятение и передал Давиду семьдесят лет от своей жизни: он написал дарственную расписку, а Творец поставил на ней печать. Поэтому Адам жил только 930 лет, а 70 оставшихся перешли к Давиду (Зоар 1, 91б; Ялкут Шимони, Берешит 41).
Адама похоронили его сын Шет, а также его ученики Ханох и Метушелах, и по нему скорбело все человечество (Седер олам раба 1; Седер адорот). Адам и его жена Хава погребены в пещере Махпела, приготовленной им для этой цели еще при жизни (Эрувин 53а; Седер адорот).
Как указывают знатоки кабалы, душа Адама вновь пришла в мир в праотце Аврааме, а душа Хавы — в Саре (Седер адорот; Оцар ишей аТанах, Адам).
До сегодняшнего дня благословение, произносимое на церемонии бракосочетания («Порадуй же дружную любящую пару, как радовал Ты в древности в райском саду сотворенное Тобою»), напоминает нам об Адаме и Хаве. В сущности, каждое бракосочетание есть повторение отношений этой первозданной пары.