Темы: Песах, Египет, Чудеса, Первенец, Египетское рабство, Исход из Египта
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте... Вопрос очень важен для меня. Как могли за 210 лет рабства 70 евреев размножиться и превратиться в 600 000 евреев, не включая детей и жен? По-моему, это нереально. Откуда могло за 210 лет расплодиться несколько миллионов евреев? Спасибо за ответ заранее...
Здравствуйте!
«А сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились весьма велико, и наполнилась ими земля та» (Шмот 1:7).
«Каждая женщина рожала шесть детей в каждые роды» (мидраш в «Шмот Рабба»).
Намек на это содержится и в процитированном стихе, в нем сказано: 1) расплодились и 2) размножились, и 3) возросли, и 4) усилились, 5) весьма, 6) велико — всего шесть слов.
В книге «Ознаим ла-Тора» рав Залман Сороцкин пишет: раби Элиэзер Гордон (глава суда и ешивы города Телза) прислал ему интересный ответ. Один еврей утверждал, что сказанное в этом мидраше никак не укладывается в голове. Он, конечно, готов поверить в то, что всё там, в Египте, происходило не естественным путем. Однако ему хотелось бы получить объяснение с точки зрения статистики.
А с этим проблемы. Ведь, согласно статистическим расчетам, от семидесяти человек, спустившихся в Египет, за двести десять лет должно было родиться до тысячи двухсот человек, ну, самое большее, — полторы тысячи. Вышли же шестьсот тысяч человек. И это только мужчины в возрасте от двадцати до шестидесяти лет. А если прибавить число женщин (600 000), детей (600 000 = 300 000 мальчиков и 300 000 девочек) и стариков (600 000 = 300 000 женщин и 300 000 мужчин), то число окажется два миллиона четыреста тысяч. А появление такого потомства у семидесяти человек за срок чуть больше двухсот лет тяжело объяснить естественными причинами.
Действительно, человеку, не выросшему в лоне Торы, не так легко воспринимать подобные мидраши. Поэтому рав Гордон привел пояснение в соответствии с правилами статистики.
В главе Бемидбар сказано, что количество первенцев народа Израиля равнялось двадцати двум тысячам и нескольким сотням. На тот момент проводился и общий подсчет евреев, который показал: их шестьсот тысяч и еще несколько тысяч. Если общий подсчет учитывал тех, кто может выходить на войну (люди от 20-ти и до 60-ти лет), то первенцев считали с возраста одного месяца и выше.
Уже упоминалось, что к этому нужно было добавить еще шестьсот тысяч детей, подростков и стариков (число женщин пока не приводится, потому что первенцы считались лишь мужского пола).
Если во время пребывания евреев в Египте было 22 000 первенцев на 1 200 000 мужчин, то получается, что каждому первенцу «соответствуют» почти 55 мальчиков — не первенцев (1 200 000 ÷ 22 000 = 54,5). В каждой семье может быть лишь один первенец. И, в соответствии с приведенным расчетом, после рождения первенца, каждая женщина рожала еще около 55-ти детей.
Здесь не учитывается количество женщин. В соответствии со статистикой, число женщин и мужчин приблизительно равно. Соответственно, на 22 000 тысячи первенцев приходилось приблизительно такое же число перворожденных дочерей. И, если разделить 1 200 000 (столько было женщин) на 22 000 (столько было перворожденных дочерей), то вновь получится около 55. 1 200 000 мужчин всех возрастов плюс такое же количество женщин всех возрастов. Приходим к цифре 2 400 000.
В тот период продолжительность жизни достигала семидесяти-восьмидесяти лет, как сказано в Тэилим (90:10): «Дни лет наших — семьдесят лет, а если сильны — восемьдесят лет». На протяжении жизни женщина может родить, в среднем, около десяти раз. Вот и получается, что каждая женщина, рожала по шесть детей в каждые роды.
С уважением, Нахум Шатхин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Фараон не хотел отпускать еврейский народ. Он не признавал власть Творца. И тогда последовала череда казней египетских, а за ними — чудесный Исход. Краткая история праздника.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Беhаалотха»
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Моше Пантелят
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?
Рав Овадья Климовский
Почему не во всех случаях одинаково? Что это означает?