«Камень, отвергнутый строителями, стал главой угла». Что это значит?26 июня 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Скажите, пожалуйста, что означают слова в Псалме 118: «Камень, отвергнутый строителями, стал главой угла»? Сергей Читать дальше |
|
Почему в Торе эта буква уменьшена?20 июня 2014 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом, у меня такой вопрос. В Торе, глава Бэрэшит (2:4), употреблено слово בהבראם («при сотворении их»), при этом буква ה уменьшена, что это значит? Спасибо. Читать дальше |
|
Что за «сонм богов»?9 июня 2014 года, отвечает Рав Зеев Урман Шалом. В псалме 81:1 написано: «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд». Вопрос: на кого произнесён этот суд? На ангелов или людей? Или на тех и других? Спасибо. Читать дальше |
|
Надо проявлять милосердие к врагу? Почему же Давид завещал убить Шими, сына Гэйры?20 мая 2014 года, отвечает Рав Зеев Урман Шалом, квод рабаним. Изучая книгу Пеле Иоэц, я увидел такую фразу: «Но чтобы уподобиться Ему, Благословен Он, необходимо проявлять милосердие и жалость даже к врагу, желающему тебе зла. Даже если он человек, дурно поступающий, который ведёт себя вызывающе по отношению к тебе, не отстраняйся от проявления доброты, сострадания и милосердия, даже если он использует твоё благодеяние во зло тебе, так же, как Всевышний, Благословен Он, поступает со своими творениями». С другой стороны, в книге Млахим написано про то, как царь Давид завещает перед смертью: «И вот (еще) у тебя Шими, сын Гэйры, Бинйаминянина из Бахурима; он злословил меня тяжким злословием в день, когда я шел в Маханаим, но сошел навстречу мне к Ярдэйну, и я поклялся ему Господом, сказав: “Я не умерщвлю тебя мечом”. А ныне ты (не считай) его невиновным, так как ты человек умный и знаешь, как тебе поступить с ним, и сведи седину его в крови в преисподнюю». Как можно разрешить кажущееся противоречие между этими двумя вещами? Или это рекомендация, которой не обязательно следовать, и можно быть абсолютно праведным и близким к Творцу человеком, как был царь Давид, и не следовать этому принципу? Зеев Читать дальше |
|
Человек собирал дрова, чтобы его семья могла согреться. А Всевышний приказал побить его камнями...14 мая 2014 года, отвечает Рав Зеев Урман Уважаемый раввин, меня мучает картина из книги Бемидбар (15; 32-36), где Моше слышит от Всевышнего приговор человеку, который нарушил субботу. Нарушитель работал; собирал палки на костёр для семьи, чтоб согреться. Моше приказал народу побить того еврея камнями до смерти. Может, это было испытание и сам Сатан приказал совершить это убийство? А Моше должен был начать спорить с ним, требуя не делать из них убийц, как это делают другие народы. Нарушитель должен умереть? Хорошо… Пошли ангела, пусть тот возьмет его душу как есть. А мы сядем вокруг оплакивать смерть соплеменника. И все народы увидят, как освятится имя Всевышнего, что евреи добры и милостивы, как и сам Творец! Но ведь не сказал так Моше. Спасибо. Люба Читать дальше |
|
Яаков был наказан за то, что состарился?7 мая 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемый рав. У меня вопрос об Яакове. Почему Всевышний наказал его на 33 года? Даже суть не в том, что на 33, а в том, что наказал. В Мидраше, как я понял, есть такой эпизод: Тогда фараон спросил Яакова, сколько ему лет. — Мне всего лишь сто тридцать лет, — ответил Яаков. — Но дни моей жизни были полны горя и тревог. Не был я счастлив в жизни, в отличие от моих праотцев. Услышав такие слова, фараон и Ог поняли, что перед ними действительно не Авраам. В дальнейшем Ашем порицал Яакова: «Ты пожаловался на несчастья, которые обрушились на тебя в твоей жизни. Разве Я не спас тебя от рук Лавана и Эсава? Разве Я не вернул тебе Дину и Йосефа? Как же ты можешь жаловаться и сетовать на свою жизнь? За это Я сокращу годы твоей жизни». Вместо того чтобы дожить до ста восьмидесяти лет, как его отец Ицхак, Яаков умер в сто сорок семь лет, то есть на тридцать три года раньше срока. Наказание было суровым: за каждую букву жалобы Ашем лишил Яакова одного года жизни. В книге «Беседы об этике» р. Хаима Шмулевича об этом сказано: Человек, который огорчается по любому поводу и жалуется на свою жизнь, не видит и не ощущает безмерности блага, дарованного ему. Это о нем говорится в Писании: «Человек, не чувствующий бесценного, уподобится скоту» (Теилим 49). Это значит, что человек, живущий приземленной жизнью, не ощущает в полной мере, какой ценностью он обладает. И более того, если человек не ценит, как должно, счастье бытия, он может и вовсе лишиться жизни. Пример этому мы находим в Мидраше на недельную главу Ваигаш (см. выше)… Было произнесено тридцать три слова, и ровно на тридцать три года жизнь Яакова короче жизни Ицхака. Мы не можем постичь сути этого счета, предъявленного Всевышним. Но благословенной памяти Мудрецы наши поясняют, что все, что происходило с нашими праотцами, — это урок для нас… Множество тягот и бед выпало на долю Яакова — вражда с Эсавом, служба у Лавана, потеря Дины и Йосефа, — но в конце жизни Всевышний вернул ему всё потерянное. И, несмотря на это, Яаков пожаловался Фараону, что недолгой и трудной была его жизнь. За это ему пришлось ответить по самому суровому счету, и за каждое слово он поплатился годом жизни… Более того, в счет 33 лет, на которые была сокращена его жизнь, включены и 8 лет за 8 слов, сказанных Фараоном: «И сказал Фараон Яакову: Сколько лет жизни твоей?» Почему же и это было вменено Яакову в вину, и почему он был наказан за слова, сказанные Фараоном? В комментарии Баалей а-Тосафот поясняется, что Яаков предстал перед Фараоном седым старцем. Потому-то и задал тот свой вопрос. И что же ответил Яаков? — «Немногочисленны мои годы, но трудно протекала жизнь моя, и вот одолела меня старость…» Такое же объяснение мы находим у Рамбана. Теперь нам понятно, почему Яаков был наказан за слова Фараона. Если бы Яаков более спокойно относился к своим бедам и не горевал так сильно, то не «одолела» бы его старость, и, вероятно, не стал бы тогда Фараон спрашивать его о возрасте. Вот почему Яаков наказан за слова, которые произнес Фараон. Не совсем согласен с р. Хаимом Шмулевичем, что не пришла бы старость. Старость ко всем приходит, независимо от того, хотим мы этого или не хотим. Вопрос всё же в наказании, столь суровом. Это потому, что Яаков не оценил того, что Всевышний в конце концов вернул всё то, чего лишил его прежде? В связи с этим практический вопрос: можно ли роптать на свою жизнь? Или будет то же, что в случае с Яаковым? Является ли грехом ропот на свою жизнь? Заранее благодарю за ответ. Святослав Читать дальше |
|
Где находился медный змей, что все, кого кусали змеи, мог его увидеть?2 мая 2014 года, отвечает Рав Моше Абрамович Скажите, пожалуйста, уважаемый рав! Где находился медный змей, что все, кого кусали змеи, мог его увидеть? И куда он делся потом, после того, как змеи перестали кусать? Спасибо, с уважением, Н. Читать дальше |
|
Почему все же преемником Моше был назначен Йеошуа?22 апреля 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый рав! Почему все же преемником Моше был назначен Йеошуа? Ведь были не менее достойные кандидатуры: Пинхас, Отниэль, которые, по некоторым мнениям, превосходили Йеошуа в учености и знании Торы. С уважением, Н. Читать дальше |
|
Всевышний разрешает лгать?26 марта 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемый Рав. Хотел бы у вас узнать такой вопрос. В книге Мелахим I есть такие слова: «И сказал (Михайеу): итак, внимай слову Г-сподню: видел я Г-спода, сидевшего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, справа и слева от Него. И сказал Г-сподь: кто бы уговорил Ахава, чтобы он поднялся и пал в Рамоте Гиладском? И один говорил так, а другой говорил иначе. И выступил дух, и стал пред Господом, и сказал: я уговорю его. И сказал ему Г-сподь: как? И он сказал: я выйду и стану духом лживым в устах всех пророков его. И сказал Он: ты уговоришь и преуспеешь в этом; выйди и сделай так. И вот, теперь вселил Г-сподь духа лжи в уста всех этих твоих пророков; а Г-сподь изрек о тебе недоброе» (Мелахим I 22:19-23). Я так полагаю, дух, который спрашивал у Всевышнего разрешить «солгать», это был ангел? Но Всевышний ведь разрешил сделать это. В результате чего Ахав не послушал Михайеу, приняв совет лживых пророков, и погиб в сражении. Вопрос такой: Всевышний разрешает лгать? Святослав Читать дальше |
|
Враги человеку домашние его?13 марта 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемый Рав. Хотел бы задать вопрос по книге Михи. А именно, можно ли буквально понимать его слова: «Враги человеку домашние его» (Миха 7:6). Применимы ли они к настоящему времени? И можно ли ими руководствоваться по жизни? Или эти слова показывают лишь личный жизненный опыт пророка Михи, имевшего непростые отношения, как я понял, с женой, т.к. написано: «…от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих» (Миха 7:5), и далее: «Не радуйся из-за меня, неприятельница моя: хотя упал я, но встану, хотя сижу во мраке, Г-сподь — свет для меня» (Миха 7:8). Что говорит по этому поводу Талмуд? Описывает ли как-то этот эпизод из ТаНаХа? Святослав Читать дальше |
|
Всевышний заключил с Аароном и его потомками союз — вечный, как соль. Почему именно соль?6 марта 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Читал книгу Бымидбар (Тора, перевод с издания Сончино): 19 ВСЯКИЕ ПРИНОШЕНИЯ СВЯТЫНЬ, КОТОРЫЕ ПРИНОСЯТ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ БОГУ, ДАЮ Я ТЕБЕ, И СЫНОВЬЯМ ТВОИМ, И ДОЧЕРЯМ ТВОИМ С ТОБОЮ, В ВЕЧНОЕ УСТАНОВЛЕНИЕ, СОЮЗ, ВЕЧНЫЙ КАК СОЛЬ, ЭТО ПРЕД БОГОМ ДЛЯ ТЕБЯ И ДЛЯ ПОТОМСТВА ТВОЕГО С ТОБОЙ. Меня заинтересовало место, где Всевышний установил ВЕЧНОЕ УСТАНОВЛЕНИЕ, СОЮЗ, ВЕЧНЫЙ КАК СОЛЬ. Вопрос: почему СОЛЬ, а не другое вещество? И как это применимо с нашей стороны на практике? Имеет ли это какую-то связь с женой Лота, т.к. она тоже была превращена в СОЛЯНОЙ СТОЛБ, и почему в СОЛЯНОЙ, а не в скалу или еще что-нибудь? С уважением, Эдуард Читать дальше |
|
Как вести себя сейчас еврею в Киеве?3 марта 2014 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Пишем с Украины. Сейчас здесь волнения, опасная ситуация, неясно, что будет дальше. Война? Что нам делать? Читать дальше |
|
Чем Йохевед отличается от остальных жен и дочерей сыновей Яакова?25 февраля 2014 года, отвечает Рав Зеев Гершензон Шалом. Подскажите, пожалуйста, в Берешит (46:26,27) сказано: «Всех душ, идущих с Яаковом в Мицраим, происшедших из чресл его, КРОМЕ ЖЕН сынов Йаакова, всех душ — шестьдесят шесть. А сыны Йосефа, которые родились у него в Мицраиме, — две души. Всех душ дома Яакова, пришедших в Мицраим, — семьдесят». То есть в Египет вошло 66 сыновей Яакова, и к ним прибавилось трое, которые уже были в Египте. Семидесятой считается (по толкованию Раши) Йохевед, которая родилась «меж стен». Вопрос: что значит «меж стен»? Из каких стен выходил Яаков, покидая землю Кенаана (ведь место, где он жил, не было огорожено)? И почему наравне с СЫНОВЬЯМИ Яакова упоминается женщина (Йохевед)? Чем она отличается от остальных жён и дочерей сыновей Йаакова? Почему она так значима, кто её родил, и какие есть о ней ещё упоминания? С уважением, Михаил Читать дальше |
|
Что это за непонятный степной грызун, который жует жвачку, но копыт не имеет?19 февраля 2014 года, отвечает Рав Зеев Гершензон Шалом. В опубликованном ответе о кошерных животных Австралии уважаемого рава З. Гершензона меня удивило новое понимание слов шафан и арневет, которые мною всегда понимались как «заяц» (или непонятный степной грызун, по другим мнениям) и «кролик» соответственно, а в ответе я узнал, что наоборот. Уточните, плиз, или я ошибался все эти годы… Спасибо. К. Читать дальше |
|
Что такое «узел жизни»?18 февраля 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, скажите, пожалуйста, что такое «узел жизни»? Сокращение на могильных плитах тав-нун-цадик-бэт-эй — тийе нишмато црура бэ-црор а-хаим («Да будет его душа завязана в узле жизни»). Спасибо! Моше Читать дальше |
|
Должен ли человек принимать милостыню, если его заработка не хватает на пропитание?13 февраля 2014 года, отвечает Рав Зеев Урман Здравствуйте. Большое спасибо Вам за Ваши ответы. Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. В Мишне, трактат Пеа (Пеа, гл.8, мишна 9), сказано про милостыню: «ВСЯКИЙ ЖЕ, КТО ДОЛЖЕН ВЗЯТЬ И НЕ БЕРЕТ, НЕ УМИРАЕТ ОТ СТАРОСТИ ПРЕЖДЕ, ЧЕМ БУДЕТ ДАВАТЬ ПРОПИТАНИЕ ДРУГИМ ИЗ СВОЕГО кармана. И О НЕМ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ (Ирмеягу 17:7): “БЛАГОСЛОВЕН МУЖ, УПОВАЮЩИЙ НА ГОСПОДА, ЧЬИМ ОПЛОТОМ СТАЛ ГОСПОДЬ”». Однако я помню, что читал, только вот забыл где, что человек, испытывающий нужду в деньгах, но не берущий милостыню, проявляет гордыню и делает неугодное перед Вс-вышним, благословенно Имя Его. Возникает кажущееся противоречие. Помогите, пожалуйста, разобраться. Спасибо. Игорь Читать дальше |
|
Есть ли в еврейской традиции мифические существа?5 февраля 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, мне 17, и, возможно, мой вопрос покажется детским, но хотелось бы знать, есть ли в еврейской традиции, так сказать, мифические существа. Я знаю, что во многих других странах и культурах много всяких существ (те же драконы), а вот как и что сказано про это в Торе, я не знаю. И если да, то где и откуда можно про них узнать? Георгий Читать дальше |
|
Великаны — потомки Ноаха?30 января 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день. У меня возник вопрос по главе Ноах. Если Всевышний уничтожил все дышащее, кроме Ноаха и его семьи, откуда позже появились Анаким (великаны)? Значит ли это, что они его потомки? Я слышал агаду, что кто-то из великанов ухватился за ковчег и потому выжил. Но ведь это не соответствует пшату (простому смыслу текста). Так какой ответ на этот вопрос? А то мне как-то не по себе. Спасибо! S. Читать дальше |
|
Всевышний — Один или Един?24 января 2014 года, отвечает Рав Зеев Урман Шалом! В первом стихе криат Шма одна из главных идей — это признание Единства Творца. Почему используется слово «Один», а не слово «Един»? Шавуа тов, с уважением, Аарон Читать дальше |
|
После грехопадения Б-г одел Адама и Еву в кожаные одежды. Он Сам убил животное и снял шкуру?1 января 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Написано, что после грехопадения Б-г одел Адама и Еву в кожаные одежды. Он Сам убил животное и снял с него шкуру? Или как это было? Роман Читать дальше |
|
Откуда взялись ангелы? В Торе нет упоминания об их сотворении...23 декабря 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте! Прочла в одном из ответов, что ангелы присутствовали при сотворении человека. Но ни в одном из описаний 7 дней творения в главе Брешит нет упоминания о сотворении ангелов. Откуда взялись ангелы? Татьяна Читать дальше |
|
Это не вопрос — скорее, размышления и крик души...16 декабря 2013 года, отвечает Рав Яков Шуб Здравствуйте, это не вопрос — скорее, размышления и крик души. Как востоковеда меня интересовала тема восточной духовной практики, буддизм, даосизм, конфуцианство, индуизм, различные культы, также секты, шаманизм, язычество и пр. На изучение всего этого было потрачено порядка 10 лет, и это тут же было выброшено при знакомстве с Торой, там есть всё! Моего прапрадеда убили во время погромов на Украине, бабушка побывала в концентрационном лагере в Германии, семья на протяжении двух поколений отрицает всякую связь с еврейством: «Да, есть, но не хочу, чтобы кто-то знал, что я еврей». Несколько раз за жизнь Тора проплывала перед глазами, но что-то удерживало посмотреть, что там написано. Собственно, итог изучения восточных религий… Суть практик заключается в стирании личностного чувственного и умственного восприятия человеком мира, чтобы он видел его как таковой. Просветление так и называется, потому что человек видит свет (ор), из которого состоит весь мир, и кроме этого света ничего нет. Восточные практики направлены на убирание всего лишнего из человека, поиск смысла его жизни, который он придумал себе сам и держится за него. А потом ему в результате тех или иных событий даётся понять, что смысл ложный. Сколько примеров на Востоке, когда люди, достигшие просветления, после этого тут же кончали жизнь самоубийством. Смысла нет, есть только свет. Судьба таких гуру, учить или просто «существовать», — всё принимается как таковое. Конфуцианство, буддизм и даосизм сказали, что Бога нет. На примере буддизма: есть только ничто. Действительно, если есть только ничто, Б-г не придет, и олам а-ба (будущий мир) тоже, вас ждёт божественная пустота и несуществование. Человек существует только сейчас, но его нет, завтрашнего дня нет, будущего и прошлого. Это даже не мировоззрение Эсава. Люди этих конфессий исповедуют либо рождение без тела, в виде асуров (это малахи — ангелы) — предел мечтаний, либо рождение снова человеком, либо пустоту. Не лучше обстоит с культами солнца (хаманим, такие уже были), звезд и божеств. Люди хотят после смерти быть с теми силами, которым они поклоняются. Культы бездны, язычества, сект и шаманизм натыкаются на непроглядный мрак, это тьма, но густая, в неё можно погружаться — и не будет ей конца. Это напоминает полосу Тоу (תוהו), из которой исходит мрак, скрывающий присутствие Творца. Большинство людей, родившихся на территории, где исповедовали шаманизм, не в состоянии уйти от этого восприятия мира. «Религия» Африки, черных стран, тесно связана с культом мертвых. Занимательно, что она легко и просто срослась с христианством во времена работорговли и депортации черного населения в другие страны и на другие материки. Если говорить про индуизм, верховное божество и источник всего — Вишну, дремлющий бог, тело которого полностью духовно. Он распадается на тысячи проявлений, и каждое проявление имеет своё имя, выбор большой. Похоже на Адам Кадмон, душу первого человека, которая распалась на отдельные души, которые теперь работают над собой. Причём в индуизме душа человека, достигшего совершенства, сливается с Вишну (душой первого человека) и является его проявлением в этом мире, в том или ином аспекте, который имеет отдельное название божества (зависящее от качеств этого человека). Вишну — это всё. Он спит и видит сны, но никто из индуистов не знает, что произойдёт, когда Вишну проснётся и откроет глаза. Это главная загадка людей, исповедующих монотеизм в виде поклонения человеческой душе. Некоторые утверждают, что мир перестанет существовать. Возможно, они просто не знают про олам а-ба? Занимаясь идолопоклонством, трудно найти Творца. Когда человек на дне, а вокруг столько разных сил, и кто чему хочет — тот тому и поклоняется. Написать можно много, только незачем. Христианство и Ислам: зачем терпеть, хотеть и алкать рая, когда можно хотеть только Б-га? Для меня Тора — и понимание живого Б-га, которому можно ещё и молиться! И что Он есть — перевернуло весь мир. Вот такой странный путь у меня получился. София Читать дальше |
|
Начал читать пророка Малахи и сразу наткнулся на странное место...9 декабря 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, начал читать пророка Малахи и сразу наткнулся на странное место: «Ибо от восхода солнца и до заката его велико имя Мое среди народов, и в каждом месте воскурено, и принесена (жертва) имени Моему, и дар чистый, ибо велико имя Мое среди народов, сказал Г-сподь Ц-ваот» (1:11). Как толкуются эти слова? Какие воскурения и жертвы как чистый дар (??) принимает Всевышний среди народов? Эти приношения среди народов, по слову пророка, существовали в то время, когда совершались Храмовые приношения, которые Вс-вышний назвал (на тот момент) неугодными Ему, потому что приносилось «награбленное, и хромое, и больное». Т.е. какие-то воскурения и жертвы Вс-вышний принимал не в Храме Йерушалаима, а «в каждом месте» среди народов? О чём здесь говорит пророк? С уважением, Михаил Читать дальше |
|
Кому предлагалось «сотворить человека»?4 декабря 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Можно ли задать два вопроса по Священному Писанию? 1. В первой книге Быт. в начале пишется, что Бог все творил как бы кратко. И слово Бог используется под Благословенным Именем Элохим (в оригинале). Во второй главе, когда описывается творение более подробно, используются два слова Господь Бог, Под Святым и Благословенным именем Иегова Элохим. Как это? И также сказано под этими двумя Именами «Сотворим человека…» (множественное число). Александр Читать дальше |
|
На каком языке написана Тора сейчас?27 ноября 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, скажите, пожалуйста, на каком языке написана Тора сейчас? Я слышала, что изначально Тора была написана на древнееврейском языке и он отличается от теперешнего иврита, правда ли это? И есть ли оригинал Торы на истинном языке? Если да, то в связи с чем произошли перемены в языке и считается ли теперешний перевод Торы Святым языком, и как это понять? Спасибо, с уважением, Анастасия Читать дальше |
|
Неужели Б-г может оставить народ Свой?19 ноября 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте! В главе Ваеце есть такие слова, которые произнес Б-г в пророческом сне Яакову: «Ибо Я тебя не оставлю, пока не сделаю того, что Я говорил о тебе» (Бэрейшит 28, 15). Хотел бы спросить, неужели Б-г может оставить народ Свой, потомков Авраама, Ицхака и Яакова? Ведь Б-г заключил вечный завет с Исраэлем. Заранее благодарю за ответ. Андрей, Тамбов Читать дальше |
|
Почему Авраам не взял трофеев на войне с четырьмя царями, но взял подарки от фараона и Авимелеха?4 ноября 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Скажите, почему Авраам не взял ничего из трофеев войны с 4 царями и заслужил одобрение Всевышнего, но взял подарки от фараона и от Авимелеха? Почему в том случае нет, а в этих да, в чем принципиальная разница между ними? Бениамин Читать дальше |
|
Почему Авраам выдал Сару за свою сестру? Ведь она была его племянницей...25 октября 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, скажите, почему по пшату (простому смыслу текста) Сарай является племянницей Авраама, но он выдает ее за сестру? С. Читать дальше |
|
Что вы думаете о печатях царя Соломона?8 октября 2013 года, отвечает Рав Моше Абрамович Шалом, у меня такой вопрос: что Вы думаете о печатях царя Соломона? Как говорят, зашифрованные на них коды, молитвы, имена Вс-шнего помогают человеку от сглаза, хорошо влияют на парнасу (пропитание) и здоровье и т.д. Но, естественно, с ними нельзя заходить в отхожие места? Заранее спасибо. Н. Читать дальше |
|
Хава прибавила что-то от себя к словам Всевышнего?2 октября 2013 года, отвечает Рав Зеев Гершензон Во второй главе книги Берешит сказано: «И повелел Господь Б-г человеку так: От всякого дерева в саду можешь есть. Но от древа познания добра и зла, не ешь от него». Жена же говорит змею: «Но от плодов дерева, которое среди сада, — сказал Б-г, — не ешьте от него, и не касайтесь его». Добавила от себя «не касайтесь его». То есть, прибавила к словам. Но ведь в иудаизме «ограда закона» — занимает центральное место в повседневном служении Б-у. Мы соблюдаем не только написанное (слова Б-га), но и «прибавленное к написанному» (постановления мудрецов). В чем же виновата жена? Как это объяснить? Л. Читать дальше |
|
Как есть фрукты у нерелигиозных родственников в Израиле?13 сентября 2013 года, отвечает Рав Давид-Йеуда Вертлиб Собираюсь в гости к нерелигиозным родственникам в Израиле. Они знают про мой кашрут и, возможно, будут кормить меня фруктами. Скажите, пожалуйста, какие фрукты можно есть и какие нельзя (из-за опасения орла)? Также: как в такой ситуации наиболее незаметно отделить трумот и маасерот? Можно ли как-то отделить их заранее дома, или отделить после возвращения домой? Читать дальше |
|
Чьи ноги встанут на Масличной горе?2 сентября 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Чьи ноги встанут на Масличной горе? Насколько мне известно, в иудаизме считается, что Машиах придет на гору Азэйтим, согласно пророчеству: «И выйдет Г-сподь, и сразится с народами теми, как в день, когда сражался Он, в день битвы. И стоять будут ноги Его в день тот на Ар Азэйтим, что пред Йерушалаимом, с востока; и расколется Ар Азэйтим пополам (с середины) — на запад и на восток, и (появится) весьма большая долина, и отодвинется половина горы к северу, и половина ее — к югу» (Захария 14:3,4). Но ведь в этом отрывке прямым текстом идет речь о Б-ге, а не о Машиахе, т.к. употребляется четырехбуквенное имя Б-жье. Мне непонятно, почему иудаизм толкует этот отрывок как мессианский. Поясните, пожалуйста, как это согласуется в иудаизме? Если уже есть ответ от какого-либо уважаемого раввина, то буду признателен, если дадите ссылку или назовете имя раввина, т.к. самостоятельно я ничего не нашел. Рустам Читать дальше |
|
Мертвые ничего не знают?29 августа 2013 года, отвечает Рав Зеев Урман Добрый день! Хотел бы получить ответ на вопрос касательно жизни после смерти и осмысленного существования души в загробном мире. В процессе прочтения Священного Писания наткнулся на некоторые тексты, которые я не могу понять в свете позиции иудаизма на эти вопросы. Приведу краткий перечень: Собственно вопрос: как эти тексты согласуются с понятиями иудаизма о загробной жизни умерших, тем более осмысленной? Заранее спасибо за ответ. Эдуард Читать дальше |
|
Обязался дать цдаку, теперь нельзя отказаться?23 августа 2013 года, отвечает Рав Бенцион Меламед Шалом, хотелось бы задать вопрос: является ли обетом (или клятвой) взятие на себя положительных («делай» — в отличие от отрицательных — «не делать чего-либо») обязательств (например, увеличение финансовой помощи кому-либо)? И в случае желания отказаться от этого нужно ли производить обряд «отказа от обета»? Большое спасибо Читать дальше |
|
Где в Торе сказано про бар-мицву и бат-мицву?20 августа 2013 года, отвечает Рав Дов Мушинский Шалом алейхем. Где в Торе написано про бар-мицву и бат-мицву? Читать дальше |
|
Когда лучше говорить «шабат шалом» — в пятницу после захода солнца или с утра в субботу?19 августа 2013 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте, рав! Скажите, пожалуйста, как надо правильно праздновать шабат, когда лучше накрывать на стол, когда лучше говорить «шабат шалом» — в пятницу после захода солнца или с утра в субботу? Читать дальше |
|
Имя влияет на судьбу?13 августа 2013 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте, ув. раввины. Вот, пытаемся подобрать имя для девочки из четырёх имён прародительниц. И не только… Имена все очень красивые, а судьбы женщин ОЧЕНЬ непростые, даже в некоторых случаях трагические. Например, Рахиль умирает после рождения ребёнка, Лея — нелюбимая жена, у Сары детей не было до поздней старости… А Хавва вообще самая первая ослушалась Всевышнего… Михаль, Тамар… Батья… Вопрос: не будет такие трагические аспекты судеб этих исторических людей влиять на жизнь девочки, не повторит ли она ту же судьбу, нося имя одно из перечисленных выше (бездетность, смерть после рождения ребёнка, нелюбовь мужа и т.д.). Или же можно рассматривать все эти истории философски?! Безусловно, мы не знаем, что нам уготовлено свыше, но имя, всё же, влияет на судьбу???… А хотелось, чтобы ребёнок жил и был счастлив. И как поступить?!! Заранее спасибо, Л. Читать дальше |
|
Неужели Моше предался гордыне?12 августа 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемый рав Климовский! Спасибо за ответ про ангела милосердия. Позвольте вопрос о наказании Всевышним Моше за фразу «А что слишком трудно для вас, представьте мне» (см. Раши на Бамидбар 27:5). Неужели для Всевышнего эта фраза в устах Моше (Дварим 1:17) прозвучала излишне горделиво? Ведь подобное (или то же самое?) установление было принято Моше по совету Итро с согласия Творца (Шемот 18:19—24 и см. Раши там) И кроме того сама Тора свидетельствует, что Моше — скромнейший из людей. Спасибо за разъяснения. Александр Читать дальше |
|
Всевышний не может ликовать, гневаться — изменяться. Не значит ли это, что мы Его ограничиваем?7 августа 2013 года, отвечает Рав Моше Абрамович Здравствуйте, уважаемый рав. Очень хотел бы получить ответ на следующий вопрос. Я читал еврейского философа Маймонида, он в книге Мишнэ Тора написал следующее: «И поскольку это так, то все эти понятия и подобные им, которые упоминаются в Торе и у пророков, используются как иносказания или поэтические метафоры. Как сказано: “Восседающий в небесах будет смеяться” (Тегилим, 2:4); “Они гневили Меня суетой своею” (Дварим, 32:21); “как ликовал Господь” (Дварим, 28:63) и тому подобное. По этому поводу сказали мудрецы: “Тора говорит на языке, понятном человеку” (Брахот, 316). Он говорит: “Разве они Меня сердят?” (Ирмеягу, 7:19). Ведь сказано: “Я, Господь, не изменился” (Малахи, 3:6). А если бы Он временами гневался, а временами радовался, — это означало бы, что Он меняется. И все упомянутые выше понятия свойственны лишь материальным телам — бренным и грубым, “обитателям лачуг из тростника, построенных на прахе” (Ийов, 4:19), — а Он, Благословенный, неизмеримо выше всего этого». Но со мной не согласился один христианин, к-рый сказал, что если Бог не может ни гневаться, ни радоваться, то это означает, что мы ограничиваем Бога, а Бог не может быть ограничен. Как разрешить это противоречие, основываясь на ТаНаХе? Как совместить вездесущность Бога с его неизменностью, постоянством? Здесь действительно есть противоречие? Или это просто кажимое противоречие? Буду очень признателен за ваш ответ! С. Читать дальше |
|
Мне приснилось несколько похожих снов. Что они могут значить?31 июля 2013 года, отвечает Рав Зеев Гершензон Шалом! Мне приснилось несколько похожих снов. В одном из них — я в нашей синагоге, вижу там своих знакомых, тех, кто учил меня молиться. После этого приснилось еще два сна. В одном из них — я сопровождаю нашего раввина в разные старые разрушенные дома и вместе мы ищем следы от мезуз на косяках. А во втором — я стою напротив него, очень хочу что-то спросить, но так и не спрашиваю. Что могут значить эти сны? Р. Читать дальше |