Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Несмотря на то, что излишняя расточительность — не от доброго начала, иногда из этого может произрасти добро. Но предельная скупость — только во вред миру»Виленский Гаон, Совершенная мера, гл. 3
Благословения двенадцати колен

Вопрос:

В этой главе мы читаем о благословениях двенадцати племен. В благословении Рубена Моше говорит: «Пусть будет Рубен жив и не умрет …» Это утверждение является весьма озадачивающим, но еще более удивителен стандартный перевод на Арамейский: «Пусть будет Рубен жив и не умрет второй смертью». Что означает вторая смерть упомянутая здесь?

Ответ:

Разумеется, существует много уровней интерпретации этого стиха, но мы только сконцентрируемся на словах Каббалистов относительно «второй» смерти, упомянутой здесь. Одна из самых глубоких тайн подсказана в этом утверждении. Это — одно из немногих мест, где наши мудрецы намекают на понятие гилгуль[1]. Сегодня это понятие стало весьма известным, и даже в наших судурах мы находим ссылки на него. Например, перед сном мы прощаем каждого, кто сделал нам плохо, случилось ли это в этом гилгуле или в другом. Однако в течение веков мудрецы тщательно скрывали понятие гилгула и обсуждали его только через намеки[2].

Прежде, чем мы начнем обсуждение десяти сыновей Якова, давайте опишем некоторые общие принципы. Основа чрезвычайно сложной системы Б-жественной награды и наказания — тот факт, что человек может прибывать в этот мир не раз[3]. Все точно измерено, тщательно рассчитано на основании предыдущих жизней человека. Помимо возможности для души, снова родиться в этом мире, она может также временно присоединиться к живущему человеку. Это может случиться, когда тот делает редкую мицву и специфическая душа, которая никогда не имела шанс выполнить ее, присоединяется чтобы получить недостающий ей свет. Это может также случиться, когда определенная душа должна участвовать в страдании согласно решению Небесного Правосудия.

Чтобы понимать исправление десяти сыновей Якова, мы должны осмыслить известные Мидраши[4] по отношению к «Асерет Харугей Малхут» (десяти мудрецам, убитых римским правительством). Нам сообщается, что после продажи Йосефа, перед Небесным Судом оставалось Обвинение[5]. Обычно предполагают, что души десяти сыновей Якова были теми десятью мучениками в их следующем гилгуле. Однако Зоар[6] заявляет, что души сыновей Якова только временно присоединились к десяти мудрецам, чтобы испытать их страдание и искупить свой грех. Сами же мудрецы происходили из десяти капелек зэра (семени), которые вышли из Йосефа, когда его соблазняла жена Потифара[7]. Йосеф, мог иметь двенадцать детей, как его отец Яков, но он потерял десять из них, борясь с искушением[8].

Мы можем теперь обсудить намек благословения Моше Рубену. «Пусть будет Рубен жив и не умрет», т.е. душа Рубена не будет нуждаться в подобном искуплении, как остальные братья. Душа Рубена присоединилась Раби Элизеру Агадолю[9], одному из величайших учеников Раввина Йоханана Бен Закая. Талмуд (Авода Зара 16б) говорит нам, что римские преследователи поймали Рабби Элиэзера, и сбросили его в яму. Однако на его суде, судья неправильно понял его ответ на обвинения, и оправдал его[10]. Душа Рубена, таким образом, получила справедливое наказание. Он был брошен в яму так же, как он предложил бросить Йосефа в яму[11].

Суд Всевышнего очень точен и справедлив. Люди приходят и уходят, но их «счета не улажены», и они должны возвратиться[12]. В конце концов, все нужно скомпенсировать. Да заслужим мы исправить все наши предыдущие нарушения и очистить все наши балансы, и дожить до прихода Машиаха.


[1] В Зоаре мы находим много обсуждений о гилгулах, но Зоар был скрытой книгой в течение многих поколений. Мидраши, Талмуд и другие книги наших мудрецов почти никогда не открыто обсуждают гилгулы, а делают это, только используя намеки.

[2] См. например Рамбан, Иов 33:17; Берешит 38:8, Деварим 25:6; Рабейну Бахъе Берешит 2:17; Шемот 34:7; Деварим 33:6; Кад Акемах 73б и наши слова к главе Мецора. Действительно некоторые ранние еврейские философы считали общее понятие гилгула нееврейским понятием взятом из восточных религий. Рав Йицхак Айзек Хавер (Маген Вецина 4:33) объясняет, что главная причина этого подхода имела отношение к вере некоторых людей, что человек может родиться животном или деревом. Действительно это понятие полностью чуждо Иудаизму. Хотя и в таких случаях используется слово гилгуль, неправильно думать, что человек может стать растением или зверем. Скорее — это тип наказания за определенные грехи, подобное тюрьме в фауне или флоре. Так же, как Гехином (Ад) — тип наказания, таким же образом, после смерти есть и другие наказания. Человек не рождается животным; скорее его душа застревает в животном на какой-то период времени, установленный Б-жественным Правосудием. Таким образом, хотя используется слово «гилгуль», понятие очень отличается от того, что обычно называется гилгулем. Вообще гилгуль означает новую жизнь с новыми возможностями, еще один шанс исправить и собрать побольше мицвот. Действительно, согласно ГР"А диспут между Бейт Шамай и Бейт Хилель (Эйрувин 13б) относительно того, лучше ли человеку родиться или нет — относится только ко второму гилгулю. С одной стороны есть новая возможность сделать побольше мицвот, но с другой стороны можно также сделать и больше нарушений.

[3] Действительно можно объяснить и без понятия гилгулей, почему некоторые праведные люди страдают, в то время как злодеи процветают. Ведь главная награда и наказание — после смерти, и верующий человек знает, что, в конечном счете, все благодеяния и грехи будут должным образом скомпенсированы. Возможно объяснить и почему человек может родиться с дефектами как слепота, нехватка органов и т.д. Мы можем сказать, что Всевышний знает, что для этого специфического человека так будет лучше, т.к. если бы он родился нормальным, он бы злоупотребил своими возможностями. Теперь, его физические дефекты препятствуют деланию плохого, и он может получше сконцентрироваться на выполнении хорошего. Труднее объяснить, почему некоторые дети умирают перед достижением возраста, когда могут выполнить мицвы. Хотя его смерть можно расценивать, как наказание родителей, трудно понять, что случается с его собственной душой. Однако, как только мы знаем о понятии гилгулей, все становится ясным. Специфическая смерть не конец деятельности в этом мире. Душа, возможно, была здесь прежде и, возможно, прибудет сюда еще много раз, пока не достигнет своего исправления. Человек, рождающийся с дефектами, может страдать из-за того, что он сделал в другой жизни. Кроме того, различные утверждения наших мудрецов становятся более понятными. Наши мудрецы учат, например, что тот, кто прикидывается калекой, чтобы собирать милостыню, в результате станет калекой. Так действительно случится, хотя не обязательно в той же самой жизни.

[4] См. например Мидраш Техилим, 9.

[5] Это очень хорошо известный Мидраш, и сидуры цитируют его в примечаниях к поэме «Эле Эзкера», которую читают в самой святой молитве года: в повторение мусафа в Йом Кипур. Некоторые комментаторы объясняют, что эти десять мудрецов жили в различные времена, потому что они предполагают, что двое из убитых: Шимон и Йишмоэль были первые Раббан Шимон Бен Гамлиэль и первый Раввин Йишмаэль Бен Элиша. Однако согласно Дорот Аришоним эти десять мудрецов жили в одном поколении и были убиты во время преследований Андриана. Одно из доказательств — тот факт, что Шмуэль Акатан предсказал, когда он умирал, что Шимон и Йишмаэль будут убиты, а так как Шмуэль Акатан жил в Явнее после разрушения Храма, они не могли быть первыми Раббан Шимон Бен Гамлиэлем и Рабби Йишмаэль Бен Элишей.

[6] В Зоар Хадаш, конец главы Ки Тиса; см. также ГР"А в Яхель Ор к Хехалот Зоара 2:255а.

[7] Случай этих десяти мучеников был, таким образом, особой ситуацией смерти без греха. Хотя и эти десять мудрецов имели некоторые незначительные провинности (см. Тана Дебе Элияху Раба, 30), их смерть вместе с дальнейшими смертельными случаями еврейских мучеников была типом корбана, готовя путь к заключительному исправлению (см. Шаар Агилгулим, 36-ое предисловие, Рамхаль, Кинат Ашем Цева-от, начиная с Маамар: Асара Харугей Малхут, в стандартном выпуске Гинзей Рамхаль он находится на странице 103).

[8] См. также Рамхаль (Кинат Ашем Цева-от, начиная с Маамар: Йосеф и жена Потифара, в стандартном выпуске Гинзей Рамхаль он находится на странице 102), что Иосеф был почти готов иметь отношения с женой Потифара, думая, что в этом будет Тикун, попадающий в категорию греха «лешем шамаим», см. также наши слова к главе Ваехи.

[9] Причина, почему его называют Агадоль — «старший», — в том, что Рубен был самым старшим братом.

[10] См. Раши к этому месту в Талмуде, см. также Рабейну Хананеля и Шаарим Амецуяним Бехалаха для другого объяснения, за что Рабби Элиэзер был пойман.

[11] Получается, что Рубен не считается среди десяти мучеников, но десятым считают самого Йосефа! Причина в том, что он был тем, кто говорил плохо о братьях, и, в конечном счете, вызвал их ненависть.

[12] См. например ГР"А к Мишле (14:25), что если укравший у другого не вернет украденный объект, они возвращаются в гилгуль, чтобы могла быть сделана компенсация.


Пророк и мудрец, один из основателей первой в мире ешивы, наставник наших праотцев Авраама, Ицхака и Яакова Читать дальше