Темы: Сотворение мира, Тора и наука, Праздники, Астрология, Астрономия, Богобоязненность
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныГде в Торе написано про космос: зачем он нужен в этом мире? И что о нем там написано? Натаниэль
Здравствуйте, Натаниэль!
Спасибо за интересный вопрос.
Сначала определимся с понятиями. Когда мы говорим о Торе, то различаем Письменную Тору — Пятикнижие, Пророки и Писания (всё вместе — Танах), и Устную Традицию — Талмуд, Мидраш, Каббала.
А когда мы говорим о космосе, то, насколько понимаю, имеем в виду звезды, кометы, планеты, галактики, созвездия и т. п. и закономерности их движения. И, соответственно, в ответе речь пойдет об упоминании космических объектов в обеих частях Торы.
В самом начале Пятикнижия, где описывается сотворение мира, упоминается и сотворение небесных тел, и их назначение (Берешит 1:14-18): «И сказал Б-г: Да будут светила на своде небесном, чтобы отделять день от ночи; и будут они для знамений, и для времен (назначенных), и для дней и лет. И будут они светилами на своде небесном, чтобы светить на землю. И было так. И создал Б-г два великих светила: светило великое для правления днем и светило малое для правления ночью, и звезды. И поместил их Б-г на своде небесном, чтобы светить на землю. И править днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И видел Б-г, что хорошо».
Рассмотрим эти стихи Торы. В святом языке слово «звезда» (кохав) означает и планеты, и кометы. Значит, когда Тора говорит: «светило великое для правления днем и светило малое для правления ночью, и звезды», она подразумевает Солнце, Луну и все остальные небесные тела.
Теперь о цели их творения. В этих стихах названо несколько функций небесных тел:
1) Отделять день от ночи. Есть заповеди, которые выполняют только днём, а есть такие, которые выполняют только ночью. По Солнцу определяют начало дня, по звездам — начало ночи.
2) Для знамений. Некоторые комментаторы говорят, что тут идёт речь о таких знамениях, как затмение Солнца или Луны, которые являются плохим знаком для мира. А один из комментаторов полагает, что тут имеется в виду астрология.
3) Для времён назначенных. По новолунию мы определяем начало месяца и в соответствии с этим узнаем время наступления всех праздников и других важных событий (бар- и бат-мицва и т. п.).
4) Для дней и лет.
5) Чтобы светить на землю. Свет означает и тепло.
6) Для правления. Есть мнение, что здесь упоминается основа астрологии, то есть то, что Творец дал небесным телам силу влиять на всё происходящее на земле.
Кроме того, в книге Эйова (38:31-33) мы находим упоминание названий созвездий: «Можешь ли ты связать узлы (созвездия) Кимы и вязать узлы (созвездия) Кесила? Выведешь ли ты в (установленный) срок (созвездия) Мазорот и проводишь ли (созвездие) Айиш с детьми? Знаешь ли ты уставы неба? Можешь ли ты установить их господство на земле?»
Теперь поговорим об источниках Устной Традиции. В Мишне и Гмаре есть множество свидетельств о том, что еврейские мудрецы занимались астрономией и имели в этой области обширные познания.
Приведу один удивительный пример. В Талмуде (Орайот 10а) есть такая история. Тана (мудрец Мишны) раби Йеошуа Бен-Ханания плыл на корабле вместе с Рабаном Гамлиэлем. Через несколько недель путешествия у Рабана Гамлиэля закончилась провизия и он спросил раби Йеошуа, не может ли тот поделиться с ним. Раби Йеошуа ответил утвердительно и пояснил, что взял с собой двойной запас пищи.
Рабан Гамлиэль поинтересовался, откуда раби Йеошуа знал, что путешествие так затянется, ведь если бы всё шло, как обычно, они давно уже должны были бы прибыть к месту назначения. Раби Йеошуа объяснил: он знал, что моряки ошибутся в пути, так как есть одна звезда, которая появляется на небе раз в семьдесят лет и вводит мореплавателей в заблуждение. И из-за этого путешествие затягивается.
Судя по всему, речь идёт о комете Галлея, которую описал английский учёный Джон Галлей около трёхсот лет назад. Он писал, что эта комета появляется каждые семьдесят лет, и позже это было подтверждено. Если это действительно так, то раби Йеошуа знал об этой комете уже около двух тысяч лет назад!
Как он мог прийти к этому открытию сам? Ведь оно требует десятков или даже сотен лет астрономических наблюдений? Ответ: скорее всего, он получил это по Традиции, передающейся из поколения в поколение со времён дарования Торы. И таких примеров множество. Так, мудрецы знали средний цикл новолуния, который не так давно опубликовал глава американского Космического центра. Знали о планетах солнечной системы, о 12 созвездиях Зодиака, о вращении Земли и ее шарообразной форме и т. п.
В заключение приведу стих из книги пророка Йешаяу (40:26): «Поднимите глаза ваши в высоту (небес) и посмотрите — кто сотворил их? Тот, Кто выводит воинство их счётом, всех их по имени называет Он; от Великого могуществом и от Мощного силой никто не скроется».
Отсюда ещё одна очень важная «функция» космоса и астрономических объектов, которая не была упомянута выше. Получив некоторое представление о грандиозности космического пространства, можно прийти к ощущению непостижимого могущества Творца. А это, в свою очередь, должно помочь человеку ощутить трепет перед Его величием. Это основная задача в жизни человека, как сказано (Дварим 10:12): «А теперь, Исраэль, чего Господь, Б-г твой, требует от тебя? Того только, чтобы бояться Господа, Б-га твоего…»
С уважением, Менахем Эпель
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Шимон Соскин
Как известно, астрология — это наука о влиянии небесных светил на жизнь людей. Она утверждает, что расположение звезд и планет в момент рождения человека определяет его способности, характер и судьбу в целом
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Этапы возникновения животного мира
Рав Берл Набутовский
«Хочешь ли ты, чтобы Я разрушил этот мир и создал его заново, и тогда, может быть, ты родишься под более удачным созвездием?»
Рав Замир Коэн
Рав Зеев Гершензон
В интернете на разных сайтах время различается на несколько минут...
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Тора, наука и тетя Белла»
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Еврейский историк, математик и астроном
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Реувен Куклин
Меня этому никто никогда не учил?..
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Для нужд праздника можно варить и печь
Рав Цви Патлас,
из цикла «Пути жизни «Орхот Хаим»»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его