Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Киберзащита. Можно ли посылать вирусы потенциальным хакерам?

Темы: Запреты, Прогресс и Тора, Заповеди, Компьютер, Ответственность, Воровство

Отложить Отложено

Наша фирма занимается разработкой технологий по кибербезопасности. Основная задача — это защитить сайты и программы пользователей от внешних атак и взломов. Недавно один из сотрудников предложил не только заниматься пассивной защитой, но и создать алгоритм, который бы посылал вирусы взломщикам, чтобы таким образом отбить у них желание заниматься подобной деятельностью.

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам.

Ответ на этот вопрос может зависеть от различных обстоятельств, поэтому в каждом конкретном случае лучше посоветоваться с компетентным раввином, чтобы выяснить все детали. Но давайте попробуем рассмотреть данную тему в общем.

Мишна (Маасер Шени 5:1) говорит: человек, в урожае которого есть плоды, запрещенные в пищу, например, плоды дерева в первые три года после посадки — орла или плоды четвертого года — нэта рэваи, должен пометить их, чтобы их случайно не съели.

Раби Шимон бен-Гамлиэль говорит, что такая обязанность существует только в седьмой год (шмита), когда любой человек имеет право зайти в сад и есть плоды, а в другие годы такой обязанности нет.

Давайте попробуем задуматься: согласно первому мнению, приведенному в мишне, для кого мы должны помечать плоды? — Для вора, который залез в сад без спроса! И, тем не менее, мы должны позаботиться, чтобы он не нарушил другие запреты, хотя он нарушает запрет воровства.

В таком случае получается, что раби Шимон бен-Гамлиэль считает: мы не должны заботиться о нарушителях и, если кто-то из них залез в сад, украл и съел запрещенные плоды, то он сам виноват. Талмуд (Бава Кама 69а) даже приводит весьма резкое утверждение по этому поводу: «Пусть злодей подавится!» (альитэни лэ-раша вэ-ямут). В конечном счете, закон устанавливается в соответствии с мнением раби Шимона (Рамбам, Маасер Шени 9:7).

Автор Хавот Яир (респонс 142) пишет, что он никогда не понимал этот закон. Ведь все евреи ответственны друг за друга, а это подразумевает обязанность заботиться, чтобы другие евреи не нарушали запреты — не только умышленно, но и по незнанию. Кроме того, есть запрет «ставить препятствие перед слепым», соблюдение которого включает в себя заботу о том, чтобы другие евреи не нарушали заповеди.

Более того, даже если человек нарушает один запрет, в данном случае воровства, это вовсе не значит, что он готов нарушить и другие запреты, в частности, есть запрещенные плоды.

Получается, линия рассуждения строится так: если человек нарушает одну заповедь, это вовсе не значит, что нам всё равно, нарушит ли он и другие заповеди. Поэтому надо понять, почему Галаха (еврейский Закон) не предписывает помечать запрещенные плоды, хотя есть вероятность, что вор их съест.

Многие галахисты следуют этой линии, и каждый по-своему объясняет, почему не нужно заботиться о нарушителе.

Например, Хазон Иш (к Дмай 8:9) пишет: человеку запрещено брать чужие плоды, поскольку это будет воровством, а потому хозяин не обязан еще как-то помечать эти плоды, так как они уже запрещены вору. Хозяин не должен опасаться, что кто-то нарушит запрет воровства и съест запрещенные плоды. И, даже если это произойдет, это не означает, что хозяин способствовал нарушению запрета.

Радваз (респонс 1223) также следует этой линии. Он говорит о случае, когда в еврейском суде истец — Реувен — должен поклясться, что ответчик — Шимон — должен ему деньги. Шимон точно знает, что Реувен готов поклясться ложно, нарушив таким образом строгий запрет. Поэтому Шимон спрашивает: обязан ли он отдать деньги Реувену, чтобы спасти его он нарушения запрета ложной клятвы?

Радваз отвечает однозначно: Шимон не обязан терять свои деньги, чтобы спасти Реувена от нарушения запрета. В этом случае речь идет о финансовых потерях. Но в других случаях, когда человек не теряет деньги, он всё еще обязан заботиться о том, чтобы другой не нарушал запреты.

Однако некоторые галахисты следуют иной линии. Они полагают: мы вообще не обязаны заботиться о нарушителях. И если они нарушат дополнительные запреты, то — сами виноваты.

Раби Шломо Сирилио (16 в., Испания, Турция, Эрец-Исраэль; комментарий к Йерушалми, Дмай 3:3) и Меири (к Бава Кама 69а) так объясняют, почему не существует обязанности помечать запрещенные плоды. Они полагают: мы не только не обязаны заботиться о воре, но и будем только рады, если он нарушит и другие запреты, поскольку тогда возмездие придет скорее.

И Шах (Йорэ Дэа 151:6) полагает: не существует обязанности заботиться о том, чтобы еврей, нарушающий одни заповеди, не нарушил другие. Рав Ицхак Шмелькес (1827-1904, Галиция; респонс Бейт Ицхак 29:4) пишет, что Шах сделал этот вывод на основании сказанного в нашей мишне о плодах.

Современные галахисты, основываясь на этих источниках, обсуждают случай, который произошел в одной из школ. Там дети издевались над одним мальчиком, докучали ему. Среди прочего, каждый день они воровали бутерброд, который он приносил с собой из дома. Мальчик дошел до отчаяния и решил отомстить недругам.

Сказал маме, что сам приготовит себе бутерброд в школу. В бутерброд положил какое-то вредное для здоровья вещество. На следующий день во время большой перемены, когда дети после еды играли на площадке, один из мальчиков внезапно согнулся и стал жаловаться на боли в животе. Его отвезли в больницу, промыли желудок, и через несколько дней он вернулся домой. Теперь обиженный мальчик знал, кто издевался над ним.

С одной стороны, можно сказать: мальчик имеет право положить вредное вещество в свой бутерброд и, если кто-то украдет бутерброд, будет сам виноват. Подобно тому, как хозяин плодов не обязан помечать запрещенные плоды. Однако, с другой стороны, можно сказать: хозяин плодов не обязан оберегать вора от последующих нарушений, но это не значит, что хозяин может активно вредить вору, тем более, физически.

В Вашем случае речь идет о том, чтобы посылать вирус взломщикам сайтов и программ. Это похоже на причинение активного вреда нарушителю. Поэтому в конкретной ситуации, как мы упоминали лучше обсудить все детали с компетентным раввином.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его