Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Лот стал судьей в Сдоме, Йосеф — управленцем в Египте. Как такое возможно?!

Темы: Йосеф, Самопожертвование, Лот, Египет, Авраам, Суд, Праведники, Египетское рабство, Сдом

Отложить Отложено

Здравствуйте. Известно, что Лот поселился в Сдоме и сделался судьей. Хоть он и не был праведником, но все же был по своим этическим качествам выше жителей той земли. А праведный Иосиф в Египте стал управленцем. Хотя нравы египтян были тоже не самыми лучшими.

Скажите, как такое возможно? Если мы имеем советский опыт, в котором процветало кумовство и выборка соотносительная лояльности партии? Федор

Отвечает рав Александр Красильщиков

Здравствуйте, Федор!

Спасибо за интересный вопрос. Дилемма, стоит ли пытаться повлиять на ситуацию, когда, кажется, изменить ничего нельзя, когда единичное самопожертвование представляется бессмысленным и даже «вредным», — или предпочесть бездействие, очень древняя.

Действительно, считается «рациональней» и проще жить своим тесным мирком, говоря себе, что «под лежачий камень вода не течёт», когда вмешательство не просто бесполезно, но и опасно. Собственное благополучие и спокойствие близких может оказаться под угрозой лишь потому, что человеку захотелось «погеройствовать», побороться «за справедливость».

Более того, бывает, что общественная активность там, где само государственное устройство коррумпировано и мафиозно, может потребовать от «активиста» тех или иных этических уступок, сделки с совестью и «закрытия глаз» на те или иные моменты. В таких случаях человек зачастую спрашивает себя: а стоит ли «овчинка выделки», а стоит ли «игра свеч»? И т. д., и т. п.

Но, раздумывая о таких вещах, мы забываем, в Чьих руках на самом деле решение глобальных вопросов. Повлияет ли наше поведение на общую ситуацию, изменят ли наши усилия положение к лучшему — эта не наша забота. Решение, предпринимать что-либо или нет, обязанность действовать «как надо» не должны зависеть от конечного результата, т. к. настоящие последствия наших поступков от нас скрыты.

Наши действия должны диктоваться лишь этическим императивом, данным нам Свыше. Мы должны пытаться повлиять на ситуацию в той мере, в какой это требует наш долг, чтобы, в конечном счёте, не оказаться пособниками зла. Последствия же или успех наших усилий зависят не от нас.

Когда Авраам, наш праотец, умолял Творца пощадить приговорённые к уничтожению города (Сдом, Амора, Амма и др.), он апеллировал к Высшей Справедливости, говоря, что негоже уничтожать праведников «в городе», даже если их там только десятеро. Что же такое — «праведники в городе»? Скорее всего, «добрых», «нормативных» людей в Сдоме и Аморе было больше десяти. Но праведников «в городе», которые противостояли бы насаждению отвратительных порядков, пытались бы изменить ситуацию, — кроме Лота не нашлось.

Лот, который, рискуя своей жизнью и семьей, приютил чужестранцев — а ведь это было строжайше запрещено, — поступил так не потому, что надеялся, что это перевоспитает жителей города. Он просто действовал так, как научился в доме Авраама. Очевидно, что и его назначение судьёй (на самом деле, насколько я знаю, эта должность в Сдоме была сменной, эдаким дежурством, распределением ответственности среди граждан) было связано с его попытками хоть как-то повлиять на ситуацию.

Что же касается возвышения Йосефа в Египте, то и это был Б-жественный план, который должен был подготовить почву для египетского рабства и последующего Избавления и Исхода. Цари и правители стран — всегда исполняли сугубо служебную роль в планах Создателя, Направляющего ход истории. Так что в этом случае всё более-менее ясно.

Но, в отличие от других, занимая свой высокий пост, Йосеф ни на йоту не поступился этическими критериями, полученными в доме отца. Так он воспитал и своих сыновей — Эфраима и Менаше. И Ваш вопрос лишь подчёркивает величие духа и праведность Йосефа.

С уважением, Александр Красильщиков

Материалы по теме

Смысл заповеди обрезания

Рав Элияу Левин

Обрезание крайней плоти является одной из «непонятных» заповедей. Даже тот факт, что это полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого.

Наш праотец Авраам

Рав Моше Пантелят

Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?

Как евреи, привыкшие за сотни лет чувствовать себя рабами, смогли освободиться от этого чувства?

Рав Яков Шуб

Ведь многие народы так и не смогли…

Гер-Цедек — польский граф Потоцкий, ставший евреем

С. Бернфельд

Среди людей, которые перешли в иудаизм, было немало ярких личностей. Для многих такой шаг означал подписание себе смертного приговора. Граф Валентин Потоцкий, молодой человек, который разочаровался в католичестве, являет собой пример праведного прозелита.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его