Почему женщина была создана из ребра Адама?8 марта 2016 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте! Меня интересует такой вопрос. Как можно интерпретировать то, что Б-г создал женщину из ребра Адама, а не как самого Адама? Есть ли в этом какой-то особый скрытый смысл, который раскрывает значение женщины для Б-га? Заранее спасибо. Читать дальше |
|
Почему создание золотого тельца — идолопоклонство? Ведь народ искал замену Моше, а не Б-гу?7 марта 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Согласно многим комментаторам, во время Синайского Откровения народ достиг уровня Адама — до того, как он стал смертным. Как получилось, что смогли убить Хура? Ведь это произошло до создания золотого тельца. Почему Тора умалчивает о последствиях нарушения одной из 10-ти заповедей — «Не убей», которую все слышали? И в то же время обвиняет народ в идолопоклонстве, которого не было? Ведь народ искал замену Моше, а не Всевышнему, и Он сам прощает народ по слову Моше. Если бы идолопоклонство было на самом деле, Он бы их не простил! Кальман Читать дальше |
|
Почему такое странное название — «хлебы предложения»? Что значит «предложение»?26 февраля 2016 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом! Скажите, пожалуйста, почему хлебы в скинии называются «хлебы предложения»? Как я понимаю, буквально с Иврита переводится это как «хлеб лица»? Вообще, откуда взялось слово «предложения» в данном вопросе? Тода раба. Оксана Читать дальше |
|
Хотелось бы знать происхождение алфавита «стам»…24 февраля 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом. Хотелось бы знать происхождение алфавита «стам», который дошёл до нас через устную традицию… Есть ли о нём упоминания в Талмуде? Есть масса алфавитов-письменностей, которые приводятся в разных учёных источниках, но мне интересна исконность первородства иврита (лешон а-кодеш). Благодарю, Шабтай Читать дальше |
|
От Всевышнего можно скрыться?10 февраля 2016 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте! В Торе (Бытие) говорится: «…и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле» (Брейшит 4, 14). Разве это не противоречит догмату иудаизма о том, что Всевышний вездесущ и невозможно скрыться от глаз Его, и что слышит Он мысли наши? Мария Читать дальше |
|
Убил ли Авель животное, когда приносил его в дар Б-гу?7 февраля 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте, уважаемые раввины. Меня интересует, убил ли Авель животное, когда приносил его в дар Богу. Как я понимаю, до Ноя люди были вегетарианцами и не убивали животных. Поэтому, если все-таки он убил, какие на это должны у него были быть основания? Спасибо. Читать дальше |
|
Праотцы не знали четырехбуквенного Имени Б-га?31 января 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом. Согласно мидрашу, отправляя Оснат, дочь Дины, в Египет, Яаков повесил ей на шею табличку с именем Б-га. Из раздела Ваэра мы знаем, что Ашем не открывался Яакову с четырехбуквенным Именем. Какое из других Имен можно вешать на табличке на шею, чтобы оно охраняло? Спасибо. Читать дальше |
|
Моше и Яаков видели Всевышнего лицом к лицу?21 января 2016 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Написано, что Моисей видел Всевышнего лицом к лицу, и также Яков назвал место борьбы с ангелом — Пенуэл, ибо видел Всевышнего лицом к лицу и не умер. Но ведь написано, что Всевышнего никто никогда не видел. И если увидеть Его лицо — смерть. У меня на этот счет есть свое мнение, но хотел бы услышать толкование раввинов, и может, вы сможете объяснить с точки зрения иудаизма, как можно это понять. С. Читать дальше |
|
Что написано в Тэилим 110? И как правильно звучит имя Бога?20 января 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! В псалмах царя Давида — Теилим 110 — написано следующее: «Слово Йеговы к Адонаю моему: сиди справа от Меня, доколе не сделаю врагов твоих подножием ног твоих… Клялся Йегова и не раскается: ты священник вовеки, по слову Моему, — (как) Малкицэдэк». Кого царь Давид назвал Адонаем, которого Йегова сделал священником навеки, как Малкицэдэк? Речь явно не о самом Давиде, ведь он не был священником. Е. Читать дальше |
|
Почему Паро не попытался «ликвидировать» Моше?17 января 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский День добрый! Вопрос в связи с прошедшим Песахом: почему Паро никак не попытался «ликвидировать» или сослать куда подальше Мойше рабейну? Даже если учесть, что один раз уже его казнить не вышло, можно было попытаться вырвать язык, выслать за город, ну и т.д. Почему Паро всё это спокойно слушал и терпел, видя, что ничего не может противопоставить самим казням? Ishayahu Читать дальше |
|
Почему Йосеф так вёл экономику в Египте?..20 декабря 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемый раввин! У меня вопросы о Якове и Йосефе. 1) Почему Йосеф так вел экономику в Египте, что разорял жителей и, в конце концов, сделал их даже рабами. Но тот хлеб, который они просили в голодные годы, был ими же выращен, а затем у них отобран с помощью новых введенных законов? Таким образом, Йосеф обогащал фараона и, возможно, выслуживался перед ним? 2) На ком женился Йосеф в Египте, и были ли его сыновья Эфраим и Менаше евреями? Понятн, что должны были быть, но каким образом? 3) Почему Яков сказал Йосефу, что Эфраим и Менаше пусть будут его, Якова, а остальные дети, которые родятся у Йосефа, будут уже Йосефа? Для чего это нужно было, и зачем самому Якову еще два сына? 4) Почему Яков выбрал для благословения именно детей Йосефа, ведь у других сыновей тоже были дети и в формировании еврейского народа они все имели равное значение? 5) Имеют ли сейчас имена сыновей Якова и предсказанная им судьба влияние на тех мужчин, которых сегодня называют их именами? Если есть связь, то стоит ли называть некоторыми из имен (например, Биньямин, которому предсказано, что забудет наставления отца, хищным волком будет рыскать по земле)? 6) Йосеф был одним из младших братьев. Почему сказано, что умирая (в 110 лет), дал завещание братьям? Или имеется в виду уже молодое поколение, которое называется «братьями», т.е., родственниками? 7) Почему Яков не захоронил Рахель в пещере Махпела? Там находились все его предки и вторая жена, почему так случилось, почему так нужно было, чтобы Рахель там не было? 8) Сказано, что у Якова родилось 12 сыновей и дочь Дина. У него рождались только сыновья или и дочери тоже, но о них ничего не говорится, кроме Дины, которая упоминается из-за истории, повлиявшей на судьбу семьи? Спасибо. Елена, Киев Читать дальше |
|
Почему слово «Создатель» употреблено в форме множественного числа?13 декабря 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! В отрывке Коэлет 12, 1 Всевышний упомянут во множественном числе в слове «Создатель», то есть буквально «Создатели». Но Тора учит, что Создатель один, как это объяснить? Спасибо. Р. Читать дальше |
|
Как звали мать Авраама?19 ноября 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский В Письменной Торе сообщено, кто является отцом Авраама, но ничего не сказано про его мать, даже имени. Почему? Вообще, что известно из Устной Торы или других источников о матери Авраама? А. Читать дальше |
|
Что означает имя, приводимое в книге пророка Йешаяу (9, 5)?10 ноября 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте! У пророка Йешаяу (9:5) написано: «и наречено имя ему Пэле-йоэйц-эйль-гиббор-авиад-сар-шалом». Скажите, пожалуйста, как это имя будет по-русски. Что оно означает? Н.? Читать дальше |
|
У меня вопрос о значениях слов, которые в Священном Писании обозначают понятие «грех»6 ноября 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Уважаемые равы, у меня вопрос по значению слов, относящихся к понятию греха в Священном Писании. Приведу некоторые из них (возможно, есть и другие): хет [חטא], хаттаа [חטאה], авон [עוון], пеша [פשע], ашам [אשם], ашма [אשמה], шегага [שגגה], реша [רשע], авера [עבירה]. Хотелось бы узнать, какие смысловые различия кроются за этими терминами? Заранее спасибо. Р. Читать дальше |
|
Была рядом с терактом и спаслась. Как благодарить Вс-вышнего?20 октября 2015 года, отвечает Рав Яков Шуб Шалом. Сегодня я с двумя сыновьями находились в месте теракта на центральной станции в Иерусалиме. Была паника, мы слышали стрельбу и видели стреляющих в масках (выяснилось потом, что это были наши солдаты), мы бежали, прятались в ближайшей гостинице около часа (было подозрение, что еще один террорист прячется в той же гостинице), полиция не разрешала выходить. Дети пережили очень нелегкий вечер. Нужно ли нам читать Биркат ха-гомель или что-то еще в связи с ситуацией в благодарность за спасение? Спасибо. А. Читать дальше |
|
В какой день в синагоге читают Книгу Йоны?21 сентября 2015 года, отвечает Рав Мендель Агранович Шалом алейхем. Скоро праздники. В какой день читают «Мафтир Йона»? И почему люди за его чтение дают большие деньги? Какие сгулот он содержит? И что делать, если человек купивший его, не знает иврита? Будут за него читать? С наступающими Вас. Эмиль Читать дальше |
|
Есть ли связь между 39 работами, запрещенными в Субботу, и 39 палками, положенными грешнику?6 августа 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес В Мишне в трактате Шаббат (7:2) сказано: «Работ (запрещенных в Субботу) — сорок вычесть одну», и затем перечисляется список 39 работ. У меня вопрос: почему не сказано напрямую «тридцать девять работ», зачем выражаться «сорок вычесть одну»? И еще, есть ли какая-то связь между этими 39 работами и 39 палками, которыми наказывался нарушитель закона Торы? В обоих случаях то же число — тридцать девять. Большое спасибо. Читать дальше |
|
За что был наказан Змей?27 июля 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, меня интересует вопрос по Бытию 3:14-15: почему змею вменяется вина? Ведь он выполнил свою задачу (создал испытание). И что означает это наказание для него? И еще: что за вражда между змеем и женою и между семенем ее и его? Спасибо. Андрей Читать дальше |
|
Учусь у Лайтмана, но ощущаю, что должно быть что-то другое…14 июля 2015 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Здравствуйте! Я обращаюсь к вам с вопросом, очевидно, не новым для вас. Но тем не менее. Я более 8 лет слушаю уроки Михаэля Лайтмана, вхожу в группу, активно участвую в общей жизни, следуя общим советам. Однако постепенно накапливается очень много внутренних противоречий и вопросов, которые требуют понимания и разъяснения. Поэтому решила обратиться к вам и услышать ваше мнение. Свою учебу у Лайтмана я начала с огромной радостью и энтузиазмом, это было действительно огромным открытием и выходом из образовавшегося тупика. Казалось, все стало на свои места, все получило объяснение, мир вновь окрасился радостными красками, но после 6-7 лет учебы, что-то стало меняться. Требования стали превышать возможности. Усложнялось все тем, что мой муж не учился вместе со мной, и я, как могла, старалась уравновесить все стороны и все интересы. Постепенно проблемы стали касаться в той или иной степени всех сторон жизни — и материальной, и семейной, и социальной, начались внутренние сомнения и выяснения. В чем-то эти состояния получали объяснение на уроках под общим названием «борьбы с эгоизмом и со своим злым началом», надо сказать, что борьба становилась очень тяжелой, к тому же жертвами этой борьбы были близкие мне люди, наши взаимоотношения, дом. Вокруг тоже происходило много событий, которые заставляли задуматься. Но оставлять обучение и участие в общей работе по распространению очень сложно, поскольку понимаешь, что окажешься опять один на один с этим миром в его движении, погоне за деньгами, лжи, пустоте, собственно, тем, от чего с радостью ушла к Лайтману. Однако и с продолжением учебы тоже много вопросов: стала меняться содержательная часть уроков, повышается требовательность к постоянному выполнению внешних действий в распространении. Ощущение, что все запутывается и тобой манипулируют. Но, с другой стороны, я не представляю, как смогу вычеркнуть из жизни желание глубже узнавать традиции и законы еврейского народа. Изначально я ощущала, что даже на том, самом начальном уровне, они живут во мне, еще не озвученные — звучат. Я попала в свой потерянный мир. С одной стороны, я очень благодарна Лайтману, что он открыл для меня и таких, как я, эту дорогу, но дальше? Я ощущаю, должно быть что-то другое, а не то, куда он ведет свою группу и как строит общую политику. Много несогласий и внутренней критики, мне стало все меньше и меньше это подходить. Но что же дальше, в чем может быть продолжение? Буду безмерно благодарна, если получу ответ. Спасибо! Т. Читать дальше |
|
В Торе сказано как-то так: «Если кто-то видел чужой грех и не остановил, Б-г спросит с него за его кровь»?8 июля 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемый Рав. Меня интересует вопрос, в Торе… как-то сказано: «Если кто-то видел чужой грех и не остановил, Б-г спросит с него за его кровь» или около того. Как сказано точно? Где это находится? Как это следует понимать? К кому относится? Можно коротенький пример? Заранее благодарен, И. Читать дальше |
|
Я нашел кошелек, не имеющий каких-либо особых признаков. Искать владельца?7 июля 2015 года, отвечает Рав Лейб-Нахман Злотник Как должен поступить человек, который найдет на улице кошелек, не имеющий каких-либо признаков, чтобы найти владельца? Михаэль Читать дальше |
|
Что значит «Печать Всевышнего — Истина»?6 июля 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом. Несколько раз приходилось слышать выражение «Печать Всевышнего — Истина». Если можно, поясните, что имеется в виду. Большое спасибо. Читать дальше |
|
Мы карлики на плечах великанов?11 июня 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. Мне не до конца понятно соотношение нашего духовного уровня с уровнем предыдущих поколений. С одной стороны, все говорят о йеридат а-дорот — снижении духовного уровня поколений, а с другой — есть известное выражение, что наше поколение подобно карликам, стоящим на плечах у великанов. Как я понимаю, это значит, что хоть сами мы гораздо меньше, но благодаря гигантской работе всех предыдущих поколений мы оказались на их «плечах», т.е. духовно выше их и видим дальше, хотя собственная наша заслуга в этом минимальна. И действительно, слава Б-гу, сегодня мы видим, насколько процветает изучение Торы, помощь бедным и неимущим, поддержка больных и т.п. Читать дальше |
|
Почему царь Давид взял пять камней, если он убил Голиафа одним?4 июня 2015 года, отвечает Рав Яков Гельфман Шалом, уважаемый рав! В Книге Шемуэйл I сказано: «(40) И взял палку свою в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в свою пастушескую сумку и в мешок, и с пращой в руке своей подошел к Пелиштимлянину». Почему Давид взял пять камней, если он убил Гальята одним? Спасибо! Коль брахот! А. Читать дальше |
|
Почему назорею нельзя есть виноград? Про вино и крепкие напитки понятно...3 июня 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте, объясните, пожалуйста, почему в Числах, в 6 главе говорится о том, что назореи должны воздерживаться от винограда, им нельзя есть ни сырые, ни сушеные виноградные ягоды? Понятно, что пить вино, крепкие напитки нельзя. Но почему сюда попадает виноград? Заранее спасибо за ответ. Читать дальше |
|
Кто был инициатором отправки разведчиков в Святую Землю? Всевышний или народ?31 мая 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Уважаемые раввины! Читаю Библию в Синодальном переводе и возник вопрос. Числа 13:2-4; Второзаконие 20:23. Кто был инициатором отправки соглядатаев? Я более чем уверен, что в Библии нет противоречий, но не могу понять этот текст. Возможно, здесь недостаток перевода. Заранее благодарю за ответ. Александр Читать дальше |
|
Отец взял в долг и не вернул, что делать?17 мая 2015 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте, мы с отцом религиозные люди, но недавно он меня обманул, взял у меня в долг триста тысяч рублей и не отдал, говорит я у тебя не брал, я с ним больше не общаюсь, он предатель, скажите как мне быть по закону торы? С Уважением Реувен! Читать дальше |
|
Чем хороши шатры Яакова?14 мая 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! В начале молитвы Шахарит упоминается о шатрах Якова. Уверен, что этот невероятный по красоте стих несет в себе глубокий смысл. Не могли бы вы истолковать этот параграф? Спасибо. Юрий Читать дальше |
|
Чем отличается скала ЦУР, по которой Моше ударил, от скалы СЭЛА, с которой надо было говорить?27 апреля 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте! Чем отличается скала ЦУР, по которой ударил Моше, в книге Шмот от скалы СЭЛА, с которой надо было говорить, в книге Бемидбар? Спасибо. С ув., Виктор Читать дальше |
|
Вредно ли гордиться собой?20 апреля 2015 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Уважаемый Раввин! Шалом. Скажите, пожалуйста, что для нас сегодня означает смирение? Пока Шауль был маленьким в собственных глазах, он преуспевал перед Всевышним, но со временем гордость наполнила его сердце и он перестал быть послушным Б-гу. Какой вывод мы можем сделать об этом сегодня, и чем нам может быть полезна данная история? Спасибо. Сергей Читать дальше |
|
Почему пророк Элиша проклял отроков?10 марта 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Почему пророк Элиша проклял отроков? То, что вышли медведицы и убили отроков, — это ведь следствие проклятия? Неужели это только из-за того, что отроки дразнили пророка плешивым? Н. Читать дальше |
|
Почему никто из жителей Бейт Лехема не хотел помогать Наоми и Рут?9 марта 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом, у меня вопрос по свитку Рут. Как может быть, что все жители Бейт-Лехема, зная, в каком состоянии вернулась Наоми, что она старая, нищая и одинокая, никто из соседей, знакомых или родственников не зашел к ней помочь или хотя бы угостить чем-то. Это видно из того, что уже назавтра Рут пришла собирать колоски в чужом поле. Даже Боаз (состоятельный родственник, праведник и глава поколения), видя, в каком нищенском состоянии находится его престарелая родственница, не зашел к ней, не взял ее на содержание, а оставил Рут заниматься очень тяжелым физически и морально нищенским трудом. И это описывается как норма… Наверно тогда это и была норма…, но сейчас такого человека заклеймили бы позором за бессердечность… Читать дальше |
|
Как объяснить, что вавилонский миф о потопе точнее мифов других народов?19 февраля 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте! Я недавно узнала о том, что существует вавилонский миф об Утнапиштиме, в котором описаны события Всемирного потопа, причем не только сюжет, но и многие детали мифа соответствуют тому, что написано о потопе в Торе. Про потоп есть немало мифов и у других народностей, но у них мало общего с Торой. Как это можно понять? Спасибо. Читать дальше |
|
Есть ли проблема принимать подарки?4 февраля 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом! Я слышал в нескольких уроках упоминание о том, что некоторые (или многие?) раввины не принимают подарков. Объясните, пожалуйста, подробно причину. Как мне относиться к безвозмездной материальной помощи, которую предлагают не очень близкие люди? Говорит ли Тора или устная традиция о какой-то связанной с этим опасности, зависимости и т.п.? Александр, Брест Читать дальше |
|
Раши признал свой комментарий устаревшим?29 января 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Недавно я прочла, что Рашбам передал нам от имени Раши следующую фразу: «Если бы у меня было время, я написал бы новый комментарий, потому что пшат обновляется каждый день». Если я правильно понимаю, это означает, что Раши уже через несколько десятков лет после написания считал свой комментарий недостаточно современным, т.е. это, конечно же, Тора и истина, и все же… «пшат обновляется каждый день». И, следовательно, очень желательно, чтобы у нас постоянно был «обновленный» комментарий, современный нашему дню или хотя бы нашему поколению. Так почему же у нас ситуация полностью обратная? Почему самым популярным и актуальным у нашего народа уже на протяжении многих веков считается тот самый комментарий Раши, который сам Раши уже к концу своей жизни считал недостаточным? Вслед за ним по популярности идут комментарии Рамбана, Ибн Эзры и многих других мудрецов, живших, как и Раши, почти тысячу лет назад. И чем ближе к нам по времени авторы толкований, тем их комментарии менее популярны в народе. Труды Мальбима и р. Шимшона Рэфаэля Гирша сейчас являются, пожалуй, наиболее современными из относительно распространенных комментариев, но ведь и этим «современным» комментариям уже более ста лет… Почему же у нас сейчас такое положение? Почему очень мало кто знаком с какими-то современными комментариями современных раввинов, зато все знают комментарии Раши и постоянно ссылаются на его мнение, хотя он как раз призывал к обратному? Это же парадокс! Заранее благодарю. Читать дальше |
|
Жена змея, искусившего Хаву, была тоже наказана?15 января 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Из Торы мы знаем что, змей был наказан за свой поступок (подстрекательство). Но ведь известно, что все животные были созданы парами. Его жена (пара) тоже была наказана ? Если да, то за что, ведь за личные грехи мужа или жены другая половина не наказывается? С уважением Зеев-Залман. Читать дальше |
|
Какое благословение произносил Авраам после еды?13 января 2015 года, отвечает Рав Зеев Гершензон Шалом. Мир Израилю! Прошу ответить на вопрос: какое благословение произносил Авраам и говорил произносить людям после того, как он их принял и накормил, вместо платы деньгами? Заранее благодарю. Мир Израилю! К. Читать дальше |
|
Один из принципов Торы — «от общего к частному и от частного к общему». Как это понимать?11 января 2015 года, отвечает Рав Авраам Коэн Один из принципов Торы — от общего к частному или от частного к общему — как это объяснить? В. Читать дальше |
|
Мухаммед упомянут в Торе?8 января 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. В общении с мусульманами мне сказали, что в Торе говорится о пророке Мухаммеде. Ссылаясь на Песнь Песней Царя Шломо. «שיר השירים», פרק «ה» Есть в конце данной части слово «מַחֲמַדִּים». Так вот они утверждают что это говорится о Мухаметдине — Мухамеде. Если вам не сложно, дайте мне объяснение данному стиху. Мне тяжело дословно перевести данный текст. Большое вам спасибо заранее Читать дальше |