Темы: Моше, Земля Израиля, Ваэтханан, Чудеса, Природа, Заповеди, Упование, Молитва, Пустыня, Берл Набутовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПочему Моше так страстно желал войти в Эрец Исраэль, и почему Б-г отказал ему в этом?
Вс-вышний дал своему народу Тору и заповедал ему выполнять всё, что в ней написано. Талмуд говорит нам, что в Торе содержится 613 общих заповедей, каждая из которых состоит из множества деталей. На первый взгляд, этот сценарий можно рассматривать так: хозяин-самодур под угрозой наказания заставляет своих рабов выполнять бессмысленные действия, чтобы посмеяться над ними. Тот, кто так думает, забывает, что Вс-вышний — это наш любящий отец и создал нас только для того, чтобы сделать нам добро. Цель выполнения заповедей — вовсе не только в том, чтобы избежать наказания. Это цель также — не только в получении награды в этом мире или даже в мире будущем. Каждая заповедь очищает и исправляет человека и приближает его к Творцу. При этом исполнение каждой из 613 заповедей играет особую роль в исправлении. Недаром знатоки Каббалы говорят, что как тело, так и душа человека состоят из 613 отдельных частей и органов — каждая из заповедей призвана исправить одну из частей тела или один из аспектов нашей души.
Как известно, человек, который сознательно нарушает запрет Торы или целенаправленно избегает выполнения предписания Торы, получает за это наказание. Однако это относится только к тем заповедям, которые данный человек обязан выполнять и которые он может выполнить в данной ситуации. Так, например, запрет ходить на кладбище распространяется только на коэнов мужчин. А мужчине, который не родился коэном, и даже женщине, которая родилась у отца коэна, ходить на кладбище не запрещено. В обычной ситуации запрещено есть некошерную пищу. Но тому, кто умирает с голоду и не может достать кошерную пищу, можно и нужно есть некошерное, чтобы спасти свою жизнь. Человек, который вырос в среде, где не было возможности ничего узнать о Торе и заповедях, не несёт ответственности за их невыполнение. И так далее.
Хотя существуют заповеди, которые человек по изложенным причинам выполнять не обязан, того исправления, которого можно было бы достичь, выполняя их, он тоже не достигает.
Некоторые из 613 заповедей Торы можно выполнить, только находясь в земле Израиля (так называемые мицвот а-тлуйот ба-арэц). К их числу относятся такие заповеди, как отделение десятины, соблюдение субботнего и юбилейного годов и многие другие. Человек, находящийся за пределами Святой Земли, не обязан отделять десятину, имеет полное право обрабатывать землю в субботний год и т.д. Тем не менее, его душа лишена возможности исправиться и приблизиться к Творцу в аспектах, связанных с этими заповедями. Этот недостаток можно частично компенсировать, изучая законы Торы, составляющие эти заповеди. Но идеальный вариант — это, всё же, выполнение соответствующих заповедей на деле. Оговоримся: детальное знание законов, составляющих заповеди, — необходимое условие достижения максимальной награды и максимального исправления при выполнении заповедей. Таким образом, изучение заповедей и их скрупулезное выполнение дополняют друг друга и приводят к наилучшему результату.
Теперь понятно, почему Моше хотел войти в Святую Землю. Он хотел исполнить те заповеди, которые связаны со Святой Землёй и которые можно исполнить, только живя в ней.
Кроме того, такой лидер, как Моше, мог бы построить Храм и создать общество, которое уже никогда нельзя было бы изгнать из Земли Обетованной.
Почему же Вс-вышний не дал ему войти в Святую Землю?
Это было наказанием за то, что Моше не выполнил приказа Вс-вышнего, вернее, за то, что выполнил Его приказ не точно. Сказано в книге Бэмидбар (20:7—8): «И говорил Господь Моше так: Возьми посох и собери общину, ты и Аарон, брат твой, и говорите скале на глазах у них, и даст она воды свои, и ты извлечешь для них воду из скалы, и напоишь ты общину и их скот».
Что же сделал Моше?
Бамидбар (20:11): «И поднял Моше руку свою, и ударил скалу своим посохом дважды, и вышло много воды, и пила община и их скот».
Вс-вышний велел Моше говорить со скалой, а он ударил её.
Конечно, обыкновенный человек не может быть наказан за такую небольшую неточность. Но Моше не был обыкновенным человеком, и спрос с него был совсем другой.
Тем не менее, пока не понятно, почему наказанием за проступок Моше послужило именно то, что ему не была дана возможность войти в Святую Землю. Давайте попробуем понять это.
Все сорок лет скитаний по Синайской пустыне евреи постоянно были окружены чудесами. Они питались манной, которая падала с неба каждый день. Они пили воду из колодца, который следовал за ними по пустыне. Специальное облако охраняло их от укусов змей и скорпионов, которые водятся в пустыне, разравнивало перед ними дорогу и очищало её от колючек, и т.д. Мидраш описывает ещё много чудес, которые происходили с ними.
После того, как евреи вошли в землю Израиля, они были вынуждены жить в соответствии с законами природы, так же, как и все другие люди. Происшествие, из-за которого Моше не смог войти в землю Израиля, случилось непосредственно перед тем, как евреи вышли из пустыни и должны были начать завоёвывать землю. При этом люди, которые составляли еврейский народ на тот момент, в большинстве своём родились в пустыне и вообще не привыкли жить по законам природы. Теперь им предстояло выдержать тяжелейшее испытание. Подобно ребёнку, который покидает родительский дом и начинает самостоятельную жизнь, евреи должны были научиться самостоятельно удовлетворять собственные нужды, воевать, возделывать землю, строить города.
Что ещё более важно, этому поколению предстояло изменить собственное восприятие мира. Пока евреи шли по пустыне, они были свидетелями постоянных чудес. Поэтому отрицать существование Творца или тот факт, что Он постоянно активно правит этим миром, было бессмысленно, невозможно. Его присутствие было совершенно очевидным. Но в этом также была определённая скрытая опасность. Тот, кто живёт чудесами, может привыкнуть к мысли, что природа как бы существует отдельно от Творца. Он правит природой и может при желании менять её — посылать чудеса. Но если чудес не происходит, это говорит о том, что Творец как бы пустил всё на «самотёк», перестал участвовать в управлении миром, природой. Это ошибочное восприятие может превратиться в полное отрицание того, что Творец постоянно контролирует созданный Им мир, если чудеса совсем прекратятся. Человек, своими руками добывающий себе хлеб, может придти к выводу, что он вообще не зависит от воли Творца, не дай Б-г.
Поколению, которое должно было войти в Святую Землю, предстояло коренным образом изменить своё восприятие мира. Они должны были привыкнуть к мысли, что даже когда нет чудес, когда всё идёт своим чередом, Вс-вышний полностью контролирует Свой мир. Просто этот контроль теперь осуществляется в рамках законов природы. Основное различие между существованием чудесным и существованием естественным — это уровень раскрытия Б-жественного присутствия. Когда мы видим чудеса, Его участие в происходящем очевидно. Когда всё происходит по законам природы, чтобы увидеть Б-жественное участие в событиях, надо присмотреться более внимательно.
Когда еврей молится Вс-вышнему, он не просит, чтобы Тот совершил для него чудо. Он просит, чтобы Вс-вышний вмешался в естественные события таким образом, чтобы этому еврею было максимально хорошо.
Это изменение — переход из существования чудесного в существование естественное — не произошло за один момент. Тора пишет о том, как постепенно прекращались чудеса, сопутствующие евреям в пустыне. Когда умерла сестра Моше Мирьям, исчез колодец, из которого евреи в течение сорока лет черпали воду. Теперь им надо было искать другой источник воды. Не привыкшие самостоятельно искать воду, евреи впали в панику и стали требовать, чтобы Моше обеспечил их водой, столь необходимой в пустыне.
Перед Моше стояла непростая задача. Он должен был показать евреям, что даже в ситуации, когда чудеса не сопровождают человека на каждом шагу, он должен уповать на Вс-вышнего и просить Его о помощи. Задача Моше состояла в том, чтобы организовать общественную молитву и просить Вс-вышнего обеспечить Свой народ водой. Именно так поступают люди, которые привыкли обрабатывать землю. Они знают, что дождь, будучи вполне естественным явлением, зависит от милости Вс-вышнего. Поэтому, они постоянно молятся о том, чтобы их урожай не пропал в результате засухи. Для нас, людей, живущих в ситуации постоянного сокрытия Б-жественного присутствия, это очевидно. Но для поколения, которое ещё не покинуло пустыню, это было новшеством — просить Вс-вышнего повлиять на природу. Ведь они привыкли к тому, что Вс-вышний полностью пренебрегает её законами.
Моше пришёл говорить с народом и увидел, что люди в панике. Ему были брошены тяжкие обвинения, некоторые уже были готовы вернуться в Египет. «И спорил народ с Моше, и сказали они так: О, если бы умерли мы, как умерли наши братья пред Господом! И для чего вы привели общество Господне в эту пустыню, чтобы умереть там нам и скоту нашему? И зачем вы вывели нас из Мицраима? Чтобы привести нас на это место дурное?».
Моше должен был попытаться мягко успокоить народ и призвать людей к молитве. В этом и заключалось веление Вс-вышнего: «Возьми посох и собери общину, ты и Аарон, брат твой, и говорите скале на глазах у них, и даст она воды свои». Моше должен был объяснить, что нужно начинать жить по другим законам. Таким образом, как истинный лидер Моше должен был начать готовить народ к вступлению в Землю Израиля. Если бы ему удалось организовать общественную молитву о воде, вода бы вышла из того же камня, из которого струилась все предыдущие сорок лет. То, что происходит постоянно в течение столь долгого времени, выходит в человеческом сознании из категории чудесного и становится «естественным». Если бы это произошло, у евреев был бы наглядный пример того, как Вс-вышний спасает Свой народ от жажды естественными, а не чудесными методами.
Вместо этого Моше рассердился и укорил народ: «И сказал он им: Внемлите же, строптивые! Из этой ли скалы извлечь нам для вас воду?!». И добыл воду так же, как добывал предыдущие сорок лет — чудом. Урок, который Моше должен был преподать евреям, не состоялся.
Таким образом, Моше не смог начать подготовку к завоеванию и заселению Святой Земли. Конечно, сам Моше прекрасно понимал, что означает приход в Эрец-Исраэль и как евреям предстоит изменить свой образ жизни и менталитет. Ведь все сорок лет скитаний Моше стремился именно к этому. Тем не менее, это происшествие показало, что Моше не может быть лидером, который поведёт еврейский народ на освоение Святой Земли. Поэтому, Моше должен был уступить своё место другому.
С уважением, Берл Набутовский
Читайте: «Лучше сотня смертей, чем зависть!»
Авраам Коен
Рав Яков Доктор
Статья р. Яакова Доктора о религиозном отношении к Эрец Исраэль
Рав Яков Гельфман
А зачем все эти острова, снежные вершины и березовые океаны? Только для прожигателей жизни?
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Берл Набутовский
Что надо читать, чтобы найти пропавшего?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Авраам Коен
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Когда можно, а когда нельзя полагаться на чудо
Рав Берл Набутовский,
из цикла «Книга Йона»