Темы: Берешит, Иврит, Значение слов в Торе, Натан Агрес, Качества Творца, Адам
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны«И создал Господь Б-г человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Берешит 2:7). Если я правильно понимаю имя первого человека Адам (а отсюда и общее название всего человеческого рода) происходит от корня адама — земля, из которой было сотворено его тело. Но тогда возникает вопрос: почему имя человека связано с его телом, а не с душой (той самой, что Творец вдохнул в его ноздри), ведь человек по сути, это душа, а тело — лишь временное материальное одеяние? И еще, как это имя выделяло его среди всех остальных животных, ведь они тоже были созданы из земли, как сказано: «И создал Господь Б-г из земли всякое животное полевое и всякую птицу небесную» (там же 2:19)? И последний вопрос, красный цвет на иврите «адом» тоже однокоренное с адама — земля, исходя из этого, можем ли мы утверждать, что кожа у Адама была красного цвета. Заранее благодарю за ответ.
Здравствуйте уважаемый Юра!
О связи между именем «Адам» и землей — «адама» напрямую говорится в Мидраше — человек был назван Адам, т.к. был создан из земли. Ваше предположение по поводу связи между красным цветом и землей тоже кажется совершенно верным. По-видимому, самый распространенный цвет грунта — красно-коричневый (краснозем), поэтому красно-рыжий оттенок называется «адом» по цвету грунта. Отсюда также פרה אדומה — красная корова, хотя понятно, что имеется в виду коричнево-рыжий оттенок, а не красный цвет в чистом (сегодня принятом) виде.
Однако на счет цвета кожи трудно сказать что-либо определенное. Ведь, когда Тора говорит о сотворение тела из земли, имеется в виду набор химических элементов, находящихся в ней (на сегодняшний день ученные уже обнаружили, что абсолютно все химические элементы содержатся в нашем теле!). Но, естественно, чтобы превратить их совокупность в «живое тело», Всевышний соединил их уже в совершенно другом порядке, что, несомненно, повлияло и на цвет кожи.
Важно упомянуть слова наших мудрецов о теле первого человека — оно было настолько «утонченным», что нисколько не заслоняло «свет» души! Сказано, что даже его пятки (место, наиболее отдаленное от головы и самая мертвая зона), излучали сияние, как Солнце, и тем более его лицо. Все это уже после первичного греха, а что можно сказать об его первоначальном уровне…
Но вернемся к Вашим первым вопросам — почему имя человека Адам связано с его телом, а не с душой, и как оно выделяло его среди всех остальных животных, также сотворенных из земли.
Имя или наименование — это не что иное, как определение сути и предназначения предмета или явления. На языке Торы имя — шем (שם), состоит из тех же букв, что слово шам, что значит — там, где-то вдалеке, «там» отражает конечную цель ради которой данный объект появился на свет. Так же и имя человека — Адам необыкновенно точно определяет его суть и предназначение, как мы с Б-жьей помощью убедимся.
Если бы человек стоял в одном ряду с животными (как полагали дарвинисты и др.), и представлял собой всего лишь более продвинутый (в интеллектуальном и эмоциональном аспекте) вид обезьян, Ваш вопрос был бы действительно правомерным. Ведь именно интеллект и возвышенные чувства, а не материальное тело выделяют человека среди остальных живых существ, и определяют как отдельно стоящий вид, так почему же имя — определение, не связанно с душей?!
Однако на самом деле это совершенно неверно. Человек это не «возвышенное» животное, а скорее «падший» ангел. «Падший» только в кавычках, т.к. цель его падения — привести впоследствии к колоссальному возвышению. Человек — высшая душа (нешама), частичка Вс-вышнего, совершенно далекая от какого-либо подобия с животной душой (нефеш). Со стороны своей души человек подобен ангелам — духовным сущностям, обладающим способностью постижения мудрости и неимоверного наслаждения ею. Но в отличие от ангелов, выполняющих свою функцию в четких духовных рамках (ангел на языке Торы — малах, что значит посланник — определенная сила, вид духовного воздействия, посредством которого Всевышний влияет на мир), душа человека «спускается» в материальный мир, тесно связываясь с грубым животным телом. Выражаясь более точно, связь происходит не с самим телом, а с животной душой — нефеш (и осуществляется посредством промежуточного звена, называемого «дух» — руах, отсюда известное понятие Неран (נר"ן) — аббревиатура: нефеш руах нешама).
Цель спуска души в наш мир — оказаться в отдалении от реальности Творца, чтобы исполнять Его волю в состоянии сокрытия Его духовного влияния. Это состояние необходимо для появления свободы выбора — либо возвысить материальное тело вместе с душей, либо, упаси Б-г, наоборот, опустить высшую душу до уровня животных.
Таким образом, именно имя «Адам», связанное с происхождением тела, необыкновенно точно отражает основную суть и главное предназначение человека. Связь с материальностью (землей) выделяет человеческую душу среди подобных ей, полностью духовных, ангелов.
Интересно, что связь души и тела отражена и в самом слове «адам» (אדם). Если разбить его на два слога получим «а» (א) (букву алеф, первую в алфавите) и «дам» (דם), что значит кровь.
Буква алеф отображает самого Творца, одно из имен которого Алуф (אלוף) — учитель, наставник — источник Торы, предписывающей нам жизненный путь. Поэтому и Синайское откровение — десять речений, включающих в себя всю Тору — началось со слова «Анохи» ( — אנכי Я), т.е. с буквы алеф! Буква алеф предшествует всем остальным буквам, также как Всевышний предшествует всему мирозданию. Численное значение алеф равно единице, что намекает на единство Творца, а по форме написания алеф (א) состоит из наклонной линии — буквы вав (=6) и двух точек — йудов (йуд=10), в общей сложности — 26, что соответствует гиматрии (числовому значению) четырехбуквенного имени Творца (йуд=10 hей=5 вав=6 hей=5). Поэтому и в имени человека алеф отображает частичку Всевышнего, высшую душу — нешама.
В то время как кровь (дам) это носитель животной души (нефеш), как сказано в Торе о запрете употребления крови в пищу: «Но крепись, чтобы не есть кровь, ибо Кровь — душа; и не ешь душу вместе с мясом» (Дварим 12:23). Получается А—дам — совокупность высшей души и души животной. Причем именно в этом порядке — на первом плане алеф, и только за ней — дам. В этом состоит вся задача человека — предпочесть желания высшей душе животным порывам!
Более того, имя Адам намекает на его создателей, как говорят наши мудрецы (Нида 31а) «Три компаньона есть в человеке — Всевышний, отец и мать». Буква алеф, как мы сказали, намекает на высшую душу от Всевышнего, а «дам» — материальная составляющая — от отца и матери. Дам ((44=דם равно гиматрии отец-мать (ав эм אב אם), что равно также значению слова йелед (ילד) ребенок! Интересно, что здесь же содержится намек на происхождение первого человека, тело которого было сделано из земного праха, дам (דם) = холь (חול), прах, песок.
А если удесятерить числовое значение «дам» (44) получим 440 — «мет» (מת) мертвый, это намекает на то, что смерть пришла в мир в следствии чрезмерного следования за материальным началом. Если бы не первичный грех Адама и Хавы, духовная составляющая человека (алеф) дала бы телу (дам) вечную жизнь!
И еще, если добавить к слову мет букву алеф получим эмет (א-מת) — истина, реальность. В этом скрыт глубокий смысл — человек называется в каббалистических книгах «малым миром», в то время, что все мироздание — «большим человеком». Это намекает на внутреннее подобие духовной структуры человека и всего мироздания. Точно также как функционирование человека всецело зависит от связи тела с душой (алеф-дам), и лишившись души, тело теряет всякую жизнеспособность. Так и мироздание в целом зыблется только на постоянной связи со своим Создателем, ежесекундно подпитывающим миры живительным Светом (смотри статью «Как Б-г может быть везде?»). Это и выражено в слове эмет — истина, реальность: только постоянное присутствие алеф оживляет миры и не дает им вернуться в состояние полного небытия — мет.
Но вернемся к Вашим вопросам.
На самом деле имя «Адам» выделяет человека не только среди ангелов, как было сказано выше, но и среди животных. Мальбим (на Берешит 2, 19-20) обращает наше внимание на различие в формулировке Писания, про человеческое тело сказано (там же 2:7) «И сформировал Господь Б-г человека — прах с земли», в то время как о создании животных говорится (2:19) «И сформировал Господь Б-г из земли всякое животное полевое и всякую птицу небесную». Слова «прах с земли» трактуют мудрецы так — собрал прах его со всех концов земли, в отличие от животных, каждое из которых было создано из какого-то определенного места, но не из всей земли в целом. Поэтому именно человек, а не животные, достоин имени «Адам», отображающим землю как единое целое.
Но в чем суть этого различия, и действительно, почему было необходимо собрать прах для человека со всех концов земли (см. у Раши 2:7)? Объясняет Мальбим, что под понятием «земля» имеется в виду животная душа, творение которой относиться к материальному миру (хотя сама эта душа не материальна в общепринятом смысле этого слова). Как известно, каждый вид животных наделен особым набором качеств и свойств, присущих только ему. К примеру: лев мужествен, а заяц — труслив, тигр дерзок, а овца — покорна, муравей трудолюбив и энергичен, а коала — необыкновенно ленива, и т.д. Эти качества являются неотъемлемой частью их души, поэтому мы не обнаружим пугливого льва или энергичной коалы.
В отличие от животных человеческая душа (нефеш) содержит в себе абсолютно все существующие качества, и именно об этом говорит Писание, относя творение человеческого тела (его животной души) к четырем концам земли. Понятно, что у каждого эти качества находятся в разной пропорции, нет ни одного человека (из более шести миллиардов!) полностью подобного другому. У одного доминирует отвага, и почти не проявляется стыдливость, у второго — наоборот, и т.д. Соотношению различных качеств бесчисленное количество вариантов, согласно конкретной задаче и испытанию каждого отдельного человека. Но, по крайней мере, в потенциальной форме все они имеются в арсенале человеческой души.
Задача человека — правильно использовать каждое качество характера, согласно времени и месту. Это то, о чем мы говорили выше, либо душа (разум) будут властвовать и направлять качества характера, либо человек превратится в раба своим низменным желаниям — гордыне, гневу и жажде к деньгам и власти.
Маараль из Праги добавляет, что имя «Адам», производное от адама — земля, намекает на упомянутую возможность человека работать над собой, развивать и усиливать положительные качества характера. Это подобно свойству земли взращивать посеянные в ней семена. Животное же, не способно ни к каким изменениям.
Требование развивать в себе положительные качества в явной форме предъявлено нам самой Торой, как сказано «За Г-сподом Б-гом вашим идите, и Его страшитесь, и заповеди Его храните» (Дварим 13:5), «И иди путями Его» (там же 28:9). Что значит «идти путями Б-га» — объяснили наши мудрецы: «Уподобь себя Его качествам: как Он милосерден, так и ты будь милосерден, как Он добродетелен, так и ты… и т.д.» (см. Шаббат 133б).
Удивительно, но и этот аспект содержится в имени Адам. Шла аКадош пишет, что «Адам» намекает также на слово доме (леидамот в инфинитиве) — уподобляться, быть похожим. Как сказано у пророка Ишаяу (14:14) «Эдаме ле-Эльён» — уподоблюсь Возвышенному.
Таким образом, с Б-жьей помощью мы выяснили, что имя «Адам» необыкновенно точно определяет суть и цель человека. А именно — овладеть животными порывами, и развить в себе добро, уподобившись тем самым своему Создателю.
С уважением, Натан Агрес
Читайте полный обзор по теме Адам и Ева (Хава)
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Рав Реувен Куклин
Какова, например, сущность слова шульхан (стол)?
Рав Натан Агрес
Как подготовиться к субботе?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
О первой недельной главе Торы — главе Берешит. Из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Натан Агрес
Журнал «Мир Торы»
Создадим человека в образе Нашем по подобию Нашему
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Реувен Куклин
Почему на иврите «лицо» — во множественном числе?
Рав Натан Агрес
Создается впечатление, что Потоп индейцев не коснулся... Ответ раввина на вопрос о предках Китайцев. Кем были предки Китайцев? Как это связано с иудаизмом?
Арье Парнис
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Брейшит»
Рав Реувен Пятигорский
Неизвестный автор
Могила Йосефа в Шхеме. Фотография в цвете, 1850 год.
Рав Авраам Коэн
Библейский город Шхем находится в низине между двумя горами — Эйваль и Гризим. Как это написано в Библии, город Шхем и окрестности — это наследственный удел колена Йосефа. В настоящее время это огромный стотысячный арабский город, куда евреям въезд запрещен.
Рав Овадья Климовский
Сделали их слабыми, неспособными воевать и пустились убивать их всех...
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимон и Леви вступились за честь Дины, однако Яаков был недоволен произошедшим. Биография одного из основателей 12 колен Израилевых.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яакова постигает тяжелое испытание. Его дочь становится жертвой насилия.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Брейшит»
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Неизвестный автор
Интерьер гробницы Йосефа. Шхем, 1900 год.
Давид Робертс
Картина художника Давида Робертса. Могила Йосефа в городе Шхем.