Темы: Еврейские имена, Реувен Куклин, Йеошуа бин Нун, Значение слов в Торе
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый Рав. Почему Ешуа бин Нун имеет в имени букву «и» вместо традиционной буквы «е»? Должно ведь быть Ешуа бен Нун? А «бин» мне больше напоминает мусульманское имя. С уважением, Хаим
Уважаемый Хаим!
Прежде всего, хочу подчеркнуть, что, хотя вариант «бин» действительно не типичен для святого языка, он встречается в ТАНАХе ещё в двух местах: «То вот, если заслужил побои (бин hакот — буквально “сын побоев”) виновный…» (Дварим 25, 2); «Слова Агура, сына Йакэва (бин Йакэ)…» (Мишлей 30, 1).
Но, конечно, слово «бин» — не обычное, и нам следует понять, почему оно употреблено вместо обычного «бен», почему именно имя Йеошуа бин-Нуна всегда пишется таким образом?
Ответ на Ваш вопрос мы находим в Талмуде (Санhедрин 107а). Там говорится: та буква йуд, которую Всевышний забрал у Сары (как сказано в Бэрейшит 17, 15: «И сказал Б-г Аврааму: Сарай, жену твою, не называй Сарай, а Сара да будет имя её»), посетовала, что её забрали, и тогда поместил её Всевышний в имя Йеошуа бин-Нуна.
Смысл этих слов мудрецов следующий:
В трактате Сота (17а) сказано: есть две буквы из Имени Всевышнего, которые связывают мужа с женой, это йуд и hэй . У мужа (иш) это буква йуд (иш — алеф, йуд, шин), у жены — буква hэй (иша — алеф, шин, hэй ). Вместе эти буквы составляют Имя Всевышнего — йуд — hэй . Почему буква йуд именно у мужа, а буква hэй — именно у жены? Потому что муж — дающий, а жена — принимающая; дающий должен быть совершенен, а принимающему должно чего-то недоставать — чтобы он смог принять. Поэтому в слове иш («муж») содержится буква йуд, числовое значение которой 10, «намекающая» на совершенство (мы видим это, среди прочего, в следующем: существует десять сфирот, т.е. путей, с помощью которых Б-г руководит миром; кроме того, во всём мире пользуются десятичной системой счисления — т.е. считают до десяти, а затем начинают счёт сначала с прибавлением части «-дцать» (десять) — одиннадцать, двенадцать и т.д.). А в слове иша («жена») содержится буква hэй , числовое значение которой 5 — половина йуда, т.е. десяти. Поскольку в имени Сарай была буква йуд, она не могла быть принимающей, поэтому не могла забеременеть. Тогда Всевышний забрал из её имени букву йуд, и добавил букву hэй , букву женщины. Однако совершенство Сары не исчезло полностью, оно воплотилось в Йеошуа, одном из её потомков. Выражение совершенства Сары мы видим в дополнительной букве йуд в имени Йеошуа бин-Нуна. И эта буква «появилась» именно в слове бен — сын, т.е. «ребёнок мужского пола».
С уважением, Реувен Куклин
Толдот Йешурун
Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Йегуда Брум
Очевидно, что нет запрета носить нееврейское имя...
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Авраам Коен
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Виктория Фридман
Не могу назвать ребенка именем, которое кто-то пытается мне навязать...
Рав Натан Агрес
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ