Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Моисей — еврейский пророк Моше

Биография, Моше (Моисея) — величайшего из пророков, лидера еврейского народа.

Оглавление

Рождение [↑]

Моше бен Амрам (משה רבנו) — величайший из пророков.

Моше (по-русски Моисей) — лидер еврейского народа, выведший его из египетского рабства.

В еврейском народе его часто называют «Моше-рабейну» («Моше, наш учитель»).

Через Моше Всевышний на горе Синай передал евреям Тору, которая так и называется — «Торат Моше» («Тора Моисея»).

Родился в Египте 7-го Адара 2368 г. от Сотворения мира (1392 г. до н.э.).

Умер на горе Нево, на восточном берегу реки Иордан, 7 адара 2488 г. (1272 гг. до н.э.), так и не войдя в Святую землю.

Происходил из колена Леви.

Моше — младший брат пророчицы Мирьям и Аарона, родоначальника рода коэнов — первосвященников.

Рождение и детство во дворце [↑]

Седьмого Адара 2368 года /1392 г. до н.э./, после шести месяцев беременности, Йохевед, Жена Амрама, родила ему еще одного сына (Шмот 6:20; Седер олам раба 10; Мегила 13б; Сота 12б; Раши, Шмот 2:3; Седер адорот).

В это время евреи находились в египетском рабстве. Фараон повелел бросать в Нил всех новорожденных еврейских мальчиков. Следуя приказу фараона, египтяне выслеживали еврейских рожениц, отнимали у них младенцев и топили в Ниле (Сефер аяшар, Шмот; Шмот раба 1:20; Рамбан, Шмот 1:10).

В течение трех месяцев младенца прятали дома. Но шестого сивана о нем узнали египтяне, и в тот же день Йохевед положила малыша в корзинку и опустила ее в Нил (Шмот 2:2—3; Сота 12б; Шмот раба 1:24).

Корзинку с младенцем подобрала дочь фараона Батья, которая вышла купаться к Нилу. Она и дала ему имя «Моше», что означало «вытащенный из воды» (Шмот 2:9—10).

Большую часть детства Моше рос в доме фараона. Примечательно то, что в качестве кормилицы для него была нанята его собственная мать, Йохевед.

Как гласит мидраш, однажды, когда Моше шел третий год, он сидел на коленях фараона. Играя, мальчик снял корону с головы фараона и надел на себя. Присутствовавшие при этом советники фараона всполошились!

Решили устроить для мальчика испытание: положить перед ним на подносе ярко тлеющие угли и подобные им сверкающие драгоценные камни. Если он возьмет камни, значит, он уже действует сознательно и следует казнить его. И хотя он выглядит совсем маленьким, еврейские дети наделены особенным разумом и сообразительностью. А если возьмет тлеющие угли — значит, он еще неразумное дитя, и не стоит обращать внимание на его шалости.

Моше потянулся к драгоценным камням, но высшая сила отвела его руку к углям: он схватил уголек и, потянув его в рот, обжег язык и губы — и с тех пор он стал заикаться (Сефер аяшар, Шмот; Шмот раба 1:26; Ялкут Шимони, Шмот 166).

В 2386 году /1374 г. до н.э./ Моше, увидев, как египетский надсмотрщик жестоко избивает еврея (Шмот 2:11), вступается за него и убивает египтянина.

На следующий день Моше видит двух дерущихся евреев (Шмот 2:13). Он пытается их разнять, но один из них со злостью говорит ему: «Кто поставил тебя начальником и судьей над нами? Или ты хочешь убить меня, как убил надсмотрщика?!»

А когда об убийстве становится известно фараону, Моше приговаривают к смерти.

Однако, Моше удается бежать из Египта (Шмот раба 1:31; Танхума, Шмот 10; Ялкут Шимони, Шмот 167; Раши, Шмот 2:15, 18:4).

Вдали от Египта [↑]

Моше бежит в Эфиопию. В 2387 году (1373 г. до н.э.) он присоединяется к войску эфиопского царя, ведущего войну с мятежниками.

Возглавлял мятеж маг Билам, считавшийся доверенным лицом и советником царя.

Моше отважно сражается, становится любимцем царя и всего войска, а затем — царским советником. Он помогает одолеть мятежников, и умирающий царь вручает ему свою корону.

Билам, однако, сумел скрыться.

В 2435 году (1325 г. до н.э.) в результате дворцового переворота на престоле воцаряется сын эфиопского царя, а Моше снова вынужден бежать.

Опасаясь возвращаться в Египет, он отправляется в страну Мидьян (Сефер аяшар, Шмот; Ялкут Шимони, Шмот 168; Седер адорот).

[По оценкам исследователей, страна Мидьян располагалась на восточном берегу Тростникового моря (Ям Суф)— южнее г. Акабы (Атлас Даат Микра с. 98]).

Там Моше знакомится с мидьянским жрецом Итро, который выдает за Моше свою дочь Ципору (Шмот 2:21).

Ципора стала благочестивой женой, не уступавшей по своей праведности женам праотцев — Саре, Ривке, Рахели и Лее (Сефер аяшар, Шмот; Ялкут Шимони, Шмот 168; Седер адорот).

После женитьбы Моше стал пасти стада тестя (Шмот раба 1:33).

У Моше и Ципоры было два сына. Первого назвали Гершом (גרשם — буквально «жил там») — в память о том, что в течение долгих лет Моше «был пришельцем в чужой стране» (Шмот 2:22). А второго — Элиэзер (אליעזר), что буквально означает «мой Б-г помог» (Шмот 18:4).

Первое пророчество [↑]

Однажды, в 15 день весеннего месяца Нисана 2447 года /1313 г. до н.э./, Моше пас стадо в глубине Синайской пустыни.

Ближе к вечеру от стада отбился маленький козленок, и в поисках его Моше вышел к горе Хорев, она же — гора Синай (Шмот 3:1; Седер олам раба 5; Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот).

На ее склоне Моше увидел дикий куст, объятый пламенем — он горел, но не сгорал.

Приблизившись, он увидел ангела, стоящего в середине пламени (Шмот раба 2:5). А затем он услышал голос, который повелел ему не приближаться к огню и снять обувь, так как место, на котором он стоит, — свято (Шмот 3:5).

В этом пророческом откровении Всевышний дал Моше знать, что пришел срок вывести народ Израиля из Египта и возвратить его на землю праотцев (Шмот 3:7—8).

Это пророческое видение у горы Хорев продолжалось в течение семи дней, и все это время Моше просил освободить его от возлагаемой на него миссии (Седер олам раба 5; Ваикра раба 11:6; р. Бехайе, Шмот 10:5).

Причина, по которой Моше проявил такое упорство, заключалась в его смирении. Сердце не позволяло ему возвыситься и заявить перед фараоном: «Меня послал Б-г!», а затем вывести евреев из Египта, став лидером народа (Рамбан, Шмот 4:13).

Тем не менее, Всевышний разгневался на Моше за его упрямство и повелел, чтобы вместе с ним эту миссию выполнял его брат Аарон, который станет говорить с фараоном (Шмот 4:14—16).

Десять казней Египетских [↑]

Моше и Аарон пошли к фараону и возвестили (Моше говорил Аарону, а тот передавал его слова фараону):

«Б-г евреев послал нас к тебе сказать: Отпусти Мой народ, и они будут служить Мне!» (Шмот 5:1, 7:1—2, Раши; Танхума, Ваэра 10; Сефер аяшар, Шмот; Ялкут Шимони, Шмот 176).

Фараон, не отпустил евреев, а своим сановникам он повелел загрузить сынов Израиля еще более тяжелой работой, чтобы они не тешили себя пустыми надеждами (Шмот 5:4—9; Сефер аяшар, Шмот).

Гнет усилился.

Моше, следуя велению Б-га, приказал Аарону ударить посохом по водам Нила. Вода в реке превратилась в кровь. И одновременно вся вода в Египте тоже стала кровью (Шмот 7:19—21).

Так начались десять казней, потрясших Египет.

В последующие месяцы египтян постигло еще несколько казней.

Страну наводнили вышедшие из реки жабы.

В первый день месяца Тишрей нового 2448 года /1312 г. до н.э/, в День Суда — Рош аШана, весь Египет наполнился вшами (Шмот 8:12—13; Седер адорот; Ягель либейну).

После этой кары прекратилось рабское угнетение (Рош ашана 11а).

Но фараон по-прежнему не отпускал сынов Израиля.

Следущей казнью было нашествие диких зверей на Египет.

После нее падеж египетского скота (Шмот 8:16—9:7; Седер адорот; Ягель либейну).

Во время следующей казни Моше, следуя повелению Б-га, бросил две полные пригоршни печной золы к небу, и на египтянах (включая жрецов фараона) появились гнойные язвы.

В следующем месяце на страну обрушился огненный град, побивающий животных и растения.

Затем сильный восточный ветер принес огромные стаи саранчи, которые покрыли всю землю и пожрали то, что уцелело после града.

Несколько раз за это время фараон призывал к себе Моше и Аарона, признавая свои грехи и прося их прекратить наказание. Но как только казнь прекращалась, фараон снова «ужесточал» сердце и отказывался отпустить еврейский народ.

«Тьма египетская» была следующей казнью. На Египет пала непроницаемая мгла, но в жилищах сыновей Израиля был свет (Шмот 10:21—23; р. Бехайе, Шмот 10:5; Седер адорот).

А в полночь 15 нисана в Египте начался мор, и погибли первенцы в каждом доме (Шмот 12:29—30). Всевышний поразил и первенцев по отцу, и первенцев по матери, а в доме, где не было первенца, умирал глава семьи (Шохер тов 105:10).

В ту ночь перепуганный фараон, который тоже был первенцем, отправился разыскивать Моше по улицам столицы (Сефер аяшар, Бо; Седер адорот).

Упав на колени, он попросил: «Встаньте и уходите от моего народа — вы и все сыны Израиля» (Шмот 12:31; Шмот раба 20:3).

Это произошло ровно через год после того, как Моше услышал голос, обращенный к нему из горящего куста на горе Хорев (Седер олам раба 5).

Исход [↑]

Следуя приказу Моше, все сыны Израиля — около 600 000 взрослых мужчин, не считая женщин и детей, — собрались в городе Рамсесе, недалеко от границы (Шмот 12:37; Рамбан, Шмот 12:31; Седер адорот).

Ближе к полудню 15 нисана 2448 г. Моше вывел сынов Израиля из Египта.

17 нисана евреи разбили лагерь недалеко от берега моря.

Три дня спустя, к вечеру, вдали показалась армия фараона — он решил вернуть своих рабов.

Моше направил руку с посохом на море, и могучий восточный ветер рассек воды.

Сыны Израиля, колено за коленом, перешли море по дну, как по суше (Шмот 14:20-22, Таргум Йонатан; Седер олам раба 5; Мидраш Хасерот витерот, Бешалах 57).

В эти часы все сыны Израиля удостоились пророческого дара: подобно тому, как расступились воды моря, «расступился небесный свод» — и им открылось видение высших миров. Присутствие Б-га в мире было настолько явным, что сыны Израиля как бы указывали на Него рукой, говоря: «Зэ Э-ли — Это мой Б-г!» (Шмот 15:2, Раши; Шмот раба 23:15; Зоар 2, 55б; Михтав меЭлияу 2, с. 251).

Как только последний из евреев поднялся на берег, а последний из египтян вошел в море, воды возвратились в свое обычное состояние и сомкнулись над египтянами (Шмот 14:26—28; Шмот раба 22:2).

Увидев, как море выбрасывает на берег утонувших врагов, Моше и весь народ произнесли молитву благодарности Б-гу (Шмот 14:30-15:19).

Евреи двинулись от моря в сторону горы Синай.

Через три дня пути, 24 нисана, они вышли к месту, названному Мара. Там Всевышний дал Моше несколько первых заповедей, в том числе, закон о Шабате.

15 ияра закончились запасы хлеба, взятого из Египта (Шабат 87б, Раши; Седер олам раба 5; Раши, Шмот 16:1). Люди зароптали, упрекая Моше и Аарона. Но уже на рассвете 16 ияра на стан выпал ман (манна небесная). С тех пор ман выпадал каждое утро до смерти Моше.

В тот день, когда ман выпал впервые, Моше установил послетрапезное благословение «Биркат амазон» (Брахот 48б; Седер адорот).

28 ияра на стан напало войско амалекитян. Моше назначил полководцем Йеошуа бин Нуна из колена Эфраима, а сам поднялся на холм и молился там с вознесенными к небесам руками.

Дарование Торы [↑]

Сыны Израиля подошли к горе Хорев, она же гора Синай.

Ранее на этой же горе Моше увидел горящий куст и впервые удостоился пророчества.

6 сивана 2448 г. весь [народ] пережил откровение у горы Синай.

Моше поднялся на гору, чтобы получить там Тору, и пребывал там сорок дней.

Согласно мидрашу, Моше-рабейну за это время достиг небывалого духовного уровня.

Но, кроме него, Всевышний открылся всему народу Израиля каждому из присутствовавших там сотен тысяч евреев.

Дарование Торы было беспрецедентным событием, и в честь него празднуется праздник Шавуот.

Через сорок дней Моше спустился с объятой огнем горы Синай, неся в руке каменные Скрижали Завета с начертанными на них 10 Заповедями.

Грех и искупление [↑]

17 Тамуза, когда евреи уже отчаялись ждать своего лидера, они решили изготовить золотого идола. Мидраш говорит, что они ошиблись в своих расчетах и думали, что Моше уже не вернется. Усугублялось все тем, с момента выхода из Египта в среде народа находились многочисленные иноплеменники — от них-то и шла инициатива.

Как только Моше приблизился к стану евреев и увидел тельца, он в гневе разбил скрижали. Он уничтожил тельца повелел наказать всех, кто поклонялся тельцу и растлевал народ.

Затем Моше вновь поднялся на гору и обратился к Б-гу с молитвой о прощении, чтобы Он не погубил евреев. И благодаря его заступничеству Вс-вышний не уничтожил евреев.

В течение следующих сорока дней Моше каждый день просил Всевышнего о прощении.

В итоге Б-г повелел Моше вытесать две новые каменные скрижали, подобные первым, чтобы вновь написать на них Десять Речений (Шмот 34:1; Дварим 10:1).

И следующие 40 дней Моше вновь провел на горе, изучая с Всевышним всю Тору (Шмот 34:28; Седер олам раба 6).

В этот период Моше поднялся на наивысший уровень духовного постижения Б-га, возможный для человека, пройдя через «49 врат познания» (Рош ашана 21б; Недарим 38а). Кроме законов физического мира, ему были раскрыты тайны сотворения мира и управления Вселенной.

Но когда Моше попросил открыть для него последние, пятидесятые, врата познания, Всевышний ответил, что «не может увидеть Меня человек и остаться в живых» (Шмот 33:20).

Мидраш образно поясняет пророческий уровень Моше так: все «пророки видели через девять стекол, а Моше — через одно» (Ваикра раба 1:14).

Такими «стеклами» — «преградами», отделяющими человека от Творца — являются негативные качества характера. Но Моше был наиболее совершенным из всех пророков, и единственной «преградой», отделявшей его от полного постижения оставалась его связь с материальным телом (Рамбам, Шмонэ праким 7). «Стекло», отделяющее Моше от Источника пророчества, было самым «тонким» и «прозрачным» также и потому, что он был исключительно скромным и смиренным человеком (Адир ба-маром 77б; Михтав меЭлияу 4, с. 53).

В завершение Всевышний вновь высек на скрижалях Десять Речений, и передал скрижали Моше (Шмот 34:28, Рамбан; Дварим 10:4).

10 Тишрея 2449 года /1311 г. до н.э/, Моше спустился с горы Синай со вторыми скрижалями в руках.

Каждый год 10 Тишрея еврейский народ празднует Йом Кипур — День Искупления.

Аарон и старейшины, вышедшие навстречу Моше, увидели, что его лицо ярко светится, но сам он этого не заметил.

В пустыне [↑]

Следуя совету своего тестя Итро, Моше назначил судей и организовал судебно-правовую систему.

Кроме этого, Моше начал ежедневное обучение сынов Израиля Торе.

Он же передал повеление Б-га возвести Мишкан — переносной Шатер Откровения, чтобы в нем постоянно пребывала Шехина — Б-жественное присутствие. (Шмот 25:8—9, 35:4—19; Раши, Шмот 35:1).

Строительство переносного Мишкана было поручено юному Бецалелю.

Кроме того, необходимо было приготовить все для служения в переносном Храме, включая жертвенник, Менору и одежды для коэнов.

По воле Б-га, Моше назначил Аарона и его сыновей священнослужителями, а колено Леви — служителями Шатра (Шмот 28:1—43; Шмот раба 37:1).

1 Нисана 2449 года Шехина обрела постоянное пристанище на земле в Святая Святых Шатра Откровения.

Мишкан, построенный Моше в пустыне, стал прообразом Иерусалимского Храма, построенного в последствии царем Шломо (Соломоном).

Как гласит мидраш, из-за грехов первых поколений Шехина отдалилась от земли на седьмой уровень Небес. Наши праотцы Авраам, Ицхак и Яаков сумели «вернуть» ее с седьмого уровня на четвертый, Леви — на третий, Кеат — на второй, Амрам — на первый, а Моше возвел для Шехины постоянную обитель — Шатер Откровения (Берешит раба 19:7; Бемидбар раба 13:2).

Во время пребывания евреев в пустыне, Всевышний обращался к Моше из Святая Святых в Шатре Откровения, обучал его Торе и передавал через него заповеди.

Через некоторое время стан евреев отправился с места в путь — к Земле Израиля.

После первого же перехода народ стал роптать и жаловаться (Бемидбар 11:1, Раши).

Б-г повелел, чтобы в помощь Моше было избрано 70 старейшин (Бемидбар 11:16—17, 24—25).

Двое из старейшин, Эльдад и Мейдад, начали пророчествовать в стане сынов Израиля (Бемидбар 11:26—27, Раши). Они говорили: «Моше умрет, а Йеошуа введет народ в землю» (Санхедрин 17а; Раши, Бемидбар 11:28).

Ученик Моше Йеошуа бин Нун попросил: «Господин мой, Моше, останови их!» Но Моше ответил: «Не ревнуешь ли ты за меня?! Пусть бы весь народ стал пророками, чтобы Б-г осенил их Своим духом!» (Бемидбар 11:28—29).

Когда Израиль подошел к границе Святой Земли, народ выступил с предложением послать разведчиков, чтобы «разведали нам страну и рассказали о дороге, по которой нам идти, и о городах, в которые нам вступать» (Дварим 1:20-22).

Было послано 12 разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, 10 разведчиков

запугали евреев и отговорили вступать в землю Израиля. Только двое, Йеошуа бин Нун и Калев, выступили в поддержку завоевания.

Люди подняли плачь, говоря: «Лучше бы мы умерли в Египте или в этой пустыне! Зачем Б-г ведет нас в эту страну?…» и «Назначим себе нового вождя и возвратимся в Египет!» Случилось это в ночь на 9 Ава дата, в которую в последующей истории евреев произошли многие печальные события.

Вследствие греха разведчиков Всевышний вынес решение: это поколение не войдет в святую Землю, а будет скитаться по пустыне в течение 40 лет. И только дети вышедших из Египта войдут в землю Израиля и завоюют ее.

Бунт против Моше и Аарона поднял Корах, один из вождей левитов. Корах и его сообщники обвиняли Моше и Аарона в том, что те узурпируют власть, и что Моше распределяет все важнейшие назначения по своему усмотрению.

Тора говорит, что «земля разверзлась» под ногами вождей мятежников и поглотила их, «и вышел огонь от Б-га и пожрал двести пятьдесят сообщников Кораха» (Бемидбар 16:20-35).

Но на следующий день народ стал обвинять Моше и Аарона в том, что те сознательно содействовали гибели 250-ти вождей общины.

Тогда среди народа начался губительный мор. И Моше приказал Аарону воскурить благовония, «чтобы искупить их, ибо изливается ярость Б-га» (Бемидбар 17:9—11). Как говорит Писание, Аарон «встал между умершими и живыми» — и мор прекратился (Бемидбар 17:12—13).

Испытание с посохом и скалой [↑]

На сороковой год скитаний по пустыне умерла сестра Моше — пророчица Мирьям.

Мидраш говорит, что в заслугу Мирьям на каждой стоянке сынов Израиля оказывался источник воды. Ушла Мирьям — «ушел» и источник.

Люди, изнывающие в пустыне от жажды, окружили Моше и Аарона, упрекая их и прося воды.

Б-г повелел Моше взять посох и обратиться к скале, чтобы словом извлечь из нее воду для сынов Израиля.

Моше и Аарон вновь вышли к народу, и Моше произнес: «Слушайте-ка вы, бунтари! Не из этой ли скалы мы извлечем для вас воду?!» — и он дважды ударил посохом по скале, из которой обильно хлынули потоки воды (Бемидбар 20:7—11, Рашбам и Хизкуни).

И тогда Всевышний сказал Моше и Аарону: «За то, что вы не поверили Мне и не освятили Меня на глазах сынов Израиля, вы не введете эту общину в землю, которую Я даю им» (Бемидбар 20:12).

Согласно мидрашу, наказание постигло их за то, что Моше не ограничился только словом, а ударил по скале. Ведь, если бы они обратились к скале, и полилась вода, то Имя Всевышнего было бы освящено на глазах у всего народа, и люди стали бы говорить: «Если уж скала, лишенная слуха и речи, выполняет повеление Б-га, так и нам тем более следует выполнять!» (Мидраш-Агада 67; Раши, Бемидбар 20:11—12). А посох следовало взять не для того, чтобы бить им по скале, но чтобы напомнить сынам Израиля о прошлых мятежах, а также о чудесах, которые были для них совершены (Рашбам, Бемидбар 20:8).

Согласно другому объяснению, Моше и Аарон были наказаны за слова «Не из этой ли скалы мы извлечем для вас воду?!» — но следовало сказать: «…Б-г извлечет для вас воду». Ведь из-за этих слов народ мог ошибочно заключить, будто чудо было совершено силой их магического искусства, а не Всевышним (р. Хананель, см. Рамбан, Бемидбар 20:8—13; Шалмей Нахум).

Знатоки сокровенного учения указывают: если бы Моше сам ввел народ в Землю Израиля, то он построил бы Храм, который уже никогда не был бы разрушен, — но для этого весь народ Израиля должен был пребывать на уровне высочайшей праведности. А поскольку то поколение сынов Израиля не было готово к воцарению Машиаха, оно продолжило бы нарушать волю Б-га в Святой Земле точно так же, как и в пустыне. И тогда вся сила гнева Всевышнего обрушилась бы не на Храм, который не подлежал разрушению, а на согрешивший народ — до его полного истребления, не дай Б-г. И поэтому Всевышний сказал Моше: «Вы не введете эту общину в землю, которую Я даю им» — «не введете», ибо духовный уровень поколения не соответствует высочайшей святости этой земли (Ор ахаим,Бемидбар 20:8, Дварим 1:37; Михтав меЭлияу 2, с. 279—280).

Вместе с тем своими ударами по скале Моше избавил сынов Израиля от грозящего им в будущем полного истребления — ведь теперь история сложилась совершенно иначе: народ вошел в Святую Землю под предводительством Йеошуа бин Нуна, Храм построил царь Шломо, а когда чаша грехов сынов Израиля переполнилась, Б-г «уничтожил в Своем гневе бревна и камни, (из которых был возведен Храм)» (Шохер тов 79), — а народ был отправлен в спасительное изгнание.

Однако оставалась открытой и другая возможность: Моше мог бы действовать без всяких объективных расчетов, уповая лишь на милосердие Всевышнего. И если бы он, принимая во внимание только заслуги сынов Израиля, а не их пороки и недостатки, ограничился словами, обращенными к скале — возможно, и Всевышний подошел к грехам народа Израиля только со Своей Мерой Милосердия, а не с Мерой Суда, и народ Израиля удостоился бы вступить в Святую Землю под предводительством Моше и поселиться там навсегда (Оэль Йеошуа 2; Михтав меЭлияу 2, с. 280).

Завершение странствий [↑]

В ночь на первое ава 2487 года Б-г известил Моше о близкой смерти Аарон (Ялкут Шимони, Хукат 764).

На рассвете Моше встретил брата у Шатра Откровения. На глазах всей общины он провел Аарона на вершину горы Ор, где тот и умер (Бемидбар 20:27).

Весь народ Израиля оплакивал Аарона (Бемидбар 20:28—29, Таргум Йонатан).

Через несколько месяцев еврейский народ двинулся по направлению к границам Святой Земли. 40 лет скитаний по пустыне подходили к концу.

Путь их лежал через царство Сихона, царя эморейцев. Но в ответ на просьбу пропустить их, Сихон вышел навстречу с войском. В завязавшемся сражении евреи одержали победу, и, преследуя врага, захватили их столицу и всю их страну — от реки Арнон до реки Ябок, где начинались рубежи Ога, царя Башана (Бемидбар 21:21—26; Дварим 2:18, 2:26—36; Седер олам раба 9; Ягельлибейну).

Ог выступил им навстречу. Под предводительством Моше евреи разгромили и его войско, а затем овладели его страной (Бемидбар 21:33—35; Дварим 3:1—11; Ягельлибейну).

Колена Реувена и Гада обратились к Моше с просьбой передать им во владение земли Сихона и Ога восточный берег Иордана, богатый пастбищами. Моше поставил условие: если колена Реувена и Гада пойдут вместе со всем народом на завоевание Кнаана по ту сторону реки, то затем получат во восточный берег (Бемидбар 32:1—33).

К двум коленам присоединилась часть колена Менаше, у которой также было много стад (Рамбан, Бемидбар 32:33).

Моше разделил восточный берег между ними, предназначив каждому из них особый надел (Бемидбар 32:33; Дварим 3:12—16; Йеошуа 13:15—32).

Моше также выделил на этом берегу три города-убежища, в которых должны были скрываться совершившие неумышленное убийство (Дварим 4:41—43).

Перед смертью Моше [↑]

Первого швата 2488 года Моше собрал всех сыновей Израиля и стал готовить их к переходу через Иордан.

Вначале он напомнил им весь пройденный за сорок лет путь — от исхода из Египта до сего дня (Дварим 1:1—3:29).

В своей речи Моше дал сынам Израиля суровые наставления, предсказав, что произойдет с ними в отдаленном будущем. Вслед за этим Моше повторил еще раз все основные законам Торы (там же 4:1—28—69). Это обучение продолжалось день за днем в течение пяти недель — до шестого адара (Седер олам раба 10; Седер адорот).

В то же время, с начала месяца адар Моше вновь настойчиво молил Всевышнего оставить его в живых и позволить войти в страну Кнаан (Ваикра раба 11:6). Причина его страстного стремления к Святой Земле заключалась в том, что многие заповеди можно выполнять только там, — а Моше старался выполнить все заповеди Торы (Сота 14а).

Наконец, шестого адара Б-г сказал Моше: «Вот, приблизились дни твои к смерти. Призови Йеошуа — станьте в Шатре Откровения, и Я дам ему повеления» (Дварим 31:14; Седер олам раба 10; Седер адорот).

Моше поставил Йеошуа перед всем народом и напутствовал его так, как внушил ему Б-г (Бемидбар 27:22—23; Дварим 31:7—8). Затем Моше возвел своего ученика на трон, и пока Йеошуа говорил перед народом, Моше стоял рядом с ним (Бейт амидраш 1, 122; Оцар ишей аТанах, Моше 48).

Попрощавшись с коленами Израиля, Моше дал им свои благословения (Дварим 31:1, 33:1—25; Седер олам раба 10; Ибн Эзра, Дварим 31:1).

На протяжении 40 лет Моше записывал заповеди и отдельное разделы Торы на листах пергамента. Согласно преданию, перед смертью он сшил их в единый свиток (Гитин 60а, Раши).

Кроме того, он оставил после себя одиннадцать написанных им псалмов (Теилим).

Согласно одной из версий, Моше также передал народу Израиля написанную им книгу Ийова: в ней он изложил трагическую историю праведника Ийова, которая началась в день, когда перед сыновьями Израиля рассеклись воды Тростникового моря (Бава батра 14б; см. выше в гл. 5 «Исход»).

Ближе к вечеру Творец повелел Моше подняться на Гору Нево.

На вершине горы Творец показал ему всю землю Кнаан: пророческое зрение Моше преодолело пространственные ограничения, и он смог увидеть северные и южные рубежи страны, а также далекое Средиземное море, служащее западной границей Святой Земли (Дварим 34:1—3; Сифри, Пинхас 135—136). Вместе с тем Б-г показал Моше будущее еврейского народа: всех его вождей от вступления в Кнаан до воскрешения мертвых (Сифри, Пинхас 139).

Моше бен Амрам был призван в Небесную Ешиву седьмого адара 2488 года /1272 г. до н. э./ — в тот же месяц и в тот же день, что родился (Седер олам раба 10; Мегила 13б; Танхума, Ваэтханан 6; Седер адорот). Ему было ровно сто двадцать лет (Дварим 34:7).

Сыны Израиля оплакивали Моше в течение тридцати дней. А еще через три дня они перешли через Иордан в страну Кнаан (Йеошуа 4:19; Седер олам раба 10).

Наследие [↑]

Как сказано выше, Моше — величайший из пророков Израиля, через него Б-г осуществил спасение евреев из Египта, передал Тору и ее заповеди в этот мир.

Как сказано в Писании, «Всевышний знал его лицом к лицу», т.е. Моше был наиболее приближен к Всевышнему и мог общаться со ним, когда пожелает (Дварим 34:10, Раши там же). Там же говорится, что «не будет пророков в Израиле, как Моше».

В Талмуде Моше перечислен среди семи величайших «пастырей» человечества — наряду с Адамом, Шетом, Метушелахом, Авраамом, Яаковом и царем Давидом (Сукка 52б).

Он был первым человеком, достигшим абсолютного совершенства, а следующим будет Машиах (Зоар 3, 260б; Оцар ишей аТанах с. 405).

Знатоки сокровенного учения указывают, что Царь-Машиах, который приведет народ Израиля к окончательному избавлению, будет новым воплощением души Моше, ведь написано: «Как в дни исхода твоего из земли Египта, явлю тебе чудеса» (Миха 7:15) — т.е. последнее избавление во многом повторит события исхода из Египта.

Выводить материалы