Всевышний создавал мир, руководствуясь Торой. Это была та же Тора, которую получил Моше?25 октября, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. Написано, что Моисей получил Тору на горе Синай. Мой вопрос: получил ли он от Творца, да будет Он восславлен, ту самую Тору, которая существовала всегда и находилась у Всевышнего, как приводится в Мидрашах, что Творец создавал мир, руководствуясь Торой? Или же она была переработана каким-то образом для более простой усвояемости человеком и переведена на человеческий язык, безусловно, сохранив при этом всю свою неизмеримую глубину? Читать дальше |
|
Кто и когда ввел празднование Симхат Тора?23 октября, отвечает Рав Натан Агрес Кто и когда ввел празднование Симхат Тора? Где можно узнать об этом подробнее? Заранее благодарен, Р. Читать дальше |
|
Что мы, собственно, отмечаем в Суккот?16 октября, отвечает Рав Натан Агрес Про праздник Суккот сказано в Торе (Ваикра 23:43): «В шалашах сидите семь дней, ибо в шалашах усадил Я сынов Израиля, когда выводил их из земли Египетской». Мой вопрос: что, собственно, мы здесь отмечаем? Исход из Египта празднуется в Песах, весной, точно в дату освобождения, так почему же из всей общности чудес и знамений Тора выделяет именно нахождение в шалашах, до такой степени, что это обязывает еще один семидневный праздник? И еще: даже если есть в этом необходимость, почему мы не сидим в сукке в Песах, сукка с мацой — полноценное напоминание об исходе, почему же Суккот сдвинут от Песаха на полгода? И вообще непонятно, что такого особенного было в тех шалашах, что так важно помнить о них, какое чудо или особое провидение связано с ними? Большое спасибо. Читать дальше |
|
Разве Всевышний «выводит» хлеб из земли? А не пшеницу?23 августа, отвечает Рав Натан Агрес Подскажите, пожалуйста, как понимать благословение на хлеб «Благословен ты, Господь… Выводящий (Взращивающий) хлеб из земли»? Ведь из земли не выходит готовый хлеб, а только пшеница (на которую, как мне известно, благословляют при а-адама — «плод земли»), а хлеб это уже дело рук человека. И в остальных благословениях на пищу мы не находим ничего подобного, там ясно сказано: «Творящий плод дерева» или «земли» и т.п. Заранее большое спасибо. Читать дальше |
|
Во Втором Храме не было Шхины (Божественного присутствия)?!9 августа, отвечает Рав Натан Агрес На одной лекции слышала, что во Втором Храме не было Шхины (Б-жественного присутствия). Но как это следует понимать?! По-моему, Храм без Б-га — это (извиняюсь за сравнение) всё равно, что бассейн без воды, сад без роз и рамка без картины! Вся цель постройки Храма — в создании места для пребывания Б-га на земле среди людей, а если изначально во Втором Храме Б-жественного присутствия не было, зачем вообще Б-г заповедал через своих пророков его построить? Очень прошу разъяснить мне этот вопрос, Аня. Читать дальше |
|
Расскажите о понятии Шхина — Божественного присутствия в мире21 июня, отвечает Рав Натан Агрес Меня интересует понятие Шхина (Божественного присутствия), что именно имеется в виду под этим термином? Не могли бы Вы осветить эту тему. Заранее спасибо, Николай. Читать дальше |
|
Почему Тора описывает события, произошедшие после ее дарования?14 июня, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. У меня такой вопрос. Как Тора была дана Мойше на горе Синай и описывает события, произошедшие уже после дарования Торы, как то грех золотого тельца, скитания по пустыне и др., то есть получается будущее? Заранее спасибо за ответ. Читать дальше |
|
Во время исхода евреи собирались есть хлеб в Песах?!26 апреля, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. В качестве подготовки к Песаху еще раз перечитала главу Бо, где описывается подготовка к исходу, и это вызвало у меня целый ряд вопросов. Там говорится, что в ночь на 15 Нисана Б-г навел на Египет казнь первенцев и египтяне стали давить на евреев, чтобы ускорить их исход, т.к. боялись гибели. И сказано: «И взял народ свое тесто до того, как оно заквасилось, квашни свои, увязанные в одеждах свои, на плечах своих… И испекли они тесто, которое вынесли из Египта, пресными лепешками (мацой), т.к. еще не заквасилось оно, потому что изгнаны были они из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе» (Шмот 12:34, 39). 1) Отсюда, вроде бы, ясно, что если бы не поспешный исход под давлением египтян, евреи подождали бы, пока тесто заквасится, чтобы испечь из него обычный хлеб. Но ведь еще до исхода квасное было строго запрещено им на всю неделю Песаха, как сказано: «Семь дней закваска не должна находиться в домах ваших, ибо тот, кто будет есть квасное, — душа та истреблена будет…» (там же 12:19). Причем запрет распространялся как на употребление квасного в пищу, так и на само владение им (как и сегодня). Неужели они хотели нарушить волю Всевышнего?! 2) А если предположить, что тесто замесили, чтоб сразу же испечь, но не успели, то зачем взяли его с собой? Ясно ведь, что, если не произойдет чуда, во время долгого перехода тесто обязательно заквасится и будет нарушен строгий запрет? 3) И действительно, как может быть, что тесто не успело закваситься? Ведь время выпечки мацы — 18 минут! Как три миллиона евреев могли успеть за восемнадцать минут замесить тесто, собраться, дойти пешком с детьми и стадами до Суккота, найти место стоянки, насобирать дрова, разжечь костер и испечь мацу? При этом в тексте Торы не упоминается, что произошло чудо. Откуда вообще взялась эта цифра? Кроме того, часов в те времена не было. И как они определили, заквасилось тесто или они пригодно для мацы? 4) И еще, почему евреи названы здесь «народ», когда в соседней фразе их называют «сыны Израиля»? 5) В Пасхальной Агаде сказано: мы едим мацу в память о том тесте, которое вынесли из Египта и которое не успело закваситься. Но ведь заповедь о маце предшествовала исходу, как сказано (Шмот 12:8): «И пусть съедят мясо (пасхальной жертвы) в ту же самую ночь, жаренным на огне, с мацой и горькой зеленью будут есть его», а также повеление на поколения (там же 15) «семь дней ешьте мацу». Извиняюсь за такой длинный вопрос, просто я совершенно запуталась. Заранее большое спасибо. Читать дальше |
|
Только учиться и не работать противоречит Мишне?!1 апреля, отвечает Рав Натан Агрес Правильно ли я понимаю: А) что первую часть мишны из Пиркей Авот 2:2: «Рабан Гамлиель, сын раби Иeуды аНаси, говорит: Хорошо изучение Торы сочетать с ремеслом… а любое изучение Торы, не сочетаемое с трудом, — сходит на нет и влечет за собой грех» следует понимать буквально, по просто, согласно пшату? Б) что начало мишны 4:10 «Раби Меир говорит: Меньше времени уделяй работе ради заработка и изучай Тору…» не следует понимать, как призыв-рекомендацию свети работу к «нулю» и не работать совсем, а следует понимать, как вектор приоритетов? Читать дальше |
|
Лишняя буква в свитке Эстер?!22 марта, отвечает Рав Натан Агрес Шалом, на лекциях я слышал, что в Танахе не бывает ничего лишнего, каждое слово и даже буква имеют свой особый смысл и значение. Читая свиток Эстер, я обнаружил «лишнюю» букву в имени одного из заговорщиков, покушавшихся на жизнь царя Ахашвероша. Вначале сказано (Эстер 2:21) «Бигтан и Тереш», а в продолжении (там же 6:2) «БигтанА и Тереш», т.е. к имени Бигтан добавлена в конце буква «алеф», что это может значить? Большое спасибо. Читать дальше |
|
Почему в високосный год Пурим празднуется во втором Адаре?8 марта, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте! Известно, что в этом году (високосный год), когда удваивается месяц Адар, Пурим отмечается во втором Адаре, а не в первом. На лекции я слышал, что мудрецы постановили так, чтобы «приблизить» избавление Пурима к избавлению Песаха (отмечаемого в следующем за Адаром месяце Нисане). Мне не совсем понятна эта причина, почему так важно приблизить Пурим к Песаху, в чем связь между этими праздниками. Заранее благодарю за ответ, Вадим Читать дальше |
|
Почему на каждой боковой ветви Меноры по три чашечки, а на стволе — четыре?16 февраля, отвечает Рав Натан Агрес Если можно, каков смысл, что на каждой боковой ветви Меноры по 3 чашечки, на стволе — 4 чашечки? Читать дальше |
|
Что именно было даровано Моисею на горе Синай?2 февраля, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. У меня созрел такой вопрос. Что именно было даровано Моисею на горе Синай? Только те указания и заповеди, которые представлены в Торе как слова самого Бога, да будет Он восславлен, а остальные главы дописаны как предыстория мудрецами? Или же Моисею была сообщена Тора именно такой, слово в слово, как мы читаем, начиная со слова «В начале» и заканчивая словом «Израиля»? Читать дальше |
|
Ливьятан — то дракон или динозавр?2 октября 2023 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом, уважаемые! Расскажите, пожалуйста, кто такой ливьятан — динозавр, дракон или иное огромное существо (танин)? И что было сотворено раньше — небеса и земля или ливьятан (Ийов 40:19)? Заранее благодарен. С уважением, Николай. Читать дальше |
|
Почему в Пасхальной агаде, мы обращаемся к книге «Дварим», где Исход упоминается вкратце, а не к книге «Шмот», где события описываются подробно?4 апреля 2023 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом Вам, уважаемые раввины! В этот Песах впервые обратил внимание на одну очень странную вещь, связанную с рассказом об исходе из Египта! В Пасхальную ночь у нас есть заповедь (из Торы) рассказывать об исходе из Египта. А если так, что было бы более естественным, чем посвятить эту ночь углублённому изучению начала книги «Шмот», второй книги Торы (главы Шмот-Ваэра-Бо-Бешалах), где подробно описываются как порабощение, так и избавление из Египта. Но вместо этого в Пасхальной Агаде приводится всего лишь четыре стиха (!) из последней книги Торы, «Дварим» (26, 5-8), где исход из Египта упоминается в очень сжатой форме и только вскользь, в связи с другой заповедью — заповедью о бикурим — приношением в Храм плодов-первенцев. Если бы мы искали укороченный вариант рассказа — действительно, эти стихи отвечают этому критерию, но ведь дело обстоит как раз наоборот, как сказано в начале самой Агады: «А всякий, кто удлиняет и расширяет этот рассказ — достоин похвалы», и там же приводится, что мудрецы Израиля занимались рассказом об Исходе всю ночь до рассвета! Разве книга «Шмот» не подходит для исполнения этой заповеди гораздо больше книги «Дварим»?! Меня очень мучает этот вопрос, пожалуйста, помогите разобраться! Ариэль Читать дальше |
|
Почему наши праотцы в Египте получили тесто для мацы чудом, без напряженного труда?31 марта 2023 года, отвечает Рав Натан Агрес Огромное спасибо за очень подробный ответ на мой вопрос об истории «выхода из Египта». Но у меня за это время появился еще один вопрос, надеюсь, Вас не затруднит на него ответить. Вы упомянули, что маца символизирует йецер а-тов («доброе стремление», стремление к добру), а хамец — йецер а-ра («дурное стремление», влечение к злу): лень, гордыню и т.п. Соответственно, предпасхальная очистка дома от хамеца олицетворяет внутреннюю работу по очищению своей души от этих негативных качеств. Но тогда почему наши праотцы в Египте, будучи на 49-ой ступени нечистоты, получили незаквасившееся тесто при помощи чуда, без напряженной духовной работы?! Почему же для нас сейчас та же маца стала символом тяжелой духовной (да и физической) работы? Заранее большое спасибо. О. Читать дальше |
|
Какие есть виды жертвоприношений?24 марта 2023 года, отвечает Рав Натан Агрес Не могли бы Вы рассказать подробней о различных видах жертвоприношений. Заранее благодарю, Ариэль Читать дальше |
|
Почему после рассечения реки Иордан евреи не воспели песнь Всевышнему, как они сделали после рассечения моря?!3 февраля 2023 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом, уважаемые раввины! У меня возник такой вопрос: после перехода через Ям Суф (Тростниковое море), которое чудесным образом разверзлось перед евреями, весь народ вознес хвалебную песнь Всевышнему. Подобное чудо повторилось сорок лет спустя при входе в Землю Израиля, когда река Иордан рассеклась перед народом, но никакой хвалебной песни за этим не последовало! Разве рассечение Иордана не было чудом в глазах людей подобно рассечению моря? Заранее спасибо, Михаил Читать дальше |
|
Не раз приходилось слышать о «кодах» в Торе. О чем именно идет речь?23 декабря 2022 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. Не раз приходилось слышать о «кодах» в Торе, не могли бы вы разъяснить, о чём именно идёт речь? И ещё, известны ли какие-либо коды, связанные с Ханукой? Большое спасибо. Читать дальше |
|
Если люди до Ноаха питались только растительной пищей — так почему Б-г принял мясную жертву Авеля?28 октября 2022 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте! Считается, что до Ноаха люди питались только растительной пищей — так почему Б-г принял мясную жертву Авеля? Спасибо. Читать дальше |
|
Чему учил Авраам своих учеников и сыновей?23 октября 2022 года, отвечает Рав Натан Агрес Чему учил Праотец Авраам своих учеников и сыновей, ведь Тора ещё не была дарована ему и вообще человечеству? Р. Читать дальше |
|
Тот, кто гневается, как будто служит идолам?!19 августа 2022 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте, на одном уроке я слышал, что тот, кто гневается, приравнивается к идолопоклоннику! Как это следует понимать, какая связь между вещами? И вообще, где в Торе есть запрет гневаться, я не припоминаю. Спасибо. Читать дальше |
|
Второй Храм был последним?5 августа 2022 года, отвечает Рав Натан Агрес Почему пророк Хагай говорит, что второй Храм будет последним, а все остальные пророки, даже такие как Исайя, утверждают, что будет еще Третий Храм? Откуда такой парадокс? Читать дальше |
|
Кто и когда построил Стену Плача?3 августа 2022 года, отвечает Рав Натан Агрес В ответе на вопрос «Во Втором Храме не было Шхины?!» написано (прим.10): «Предание говорит, что Стену Плача построил еще царь Давид, отец царя Шломо, построившего Первый Храм». Мне непонятно: 1. Как это стыкуется с трактатом Мидот (2:1), где сказано, что размеры Храмовой горы — 500 локтей на 500 локтей; Стена Плача стоит у основания горы, а размеры Первого Храма — всего 60 на 20 локтей (книга Мелахим, I-2), следовательно, Стена Плача не имеет к Первому Храму никакого отношения. 2. Далее, в наше время можно посетить экскурсию и спуститься к основанию Стены Плача и убедиться, что все артефакты и строения времен Ирода, а значит, и сама Стена построена Иродом (а если скажете, что археология здесь не имеет веса, не соглашусь, потому что для Рамбана именно археология оказалась важнейшим аргументом в споре об алфавите, он нашел в Акко монетку времен Второго Храма с надписями на палео-иврите). 3. И наконец свидетельство Иосифа Флавия, который пишет, что Ирод полностью перестроил Храм, расширил его и придал ему великолепие. Также он выстроил стены у основания горы и засыпал землей до вершины, тем самым расширив гору до текущего состояния. Поэтому, если верить Иосифу, Стена Плача построена тем же самым Иродом. С нетерпением жду ответа. С уважением, Юра Читать дальше |
|
Почему в Песах пьют только четыре бокала вина, а не пять?12 апреля 2022 года, отвечает Рав Натан Агрес Важная часть праздничного обряда в Пасхальную ночь — выпить четыре бокала вина. Как я слышал, каждый бокал соответствует одному из четырех обещаний, данных Всевышним пророку Моше в связи с избавлением из Египта (Шмот, 6, 6-7): «Поэтому скажи сынам Израиля (от Моего имени): Я — Г-сподь, и выведу вас из-под гнета египетского, и спасу вас от их порабощения, и избавлю вас мышцею простертой и великими знамениями, и возьму вас себе в народ, и буду вам Всесильным, и познаете, что Я — Г-сподь Всесильный ваш, выводящий вас из-под гнета египетского». У меня возникло несколько вопросов: В чем именно заключались эти четыре обещания, и вообще почему избавление делится как бы на четыре части, ведь на первый взгляд исход из Египта — это один единый процесс, зачем же разбивать его на составляющие? И еще, если все-таки придавать значение отдельным обещаниям, почему мы останавливаемся на четырех бокалах? Ведь Всевышний продолжает (там же, 8): «И приведу вас в землю, которую поклялся Я дать Аврааму, Ицхаку и Яакову, и дам ее вам в наследие, Я, Г-сподь». Т. е. Б-г не только вывел нас из Египта, но и пообещал дать нам в удел Землю Израиля, так почему же не выпивают пятый бокал по этому поводу? Заранее большое спасибо, Биньямин Читать дальше |
|
Как начать соблюдать Шаббат?25 февраля 2022 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте! Не поможете мне советом, как мне соблюдать Шаббат? Я ничего не знаю про Шаббат, мне нужно все с нуля: как соблюдать его, что можно делать, что нельзя делать, как делать и т.д. Читать дальше |
|
Как еврейские мудрецы объясняют духовный смысл подножий под балки Мишкана (Скинии)?4 февраля 2022 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте! Как еврейские мудрецы объясняют духовный смысл подножий под балки Мишкана, под его столбы и под столбы его двора? Читать дальше |
|
Давать цдаку анонимно — это лучший способ?28 января 2022 года, отвечает Рав Натан Агрес Иудаизм подчеркивает, как важно давать цдаку. К тому же подчеркивается, что давать цдаку анонимно — более высокий уровень выполнения этой заповеди. В общем-то, мне это в большинстве случаев понятно. Но уже неоднократно приходилось слышать истории о равах и простых евреях, дающих цдаку анонимно, где с моей точки зрения гораздо лучше было бы оказать помощь открыто. Речь идет о ситуациях, когда нуждающиеся непосредственно обращались к кому-то (раву, богачу, родственнику) за помощью и те в лицо им отказывали (или давали очень маленькую помощь), а потом анонимно давали щедрую цдаку и оказывали серьезную помощь. Но ведь в момент, когда такой человек получает отказ ему очень БОЛЬНО!!! (особенно если отказывает близкий родственник или рав о добросердечности которого так много все говорят…). Разве можно ради анонимности причинять боль другим, тем более нуждающимся, которым и так плохо? Разве анонимность стоит того, чтоб добавлять им еще и боль отказа и разочарования? Толкать их на то, чтоб они плохо думали о своих анонимных благодетелях? А если они не дождутся той анонимной помощи и отчаявшись пойдут доставать так критически необходимые им деньги не кашерным путем… наделают глупостей…Я, так до сих пор не понимаю, почему прославляется анонимность цдаки даже тогда, когда она наносит нуждающимся в ней боль… И почему же подобные истории так распространены и любимы в нашем народе… Заранее благодарю за ответ. О. Читать дальше |
|
Проясните, пожалуйста, что такое Изгнание, Искупление, времена Машиаха?13 июля 2021 года, отвечает Рав Натан Агрес Ув. рав Агрес (обращаюсь к Вам, потому что мне очень нравится, что Вы очень подробно отвечаете на мои вопросы, и еще раз благодарю Вас за это), помогите, пожалуйста, прояснить термины, которые мы часто интуитивно используем и примерно понимаем их значение, но все же из-за отсутствия четкого определения не очень понятны их границы и часто возникают путаница и споры. (Если по поводу этих терминов имеются разные мнения у разных хахамим, то хотелось бы узнать этот разброс мнений, если не весь, то хотя бы несколько наиболее ярких). Итак, термины: 1. Галут («изгнание» — какое состояние называется галутом? По каким признакам мы его определяем? (К примеру, некоторые делают акцент на наличии царства, утверждая, что раз у нас сейчас нет царя, то это галут, но ведь до царя Шауля тоже у нас не было царя и это не считалось галутом. Или многие говорят, что раз у нас сейчас государство не по Торе, то это означает галут, но ведь в наших древних царствах процветало идолопоклонничество и это не считалось галутом?)) 2. Геула («искупление», «избавление»). Каковы ее признаки? 3. Порабощение царствами. Какая степень порабощения имеется в виду? (Просто подчинение давлению или явное порабощение с обязанностью выплачивать дань и наличием во главе государства ставленника государства-поработителя?) 4. Слышала также о терминах хевлей Машиах («муки прихода Машиаха» — вроде, у Агра — Виленского гаона — упоминалось). Что это, и как мы определяем эту эпоху? 5. Эпоха Машиаха. Что это за эпоха? Как определить ее начало? (Я слышала, что она начинается еще до непосредственного раскрытия Машиаха, тогда по каким признакам мы ее определяем и что для нас означает ее начало? Это уже геула или еще галут? И означает ли это, что в этот раз Машиах уже точно придет и не будет больше напрасных ожиданий, разочарований и катастроф, не дай Б-г?..) Заранее благодарю. Орит Читать дальше |
|
Кто был предком китайцев — Шем, Хам или Йефет? А индейцев майя?23 октября 2020 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом, здравствуйте. У меня вопрос, касающийся предыдущей недельной главы. У Ноаха было три сына, прародители всех будущих народов: Хам, Шем и Иефет, а также еще упоминается Шемхазаэль — один из трех ангелов, что до Потопа опустились на землю, чтобы жить на ней подобно людям. Упоминается о трех основных началах возникновения народов: Хам — негроидные расы, Шем — еврейский народ и Иефет. Вопрос: кто из них был предком китайцев (да и японцев), а кто был прародителем народов латинской Америки (индейцев Майя). Когда листаешь историю, может сложиться ощущение, что их Потоп либо не коснулся, либо скорость строительства их древних городов и воспроизведения потомства превосходит все рамки воображения… Олег Читать дальше |
|
Почему имя человек «Адам» связано с происхождением его тела (от адама — земля), а не с его душой?16 октября 2020 года, отвечает Рав Натан Агрес «И создал Господь Б-г человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Берешит 2:7). Если я правильно понимаю имя первого человека Адам (а отсюда и общее название всего человеческого рода) происходит от корня адама — земля, из которой было сотворено его тело. Но тогда возникает вопрос: почему имя человека связано с его телом, а не с душой (той самой, что Творец вдохнул в его ноздри), ведь человек по сути, это душа, а тело — лишь временное материальное одеяние? И еще, как это имя выделяло его среди всех остальных животных, ведь они тоже были созданы из земли, как сказано: «И создал Господь Б-г из земли всякое животное полевое и всякую птицу небесную» (там же 2:19)? И последний вопрос, красный цвет на иврите «адом» тоже однокоренное с адама — земля, исходя из этого, можем ли мы утверждать, что кожа у Адама была красного цвета. Заранее благодарю за ответ. Читать дальше |
|
Как смерть десяти мудрецов связана с Йом Кипуром?22 сентября 2020 года, отвечает Рав Натан Агрес В молитве Йом Кипура в конце повторения кантора упоминается отрывок о мучительной смерти десяти великих мудрецов Израиля (рабби Акивы и др.), казненных римлянами. Мой вопрос: как эти трагические события связны с Йом Кипуром? Этот же отрывок мы говорим в траурный пост Девятого Ава, и здесь все понятно — ведь в этот день мы скорбим обо всех бедах и несчастьях, порожденных разрушением Храма и изгнанием, но вот связь с Днем Искупления не совсем ясна. Заранее большое спасибо. Читать дальше |
|
Где евреи погружались в микву в пустыне?22 мая 2020 года, отвечает Рав Натан Агрес В пустыне евреи пили из колодца Мириам, пока она не умерла. А где еврейские женщины погружались в микву, не в этом же колодце? Спасибо. Читать дальше |
|
В случае, когда отец нееврей, колено устанавливается по матери?!8 мая 2020 года, отвечает Рав Натан Агрес Недавно я прочитал ответ о принадлежности человека к определенному колену. Основываясь на трактате Бэхорот (47а), вы пишете, что «сын еврейки от нееврея — еврей, и в этом случае он принадлежит к колену матери». Хотел бы попросить вас разрешить следующее несоответствие: В недельной главе Эмор (Ваикра, 24:10) обсуждается история с сыном еврейской женщины из колена Дана и египтянина. Как говорит Раши, этот человек хотел поставить свой шатер в стане колена Дана. Его спросили, на каком основании он собирается это делать. Ответил, что он из сыновей Дана. Ему же привели стих из Торы: "ле-бейт авотам» (Бемидбар, 2:2), т. е. принадлежность к колену идет только по отцовской линии. В конечном итоге спор был решен судом Моше Раббейну в пользу колена Данa. Как я это вижу, ваш ответ идет вразрез с решением суда Моше Раббейну о принадлежности человека к конкретному колену. Было бы очень интересно услышать ваш ответ по этому поводу. Спасибо! Авраам, Бруклин, Нью-Йорк Читать дальше |
|
Всесожжение голубей символизирует приземление фантазий?27 марта 2020 года, отвечает Рав Натан Агрес Вопрос по разделу Ваикра. Правильно ли считать, что всесожжение голубей символизирует приземление фантазий, подчинение их творчеству достижения Цели Творения? Владимир Читать дальше |
|
Окончательно запутался в хронологии царей Персии, помогите разобраться?4 марта 2020 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом! Окончательно запутался в хронологии царей Персии, имеющих отношение к периоду после разрушения Первого Храма и Пуримa. Может быть, вы поможете разобраться. Греческие историки сообщают: Персидский царь Кир, покорив Мидию, захватил Вавилон. Царь Бэлшацар (Валтасар) был убит. После смерти Кира правил его сын Камбиз, погибший во время покорения Египта. Далее, 7 месяцев правил самозванец, выдававший себя за убитого младшего сына Кира — Бардию. Его сверг Дарий — дальний родственник Кира, из той же династии Ахеменидов, женившийся на дочери Кира для своей легитимации (аналогия с Вашти и Ахашверошем). При Дарии Первом завершается постройка Второго Храма. Далее правили сын и внук Дария — Ксеркс и Артаксе́ркс. Ксеркс — вероятный Ахашверош, а Артаксе́ркс — тот, при котором жили Нехемия и Эзра. Один из сыновей Артаксе́рксa — Дарий Второй. Теперь сведения еврейской традиции: Персы и мидийцы захватили Вавилон. Царём всего на один год стал некий мидиец Дарий, добровольно уступивший трон Киру. Потом появляется некий Ахашверош, заведующий конюшней, для своей легитимации женившийся на внучке Бэлшацара — Вашти. Аналогия с Дарием: заведовал конюшней, для легитимации женился на дочери Кира. Тут, конечно, вопрос: Зачем Ахашверошу нужна легитимация от свергнутой династии Вавилона? Кто был между Киром и Ахашверошем? После смерти Ахашвероша царём становится его сын Дарий, при котором завершается постройка Второго Храма. Тут надо отметить: разница в еврейской и нееврейской хронологии — приблизительно 150 лет. Поэтому стирается разница между Дарием Первым и Дарием Вторым. Как я понимаю, в еврейской традиции, это одно лицо. Прошу Вашей помощи в разбирательстве этих сложных для меня вопросов. Читать дальше |
|
Почему Творец, посылая Моше к фараону, велел ему врать?23 января 2020 года, отвечает Рав Натан Агрес Меня мучает такой вопрос. Почему Творец, посылая Моше к фараону, велел ему врать, что они собираются уйти только на три дня, чтоб совершить жертвоприношения, а после этого вернуться? Ведь это же ложь, а врать без крайней нужды нам запрещено. Разве нельзя было сразу просить отпустить народ навсегда? Разве фараон после казней не отпустил бы, если бы ему сказали правду? Разве фараон сам не догадался, что евреи хотят уйти насовсем? Заранее большое спасибо. Читать дальше |
|
Почему в молитвах не упоминается Йосеф?20 декабря 2019 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. Мы знаем, что Давид молился Ашему, чтобы Он позволил добавить его имя к молитве Амида. Ашем ответил Давиду, что не проверял его и поэтому не добавил его имени. Почему Йосеф не заслужил, чтобы его имя говорили во время молитвы, как имя наших праотцов, если он прошел такой тяжелый тест, когда убежал от жены Потифара? Читать дальше |
|
Если отец у девушки из рода Давида, а мать из колена Леви, то девушка — потомок Аарона?31 мая 2019 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. Если у девушки отец из колена Давида, а мать из колена Леви, то можно ли говорить, что эта девушка является потомком Аарона, через сыновей Израиля, и верно ли это будет? Спасибо. Читать дальше |
|
В чем суть жертвоприношений?15 февраля 2019 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте, уважаемый рав! Известно, что помимо молитв, основная задача Храма состояла в жертвоприношениях. Мне непонятна эта идея, зачем Всевышнему жертвы — кровь и мясо животных?! Молитва — это обращение к Создателю, установление связи с Ним, но жертвы… непонятно! Большое спасибо, Ариэль Читать дальше |
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?