Темы: Наказание, Грешник, Авраам, Праведник, Даниэль Маршальский, Сдом
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПочему Авраам хотел удержать Вс-вышнего от уничтожения Сдома? Почему Б-г пообещал пощадить всех, если найдется немного праведников? Разве может грешник избежать гнева Вс-вышнего, если рядом с ним живет праведник?
Здравствуйте, Михаил.
Извините, что задержался с ответом, из-за подготовки к Песаху не мог написать раньше.
Для ответа на Ваш вопрос следует прояснить несколько моментов.
Первое — какова была причина создания человека. Рамхаль в предисловии к своей книге Мэсилат Йешарим пишет, что смысл существования человека заключается в постоянном служении Всевышнему. Это даёт Всевышнему «возможность» даровать благо человеку, служащему Ему. Кроме того, в другом месте (Маамар а-Икарим) Рамхаль пишет: так как человек создан для служения Всевышнему, то для него самого создан весь мир — для помощи в его миссии (служении). Но, к сожалению, люди, начиная с первого человека, перестали выполнять заповеди Б-га, мир все больше отдалялся от Всевышнего и погружался в тьму дурных дел (Рамхаль в книге Дэрех а-Шем).
Первым и единственным человеком, который изменил это положение вещей и принял на себя обязанность служения Всевышнему, стал наш праотец Авраам. Поэтому он и его потомство были избраны Всевышним, чтобы служить Ему и впредь, до конца. Так Авраам стал главной причиной существования мира. Все остальные народы перешли «на должность» вспомогательных сил — им предстояло помогать Аврааму и его потомству в этой миссии.
Также следует знать, что Всевышний не использует «испорченные инструменты», как пишет рав Деслер. Поэтому те народы, которые не ведут себя соответственно (не выполняют семь заповедей, данных сынам Ноаха), не могут быть использованы как «инструменты» достижения цели. Таким образом, смысл их существования пропадает, и они прекращают существовать. Так и должно было произойти с людьми Сдома.
Авраам знал, что представляют собой жители Сдома, и просил Всевышнего сжалиться над ними, так как если бы там было даже небольшое число достойных людей, они уже могли бы помочь ему в выполнения миссии. А значит, их существование имело бы смысл.
Добавим: качеством, выделявшим Авраама среди людей его поколения, была забота о других людях. Поэтому мудрецы назвали его «отцом многих народов». Поэтому, когда Всевышней открыл ему, что Сдом будет уничтожен, Авраам не мог не молиться за его жителей.
С уважением, Даниэль Маршальский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Овадья Климовский
Ваши худшие предположения верны…
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Рав Овадья Климовский
Почему Авраам хотел удержать Всевышнего от уничтожения Сдома?
Рав Реувен Куклин
Там нет ничего живого — это ещё одно предупреждение, что лезть туда не нужно
Рав Захария Матитьяу
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Ради помощи путникам Авраам прерывает беседу с Творцом. Потомки патриарха унаследовали способность любить всех людей. Раввин Гирш о справедливости и человечности.
Рав Овадья Климовский
Рав Овадья Климовский
Каких пришельцев не любили в Сдоме?
Рав Захария Матитьяу
Рав Реувен Куклин
Зачем делать такой крюк?
«Оцарот»
Жители Сдома узаконили различного рода мерзости, а их потомки продолжили начатое дело. История про милиционера и ешиботника.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его