Надо ли помогать ближнему, когда не хочется?30 июня, отвечает Рав Нахум Желязник Уважаемый раввин, я долго бился над вопросом, должен ли я, поступая по принципу «возлюби ближнего как самого себя», помогать ближнему, когда мне не хочется помочь ближнему, или не должен. Мне кажется, что я нашёл ответ на этот вопрос. Когда у меня хорошее настроение и я полон энергии и оптимизма, я помогаю ближнему, который мне нравится, и ближнему, который мне не нравится. Но когда я устал, у меня мало энергии и плохое настроение, я помогаю только ближнему, который мне нравится. Почему? Потому что если у меня плохое настроение, мало энергии и я устал — и повстречал ближнего, который мне не нравится и который нуждается в моей помощи, то — я люблю себя больше, чем ближнего, который мне не нравится. Потому что ближний, которого я повстречал и который нуждается в моей помощи, мне не нравится. Поэтому я поступаю по желанию не помочь ближнему. Но если ближний, который мне нравится, нуждается в моей помощи и у меня плохое настроение, мало энергии и я устал, то — я переступаю через своё нежелание помочь ближнему. Почему? Потому что если ближний мне нравится, то я люблю его больше, чем себя. Я хочу быть похожим на него и считаю его лучше себя. Поэтому я переступаю через своё нежелание помочь ближнему. Понимаю, что чувство расположения или отсутствие этого чувства к ближнему может быть иррациональным. Но если я не встречал раньше ближнего, то я ничего о нём не знаю. Чувство расположения к ближнему или отсутствие этого чувства, каким бы иррациональным оно ни казалось, служит единственной подсказкой, на основе которой я принимаю решение помочь или не помочь ближнему, когда у меня плохое настроение, мало энергии и я устал. Дмитрий Читать дальше |
|
Неловко чувствую себя, когда прихожу в дом скорбящего27 июня, отвечает Рав Яков Шуб Уважаемые раввины, ушла сестра моей хорошей знакомой. Сейчас она сидит «шива» (соблюдает семидневный траур). Я всегда неловко чувствую себя, когда прихожу в дом скорбящего. С законами более-менее я знакома, а вот хотелось бы получить консультацию, как лучше поддержать человека, как найти правильные слова и правильный подход. Лиза Читать дальше |
|
Что значит любить себя?19 июня, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день. Есть сложный вопрос. Очень нуждаюсь в Вашей помощи. Пожалуйста, помогите сориентироваться. Во время очередной беседы с сыном я объяснял слова «Люби ближнего как самого себя». На что получил хороший вопрос. — А что это значит? — спрашивает он. Я же не растерялся и начал объяснять: — Если тебе приятно получить пирожок от кого-то, попробуй дать пирожок кому-то, и таким образом ты сделаешь другому человеку то, что ты хотел бы получить сам. На что он мне говорит: — Не-е-ет. Ты меня неправильно понял. А что значит любить себя?.. Я уже не помню, что ему ответил, но заданный им вопрос меня до сих пор беспокоит. У меня не получается найти универсального ответа. Просмотрел, как мне кажется, все доступные источники, а ответа всё нет. Или они очень поверхностные. Или я его просто не нашел. А если нет ответа или я не могу сформулировать этот ответ, то, скорее всего, я этого просто не знаю. А всю проблему, которая меня «охватила», я постараюсь описать. Культура, в которой мы родились и росли, это та культура, которая во многом определила, какими мы станем в будущем. Она оставила после себя очень травматическое наследие. Это наследие, которое называется воспитанием, коснулось многих из нас, и думаю, что оно еще какое-то время будет существовать. Я не застал красный режим. Я рос в период его разрушения и становления современных демократических государств. Описывать буду личный опыт. Садик не помню. Школа. С первых классов учителя пытались установить в классе порядок. Ничего не имею против порядка. Только какой ценой это достигалось? Путем постоянного, публичного унижения детей. Постоянное повторение и подчеркивание детской несостоятельности, неспособности что-то сделать, постоянное принижение интеллектуальных возможностей. Применение силы в младших классах. Запугивание. Фамильярность. Подчеркивание того, что «вы ничего не можете». Опять вы не готовы? То есть: вы какие-то лузеры. Чего вы в жизни достигнете? Тебе только в шахте работать. Бывали и такие случаи. Вопрос учителя: — Кто будет к празднику готовить актовый зал? Петров тянет руку. — А, Петров. Нет-нет-нет. Он же бабушку через дорогу не может перевести. Или еще: — Ну, сколько раз вам говорить одно и тоже? — раздраженным голосом говорит учитель (то есть обращается как к каким-то идиотам). — Ну, сколько же раз вам это еще повторять? Хвалили редко, и то — за оценки. То есть личность ребенка как таковая положительно не оценивалась. С нею даже никто не считался. В школе я проявлений любви от учителей не увидел. Всё, что видел, — так это учительский долг. Обязанность. Унижение. Подчеркивание физического превосходства. Эмоциональные и фактические угрозы. Была ли здесь любовь? Когда приходили домой, ситуация не сильно менялась. Какие оценки получил? Почему двойка? Что ты опять натворил, почему в школу опять вызывают? Сколько раз тебе говорить переодевать штаны, когда приходишь домой. Ты уроки сделал? Ты уверен, что сделал уроки? Так же, как вчера, — а сегодня принёс двойку? То есть, всё воспитание проводилось, опять же, из чувства долга, обязанности, возможно, — стыда перед друзьями или, наоборот, из желания показать свое превосходство над друзьями. Постоянное сомнение в способностях ребенка. Недоверие его личности. Угрозы. Наказания. И почти никакого поощрения. Любовью ли это было? Наверное, в их представлении — да. Но какую модель любви увидели дети? Я очень хорошо понимаю, что если бы не мои родители, то меня бы здесь и сейчас не было. Я их очень ценю и очень им благодарен за всё, что они сделали. И да продлит Творец годы их жизни. Они были заложниками тех обстоятельств, в которых находились. Люди выживали. Наверное, для воспитания детей интереса, времени, да и возможности не было ни у кого. Целью было одеть, обуть и накормить. Не было столько знаний о педагогике и воспитании, как сегодня. Да и никого это в действительности не интересовало. Восторг был перед едой. Перед машиной. Недвижимостью. Должностью. Потом начался институт. И всё повторилось. Вы — ничто! Ничего не умеете. Не способны. Работы вы себе не найдете. Фамильярность. Унижение. Подчеркивание статусного превосходства, например, я — профессор, а ты — ничто. Запугивание. Увидели ли здесь студенты модель любви? Работал на Украине немного, но и там ситуация была сильно похожей. У всех страх. Страх сделать ошибку. Страх сказать лишнего. Страх что-то не то написать. Каждый день «ковер», в очень неконструктивной форме. Период взросления сопровождался шедеврами народной кинематографии. В бандитском и военном режиме. Как мы понимаем, фильмы с таким содержанием наполнены страхом насилием, самопожертвованием, безвыходностью, но любви (кроме как платонической), увы, я не увидел. Всё вышеперечисленное я написал вот с какой целью. Проживая жизнь по подобному сценарию, понять и осознать, что это такое — любовь, мне кажется, невозможно. А если кто и поймет, то его понимание будет сильно изуродовано. Как можно полюбить себя в среде, которая только и делает, что пытается унизить, устрашить, раздавить, уничтожить? Режим воспитал кадры. Но, как мне кажется, с любовью у этих кадров дела обстоят не очень хорошо. Хамство, ругань, скандалы — повсеместно: на работе, дома, в магазине. Большинство из нас не увидели пример любви. Никто этому не учился. И никто нас этому не учил. В этом и заключается мой вопрос. Может, центром повеления возлюбить ближнего как самого себя является не ближний, а я сам? Прежде всего я должен сам себя полюбить? Ведь, согласитесь, человек не может полюбить другого, если этот человек сам себя не любит. Он не знает, что значит любить, если он никогда искренне не был кем-либо любим. Он абсолютно не понимает о чем идет речь. Например, мама, даже имея детей, не умеет любить их, если не понимает, о чем идет речь. Согласитесь, невозможно научить кого-то китайскому языку, если сам его не знаешь. Может быть, с любовью дела обстоят точно так? Учителем любви для большинства из нас в лучшем случае (кроме родителей и ближайшего окружения) является мировая литература, в худшем — телевизор или интернет. Но даже лучший случай не раскрывает содержания понятия. Может, стоить начать с раскрытия понятия о любви к себе? Если так, то с чего стоит начать? Каковы правильные пропорции, ведь легко можно перейти границу и оказаться в области эгоизма? Спасибо. Роман Читать дальше |
|
Все кругом матерятся. Как потушить свой гнев на них?16 июня, отвечает Рав Нахум Желязник Уважаемый Рав. Живу в Америке. Все кругом матерятся. На работе несоблюдающий израильтянин, начальник, матерится на святом языке (очень похож на русский мат, только на иврите). Поменять работу нет возможности. На нынешней работе нет проблем с соблюдением Шаббата и праздников, что очень важно. 1 000 000 раз прошу не материться, но у человека не получается сдерживаться. Гнев во мне растёт с каждым годом. Истощаются силы терпеть это безобразие. Есть ли какие-нибудь сгулот («чудодейственные средства») / уроки — что-нибудь, что укрепит «внутреннее я» и потушит гнев. Не знаю, что хуже: мой гнев или его сквернословие. И то, и другое — мерзость. Почему мне это так сильно мешает? Что мне в себе нужно исправить? Ведь не зря я нахожусь в этой ситуации. N. Читать дальше |
|
Есть ли какие-то особые заповеди в Шавуот?10 июня, отвечает Рав Яков Шуб Есть ли какие-то особые заповеди, относящиеся именно к празднику Шавуот? Лиора Читать дальше |
|
Почему нигде в Торе нет упоминания об Устной Торе?6 июня, отвечает Рав Эльяким Залкинд Утверждают, что при получении Торы (Пятикнижия) в пустыне Синай народ Израиля получил, в том числе, устную Тору и передавали ее от отца к сыну и т.д. Возникает вопрос: почему нигде в Торе нет упоминания о даровании устной Торы, хотя о многих событиях рассказываются даже самые мелкие детали? И еще написано: «Строго исполняйте все то, что я заповедую вам, ничего не прибавляйте к этому и ничего не убавляйте» (Дварим 13:1). Как же, например, рабейну Гершом установил запрет многоженства, или другие запреты мудрецов, о которых в Торе ничего не указано? С уважением, Руслан Читать дальше |
|
Разве можно держать продукты под кроватью?3 июня, отвечает Рав Яков Шуб Уважаемый раввин, каждую неделю я передаю сыну в йешиву сумку с продуктами. Нет, вы не подумайте, в йешиве нормально кормят, просто хочется передать ему что-то домашнее, мамины пироги, которые он так любит, ну и немного сладостей. Недавно узнала, что из-за того, что в комнате мало места, он держит продукты под кроватью, где спит. Но ведь так делать нельзя. И еще я заметила, что часто кладу бутылку с детской смесью в корзинку под коляской, и бывает так, что на прогулке наш малыш спит в коляске. Что теперь делать с бутылкой? Дина Читать дальше |
|
Как иудаизм относится к хиромантии?30 мая, отвечает Рав Яков Шуб Хотелось бы узнать, как иудаизм относится к гаданию по руке (хиромантии). Это действительно знание или просто профанация? И нет ли в этом запретов колдовства и т.п.? Хана Читать дальше |
|
Тора против религиозной свободы?27 мая, отвечает Рав Меир Мучник Свобода выбора и казнь за вероотступничество совместимы? Шалом. В современном мире насилие и угнетение на религиозной почве считаются дикостью, за что критикуют и порицают исламистов (порицают их как христиане, так и иудеи), так как те по сегодняшний день казнят отступников от веры. Однако ведь и в Торе есть казнь за вероотступничество. Еврей, который открыто переставал соблюдать субботу, подвергался смертной казни. Логично, что раз полный отказ от иудаизма включал и отказ от субботы, то человека казнили. Выходит ли, что Тора также противостоит идее религиозной свободы, и принуждает людей подчиняться Богу под страхом смерти? Андрей Читать дальше |
|
Если человек наркозависим, он сознательно совершает грех?20 мая, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом! Когда у человека греховная зависимость: ну, скажем, наркомания, алкоголизм, курение, порнография, онанизм и т.д., и у него нету силу воли раскаяться, — классифицируется ли это как сознательно совершенный грех? Или тут нужно сверхъестественное вмешательство Всевышнего, чтобы спасти его от зависимости? С уважением, Давид Читать дальше |
|
Почему коэны складывают пальцы при благословении?17 мая, отвечает Рав Нахум Желязник Шалом! Какие есть комментарии и объяснения того, как коhены складывают пальцы при благословении? Это галаха (закон) или обычай? В чем смысл? Владимир Читать дальше |
|
Почему в Иране большинство — верующие, а в Израиле — меньшинство?12 мая, отвечает Рав Меир Мучник Почему большая часть евреев, а тем более евреев Израиля — светские? По логике большинство должно быть религиозным, а не меньшинство. Ведь, казалось бы, вернувшись на землю предков, люди должны были вернуться к путям Торы, оторвавшись от общества западных людей и постоянной пропаганды их ценностей. Почему Иран или КСА имеют большинство верующих в плане соблюдения людей, тогда как в Израиле харедим меньшинство? Даже в Японии процент следующих своим традициям и культуре, как мне кажется, выше и к ним отношение почтительное. Те же европейцы сильно чтут свои традиции, да так, что всю свою историю насаждали их другим. Так мало того, что меньшинство в народе-священнике (см. Шмот 19:6 прим. ред), так меньшинство, которое недолюбливают и ущемляют. М. Читать дальше |
|
Можно ли покупать квасное после Песаха в супермаркете, где менеджер — еврей?6 мая, отвечает Рав Яков Шуб Мы живем в Америке. В моем районе есть супермаркет, принадлежащий неевреям. Я знаю, что один из менеджеров магазина — еврей. С этим есть проблемы, могу я купить там хамец после Песаха? Хана Читать дальше |
|
Как нужно одеваться в полупраздничные дни — холь а-моэд?24 апреля, отвечает Рав Яков Шуб Я совсем недавно стал молиться в синагоге и стараюсь вести себя так же, как другие молящиеся. Я уже разобрался, что в субботу и праздники одеваются более торжественно и празднично. А вот как одеваться в холь а-моэд — я так и не уловил. Обратил внимание, что многие были в такой же праздничной одежде, как в субботу, а другие — не совсем. Разъясните, пожалуйста, как нужно правильно одеваться в эти дни? Читать дальше |
|
Почему не все семь дней Песаха заповедано есть мацу? Ведь в Торе сказано «семь дней ешь!»16 апреля, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом, дорогие рабоним. Очень прошу объяснить так, чтобы я мог понять: почему не все семь дней Песаха заповедано есть мацу, как сказано в Дварим, что «семь дней ешь мацот лехем ани» (Дварим 16:3; «опресноки, хлеб бедности»)? Но при этом благословение на мацот («Благословен… Повелевший нам есть мацу») мы произносим только в первый день, а в остальные дни перед тем, как есть мацу, произносим благословение на хлеб? Хотя сама неделя называется йом а-мацот («день мацы») и нет требования как такового в каждый из семи дней есть мацу. (ОК, после Кидуша, когда надо произнести благословение на хлеб, по-другому не получится, но это не то, о чем я спрашиваю). Вторая часть вопроса: есть ли такие галахисты (специалисты по Еврейскому Закону) или хасидские группы, которые понимают и исполняют это иначе, чем это распространено? Т.е. обязательно едят мацу в каждый из семи дней и произносят благословение на хлеб и на мацу каждый раз, считая, что есть мацу в эти дни — прямое исполнение заповеди? Спасибо. Хаг самеах (веселого праздника). Дани Читать дальше |
|
Животных тоже надо кормить кошерно?11 апреля, отвечает Рав Яков Шуб Расскажите, пожалуйста, существуют ли какие-либо требования кашрута к корму для животных, есть ли какие-нибудь ограничения на то, чем я могу кормить своего питомца? N. Читать дальше |
|
С какого возраста приучают детей произносить благословения перед едой?28 марта, отвечает Рав Яков Шуб Расскажите, пожалуйста, с какого возраста приучают детей произносить благословения перед едой и т.п.? И можно ли произносить имя Б-га и отвечать «амен» при их обучении? N. Читать дальше |
|
Человек должен сам выбирать, совершать ли ему моральный поступок или нет?26 марта, отвечает Рав Меир Мучник Уважаемый раввин, не кажется ли вам, что если моральное действие является действием против желания, то наказывать за несовершение этого действия неправильно? Если несовершение морального действия против желания наказывается, то это действие является несвободным потому, что если человек сделает это действие, он сделает его из страха перед наказанием, а не потому, что это действие является правильным. Чтобы человек сделал моральное действие против желания, нужна свобода выбора. Свобода выбора — сделать или не сделать моральное действие против желания — существует, когда нет наказания за несовершение морального действия против желания. N. Читать дальше |
|
Можно ли заказать «съедобный подарок» другу на Пурим по интернету с доставкой?21 марта, отвечает Рав Яков Шуб Можно ли выполнить заповедь мишлоах манот («посылание яств» в Пурим), если заказать подарок по интернету с доставкой? Или обязательно его купить и доставить самому? N. Читать дальше |
|
Мог ли Мордехай поклониться Аману и не подвергать опасности свой народ?19 марта, отвечает Рав Арье Гальчук Здравствуйте. Хочу задать вопрос по Мегилат Эстер (Свитку Эстер). Вся история началась с того, что Мордехай отказался поклониться Аману, тот обиделся — и понеслось... Заканчивается же история тем, что Эстер таки да поклонилась Ахашверошу и беды евреев на этом прекратились. Так что же с этими поклонами? Можно или нельзя? Если можно — почему Мордехай отказался и тем самым навлёк беды на свой народ и сам чуть не погиб? Если нельзя — почему Эстер поклонилась и беды прекратились? Спасибо. Борис Читать дальше |
|
Как читать Свиток Эстер, если я не понимаю иврит?17 марта, отвечает Рав Нахум Желязник Здравствуйте, скоро будем читать Свиток Эстер. Посоветуйте, пожалуйста, как это делать по закону? На что важно обратить внимание. И еще: я не понимаю иврит, как мне быть? В прошлом году слушал чтение в синагоге, и было ощущение, что зря потратил время. Сидел и смотрел в потолок, пока все радовались и стучали. Может, лучше остаться дома? Читать дальше |
|
Можно ли начать давать цдаку в другую организацию?11 марта, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом. У меня вопрос касательно цдаки (благотворительности). Если человек долгое время давал цдаку в одно учреждение, а потом решил полностью отдавать всю цдаку в другое (либо начал давать часть цдаки в другое место), считается ли это плохой практикой? Насколько я слышал, если человек дает цдаку в какое-то учреждение больше 3 раз, он негласно дает обет делать это всегда, если только не утверждал обратного каждый раз, когда давал цдаку до этого. Так ли это, и насколько серьезно нарушение такого правила? Интересует такая ситуация в целом — без контекста, а также в контексте. Например, если человек перестал давать цдаку в синагоге потому, что начал давать деньги близкому родственнику, который в нужде. Смягчает это ситуацию или нет? Либо как вариант, если человек переехал в другую страну и начал давать цдаку в синагогу своего нового места жительства и перестал давать цдаку в свою прошлую синагогу. Буду очень благодарен за развернутый ответ. Спасибо большое за Ваш труд. N. Читать дальше |
|
Молитва за врагов всегда должна быть с пожеланием мира и добра?18 февраля, отвечает Рав Нахум Желязник Шалом. Молитва за неверных, неевреев, врагов всегда должна быть с пожеланием мира и добра. При этом в Торе достаточно четко разграничено: хочешь — выбирай благословение, поступая так; хочешь — проклятие, поступая иначе. Если человек выбирает проклятие, может, и неосознанно, но своими поступками, не должны ли мы понимать, что только проклятие его и ждет? Тогда наша молитва о нем идет как бы вразрез с Торой. Получается, молиться можно только о покаянии, но не о благах для людей, отвергающих или извращающих Б-га? N. Читать дальше |
|
Зачем придерживаться ортодоксальных религиозных правил и ограничений?15 февраля, отвечает Рав Эльяким Залкинд Меня давно мучил вопрос, зачем придерживаться ортодоксальных религиозных правил и ограничений, ведь зачастую именно они становятся помехой для ведения нормальной жизни в современном глобализированном обществе. Даже при обращении к истории становится понятно, что часто евреи могли приживаться и достигать успеха, принимая чужую культуру (и даже чужую религию), что, вроде бы, противоречит тому, что сказано в Торе. С уважением, Олег. Читать дальше |
|
Если мне что-то нужно, надо настойчиво молиться?12 февраля, отвечает Рав Моше Аксельрод Здравствуйте! Я всегда думала, что когда мне нужно что-то, то я должна настойчиво и многократно просить об этом Б-га. Сегодня послушала лекцию одного рава про то, что это грех, т.к. это унижает Б-га, ведь Он не наш должник. Т.е. получается, что нужно один раз попросить Б-га и больше не возвращаться к этому? N. Читать дальше |
|
10 блиц-ответов об использовании медицинских препаратов в субботу8 февраля, отвечает Рав Яков Шуб Уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию 10 блиц-ответов на вопросы об использовании медицинских препаратов в субботу. 1. Разрешено ли пользоваться грелкой в субботу? 2. Разрешено ли принимать таблетки для рассасывания от боли в горле? 3. Разрешено ли принимать лекарство от запора в субботу? 4. Разрешено ли принимать лекарство от изжоги в субботу? 5. Разрешено ли в субботу принимать лекарства, чтобы забеременеть? 6. Разрешено ли пользоваться эластичным бинтом в субботу? 7. Разрешено ли приложить холодный предмет к синяку или шишке? 8. Разрешено ли пользоваться градусником в субботу? 9. Разрешено ли вытаскивать занозу в субботу? 10. Разрешено ли пользоваться кремом для рук? Читать дальше |
|
Как служить Б-гу не потому, что надо, а потому, что хочется?4 февраля, отвечает Рав Нахум Желязник Здравствуйте уважаемый раввин, у меня к вам такой вопрос. Чувства важны в жизни, и надо стараться развивать их в себе. В связи с этим возник вопрос. Вот, например, человек ведет религиозный образ жизни. Суббота, кашрут, семья, синагога, праздники, одежда — всё это присутствует у него. Некоторое время у него посвящено Торе, но не стабильно. Проблема, что всё делается только потому, что это правильно, логично, необходимо, обязанность. Нет того горения, тяги к Торе. Как сделать, чтобы помимо логического понимания «надо», возникло ещё и чувство «хочу»? N. Читать дальше |
|
Можно ли рубить деревья на участке, чтобы построить дом?25 января, отвечает Рав Яков Шуб Здравствуйте. У меня такой вопрос. У меня есть участок в Подмосковье, хочу построить дом летом. На участке много деревьев, можно их сейчас срезать? Или уже нельзя? Просто мне говорят: нельзя трогать деревья, так как сейчас уже дни после Ту би-Швата и деревья уже будут готовиться к пробуждению. В. Читать дальше |
|
Что значит «возлюбить Б-га всем сердцем и душой» в нашей повседневной жизни?14 января, отвечает Рав Нахум Желязник Шалом, дорогие друзья! Меня зовут Марат, я из Москвы. Пишу вам с христианским приветом и горячей молитвой о ситуации в Израиле!! Молимся за Божью защиту и победу! Да благословит вас Бог! Если не сложно, ответьте, пожалуйста, на мой вопрос... Я недавно об этом размышляю, но пока не могу придти к конкретному ответу. Вопрос: в книге Дварим 6:5 сказано: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими»... Я не могу понять: в нашей повседневной жизни и пути с Господом — что значит возлюбить Бога всем сердцем и душой?! Спасибо! Читать дальше |
|
Почему необходимо соблюдать заповеди ритуальной чистоты, когда Храма нет?8 января, отвечает Рав Леви Ицхак Риц Почему необходимо соблюдать заповеди ритуальной чистоты? Ведь Храма нет. Какие действия/ситуации в наше время требуют ритуальной чистоты? Александр Читать дальше |
|
Почему Творец дал заповеди человечеству в еврейской Торе?7 января, отвечает Рав Нахум Желязник Здравствуйте! Спасибо большое за вашу работу и ответы на вопросы. Помогите понять. Если Творец хотел, чтобы человечество жило согласно Его заповедям и предписаниям, почему Он: 1) явился этому человечеству лишь один раз и вполне конкретному народу (и почему не явился другим?); 2) дал заповеди (законы Ноаха, например) в рамках еврейской Торы, к которой, очевидно, многие представители человечества просто не имели доступ, а если и имели физически, то им было совершенно неочевидно, что таким образом к ним обращается Творец. Китайцы, например, индусы, папуасы и т.д. Буду благодарен за пояснение. Лев Читать дальше |
|
Что мы будем ощущать в конце дней?4 января, отвечает Рав Яков Шуб Расскажите, что нас ожидает в конце дней? Знаю, что мы молимся, чтобы это поскорее случилось и пришел Машиях, но интересно, что мы будем чувствовать? Радость, грусть, страх или что-то иное? Давид Читать дальше |
|
Как победить лень и начать заниматься спортом?21 декабря 2023 года, отвечает Рав Нахум Желязник Здравствуйте. Я хочу начать заниматься спортом, но очень часто не тренируюсь, так как мне лень. Что говорят Тора и еврейские мудрецы про победу над ленью и про занятия спортом? И есть ли какие-то заповеди или обычаи на этот счет? Лев Читать дальше |
|
Всё, что нужно знать о посте 10 Тевета, который выпадает на канун субботы20 декабря 2023 года, отвечает Рав Яков Шуб Предлагаем вашему вниманию 10 основных вопросов о посте 10 Тевета, который выпадает на йом шиши (пятницу) — канун субботы. 1. Когда начинается пост? 2. Разрешено ли встать до зари, чтобы поесть и попить? 3. Есть ли какие-то изменения в утренней молитве? 4. Какие изменения в дневной молитве? 5. Разрешено ли мыться в пост накануне субботы? 6. Разрешено ли пробовать еду? 7. Можно ли почистить зубы, подстричься, побриться и постричь ногти? 8. Когда заканчивается пост? 9. Когда читают вечернюю молитву — Маарив? 10. Поют ли традиционные «Шалом Алейхем» и «Эшет Хаиль» перед Кидушем? Читать дальше |
|
Как солдатам в Газе зажигать свечи Хануки?7 декабря 2023 года, отвечает Рав Яков Шуб Мои друзья уже больше месяца воюют в Газе. Приближается Ханука, и они спрашивают, как им зажигать ханукальные свечи. N. Читать дальше |
|
Царь Шауль был отрицательной личностью?4 декабря 2023 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Квод hаРав (уважаемый раввин), Шалом! В Иерусалиме и не только в нём есть улицы, названные в честь царя Шауля. Но ведь царь Шауль был совершенно отрицательной личностью. Он был вынужденной мерой для Исраэля как царь. Он был патологическим параноиком. Он постоянно желал смерти Давиду и охотился за ним. Он повелел убить 80 коэнов. Б-г через Шмуэля отобрал у него царство. Он обратился за помощью к Эйн-Дорской колдунье. Как можно в честь такого человека называть улицы в городах? Тода (спасибо). Марк Читать дальше |
|
Можно ли продавать товар выше себестоимости?28 ноября 2023 года, отвечает Рав Арье Гальчук Здравствуйте! Можно ли еврею продавать товар еврею выше себестоимости и делать наценку на товар? Как нужно поступить в случае оплаты услуги? Можно ли делать какую-либо наценку на товар/услугу, и как это правильно регулировать? Спасибо. N. Читать дальше |
|
Что Тора говорит об обмене заложников на террористов?19 ноября 2023 года, отвечает Рав Яков Шуб Сейчас все говорят об обмене заложников — на террористов или на прекращение огня. Хотелось бы знать, как Тора смотрит на этот вопрос. N. Читать дальше |
|
Если человек может выдержать посланные ему испытания, откуда берутся самоубийцы?12 ноября 2023 года, отвечает Рав Нахум Желязник Шолом-Алейхем, Ребе! У меня к Вам такой вопрос. Если Бог дает те испытания человеку, с которыми он может справиться, то почему некоторые люди кончают жизнь самоубийством, так как не справились с испытанием? Ведь самоубийство является большим грехом? Слава Читать дальше |
|
Нарушить постановление мудрецов страшнее, чем нарушить заповедь Торы?7 ноября 2023 года, отвечает Рав Леви Ицхак Риц Шалом, квод а-рав (уважаемый раввин)! В книге «Орхот Цадиким», в главе «Врата Раскаяния» написано, что нарушение постановлений мудрецов карается более тяжко, чем нарушение заповеди Торы, а именно смертью. Почему? Хахамим (мудрецы) — это люди, а заповедь Торы дана непосредственно Вс-вышним. Тода (спасибо). Марк Читать дальше |
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Эльяким Залкинд
Как такое возможно — еврею быть без союза с Б-гом?
Рав Меир Мучник
И если у него было более еврейское имя, почему Всевышний к нему обращается «Моше, Моше»?
Рав Нахум Шатхин
Почему Всевышний скрыл от Ифтаха закон о жертвоприношениях?
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Блудница или владелица постоялого двора?
Рав Овадья Климовский
О чём Яабец просил Того, Кому принадлежит мудрость?
Рав Реувен Куклин
Что означает слово бин?
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Яков Гельфман
Ведь это значит, что он осознавал опасность и знал, что изменение имени может помочь...
Рав Реувен Куклин
Это больше напоминает мусульманское имя…
Рав Овадья Климовский
Кто сделал больше, тот не сделал ничего?