Темы: Запреты, Заповеди, Скромность в одежде, Связь с Творцом
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый Раввин, какие есть законы и правила скромности для еврейского парня? Где об этом прочитать? Спасибо. Захар
Здравствуйте, Захар!
Спасибо за Ваше письмо к нам!
Понимание сути скромности важно для понимания широкого спектра тем. Поскольку вопрос задан коротко, не совсем понятно, что именно Вы хотели узнать. Постараемся поговорить в целом о том, что на иврите называют «цниют» (צניעות) — скромность.
Так сложилось, что, слыша слово «цниют», его инстинктивно относят на «женскую половину». Что дамам надевать можно, а что нет, «ло цануа» («нескромно») — тема, всегда актуальная и животрепещущая. Но, как мы сейчас увидим, скромность не заканчивается гардеробом и это не сугубо женский вопрос.
Что такое цниют?
Слово «цниют» — однокоренное со словом «леацниа»(להצניע) — прятать, скрывать. Суть этого качества — предпочтение оставаться в стороне, не заявлять о себе, нежелание выделяться.
В принципе, мы говорим о явлении, нам знакомом, ведь это то, что в нерелигиозном обществе принято называть скромным поведением. Только в иудаизме скромность выходит за рамки отношений между людьми, она определяет также поведение человека наедине с собой, точнее, в присутствии Всевышнего. Что придает этому качеству несколько иной характер.
Сказано в «Кицур Шулхан Арух»[i] (гл. 3):
«Написано в Торе: “(…что добро и что Господь требует от тебя) …скромно ходить пред Б-гом твоим” (Миха 6:8). Следовательно, обязан человек быть скромным, что бы он ни делал. Поэтому, снимая или надевая халат или нижнюю одежду, следует очень тщательно следить за тем, чтобы не обнажать тела, а снимать или надевать ее лежа, прикрывшись одеялом. И пусть человек не говорит себе: “Вот, я нахожусь в самой дальней комнате и в темноте, — кто меня увидит?” — поскольку Святой, благословен Он, таков, что вся земля полна славы Его (Йешаяу 6:3) и тьма как свет перед Ним, да будет благословенно имя Его».
Как мы понимаем, корни цниюта — духовные. Когда человек осознает величие Всевышнего и Его постоянное присутствие, он ведет себя иначе. Он видит свою ограниченность и старается, по возможности, скрыть свое тело — материальную оставляющую.
Большинство из нас сегодня далеки от глубокого ощущения святости, Шхины (Б-жественного присутствия) и собственного ничтожества по сравнению с Творцом. Тем не менее, нам предписано «держать планку» скромности. Цниют — неотъемлемая часть облика еврея и одна из основ духовного роста. Именно в этом качестве заключено одно из важных различий между еврейским народом и другими[ii].
Постараемся упомянуть основные области, где важно соблюдение этих законов скромности (для обоих полов).
Как видно из приведенной выше цитаты из «Кицур Шулхан Арух», скромность предписывает не раскрывать те части тела, которые обычно находятся под одеждой[iii]. Поэтому закон рекомендует переодеваться под одеялом на постели.
Рав Моше Файнштейн[iv] (Игрот Моше, Йорэ Дэа, 47, 3) добавляет, что можно переодеваться в ванной комнате. Поскольку это помещение предназначено для мытья, то там, разумеется, можно раздеваться — и это не будет проявлением неуважения к Шхине. Причем переодеваться в ванной лучше, чем в туалете, где не принято раздеваться полностью. (Но и в душевой неправильно оставаться раздетым без необходимости, следует одеться при первой возможности).
Переодеваться в ванной, на наш взгляд, предпочтительнее, чем под одеялом. Это гораздо проще и, к тому же, получается скромнее, ведь сложно проследить, чтобы из-под одеяла ничего не было видно.
Скромность требует также отдалиться от проявлений гордости и «демонстративности» во внешнем виде, а еще — от подражания обычаям других народов.
Пишет Кицур Шулхан Арух (гл. 3):
«Не следуют обычаям неевреев и не стараются походить на них ни в одежде, ни в прическе, ни в других такого рода вещах, как сказано в Писании: “И не ходите по обычаям народа…” (Ваикра 20:23). И сказано: “…по уставам их не ходите” (Ваикра 18:3). И сказано: “Остерегайся, чтобы ты не попал в сети, следуя им…” (Дварим 12:30). Да не наденет человек одежду, которой среди неевреев принято гордиться, то есть одежду важных чиновников. И в качестве примера можно привести высказывание Талмуда, согласно которому запрещается уподобляться им даже ремнями сандалий: то есть, если они завязывают ремни определенным образом, евреи должны завязывать по-другому. Или если у них в обычае делать ремни сандалий красными, у евреев они должны быть черными: так как черный цвет указывает на скромность и смирение, запрещено евреям менять его. И из этого пусть всякий сделает свои выводы соответственно своему месту и времени: если есть какая-то одежда, которую неевреи выбирают из-за того, что она выражает гордыню и порочность, пусть евреи не делают этого, а, напротив, пусть их одежда выражает смирение и скромность. И это же сказано в Сифрей[v]: “Да не скажет человек: раз они ходят в пурпуре, я тоже буду ходить в пурпуре; раз они носят меч, я тоже буду носить меч”. Все это — проявления гордыни, и не таков удел Яакова, а удел его — быть скромными и не брать пример с гордецов».
Существует ряд правил скромного поведения в туалете. Не раскрываются больше, чем необходимо, чтобы справить нужду. Не разговаривают. Не справляют нужду в присутствии другого человека. (Подробнее можно прочесть здесь).
Конечно, тема скромности не исчерпывается вышеперечисленным. Вопросы цниюта как неотъемлемой часть жизни еврея возникают и за трапезой, и в супружеских отношениях, и при организации торжеств и общественных мероприятий. И даже при соблюдении некоторых законов траура и похорон. Всему этому мы можем учиться, задавая вопросы талмидей хахамим — знатокам Торы — и видя поведение тех, для кого воля Всевышнего — основной жизненный ориентир.
С уважением, Нохум Желязник
[i] Кицур Шулхан Арух — «Краткий Шульхан-Арух». Одно из самых популярных пособий по еврейскому Закону. Автор — выдающийся законоучитель рав Шломо Ганцфрид (5564-5646 / 1804-1886, Австро-Венгрия, Унгвар-Ужгород). Это предельно сжатое изложение основных законов, детально представленных в самом авторитетном кодексе еврейского закона Шульхан Арух, который составил раби Йосеф Каро 5248-5335 / 1488-1575; Испания, Португалия, Турция, Болгария, Эрец-Исраэль), величайший из законоучителей всех поколений.
[ii] Кстати, один из корней еврейского обычая покрывать голову — именно цниют; напоминание о том, что есть над нами нечто большее, чем просто голубое небо (прим. автора).
[iii] Заметим: в том, что касается покрытия тела, есть различие между скромностью мужской и женской. Для женщин закрывать одеждой то, что необходимо, — обычно закон Торы, а у мужчин это — обычай и достойное качество праведных людей (прим. автора).
[iv] Раби Моше бар-Давид Файнштейн (Игрот Моше; 5655-5746 /1895-1986, Белоруссия — США) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.
[v] Сифрей — сборник толкований законов, которые приводятся в книгах Бемидбар и Дварим.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Бенцион Зильбер
Так вечен Завет или нет?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Бенцион Зильбер
Можно ли делать омовение в раковине, если в ней моют ребёнка?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Яков Шуб
Иудаизм и еврейство — одно и то же? Если еврей в данный момент перестал верить в Б-га или пошел за другими божествами, он уже не еврей? Как поляку стать англичанином? А его детям, родившимся в Англии? Куда податься бельгийцу? Как стать евреем?
Мирьям Климовская
Не считаете ли Вы, что это пережиток прошлого?
Рав Шимон Соскин
Тора заповедует нам любить ближнего своего, как самого себя, что понимается мудрецами Талмуда, как повеление не делать другому того, что не желаешь себе
Мира Вайсбин
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
У мира есть несколько стадий. Поколение, жившее до потопа, тратило время на недостойное поведение.
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.