Темы: Потомство, Йосеф, Хаей Сара, Ишмаэль, Яаков, Авраам, Ицхак, Обрезание, Рав Натан Агрес, Союз с Б-гом
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый Раввин! Объясните, пожалуйста, почему Авраам передал знания о нечистых силах своим сыновьям от наложниц и отослал их на восток? Разве любящий отец может пожелать своим детям разрушающие деструктивные знания? Или эти дети ему были безразличны? Ведь эти дети были евреями. И почему Яаков, несмотря на то, что очень любил Йосефа, не отсылал своих остальных сыновей от наложниц, подальше от Йосефа? Спасибо.
Уважаемая Ольга, спасибо за Ваш вопрос.
Сначала давайте выясним, действительно ли дети наложниц считались евреями. Евреи — народ, избранный Всевышним. Его избранность берет свое начало от праотца Авраама, прошедшего через десять тяжелейших испытаний, которые в самой яркой форме доказали его преданность Всевышнему и готовность исполнять Его волю любой ценой (Пиркей Авот, 5:3).
Когда Аврааму исполнилось 99 лет, Творец повелел ему совершить обрезание (брит мила) и тем самым заключил с ним вечный союз, как сказано: «И заключу Я союз мой между Мною и тобою и между семенем (потомством) твоим в поколениях их, союз вечный — быть Б-гом (в данном значении — Хранителем и Опекуном) тебе и семени твоему после тебя» (Берешит 17:7). Но, позвольте, о каком потомстве здесь идет речь, не будем забывать, что к тому моменту у Авраама уже был 13-и летний сын Ишмаэль от служанки Агарь.
Однако сама Тора дает четкий ответ на этот вопрос. Перед заключением союза, Всевышний обещает Аврааму сына от Сары, как сказано (там же 16-21) «И сказал Б-г Аврааму: Сарай жена твоя, больше не называй ее именем Сарай, ибо Сара — имя ее. И благословлю Я ее и дам тебе от нее сына…Воистину Сара, жена твоя, родит тебе сына, и назовешь имя его Ицхак (от слова смех — цхок), и союз Мой заключу Я с ним договором вечнымпотомкам его. И об Ишмаэле (о котором просил Авраам) услышал Я тебя, вот (уже) благословил Я его, и сделаю его плодовитым и очень размножу его, двенадцать князей родит и сделаю его великим народом. Но союз мой хранить буду с Ицхаком, которого родит тебе Сара в это время в следующем году». Сам Всевышний определил, что продолжение рода Авраама, его истинное и основное потомство с которым был заключен вечный союз, это Ицхак и его дети.
Более того, три года спустя, когда двухлетний Ицхак едва был отнят от груди, Ишмаэль начал надсмехаться над ним, и угрожает его жизни. Видя это положение, Сара потребовала от Авраама изгнать служанку с сыном, и сам Всевышний «поддержал» и «одобрил» это требование, как сказано (там же, 21:12): «Не печалься по поводу отрока (Ишмаэля) и служанки своей, во всем, что скажет тебе Сара, вними голосу ее, ибо в Ицхаке наречется тебе семя». Творец еще раз подтвердил избранность Ицхака, как потомство Авраама, и тот факт, что Ишмаэль не считается его основным потомством (см. трактат Недарим 31а).
И хотя Ишмаэль прошел обрезание вместе с Авраамом, это ничего не говорит о его статусе, как потомство, поскольку даже рабы, купленные Авраамом, тоже должны были быть обрезаны. Это входило в обязанность Авраама, привести в союз всех мужчин, причастных к его стану.
По этой же причине потомки Ишмаэля не обязаны делать обрезание (Санедрин, 59б, Рамбам, Законы царей, гл. 10). Однако они все же совершают его по собственной инициативе (кто в 13 лет, а кто в возрасте нескольких месяцев), за что им полагается определенная плата. (А.именно право владеть святой землей во время ее запустения, кода евреи находятся в изгнании, т.к. само устранение крайней плоти, помимо заключенной в этом заповеди, положительно влияет на человека и освящает его, что соответствует святости земли Израиля во время ее запустения. Но для того, чтобы полностью завладеть землей и наслаждаться ее богатствами, необходима полноценная заповедь обрезания, подаренная исключительно еврейскому народу).
Сказанное об Ишмаэле и его потомках верно и по отношению к детям Авраама от наложниц, родившихся уже после кончины Сары. Вечный союз касался только потомков Ицхака (а именно его сына Яакова, т. к. Эсав, погрязнув в грехе, также был отторгнут Всевышним), как сказано «Ибо в Ицхаке наречется тебе семя», поэтому и дети наложниц (бней Ктура) не считаются полноценными потомками Авраама (респонс Шеилот Шмуэль, 89).
Согласно мнению Раши, они не обязаны совершать обрезание, как и потомки Ишмаэля, а по мнению Рамбама эта заповедь распространяется на них, поскольку они были рождены после заключения союза, и все будущие потомки Авраама (даже не основные) были включены в эту обязанность. Но, тем не менее, обрезание бней Ктура неполное и отличается по форме от еврейского (респонс Шаагат Арье, 49).
Но тогда возникает вопрос: если Авраам заранее знал, что кроме Ицхака, никто из его детей не станет частью избранного народа, зачем же он вообще взял наложниц и родил детей? Ответ в стиле, «как можно человеку без жены, а дети… ну, они появляются естественным образом» заранее неприемлем! Не будем забывать, что мы говорим о нашем праотце Аврааме, который путем самосовершенствования удостоился полностью владеть своей животной душой, и его действия совершались исключительно согласно решению разума, стремясь наилучшим образом исполнить Высшую волю (см. об этом в статье Почему в Торе эта буква уменьшена?).
На самом же деле именно исполнение желания Творца двигало Авраамом. Всевышний благословил его: «И не будешь ты впредь именоваться Аврам, но Авраам будет имя твое, ибо отцом множества народов Я сделал тебя» (Берешит 17:5). Авраам знал, что помимо главной задачи — произвести еврейский народ, в его обязанность входит породить также другие народы, каждый их которых будет играть свою особую роль в историческом сценарии — либо в качестве помощника и поддержки еврейскому народу, либо, не дай Б-г, как кнут наказания.
В свете сказанного проясняется, что так же, как в свое время Ишмаэль по приказу Всевышнего был отдален от Ицхака, так и сам Авраам, желая предотвратить возможные трения между детьми наложниц и Ицхаком, отсылает их на восток, явно раскрывая тем самым превосходство и избранность Ицхака.
Но именно потому, что Авраам любил своих детей, ему была небезразлична их судьба, он одарил их имуществом и множеством подарков, а также снабдил знанием магических сил (так объясняют понятие «шем тума», о котором Вы упомянули), чтобы с их помощью они могли защитить себя от других народов, а заодно занять среди них важное положение (как известно, в Индии существует высшая варна (т. е. сословие) жрецов, называемых Брахманы, что схоже с именем Авраама, которое искаженно можно произнести, как Абрахам).
Вы называете это «разрушающими деструктивными знаниями», но на самом деле это ничем не отличается от любого другого вида оружия, с помощью которого действительно можно разрушить, но с другой стороны — защитить себя от врагов, а иногда и вовсе предотвратить войну.
Понятно также, что невозможно провести параллель между детьми наложниц Авраама и детьми наложниц Яакова. Каждый из них являлся родоначальником одного из двенадцати колен, в своей совокупности составляющих цельность еврейского народа.
Особая любовь Яакова к Йосефу объясняется тем, что он был первенцем его любимой жены Рахели. Но ошибочно полагать, что Яаков был движим обычными сантиментами. Первенство Йосефа наделило его особыми качествами, в силу которых именно он был призван исполнить центральную роль в становлении и развитии еврейского народа в тот период. Так и случилось впоследствии — существование еврейского клана в Египте («железной колыбели» нашего народа) осуществилось только благодаря Йосефу. Осознавая потенциал и духовную высоту сына, Яаков особо приблизил его к себе, чтобы передать ему все необходимые знания и средства для реализации этой задачи.
С уважением, Натан Агрес
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Овадья Климовский
Что произойдёт в конце дней?
Рав Овадья Климовский
Почему без верблюда?
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Реувен Куклин
Рав Бенцион Зильбер
И сегодня, спустя без малого две тысячи лет после описанного в Талмуде разговора между р. Йоси и р. Хией, жизнь евреев на родной земле не стала мирной и устойчивой. Как упрочить наше пребывание на Святой Земле?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Куклин
Ишмаэль считает свои желания волей Аллаха?
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Бенцион Зильбер
Что Б-г нам говорит? Почему именно в Субботу праздника Симхат Тора террористы нас атакуют? Связано ли это с тем, что евреи не соблюдают Субботу?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его