Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Пусть народ, который Я создал Себе, расскажет о Моей славе»Йешаяу 43, 21

Мог ли Мордехай поклониться Аману и не подвергать опасности свой народ?

Темы: Аман, Запреты, Ахашверош, Пурим, Грех, Идолопоклонство, Мегилат Эстер, Заповеди, Смерть, Жизнь

Отложить Отложено

Здравствуйте. Хочу задать вопрос по Мегилат Эстер (Свитку Эстер). Вся история началась с того, что Мордехай отказался поклониться Аману, тот обиделся — и понеслось... Заканчивается же история тем, что Эстер таки да поклонилась Ахашверошу и беды евреев на этом прекратились.

Так что же с этими поклонами? Можно или нельзя? Если можно — почему Мордехай отказался и тем самым навлёк беды на свой народ и сам чуть не погиб? Если нельзя — почему Эстер поклонилась и беды прекратились? Спасибо. Борис

Отвечает рав Арье Гальчук

Здравствуйте, Борис!

Большинство комментаторов объясняют, что Аман требовал себе поклонения как некому божеству, как сказано (Эстер 3:2): «И все служители царские, что (были) у царских ворот, становились на колени и падали ниц пред Аманом, ибо так повелел о нем царь». Становиться на колени и падать ниц — таков был тогда обряд поклонения идолам.

Следует заметить, что в те времена было принято поклоняться некоторым людям как богам. Например, вавилонский царь Невухаднецар пытался поклониться еврейскому мудрецу Даниэлю, как сказано (Даниэль 2:46): «Тогда царь Невухаднецар пал ниц и поклонился Даниэлю, и приказал (принести) дары и воскурить перед ним благовония».

Естественно, Мордехай отказался это сделать. Даже сделать вид, что он поклоняется Аману, для него было неприемлемо. Эстер же просто бросилась в ноги царю как слабая женщина, прося защиты. Так говорит Свиток Эстер (8:3): «И опять говорила Эстер с царем, и пала к ногам его, и плакала, и молила его отменить злой (указ) Амана Агагиянина и замысел его, что задумал он против иудеев».

Впрочем, некоторые комментаторы утверждают, что не было формального запрета кланяться Аману. И совсем не обязательно было разбираться, воображал он себя идолом или нет. И даже если такой запрет существовал, Мордехай мог с легкостью избежать его нарушения, укрывшись от глаз Амана.

Тем не менее, Мордехай демонстративно отказывался поклониться, утверждая, что приказ царя распространяется лишь на «всех служителей царских (дословно — рабов), что (были) у царских ворот». Он же не является царским рабом, и к нему этот приказ не относится. Поступил он так для того, чтобы показать всем, что евреи — не рабы, у них иной статус, а также для того, чтобы исправить грех тех евреев, что поклонились идолу Невухаднецара (см. третью главу книги Даниэля) — пусть даже просто для вида.

Иными словами, своими действиями он хотел научить евреев тому, что недопустимо кланяться «кому попало», изменяя собственное положение к худшему. И, действительно, в Талмуде (Мегила 13а) мы находим даже порицание Мордехаю за то, что он так поступил, подвергнув себя и свой народ опасности. Возможно, он сделал так, движимый руах а-кодэш (низшая ступень пророчества, «святое наитие»), понимая, что не может поступить иначе. Время показало, что он был прав.

С уважением, Арье Гальчук

Материалы по теме


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.

Со всеми надо говорить вежливо и дружески. Ваеце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.