Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Когда человек хочет, он из любой грязи может выбраться»Рав Ицхак Зильбер

Когда нужно покупать жене новую одежду?

Темы: Богатство, Красота, Деньги, Праздники, Заповеди, Женщина, Одежда, Радость, Жена, Уважение, Подарки

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, на уроке услышал, что на праздники есть обязанность покупать жене новую одежду. Только я не совсем понял, на какие именно праздники и что делать, если у нее уже есть одежда?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам. Шулхан Арух (Орах Хаим 529:2) говорит, что человек обязан радоваться в праздники и радовать жену и детей. Далее Шулхан Арух объясняет: детей радуют, покупая им сладости, а жене покупают новую одежду или украшения. Это — заповедь на праздники Песах, Шавуот и Суккот.

Обязательно покупать именно одежду и украшения?

Итак, женщину радуют в праздники, покупая ей одежду и украшения. Современные галахические авторитеты спорят: это просто примеры того, что можно подарить жене к празднику, или необходимо покупать именно одежду и украшения? Рав Элияшив считал, что необходимо покупать именно одежду или украшения. А рав Шломо-Залман Ойербах полагал, что можно дарить и любые другие подарки, которые порадуют жену. Перед праздниками он, например, часто покупал новые кухонные приспособления — потому, что это радовало его жену.

Поэтому, если жена на данный момент не нуждается в новой одежде или украшениях, то можно выполнить заповедь, подарив ей что-то другое, что может порадовать ее.

Искусство дарить подарки

Стоит отметить: зачастую для мужчины выбрать правильный подарок является достаточно сложной задачей. Тем более, если речь идет об одежде и украшениях, когда необходимо не только точно знать вкус и предпочтения женщины, но и подобрать правильный размер. А зачастую и этого недостаточно, поскольку важно еще, чтобы подарок соответствовал ее настроению в данный момент. Поэтому угодить женщине подарком — это действительно настоящее искусство.

У многих есть негативный опыт: их подарки были недостаточно оценены из-за того, что пришлись не совсем по вкусу жене. В одной семье даже разразился скандал, когда муж из лучших побуждений подарил жене на праздник крем от морщин. Когда жена успокоилась, она сказала, что впредь подарки будет покупать себе сама.

Кстати, с точки зрения Галахи (Еврейского Закона), это действительно приемлемый вариант. Можно просто выделить жене средства и попросить, чтобы она сама выбрала и купила себе к празднику подарок — и так стала бы «посланником» мужа для выполнения этой заповеди. Другой вариант — запланировать совместный поход в магазин, чтобы жена выбрала себе подарок, а муж оплатил. В любом случае стоит проявить смекалку и помнить, что цель — не просто купить подарок, а оказать жене внимание, сделать так, чтобы подарок порадовал ее.

Сколько тратить на подарок?

Талмуд (Бейца 15 б) говорит, что количество денег, которое человек получит в следующем году, определяется в Рош а-Шана, но эта сумма не включает в себя те деньги, которые он потратит на субботу и праздники. Более того, Талмуд говорит от имени Всевышнего о праздничных и субботних расходах: «Одалживайте, сыновья мои, а Я покрою ваши долги». Получается, что не стоит волноваться, если расходы на праздники кажутся чрезмерными, поскольку в данном случае возврат денег гарантирован.

С другой стороны, Талмуд (Псахим 112а) говорит: лучше сделать свою субботу похожей (по расходам) на будний день, чем прибегнуть к помощи людей. Получается, что нужно экономить и на субботних и праздничных расходах.

Тосафот (Бейца 15 б) разрешают это противоречие, поясняя: если у человека есть какие-то сбережения или потенциальная возможность вернуть долг, то он может одалживать и Всевышний поможет ему вернуть. Если же нет никакой возможности вернуть долг, то человеку следует экономить и не допускать дополнительных расходов на субботу и праздники, но не одалживать денег.

Стоит отметить: если человек попал в такую финансовую ситуацию, когда он совсем не может обеспечивать себя сам, обязанность общины — предоставить ему еду и средства, чтобы он мог устроить три трапезы в субботу и две трапезы в праздник.

Получается, что на практике необходимо найти баланс между желанием увеличить праздничную радость и своими реальными финансовыми возможностями. Т.е. не стоит мелочиться, необходимо позаботиться о том, чтобы жена получила достойный подарок, но при этом делать всё в разумных пределах, не «терять пропорции».

До сих пор мы говорили об обязанности мужа дарить подарки и радовать жену в праздники. Но, безусловно, выполнение этой заповеди не освобождает мужа от обязанности заботиться о хорошем настроении и благополучии жены и в другое время. Более того Талмуд (Бава Меция 59а) говорит: тот, кто уважительно относится к своей жене, приносит в дом благословение.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.

Со всеми надо говорить вежливо и дружески. Ваеце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.