Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Разве можно держать продукты под кроватью?

Темы: Запреты, Заповеди, Здоровье, Еда, Тума, Комментарии

Отложить Отложено

Уважаемый раввин, каждую неделю я передаю сыну в йешиву сумку с продуктами. Нет, вы не подумайте, в йешиве нормально кормят, просто хочется передать ему что-то домашнее, мамины пироги, которые он так любит, ну и немного сладостей. Недавно узнала, что из-за того, что в комнате мало места, он держит продукты под кроватью, где спит. Но ведь так делать нельзя. И еще я заметила, что часто кладу бутылку с детской смесью в корзинку под коляской, и бывает так, что на прогулке наш малыш спит в коляске. Что теперь делать с бутылкой? Дина

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая Дина,

Действительно, Талмуд говорит о некоторых действиях, которые могут привести к опасности или проблемам со здоровьем. В частности, в трактате Псахим (112а) сказано, что нельзя держать еду и напитки под кроватью, на которой обычно спят, — из-за того, что руах ра (дух нечистоты) опускается на них. Это запрещено, даже когда продукты покрыты. Данный закон приводится и в Шульхан Арухе[i] (Йорэ Дэа 116:5).

Поэтому изначально запрещено класть еду под кровать и держать ее там.

Следующий вопрос: что теперь делать с едой Вашего сына, которая уже находилась под кроватью? В данном случае прежде, чем выбрасывать продукты, следует учесть несколько моментов:

— Есть галахические авторитеты (специалисты по Галахе — еврейскому Закону), которые считают, что запрещено именно изначально класть еду под кровать, но постфактум, есть ее уже положили туда, есть ее не запрещено (раби Акива Эйгер[ii], Йорэ Дэа 116:5).

— Есть галахические авторитеты, которые считают, что если еда была не просто покрыта, а полностью закрыта и запечатана, как, например, в фабричной упаковке, то запрета не существует (респонс «Йабиа Омер»[iii], Орах Хаим 4:5).

— Есть галахические авторитеты, которые считают: если еда была под кроватью ее (или контейнер, в котором она находится) можно омыть три раза, как омывают руки с утра, и после этого можно есть («Сдэ Хэмед»[iv], Ламед 141:31).

Так что в случае необходимости можно полагаться на эти мнения и не выбрасывать еду.

Что же касается корзинки под коляской, где спит малыш, то здесь ситуации еще легче, поскольку многие галахические авторитеты считают, что запрет распространяется только на еду, которая находилась под кроватью, где обычно спят взрослые люди. Некоторые также полагают, что запрет распространяется только на обычные кровати, а не на коляску или, скажем, сиденье в самолете.

Кроме того, в книге «Шульхан Арух а-Рав»[v] сказано: проблема с руах ра начинается только с того возраста, когда детей начинают приучать к выполнению заповедей (приблизительно 5-6 лет). Он объясняет это тем, что руах ра приходит, только когда у детей появляется святая душа, т.е. когда они начинают заниматься заповедями. И хотя в этом вопросе принято поступать в соответствии с устрожающим мнением (см. Мишна Брура[vi] 4:10), на это «облегчающее» мнение (в совокупности с другими) можно полагаться.

Поэтому изначально можно полагаться на мнение, что держать бутылочку со смесью в корзинке под коляской разрешено (респонс «Минхат Ицхак»[vii] 4:117, респонс «Йабиа Омер» 1, 10:6). Но если Вы хотите поступать в соответствии с устрожающим мнением, то можно положить бутылочку в другое место, например, в кармашек сбоку или в сумку, которая висит на коляске.

С уважением, Яков Шуб


[i] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона, охватывающий все важные галахические аспекты повседневной еврейской жизни. Составлен раби Йосефом бар-Эфраим Каро (Мехабер, Маран, 5248-5335 / 1488-1575; Испания, Португалия, Турция, Болгария, Эрец-Исраэль).

[ii] Раби Акива бар-Моше Гинз (раби Акива Эйгер; 5522-5598 / 1761-1837, Австрия, Германия) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров евреев Европы.

[iii] Автор — раби Овадья Йосеф (5681-5774 / 1920-2013, Египет — Израиль), великий знаток Торы и лидер сефардского еврейства.

[iv] Раби Хаим-Хизкия бар-Рефаэль-Ашер-Элияу Медини (Сдэ Хэмед; 5595-5669 / 1834-1908, Иерусалим — Стамбул — Карасубазар, ныне Белогорск — Иерусалим — Хеврон) — выдающийся законоучитель.

[v] Автор — раби Шнеур-Залман бар-Барух из Ляд (Рав; Бааль а-Тания; Алтер Ребе; 5505-5573 / 1745-1813, Белоруссия) — выдающийся законоучитель и каббалист, основатель хасидского движения ХАБАД. Его «Шульхан Арух а-Рав» стал основным галахическим кодексом для хасидов ХАБАДа.

[vi] Мишна Брура — галахический кодекс, составленный раби Исраэлем-Меиром бар-Арье-Зэев а-Коэном Каганом (Хафец Хаим; 5598-5693 / 1838-1933, Литва, Польша) — выдающимся законоучителем и праведником, духовным лидером своего поколения.

[vii] Раби Ицхак Вайс (5562-5749 / 1902-1969, Украина — Англия — Иерусалим), выдающийся галахический авторитет, один из значительнейших законоучителей послевоенного поколения. Автор сборника респонсов «Минхат Ицхак».

Материалы по теме


Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди. Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по Рамбаму. Читать дальше