Темы: Обида, Запреты, Награда и наказание, Каббала, Заповеди, Гнев, Святость, Тума, Раби Хаим Виталь
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! В последнее время у меня довольно тяжелое эмоциональное состояние, много обид, гнева и прочих нехороших ощущений. И на этом фоне начал замечать, что часто дома стали ломаться разные приборы, перегорать лампочки. Могут ли эти вещи быть как-то связаны (как считают, например, некоторые эзотерики) — или иудаизм не верит в такие связи? Благодарю за ответ. N.
Здравствуйте, уважаемый N.,
Согласно иудаизму, нет связи между нашим тяжелым эмоциональным состоянием и поломками вокруг нас. Возможно, когда у человека плохое настроение, он просто не обращает достаточно внимания на то, что делает, и вследствие этого у него чаще всё валится из рук, развинчивается, ломается.
В нашей Традиции есть представления об особых энергиях. Только на языке Торы эти энергии называются иначе. При соблюдении предписывающих заповедей, которых у нас 248, в душе человека сохраняется положительная энергия, духовное «воздействие», которое оживляет и приносит счастье связи между телом и душой. И это ощущается таким образом, что настроение поднимается, приходит желание выполнить ещё заповедь, изучать Тору и т.д.
Если же, наоборот, мы нарушаем одну из 365 запретительных заповедей Торы, то негативные энергии, которые направляются и контролируются силами нечистоты[i], приходят в нашу жизнь. И это отрицательно влияет на наше эмоциональное состояние, нас тянет не к святому, а наоборот. Всё это подробно объясняет рав Хаим Виталь в своей знаменитой книге «Шаарей Кдуша»[ii].
С уважением, Моше Аксельрод
[i][i] См. об этих силах у Рамхаля в «Маамар а-Икарим» («Основы»): «Святость (кдуша) — это состояние близости к Творцу, а нечистота (тума) — удаление от Него; святость — воздействие, посылаемое Всевышним тому, кто достоин этого, а нечистота — состояние отдаления и сокрытия, когда Он как бы скрывается. Однако истина заключается в том, что Творец создал определённые духовные силы специально для этой цели. Именно от них приходят (духовные) тьма и скверна. От всякого места, где есть эта грязь, отдаляется святость и скрывается оттуда Свет (т.е. воздействие — прим. пер.) Всевышнего. Эти силы называются силами нечистоты».
[ii] Раби Хаим бар-Йосеф Виталь (5303-5380 /1543-1620, Цфат — Египет — Иерусалим — Дамаск) — один из величайших каббалистов всех поколений, ученик великого Аризаля. Книга «Шаарей Кдуша» («Врата святости») — классический труд по Каббале.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...
Раби Хаим Виталь,
из цикла «Врата святости»
Держись смирения, приводящего к духу святости, и будь подобен порогу, который топчут большие и малые. Закрой уши, чтобы они не слышали сплетен, злого языка и пустых разговоров, будь глух к ним
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Зелиг Плискин
Язык не только средство коммуникации, но и инструмент, который Тора дала нам для устранения из сердца негативных чувств.
Рав Бенцион Зильбер
Простить несправедливую обиду или требовать извинения?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Почему Всевышний дал заповедь остерегаться ритуальной нечистоты? Гармония как цель жизни.
Рав Шимон Соскин
Тора заповедует нам любить ближнего своего, как самого себя, что понимается мудрецами Талмуда, как повеление не делать другому того, что не желаешь себе
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Ашер Кушнир
Рав Бенцион Зильбер
Что в раскаянии труднее всего?
Рав Зеев Гершензон
Что об этом думал Рамбан?
Рав Моше Гекрайтер
Ашем не прощает, пока не простит обиженный человек?
Рав Реувен Куклин
Кто выдумал совесть?
Рав Моше Гекрайтер
Если я попрошу другого сделать пожертвование, зачтётся ли это мне?
Рав Бенцион Зильбер
Можно ли как-то избежать страданий?
Рав Моше Гекрайтер
Должен ли я просить у него прощения, если я уже вернул вещь и раскаялся?
Рав Эльяким Залкинд
А потом предусмотрительно и вполне искренне раскаяться?
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Кому вернуть украденное?
Рав Берл Набутовский
Ещё не поздно попросить прощения...