Сара (прежнее имя Сарай, другое имя — Иска) — первая из четырех праматерей еврейского народа, жена праотца Авраама и мать Ицхака. Великая праведница и первая из семи еврейских пророчиц. Годы жизни Сары: 1958-2085 от сотворения мира (1802-1675 до н. э.).
Оглавление
Происхождение [↑]
Сара родилась в семье язычников. Отец Сары — Аран — был сводным братом Авраама (ее будущего мужа) [1] по отцу. Мидраш рассказывает о трагической гибели Арана во время допроса Авраама Нимродом — грозным царем Междуречья. Авраам, «пропагандирующий» веру в единого Б-га, ярый противник язычества, представлял угрозу для абсолютной власти Нимрода, который приписывал себе божественную силу. Нимрод приказал бросить Авраама в огонь, но Всевышний спас его чудесным образом.
Когда Нимрод допрашивал Авраама, Аран решил: если Авраам выйдет живым из огненной печи, то он, Аран, последует за Авраамом и пойдет в огонь за веру в единого Б-га, а если нет, примет сторону Нимрода. После чудесного спасения Авраама, Аран заявил о своей вере в единого Б-га и была брошен в печь, где и погиб. После гибели Арана Авраам берет в жены дочь брата — Сару, которая тогда еще носила имя Сарай, и растит сына Арана — Лота.
Значение имени [↑]
Имя Сара означает «властвующая», «владычица». Предыдущее имя — Сарай — толкуют как «моя владычица». То, что Всевышний изменил ее имя с «Сарай» на «Сару», объясняют как наречение ее «владычицей всего человечества».
Праведность Сары [↑]
Сара была великой праведницей и, как и Авраам, отличалась безграничным гостеприимством. Во все дни жизни Сары двери их шатров были открыты для путников, кем бы те ни были. Она готовила изысканные блюда для всех гостей, как видно из рассказа о трех ангелах в начале главы Ваера.
Там же подчеркивается необыкновенная скромность Сары: бОльшую часть времени она проводила в шатре, стараясь не показываться без надобности чужим людям.
Мидраш перечисляет три чуда в доме Авраама, которые были посланы в награду за заслуги Сары: над ее шатром всегда стояло Б-жественное облако, субботняя свеча горела от одной субботы до другой и тесто всегда было благословенно. После смерти Сары эти чудеса прекратились, но возобновились, когда Ицхак женился на Ривке[2].
Сара приближает женщин [↑]
Всю жизнь Авраам и Сара учили людей вере в единого Б-га, развенчивали язычество. Авраам учил мужчин, а Сара учила женщин.
В результате у Авраама и Сары оказалось немало последователей, многие были из рода царей и правителей.
На семьдесят пятом году жизни Авраам впервые получил пророчество. Всевышний повелел ему переселиться из Харана в Землю Кнаан. Там они продолжали приближать людей к Всевышнему.
Годы бесплодия [↑]
Сара, как позже Ривка и Рахель, была бесплодна. Мидраш объясняет это рядом причин, одна из которых — «Б-г желает молитв праведников». Другая причина — «проверка», испытание Авраама и Сары: насколько сильно их доверие Всевышнему, насколько они верят в Его обещание дать им потомство.
После десяти лет в земле Кнаан Сара дает Аврааму в жены свою рабыню, чтобы та родила ему сына. Мудрецы говорят: именно благодаря этому поступку Сара удостоилась иметь потомство.
Пророчество Сары [↑]
Сара была, как мы помним, первой из семи еврейских пророчиц. Другие праматери также были пророчицами [3], но из них лишь Сара получила пророчество, имеющее значение для будущих поколений: «Не будет наследовать сын рабыни этой вместе с сыном моим, Ицхаком» (Берешит 21, 10).
Сара была пророчицей с рождения, поэтому при рождении ей дали имя Иска, что толкуют как «созерцание», «вИдение», имея в виду ее пророческий дар, способность «видеть», «провидеть».
Уровень пророчества Сары был выше, чем уровень пророчества Авраама. Это следует из того, что Всевышний «утвердил» ее решение изгнать Агарь с Ишмаэлем, а Аврааму сказал: «Все что скажет тебе Сара — слушайся голоса ее…» (Берешит 21, 12).
Рождение Ицхака [↑]
Сара родила Ицхака в возрасте девяноста лет, после того как Авраам сделал обрезание, как ему повелел Всевышний, — это было за год до рождения Ицхака. Рождение Ицхака было открытым чудом — как из-за глубокой старости Сары, так и из-за ее врожденного бесплодия.
В преддверии рождения Ицхака Аврам, согласно повелению Б-га, изменил свое имя на Авраам, а Сарай — на Сара. Мудрецы разъясняют, почему это было необходимо: по предначертанию звезд Аврам и Сарай не могли иметь детей, но Авраам и Сара — могли [4]. Отсюда делают вывод: «Тот, кто меняет имя, — меняет судьбу».
Сара и Агарь [↑]
Агарь — дочь египетского фараона, ставшая служанкой в доме Авраама. Фараон отдал ее в услужение, чтобы компенсировать вред, который он нанес Аврааму и Саре.
После десяти лет, проведенных в Земле Кнаан, в течение которых Сара по-прежнему оставалась бесплодной, она дает Аврааму в жены свою рабыню Агарь, чтобы та родила ему ребенка. Мудрецы видят в этом проявление огромной силы духа Сары, готовой поступиться своим статусом единственной жены Авраама ради того, чтобы он не остался бездетным. Заслуга Сары и в том, что она потребовала для Агари именно статус жены, а не бесправной наложницы.
Быстро забеременев, Агарь перестает подчинятся Саре. Она связывает бесплодие Сары с недостаточной праведностью своей госпожи. Став полноправной женой Авраама (исключительно благодаря Саре), она позволяет себе открытый бунт. Есть комментаторы, считающие, что Агарь открыто унижала Сару.
Сара меняет свое отношение к Агарь, начинает с разрешения Авраама притеснять ее (Берешит 16, 6), и Агарь бежит из дома Авраама. После встречи с ангелом, который велит ей вернуться, Агарь «смиряется под рукой» Сары. Но позже Агарь и ее сына Ишмаэля изгоняют окончательно — когда соседство с Ишмаэлем начинает представлять серьезную опасность для Ицхака.
После смерти Сары Авраам возвращает Агарь (Кетуру), но уже в качестве наложницы [5], и она рожает ему еще шестерых сыновей.
Отношения Сары и Агарь — прообраз арабо-еврейского конфликта [↑]
Рамбан, исходя из принципа «дела праотцов — знак для потомков» (т. е. поступки праотцов определяют будущее потомков), считает, что Саре не следовало притеснять Агарь, т. к. это привело к тому, что потомки Агарь — арабы — притесняют потомков Сары — евреев.
То, что ангел повелел Агарь вернуться и смириться под рукой Сары, Рамбан видит как пророчество о грядущем подчинении потомков Агарь потомкам Сары — когда придет Машиах.
После смерти Авраама Ишмаэль признал превосходство Ицхака [6], что многие комментаторы также толкуют как предвестие смирения потомков Агарь перед потомками Сары.
Красота Сары [↑]
Сара обладала необыкновенной красотой. Талмуд называет ее одной из четырех самых красивых женщин всех времен. Остальные — Авигаиль, Рахав, Эстер, а по некоторым мнениям — Вашти (вместо Эстер).
Из-за ее красоты жизнь Авраама не раз подвергалась опасности. Авраам знал, что, услышав о появлении такой красивой женщины, любой местный правитель пожелает ее взять в жены, а ее мужа — убить. Поэтому, куда бы Авраам и Сара не приходили, Авраам представлял ее своей сестрой. Он был уверен в абсолютной праведности Сары и знал: Б-г не допустит, чтобы ее осквернили.
Писание сообщает о двух случаях, когда Сара была взята к местному правителю: первый раз — к фараону, когда Авраам был вынужден спустится в Египет из-за голода; второй — к Авимелеху, царю Грара. И в первом, и во втором случае Б-г чудесным образом охраняет и спасает Сару, после чего ее и Авраама наделяют дарами и провожают с великими почестями как пророков Б-га.
Смерть Сары [↑]
Непосредственной причиной смерти Сары стала неожиданная весть о гибели Ицхака. Однако на духовном уровне ее преждевременная смерть была наказанием за ее слова Аврааму: «Господь да судит между мною и тобою» (Берешит 16:5): «И сказала Сарай Авраму: обида моя из-за тебя: я отдала рабыню мою в лоно твое, а как увидела она, что зачала, то я лишилась уважение в глазах ее; Господь да судит между мною и тобою». Отсюда Талмуд делает вывод: того, кто жалуется Б-гу на другого, наказывают первым…
Сара умерла в возрасте 127 лет.
Талмуд в трактате Мегила говорит: благодаря заслугам каждого года, прожитого Сарой, Эстер будет царицей над 127 странами мира.
Мудрецы так толкуют слова Торы «И было жизни Сары сто лет и двадцать лет, и семь лет…»: в сто лет она была так же красива, как в двадцать, а в двадцать — так же безгрешна, как в семь.
Тора (глава Хаей Сара) уделяет особое внимание организации похорон Сары и покупке Авраамом земли для ее могилы.
Сара похоронена в пещере Махпела в Хевроне. Там же похоронен ее муж, праотец Авраам, а также сын Сары и Авраама Ицхак с женой Ривкой и внук Яаков с женой Леей.
Примечания
[1] Раши, Берешит 20:12
[2] Раши, Берешит 24:67
[3] Раши, Берешит 29:34
[4] Шабат 156а
[5] Раши, Берешит 25:6
[6] Раши, Берешит 25:9