Темы: Запреты, Грех, Идолопоклонство, Заповеди, Атеизм, Вера, Связь с Творцом
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Что в глазах Б-га хуже: поклонение идолам или атеизм? Разве у атеиста не больше шансов найти истину, чем у человека, который утвердился в неверном и стоит в своей верности? Дина
Здравствуйте, Дина,
Спасибо за Ваш вопрос.
Кем быть хуже, атеистом или идолопоклонником? На первый взгляд, конечно, последним, как Вы и пишете. Идолопоклонник погряз в болоте чуждого нам служения, нарушает запрет, который по еврейскому Закону нельзя нарушить и под страхом смерти. Что может быть хуже? А атеист — он ни то ни сё, «парве»[i]: хоть и далек от истины, но и ничего ужасного вроде как не делает. Постараемся разобраться, на самом ли деле это так.
Прежде всего, заметим: идолопоклонство как таковое, хотя, безусловно, является смертным грехом, всё же находится не в последней строке списка. Оказывается, есть грехи тяжелее. В крайнем случае, если еврея-язычника предостерегли, насколько строгий запрет он нарушает, а он всё равно служил идолам добровольно и при свидетелях, Санхедрин может вынести ему смертный приговор (что является частичным искуплением вины), но у него есть доля в Будущем мире.
При этом мишна (Санедрин 90а) перечисляет тех, у кого нет доли в Будущем мире. В основном, это вероотступники, которые отрицают основополагающие принципы Торы, и те, кто активно преследуют людей Торы.
Т.е. идолопоклонник — не всегда автоматически вероотступник. Возможно, еврей верит в Единого Б-га, но не устоял перед соблазном идолопоклонства. Его доля лучше, чем доля того, кто осознано заявил, что Б-га нет. Скорее всего, в конце концов идолопоклонство приведет беднягу к полному отрицанию, но пока этого не случилось, еще есть надежда. Так что, получается, атеизм в определенном отношении хуже идолопоклонства.
В чем зло атеизма?
Всем известны Десять Речений, высеченных на Скрижалях Завета. Вся Тора была дана нам через Моше, когда Всевышний открылся Своему народу на горе Синай, но Десять Заповедей были произнесены Им, Благословенным, отдельно. Первая заповедь из десяти, с которой, по сути, начинается вся Тора, гласит: Анохи Ашем Элокеха ашер hоцейтиха мэ-эрец мицраим — «Я Господь, Б-г Твой, Который вывел тебя из земли Египетской» (Шмот 20:2). В чем заключается эта заповедь?
Рамбан[ii] объясняет в своем комментарии к этому стиху (Шмот 20:2):
Словами «Я — Б-г» Всевышний «указал и заповедал им, чтобы знали и верили, что есть Господь и Он — Б-г им, т.е. Сущий, Предвечный, от Него произошло всё по Его воле и могуществу. И Он — Б-г им, т.е. обязаны служить Ему».
«И сказал: “Который вывел тебя из земли Египетской”, потому что Исход их будет свидетельствовать о существовании (Б-га) и Его воле (отношении к происходящему). Потому что с Его ведома и под Его наблюдением вышли мы оттуда. А также будет свидетельствовать об обновлении (сотворении Всевышним мира из ничего), потому что если мир существовал бы вечно, ничего бы не изменилось в его природе. И будет свидетельствовать о мощи Его (способности Всевышнего совершать изменения), а мощь будет свидетельствовать о единственности[iii] Его, как сказано: “дабы ты узнал, что нет подобного Мне на всей земле” (Шмот 9:14). И по этой причине сказано “Который вывел тебя”, т.к. они (Израиль) — те, кто знает об этом, и свидетели всего этого»
«И эта заповедь будет названа у наших учителей (Брахот 13 б) “Принятие царства Небес”, поскольку упомянутые слова (“Я — Господь, Б-г твой”) — об отношениях Царя и народа».
Далее Рамбан приводит следующую притчу (мз мидраша Мехильта[iv]):
«И так сказали (мудрецы) в Мехильте: Почему (в следующем стихе) сказано: “Да не будет у тебя других богов сверх Меня” (Шмот 20:3)? Потому что Он говорит: “Я Господь, Б-г Твой”. Это можно сравнить с такой ситуацией: царь вступил в (завоеванное) государство, сказали ему покоренные жители: “Правь нами, издавай указы!” Ответил им царь: “Нет. Когда примете мое царство, тогда и буду издавать указы. Потому что, если царство мое не примете, как будете исполнять указы мои?”»
Остановимся на этом отрывке. Как понимать слова «когда примете мое царство»? Чего не хватает царю, ведь, кажется, народ уже прямо заявляет о своем повиновении? Дело в том, что дальновидный царь, руководствуясь желанием создать сильное, динамичное государство, не хочет строить его на принуждении. Кому нужны рабы, исполненные ненависти к хозяину? Царь хочет вести народ, который «за него». Народ, который «сотрудничает», на который можно положиться. Налаживание здоровых отношений требует времени. Поэтому царь говорит: давайте подождем с налогами и обязанностями, сначала познакомимся, узнаем друг друга.
Пусть народ поймет, что попал «в хорошие руки». Путь узнает, насколько царь могуществен, но при этом — милостив к своему народу. Насколько силен — и как отстаивает интересы подданных. Когда жители этого государства убедятся, что их царь — лучший в мире, когда появится доверие к нему, тогда уже можно издавать указы и требовать их соблюдения.
Продолжает Рамбан:
«Так сказал Всевышний Израилю: “Я Господь, Б-г Твой, Который вывел тебя из земли Египетской… Да не будет у тебя других богов”, т.е. “Я — Тот, Чье царство приняли вы на себя в Египте”. Сказали они Ему: “Да”. — “Теперь, когда приняли вы царство Мое, примите указы Мои”. Т.е. “после того, как вы приняли и признали, что Я — Господь и Я — Б-г Ваш (со времен пребывания вашего в) Стране Египетской, примите все Мои заповеди”».
Знать о Всевышнем и признавать Его, Благословенного, как Единую Силу, Которая создала всё, управляет всем и желает блага народу Израиля (в чем евреи уже убедились, пережив чудеса Исхода), — это заповедь, которая является фундаментом для всех остальных заповедей.
Иными словами, человек, у которого отсутствует минимальное представление о Всевышнем и наших особых отношениях с Ним, — просто вне игры. «Если царство Мое не примете, как будете исполнять указы Мои»?
Действия такого человека лишены какого-либо духовного наполнения. Есть люди, которые стремятся к добру, люди хорошие, но они не признают Царя царей. Им можно только посочувствовать: всё то хорошее, что они совершают, не приведет их к награде Будущего мира.
Что насчет наших современников?
И идолопоклонник, и атеист сегодня — оба отрицают истинность Торы и, соответственно, заслуживают почетного титула эпикойрес[v]. С другой стороны, подобное «эпикорство» — несколько инфантильное, не вполне осознанное. Раньше эпикойрес знал Талмуд не хуже раввина и «опровергал» истину, умышленно искажая смысл сказанного в Талмуде. У такого «мудреца» нет доли в Будущем мире (см. выше), ведь он шел против Б-га и Торы, вполне осознавая, что делает. Шел и против своего народа, который в массе своей придерживался веры отцов. Он буквально уходил от своей веры.
А что происходит в последние времена? Еврейский народ в таком духовном состоянии, что «уходить» уже дальше некуда. Всё человечество запутано настолько, что боится даже заикнуться об объективной истине. Где тот атеист, что копался в вопросах теологии? Кто из нынешних сидел над книгами и посещал уроки мудрецов перед тем, как выработать свою концепцию? В центре мировоззрения не осталось ничего, кроме собственного «Я». Сегодня люди живут так, как ИМ удобно, и под это подгоняется идеология. Очень просто.
Осмелимся утверждать, что в корне обоих подходов лежит одна и та же идея — банальный эгоизм, культ себя. С атеизмом всё понятно: очень удобно жить без преклонения пред чем-либо. Сам себе хозяин, делаю что хочу.
В идолопоклонстве эгоизм несколько завуалирован, но тоже вполне распознаваем. Идол всегда находится на службе у того, кто ему поклоняется. Идол должен давать результат. Раньше от божества ждали урожая, победы над врагами и т.п. Если не давал желаемое, — разбивали и ставили нового.
И в наше время, несмотря на некоторые изменения, потребительский подход никуда не делся. Как здорово зайти в храм (иногда, в свободное время) послушать песнопения, поставить свечку, скинуть тяжесть грехов, испытать состояние одухотворенности… а если не понравится, всегда можно попробовать что-то другое.
(Кстати, можно наблюдать, что атеизм больше свойствен молодежи, а религиозность — людям в возрасте. Наверняка у психологов есть интересные исследования на эту тему).
Кажется, и атеист, и идолопоклонник «застряли» на первой заповеди «Я — Господь, Б-г твой», которая учит человечество «знать свое место». Мы — не центр мироздания, мы не создали самих себя. Есть Начало начал, одна Сила, Которой подвластно всё. И это к чему-то обязывает.
В заключение заметим: мы видим немало людей, вернувшихся к Торе и принявших иудаизм. Среди них есть как бывшие атеисты, так и бывшие представители других конфессий (некоторые из которых считаются в иудаизме идолопоклонством). Не думаю, что есть статистика, кого больше. Так или иначе, эти люди смогли совершить очень непростой шаг: отставить в сторону привычное: «Что я хочу и как это получу?» и приблизиться к другому вопросу: «Что Б-г от меня ждет, и как смогу Его желание осуществить?».
Наше им уважение. И молитва о помощи Свыше тем, кто еще это шаг не сделал.
С уважением, Нохум Желязник
[i] פרווה — пища, которая не является ни мясной, ни молочной. Это слово может употребляться в значении «ни рыба ни мясо».
[ii] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.
[iii] ייחוד — уникальности, исключительности.
[iv] Мехильта (или «Мехильта дэ-раби Ишмаэль») — одна из самых ранних книг Устной Торы. Это мидраш-галаха — собрание галахических (т.е. законодательных) толкований на вторую книгу Пятикнижия — книгу Шмот, записанных в доме учения раби Ишмаэля бен-Элиши, мудреца эпохи Мишны. Толкования выведены с помощью традиционных методов анализа текста, полученных Моше Рабейну на горе Синай.
[v] Эпикойрес — отступник, человек, отрицающий Б-жественность Торы, положения Письменного или Устного Закона или даже любой «отрывок» из них. Само это слово восходит к имени эллинистического греческого философа Эпикура, который отрицал управление миром Сверху и жизнь после смерти.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Бенцион Зильбер
Так вечен Завет или нет?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Лоренс Келеман,
из цикла «Возможность поверить»
Из трех возможных отношений человека к Б-гу — веры, агностицизма и атеизма — только первые два выдерживают критику с точки зрения разума. Третье же приживается только в тех людях, которые не понимают или не стремятся понять, что такое атеизм
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Рав Моше Пантелят
Если вера — это чувство, можно ли приказать чувству? Разве можно человеку приказать любить?
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Реувен Куклин
«А вы что думали, законы Творения – это игра в кубики?»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Этот тест прошли 170 раз
Тест по главам второй книги Пятикнижия — Шмот
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Овадья Климовский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Этот тест прошли 259 раз
Вопросы для цикла уроков рава Моше Пантелята по книге Торы Шмот
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»