Темы: Зоар, Исправление, Грех, Авраам, Заповеди, Брит мила, Обрезание, Тума, Змей, Союз с Б-гом, Адам, Хава
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемые Раввины! У меня возник вопрос. Был ли обрезан Адам? Было ли обрезание до Авраама? И почему данная мицва (заповедь) началась с Авраама, а не с Адама или Ноаха, или Шема? Алексей
Здравствуйте, Алексей!
Спасибо за интересные вопросы. Ответы по порядку.
Был ли обрезан Адам? И да, и нет. Устная Традиция (Мидраш Танхума, варшавское издание, гл. Ноах, п. 5) приводит имена семи человек, которые родились обрезанными (то есть, без крайней плоти): Адам (о нем более правильно сказать, что он был сотворен обрезанным), Шет, Ноах, Яаков, Йосеф, Моше и Ийов. А книга «Авот де-Раби Натан» (гл. 2) добавляет к этому списку еще семь имен: Шема — сына Ноаха, пророка Шмуэля, царя Давида, его сына Килава, пророка Ирмияу, Зерубавэля — предводителя евреев при возвращении из Вавилона — и даже грешника Билама.
Почему Традиция нам об этом сообщает, какой урок преподает? То есть, что особенного в том, что эти люди изначально родились обрезанными? Возможно ответ такой: сказали мудрецы в Талмуде (Санхедрин 38 б): Адам [в результате греха] растянул свою крайнюю плоть.
И еще сказано в Книге Зоар[i] и в других каббалистических книгах, что крайняя плоть содержит нечистоту змея, соблазнившего Хаву, воплощения зла. И, по всей видимости, отсутствие крайней плоти при рождении этих людей свидетельствует об их особом духовном потенциале. Это касается и Билама, не зря же говорят мудрецы, что он был пророком на уровне Моше.
Таким образом, получается, что изначально Адам не нуждался в обрезании, так как был сотворен без крайней плоти. Напротив, само существование крайней плоти — это результат его греха.
Теперь о Вашем вопросе, было ли обрезание до Авраама и, если нет, то почему с него началось.
В Традиции есть другой известный вопрос, похожий на Ваш. Сказано в Талмуде (Йома 28 б), что Авраам исполнял все заповеди и даже постановления мудрецов еще до того, как они были даны (то есть, до дарования Торы). Он постиг всё это своим пророческим даром и исполнял, видимо, на добровольной основе. Исключением является заповедь обрезания, которую Авраам исполнил, только когда Всевышний ему это повелел. Чем эта заповедь отличалась от всех остальных?
В наших книгах приводится несколько возможных ответов на этот вопрос. Один из них приводят от имени раби Ицхака-Зэева Соловейчика из Бриска[ii]: заповедь обрезания называется на святом языке брит мила — «Союз обрезания» или «Завет обрезания». То есть обрезание — это знак союза, как сказано об этом в Торе, в конце главы Лех Леха:
«И поставлю завет Мой между Мною и тобой, и весьма-весьма размножу тебя… и поставлю союз мой между мною и тобою и между потомством твоим после тебя в роды их, в союз вечный, чтобы быть Б-гом тебе и потомству твоему после тебя… Вот завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и вами, и между потомством твоим после тебя: обрезан да будет у вас всякий мужчина. Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знаком союза между Мною и вами» (Берешит 17:2-11).
А так как это союз, который был заключен между двумя сторонами, то нет смысла делать обрезание, которое является знаком этого союза, до того, как сам союз был реально заключен.
Здесь находим ответ и на Ваш вопрос. Всевышний избрал Авраама и его потомство, чтобы заключить с ними союз. И, соответственно, заповедь о знаке этого союза возложена только на них. Почему Всевышний избрал именно Авраама? Это отдельная тема. Вкратце: Авраам был первым в своем поколении, кто заново открыл существование Творца — на фоне процветающего идолопоклонства.
Почему именно обрезание стало знаком союза? Возможно, ответ такой. Как мы уже видели выше, Адам был сотворен обрезанным и само наличие крайней плоти — результат его греха. И, соответственно, обрезание крайней плоти является исправлением греха Адама, а на уровне народа (Авраама и его потомков) это знак, что именно еврейский народ избран для того, чтобы, в конечном счете, привести мир к исправлению греха.
С уважением, Менахем Эпель
[i] Сефер А-Зоар («Книга Сияния»), центральный труд по Каббале, тайному учению иудаизма. Согласно Традиции, большая часть книги составлена великим мудрецом времен Мишны Шимоном бар-Йохаем.
[ii] Раби Ицхак-Зэев бар-Хаим а-Леви Соловейчик (Брискер Рав или Ров, АГРИЗ, Реб Велвел) — выдающийся законоучитель, знаток Торы, один из духовных лидеров своего поколения. Продолжатель династии Соловейчиков из города Бриска (Брест-Литовска), насчитывавшей несколько поколений мудрецов и раввинов.
Рав Зеев Урман
А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Эльяким Залкинд
Ангел вступил в противоборство с Творцом?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Жизненный цикл»
Рав Бенцион Зильбер
Так вечен Завет или нет?
Рав Натан Агрес
Души всего человечества происходят от души Адама?
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Почему Всевышний дал заповедь остерегаться ритуальной нечистоты? Гармония как цель жизни.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его