Темы: Иудаизм и Христианство, Запреты, Ислам, Свобода выбора, Заповеди, Веротерпимость, Смертная казнь
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСвобода выбора и казнь за вероотступничество совместимы?
Шалом. В современном мире насилие и угнетение на религиозной почве считаются дикостью, за что критикуют и порицают исламистов (порицают их как христиане, так и иудеи), так как те по сегодняшний день казнят отступников от веры.
Однако ведь и в Торе есть казнь за вероотступничество. Еврей, который открыто переставал соблюдать субботу, подвергался смертной казни. Логично, что раз полный отказ от иудаизма включал и отказ от субботы, то человека казнили. Выходит ли, что Тора также противостоит идее религиозной свободы, и принуждает людей подчиняться Богу под страхом смерти? Андрей
Здравствуйте, Андрей!
Вы задаете интересный вопрос.
Хотя слово «свобода» нам всем очень приятно, особенно — когда оно употребляется по отношению к нам самим, надо отметить, что всё понятие различных «свобод» имеет больше западное, чем еврейское религиозное происхождение. И всё же прежде, чем перейти к «религиозной свободе», с одной стороны, и принуждению подчиняться Б-гу, с другой, рассмотрим еще один запрет Торы, нарушение которого также карается смертной казнью, — убийство.
У кого-то есть возражения? В современном мире уже не везде применяют смертную казнь, но и те, кто против, не спорят, что наказывать надо сурово, например, пожизненным заключением. А в одной стране в свете последних событий как раз заговорили об отмене моратория на смертную казнь.
Постойте, но ведь, получается, человека под страхом смерти или пожизненного заключения принуждают подчиняться закону и не убивать!
Да, получается — заставляют. Но никому это не кажется неправильным. Есть установления, которые настолько значимы, что не грех и заставить их исполнять. Нет и не должно быть «свободы убивать».
А «свобода выбора» как раз есть: человек, который пренебрег запретом и всё-таки убил, поступил так по своему выбору. За который и должен нести ответственность. А если воздержался от нарушения запрета, то — получить награду. Да, за нарушение получил бы смертный приговор, но мог бы этим пренебречь из ненависти к жертве. Или мог убить так, чтобы без свидетелей.
Но то — убийство. Однозначное зло. А вот вера… тут проблема. Сегодня еще жива историческая память о некоторых средневековых учреждениях типа инквизиции, да и недавние тоталитарные идеологии немногим лучше. И в плане тиранического поведения последователей, и в плане самих идей. Современный человек хочет, чтобы ему дали уйти от всего этого и не заставляли поклоняться той или иной идее.
Это понятно. Но.
Во-первых, речь о западном человеке — или, если точнее, представителе христианской цивилизации. Именно ему надоело это «отсутствие религиозной свободы». Восточному человеку во многих случаях это вовсе не надоело, он сам во всё это верит, так воспитан. Поэтому судить то, что другие общества делают со своими членами, разделяющими их ценности, лучше не надо.
Как человек, поживший в обществах, различных в плане религиозности и в других областях, знаю: по-настоящему можно понять общество только изнутри. А из того, что видится снаружи, да еще и через призму иного менталитета, можно получить весьма превратное впечатление. То, что происходит у них внутри, — их дело.
Если мы их и порицаем, то — только когда они совершают действия в отношении представителей других обществ в соответствии со своими принципами. «Наказывают» их за «вероотступничество». Тут уж — извините, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Те, кто был убит 11 сентября в Америке или сейчас, 22 марта, в России, ничему не присягали в верности на таких условиях и ни от какой веры не «отступались».
А вот если в современном западном обществе человек станет выступать, например, против предоставления равных прав чернокожим — или сегодня даже ЛГБТ, то его — нет, физически не убьют… но понятно, что последствия для его жизни будут. И о полной свободе слова тут говорить не приходится.
Так что на самом деле все согласны, что полной свободы во всем быть не может и что есть правила, которые настолько важны, что следует заставлять людей поступать в определенных ситуациях так — и не иначе. Вопрос только — конкретика, что подставляется в формулу. Это уже зависит от ценностей конкретного общества на данном этапе истории.
Теперь можно перейти к упомянутой Вами теме: отступничество от веры и субботы.
Во-первых, уточнение. Смертная казнь по Торе полагается не за какое-то абстрактное «отступничество», а только за конкретные действия, нарушение определенных запретов. А запретов тут может быть два: либо нарушения субботы, либо идолопоклонства. Суть обоих — не в «отступничестве» от чего-то, а в выполнении определенных запрещенных действий.
Идолопоклонство — служение другим богам либо путем жертвоприношений, либо каким-то другим способом, которым им принято служить. Да, в принципе это расценивается как предательство по отношению к Б-гу. Тем не менее это конкретный запрет, и наказание положено только за совершение указанных действий.
Нарушение субботы — совершение одной из 39 работ, запрещенных в этот день, — тех, посредством которых возводился Мишкан (Скиния — переносной Храм). В отличие от служения идолам, сами по себе эти работы никак не выглядят чем-то дурным или предательским по отношению к Б-гу (что плохого и предательского в написании двух букв или переносе предмета из частного владения в общее?). Выполнение этих работ является нарушением запрета только потому, что так постановил Сам Б-г.
Причем в любом случае наказание не назначается, если перед нарушением свидетели не предупредили человека, какой запрет он этим действием собирается нарушить и какое наказание за это полагается, — а тот не ответил на предупреждение: знаю, но всё равно на это иду.
То есть наказание назначается очень даже «с ведома» нарушителя, и для того, чтобы приговор был вынесен, надо очень постараться и нарваться. Поэтому человек не может тут сказать, что «так не договаривались». Ограничение свободы? — Может быть, но в то же время никто его не заставлял так лезть на рожон.
Это — во-первых.
А, во-вторых, обратим внимание: в наше время смертная казнь на практике не применяется. Да, по техническим причинам — со времен разрушения Храма вот уже 2000 лет нет Санхедрина, который необходим для вынесения приговора. Но ничто на свете не случайно. Получается, что на практике приговоры, если и выносились, то только в ту эпоху, когда стоял Храм.
Ну, а тогда всё было другим, включая менталитет людей и вызовы, с которыми они сталкивались. А именно: тогда вопрос отношений с Б-гом вовсе не ставился как вопрос о вере. В отличие от сегодняшнего дня, тогда существование Б-га представлялось для всех очевидным и не об этом были споры. А о том, следовать за Б-гом или за какими-либо идолами — «звездами», которые, как казалось, тоже имеют силу.
Поэтому идолопоклонство по сути являлось не выбором иной веры, вопросом идеологии, а предательством Б-га, вопросом взаимоотношений с «известными небесными личностями». (А также подрывом единства общества, которое только и жило связью с Этим Б-гом и служением Ему).
А как относятся к тем, кто совершил предательство, будь то личное или измена Родине? Это всем известно, и так оно осталось по сей день. Не везде непременно казнят, но по головке никто не погладит. И никто не заикнется о свободе, с кем дружить и какой стране служить. Есть вещи, понятные всем.
Это идолопоклонство. А субботу тоже Б-г объявил знаком личной связи еврейского народа с Ним. Поэтому и ее нарушение — род предательства, откровенного надругательства над этой связью. Это — как бросить обручальное кольцо в лицо супругу. В те времена всё это было так же очевидно и понятно всем, как сегодня — запрет убийства и прочие «общечеловеческие ценности». И если кто-то считает, что ему непременно нужна полная свобода бросать что угодно в чье угодно лицо, то «уж извините».
Ну, а когда придет Машиах, то и те заповеди и наказания, которые будут восстановлены, вернутся не сами по себе, а вместе с нашим пониманием их сущности и принятием соответствующих «правил игры».
Так что тут можем не беспокоиться. Называть это «свободой» или нет — можно обсуждать. Но одно определенно можно сказать: плохо не будет.
И продолжим искренне молиться о скором приходе того времени, на благо всем.
С уважением, Меир Мучник
Рав Арье Каплан,
из цикла «Еврейская Тора и христианские миссионеры»
Почти два тысячелетия христианские миссионеры убеждали евреев принять их веру, но всякий раз терпели неудачу. Что двигало нашими предками? Почему они оказались столь «неуступчивыми»?
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Бенцион Зильбер
Всевышний дал законы, которые не могут быть исполнены?
Рав Захария Матитьяу
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Арье Каплан
Чем христианский Мессия похож и не похож на еврейского Машиаха?
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
С. Бернфельд
Въезд в Медину, второй по святости город мусульман, запрещён как евреям, так и христианам
Рав Реувен Пятигорский
Посмотришь на религиозных евреев, и начинает казаться, что они не очень терпимы к другим конфессиям…
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его