Темы: Богатство, Запреты, Грех, Деньги, Заповеди, Будущий мир, Вера и упование, Молитва, Праведники
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Такой вопрос: почему я молюсь, прошу Б-га помочь мне с финансами, чтобы всё стало лучше (причем хороший заработок, есть связи), но когда дело доходит до «дела», то ничего не получается? Я надеваю тфилин, соблюдаю Шаббат, кашрут, каждый день читаю Тэилим (Псалмы) и использую сгулот[i], но ничего не приходит. Почему это так?
Есть евреи, которые не молятся, не соблюдают ничего и даже ведут образ жизни, который по Торе является одним из самых осуждаемых, но всё же они очень богатые люди. Почему Б-г не дает такой возможности мне? Эйтан
[i] Сгулот — «чудесные» средства, с помощью которых евреям можно достичь какого-либо положительного результата с неочевидными причинно-следственными связями.
Здравствуйте, уважаемый Эйтан,
Ваш вопрос можно немного переформулировать. На языке наших мудрецов он звучит так: «(Как может быть, что) праведнику плохо, а грешнику хорошо?» Это вообще-то и есть то, что Вы спрашиваете: почему один старается выполнять заповеди, молится, учит Тору, даёт цдаку, но ему не везёт, а другой живёт — как ему хочется, ничего не соблюдает, грешит, а жизнь у него — «в шоколаде»? Ведь если существует Всевышний, Который наказывает за дурные дела и награждает за добрые, то почему мы наблюдаем несправедливость?
Ответ на этот вопрос глубок, и не всё нам дано понять. Но всё равно на что-то он может раскрыть глаза.
Нам важно постараться понять и принять: то, что мы считаем хорошим и полезным для себя, не всегда таковым является. Например, съесть какую-то сладость — хорошо или плохо? С одной стороны, нам вкусно, мы получаем сиюминутное удовольствие. Но, с другой стороны, через год из-за этой конфетки (в совокупности с другими) мне придётся идти к зубному врачу, где будет очень неприятно. К тому же это будет стоить немалых денег, и в результате я буду только сожалеть о съеденных сладостях.
Так же — и в нашей жизни в целом. Мы верим, что этот мир — только коридор в мир Будущий. Наше истинное место, ради которого мы созданы, — Будущий мир, а не этот.
Мы видим не общую картину, а только данный отрезок времени. А если бы видели всю картину, то и думали бы по-другому. Например, праведник, как свойственно человеческой природе, иногда «спотыкается», грешит. Всевышний посылает ему определенное страдание, и это искупает его грехи. Поэтому праведник, приходя в Будущий мир, получает 100% полагающейся ему награды, как будто и не грешил.
А грешник тоже иногда совершает добрые дела, но в основном — грешит. И Всевышний даёт ему деньги, машину, яхту, жену-красавицу и т. д. Но, получив награду за все свои добрые дела уже в этом мире, он останется наедине со своими грехами, и в Будущем мире его ожидает только наказание.
Рассказывают об одном хасиде, у которого всё шло не так. Денег не было, не удавалось выдать дочь замуж, он постоянно болел, за что ни возьмется, — всё идет наперекосяк…
Он решил поехать к своему ребе (хасидский наставник) за советом и благословением. И вот после долгой дороги он сидит в прихожей у ребе и ждёт, когда его позовут. Ожидание оказалось долгим, и он заснул.
И видит во сне: он умер и стоит перед Небесным судом. Его грехи и добрые дела взвешивают на весах, и чаша грехов перевешивает чашу добрых дел... Ему становится не по себе. Вдруг подгоняют ещё тележку, из которой начинают выгружать все его страдания — и класть на ту чашу весов, где находятся добрые дела, выполненные заповеди. И вот обе чаши почти уравновешиваются, но чаша грехов еще немного перевешивает чашу заслуг.
И хасид закричал во сне: «Дайте мне ещё страданий!» Проснулся от собственного крика — и даже не стал дожидаться очереди. А просто вернулся домой, потому что ответ он уже получил.
Желаю Вам увеличить свое доверие к Всевышнему, твердо верить: всё, что с нами случается, — оно к лучшему.
Это не значит, что не надо молиться об успехе во всём, что Вы стараетесь делать.
Но важно помнить о том, что мы видим не всю картину, а Тот, Кто её видит, желает нам добра.
С уважением, Моше Аксельрод
Рав Реувен Пятигорский
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Когда можно, а когда нельзя полагаться на чудо
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: дарить жене подарки на праздники — обязанность? На какие именно праздники? А если у нее уже есть одежда? Как порадовать жену? Как порадовать детей? Насколько дорогими должны быть подарки?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Рав Эльяким Залкинд
С какого момента время перестает существовать?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?