Темы: Запреты, Мудрость, Злословие, Заповеди, Гнев, Хафец Хаим, Упрек, Осквернение Имени Всевышнего
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый Рав. Живу в Америке. Все кругом матерятся. На работе несоблюдающий израильтянин, начальник, матерится на святом языке (очень похож на русский мат, только на иврите). Поменять работу нет возможности. На нынешней работе нет проблем с соблюдением Шаббата и праздников, что очень важно. 1 000 000 раз прошу не материться, но у человека не получается сдерживаться.
Гнев во мне растёт с каждым годом. Истощаются силы терпеть это безобразие. Есть ли какие-нибудь сгулот («чудодейственные средства») / уроки — что-нибудь, что укрепит «внутреннее я» и потушит гнев. Не знаю, что хуже: мой гнев или его сквернословие. И то, и другое — мерзость.
Почему мне это так сильно мешает? Что мне в себе нужно исправить? Ведь не зря я нахожусь в этой ситуации. N.
Здравствуйте, N.!
Спасибо Вам за вопрос!
Вы спрашиваете, почему сквернословие так сильно мешает и вызывает гнев. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к словам Рабейну Йоны[i], автора знаменитого труда «Шаарей Тшува». Там сказано следующее (часть 3, 229):
«И потому тяжко преступление сквернословящего и он мерзок и отвратителен, что оставил он стыд и скромность — качества святого народа. И пошел по тропам наглости, что есть свойство людей дурных. И, во-вторых, потому, что он осквернил святость еврейского народа, как сказано (Дварим 4:6): “Храните же и исполняйте, ибо это мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав обо всех этих уставах, скажут: как мудр и разумен народ, этот великий народ”. А сквернословец ведет себя подобно отвратительным глупцам, удаленным от пути разума, который прекрасен и приятен. И поднялась вонь их, и распространился мерзкий их запах. И каждый мудрый и понимающий человек гнушается ими. И вот (сквернословящий) оскверняет сосуды разума, который дороже прекрасной утвари, как сказано (Мишлей 20:15): “…драгоценная вещь (כלי — сосуд, утварь, инструмент) — уста разумные”».
Кажется, здесь всё сказано. Непристойная речь по природе своей претит и вызывает отвращение у чистых и богобоязненных людей. (Говоря «мудрый и понимающий человек», Рабейну Йона имеет в виду не IQ этого человека, а степень осознания им истины: насколько тот близок к Всевышнему. А «глупцы» здесь, соответственно, — злодеи).
Так что можно порадоваться, N.: у Вас светлая душа, которая тянется к Б-гу. Поэтому Вам нелегко. Что делает еврей, когда оказывается в непростой ситуации? Набирается терпения и просит Всевышнего о помощи. Как правило, проблемы посылают для того, чтобы помочь нам вырасти. Всё к лучшему.
Что плохого в сквернословии?
Из приведенного отрывка можно понять, почему грех непристойной речи так отвратителен. Автор «Шаарей Тшува» упоминает две причины.
Это можно сравнить с починкой автомобиля. У одного поцарапан кузов: подправили, подкрасили — через пару часов выезжает как новенький. А у другого — неполадки в моторе. Согласитесь, совсем другая история: сложно сказать, сколько времени займет ремонт и сколько это будет стоить.
Как вести себя в компании матерщинников?
Сразу отметим: закон строго запрещает слушать непристойную речь. Рабейну Йона пишет далее (там же): «И для того, кто слушает сквернословие, наказание велико — потому, что не заткнул уши и не удалился от сквернословящих. И о нем сказано (Мишлей 22:14): “Ров глубокий — уста чужих; на кого прогневается Господь, тот упадет туда”».
Более того, в другом месте (там же, 197) автор «Шаарей Тшува» требует от слушателя вмешаться и протестовать:
«Человек, который слушает злословящих или сквернословов, или сидит в компании насмешников, издевающихся над Торой и заповедями, и знает, что жгучи и колючи они (саравим вэ-салоним)[iii] и, если будет обличать их, не послушают его слов, потому зажимает себе рукой уста, —
также будет наказан, потому что не ответил глупым по глупости их[iv]. Ведь могут сказать, что он — такой же, как они (глупцы), и что он согласен с их речами. Но обязан он ответить им и пригрозить им, дабы возвеличить Тору и заповеди, над которыми они издевались и насмехались. И пусть возревнует о чести невинного человека и праведника, о котором они будут болтать».
Обличить, упрекнуть, указать другому на его недостойное поведение — это важная заповедь. Нам заповедана «тохэха», как сказано в Торе (Ваикра 19:17): «ты увещевай (охэах-тохиах) ближнего твоего — и не понесешь за него греха». Тот, кто способен упрекнуть так, что к его словам прислушаются, спасает и себя, и всех, кто слушает, и того, кто говорит запретное.
«Обличение» грешника — это непростая заповедь. Тут надо проявлять осмотрительность и объективно оценивать ситуацию. Это совсем не просто, учитывая, что, как правило, тот, кто упрекает, лично задет и эмоционально возбужден.
Так, Хафец Хаим[v] пишет в своей книге (6:5, примечание 9): если замечание приведет к обратному результату, т.е. вызовет новую волну запретной речи, замечание делать нельзя. В этой ситуации следует просто покинуть «место преступления». Если по какой-то причине уйти нельзя, надо заткнуть уши пальцами. В наше время есть еще лучший способ. Уникальное изобретение под названием «наушники» создано как раз для таких случаев.
Когда есть основания полагать, что наше замечание проигнорируют, т.е. оно не принесет ни вреда, ни пользы, надо выразить протест. Это — чтобы окружающим было понятно, что мы не разделяем мнения злословящих. Такой вывод делает Хафец Хаим (там же) из приведенных выше слов Рабейну Йоны.
В тяжелых ситуациях, когда борьба с матерщиной (или злословием) может дорого обойтись, например, есть опасность потерять работу, — стоит проконсультироваться с раввином, лично знающим Вас и Ваши обстоятельства. В подобных случаях это имеет значение.
С уважением, Нохум Желязник
[i] Рабейну Йона бар-Шмуэль Геронди (умер в 5024 / 1263, Испания, Прованс) — выдающийся законовед и комментатор, создатель ряда шедевров еврейской этической мысли. Его книга «Шаарей Тшува» («Врата раскаяния» ) — классическое произведение литературы Мусара (еврейской этики).
[ii] Примечание автора ответа: Хафец-Хаим (в предисловии к книге) приводит еще одну причину, по которой грехи, связанные с речью, являются такими тяжкими. Человек, не следящий за своим языком, нарушает запрет раз за разом, сотни и тысячи раз. Ну, сколько сала можно съесть? Съесть один кусок сала (размером «ке-зайт») — значит, нарушить один запрет Торы. Четыре куска, ну, пять, пусть будет даже семь — это семь нарушений запрета за один раз, не больше. А лашон а-ра (злословие)? Каждое слово — это отдельный грех. За одну минуту беседы можно нарушить десятки запретов. То же самое — со сквернословием, будем внимательны. — Н.Ж.
[iii]סרבים וסלונים — отсылка к стихам из книги пророка Йехезкеля (2:6, 7): «А ты, сын человеческий, не бойся их и речей их не бойся; (и) хотя воспротивятся и терниями (станут) для тебя, — ведь живешь среди скорпионов, речей их не бойся и лиц их не страшись, ибо они — дом мятежный. И скажешь им слова Мои, будут они слушать или откажутся, ибо мятежны они».
Слово «саравим» комментаторы толкуют по-разному. Некоторые считают, что оно связано с корнем син-рейш-вав, который означает отказ, сопротивление (как в приведенном здесь переводе — «воспротивятся»). Другие полагают, что это какое-то жгучее растение типа крапивы (сирпад), идущее в паре с «терниями». В любом случае из стихов следует, что необходимо возражать этим людям («сынам Израиля с упрямыми лицами и жестокими сердцами», которые «упорствовали» против Всевышнего, см. выше стихи 3, 4) — неважно, послушают они или нет.
[iv] Отсылка к стихам из Мишлей (26:4, 5): «Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему. Отвечай глупому по глупости его, а то он будет мудр в глазах своих».
[v] Раби Исраэль-Меир бар-Арье-Зэев а-Коэн Каган (Хафец Хаим; 5598-5693 / 1838-1933, Литва, Польша) — выдающийся законоучитель и праведник, духовный лидер своего поколения. Его книга «Хафец Хаим» («Жаждущий жизни») посвящена законам о злословии, сплетнях и клевете.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Профессор Даниэль Михельсон
Царь Соломон знал не только значение числа π с высокой точностью, но и был в состоянии рассчитать объём тела вращения с шестью знаками. Но на самом деле речь идет не о человеческой мудрости, а о Б-жественной.
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...
Рав Ашер Кушнир
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Злословит тот, кто говорит о достойных порицания недостатках ближнего, даже если говорит правду.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Немного о лашон а-ра
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Подробный комментарий на раздел «Орах Хаим» Шульхан-Аруха
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».