Темы: Заповеди, Помощь, Хесед, Благодарность, Самооценка, Самосовершенствование, Любовь к ближнему
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый раввин, я долго бился над вопросом, должен ли я, поступая по принципу «возлюби ближнего как самого себя», помогать ближнему, когда мне не хочется помочь ближнему, или не должен. Мне кажется, что я нашёл ответ на этот вопрос.
Когда у меня хорошее настроение и я полон энергии и оптимизма, я помогаю ближнему, который мне нравится, и ближнему, который мне не нравится. Но когда я устал, у меня мало энергии и плохое настроение, я помогаю только ближнему, который мне нравится.
Почему? Потому что если у меня плохое настроение, мало энергии и я устал — и повстречал ближнего, который мне не нравится и который нуждается в моей помощи, то — я люблю себя больше, чем ближнего, который мне не нравится. Потому что ближний, которого я повстречал и который нуждается в моей помощи, мне не нравится. Поэтому я поступаю по желанию не помочь ближнему.
Но если ближний, который мне нравится, нуждается в моей помощи и у меня плохое настроение, мало энергии и я устал, то — я переступаю через своё нежелание помочь ближнему. Почему? Потому что если ближний мне нравится, то я люблю его больше, чем себя. Я хочу быть похожим на него и считаю его лучше себя. Поэтому я переступаю через своё нежелание помочь ближнему.
Понимаю, что чувство расположения или отсутствие этого чувства к ближнему может быть иррациональным. Но если я не встречал раньше ближнего, то я ничего о нём не знаю. Чувство расположения к ближнему или отсутствие этого чувства, каким бы иррациональным оно ни казалось, служит единственной подсказкой, на основе которой я принимаю решение помочь или не помочь ближнему, когда у меня плохое настроение, мало энергии и я устал. Дмитрий
Здравствуйте, Дмитрий!
Спасибо за Ваш вопрос и интересный пример самоанализа. Ваш вывод: решение, помогать или нет, зависит целиком от чувства расположения к ближнему. Тому, кого я люблю больше, чем самого себя, — помогаю, кого люблю меньше, — не помогаю.
Мне кажется, что человек всегда любит себя больше, чем кого бы то ни было. Обратим внимание: Тора не требует любить другого больше, чем себя, даже в идеале. Только — «как самого себя», не больше. Это нормально, что у человека в центре — собственное «я», так мы все созданы. Но наша задача — учиться отставить в нужный момент свое «я» в сторону и считаться также с другими людьми.
Если я люблю себя больше, чем других, почему я им помогаю?
Ответ: потому, что я на этом выигрываю. В чем же выигрыш? Очень просто: помогая другим, мы показываем себя с лучшей стороны, создаем о себе хорошее впечатление. Нас уважают. Также, обычно, получаем соответствующую благодарность, это приятно.
У человека есть потребность чувствовать себя хорошим. Помогая другим, мы удовлетворяем эту потребность. Легко проверить: предположим, я постарался, кому-то помог, а тот и не заметил, не оценил. Ни уважения, ни благодарности. Я захочу помогать такому в будущем? Конечно, нет, пусть сам справляется.
На самом деле, мы можем наблюдать: те, кто отчаялся видеть в себе доброго, позитивного человека, например, преступники, другим помогать не будут. У них нет этой потребности, они уже знают, что они «плохие». Еще пример, многим до боли знакомый: дети, которые не хотят помогать родителям. Причина в том, что они получают больше критики, чем благодарности и уважения. Если родители не смогли дать детям взамен необходимую им признательность и благодарность, конечно, те не захотят ничего делать.
Так это у людей работает. Решение, помогать или нет, принимается в зависимости от ожидаемого фидбека (обратной связи). Поэтому обычно легко помогать людям, которые не совсем чужие и не совсем близкие. Так, знакомые средней дистанции. На них можно произвести впечатление и они всегда поблагодарят, как положено.
Другое дело — люди чужие или, наоборот, очень близкие: супруг / — а, родители, ближайшие родственники. Помощь чужому обычно «не оправдывается»: чужой знает, что продолжения отношений не будет, и не спешит оказывать уважение и благодарить. Отдача минимальная.
Очень близкому человеку тоже помогать тяжело. Родственники часто ожидают помощи как чего-то само собой разумеющегося, и вместо благодарности есть риск получить в свой адрес критику и недовольство. Произвести впечатление тоже не получится: нас здесь уже хорошо знают. Так зачем помогать? Невыгодно!
Что требует Тора, предписывая помогать другим?
Иерусалимский Талмуд (Нэдарим 9:4) предполагает: предписывая нам «возлюбить ближнего как самого себя»[i] (Ваикра 19:18), Тора хочет вывести нас за привычные рамки «выгодно-невыгодно». Точнее, несколько расширить понятие выгоды. У еврея, соблюдающего мицвот[ii], есть возможность помогать другим даже тогда, когда не хочется, и даже там, где за помощь «не заплатят». Ведь если мы признаём, что у мироздания есть Творец и все наши действия записываются «Наверху», мы можем быть уверены, что, поступив правильно, в убытке не останемся. Наоборот, широко известно высказывание Раби[iii] в Пиркей Авот[iv] (2:1): «…соотнеси ущерб, (который ты понесешь из-за неисполнения) заповеди, с наградой (за следование ей), а награду (за воздержание) от греха — с ущербом, который ты понесешь, (если совершишь его)».
Обязаны ли мы помогать, когда не хочется?
Интересно, что Тора ясно говорит об обязанности помогать даже такому человеку, с которым мы в плохих отношениях. Находим это в книге Шмот, в заповеди возращения пропажи (23:4, «бык врага») и заповеди разгрузить упавшего осла (там же, стих 5, «осел врага»). В обоих случаях Тора обязывает приложить усилия ради спасения имущества другого человека[v]. Как видим, нежелание помогать не служит оправданием.
Конечно, вопрос о том, кому, как и в какой мере помогать, всегда остается вопросом. И часто — очень непростым. К сожалению, мы не находимся на уровне праотца Авраама, который помогал всем без исключения в любой ситуации (помните, как он принимал гостей на третий день после обрезания?) Но наша задача — работать над качеством хесед, не поддаваться лени и другим уловкам злого начала, которое пытается помешать нам проявлять милосердие.
Кажется, тому, кто хочет «расти», развивая в себе желание помогать, прежде всего стоит обратить внимание на самых близких людей. Часто именно с ними мы живем в определенной системе отношений, организованной по принципу «ты — мне, я — тебе». Обязанности каждого четко расписаны. Условно: жена моет для всех посуду, муж делает для всех покупки. Выйти за рамки этой системы, сделать больше, облегчить в нужный момент ношу близкого человека, не ожидая чего-либо взамен, бывает очень непросто. Это и есть, на наш взгляд, настоящий хесед, самое ценное.
С уважением, Нохум Желязник
[i] «Возлюби ближнего» — далеко не единственный стих в Торе, из которого выводится обязанность помогать ближним. См. введение к книге Хафец Хаима «Ахават Хесед», там автор приводит длинный список цитат из Торы, где речь идет о хесед (милосердии к ближнему, необходимости делать ему добро). Практически нет недельной главы, где не упоминалась бы в той или иной форме обязанность помогать ближнему (прим. автора ответа).
[ii] Заповеди, данные евреям.
[iii] Раби Йеуда а-Наси (или просто Раби; 3896-3980 / 135-220, Эрец-Исраэль) — наси (глава) высшего еврейского суда — Санхедрина, составитель и кодификатор Мишны.
[iv] «Пиркей Авот» — последний из девяти трактатов четвертого раздела Мишны, раздела Незикин («Ущербы»). Представляет собой сборник изречений танаев — мудрецов Мишны. Основное содержание трактата — этическое учение. В Талмуде (Бава Кама 30а) сказано: «Тому, кто хочет быть праведником, надо поступать согласно трактату Авот».
[v] В первой части своей книги «Ахават Хесед», гл. 4, Хафец Хаим подробно рассматривает эту тему (прим. автора ответа).
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Хаим Донин,
из цикла «Быть евреем, законы повседневной жизни»
Раби Йосеф Герц
Разъяснение заповеди о любви к ближнему: это определение относится и к тем, кто принял гиюр, присоединился к еврейскому народу, верит в единого Б-га и соблюдает законы Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Благодарность по-еврейски»
Рав Элиягу Элиэзер Деслер,
из цикла «Эссе о благодеянии»
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Мирьям Климовская
Я должна постоянно ее контролировать? Я черствая, что этого не делаю?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Хана Лернер
Куколка, которая не верит, что может стать бабочкой?..
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Эльяким Залкинд
Как такое возможно — еврею быть без союза с Б-гом?
Рав Меир Мучник
И если у него было более еврейское имя, почему Всевышний к нему обращается «Моше, Моше»?
Рав Нахум Шатхин
Почему Всевышний скрыл от Ифтаха закон о жертвоприношениях?
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Блудница или владелица постоялого двора?
Рав Овадья Климовский
О чём Яабец просил Того, Кому принадлежит мудрость?
Рав Реувен Куклин
Что означает слово бин?
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Яков Гельфман
Ведь это значит, что он осознавал опасность и знал, что изменение имени может помочь...
Рав Реувен Куклин
Это больше напоминает мусульманское имя…
Рав Овадья Климовский
Кто сделал больше, тот не сделал ничего?